Никаноръ Степановичъ Братолюбовъ – Слово въ 4-ю недѣлю по Пасхѣ о разслабленномъ.

«Се здравъ еси: ктому не согрѣшай,

да не горше ти что будетъ» (Іоан 5, 14).

Едва ли не всѣ мы, при постигающихъ насъ болѣзняхъ, ищемъ одной сторонней помощи къ уврачеванію ихъ и, къ сожалѣнію, бываемъ нерѣдко весьма опрометчивы въ выборѣ себѣ помощника въ своихъ недугахъ.

А между тѣмъ Слово Божіе ясно указываетъ намъ и причины нашихъ болѣзней и способы къ исцѣленчо отъ нихъ и самыя мѣры къ тому, чтобы вновь не подвергнуться тягчайшимъ болѣзнямъ.

Евангельское чтеніе въ настоящій воскресный день представляетъ предъ наши взоры и сердца изумительное событіе чудеснаго исцѣленія разслабленнаго въ Іерусалимѣ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ во время Его жизни на землѣ для искупленія рода человѣческаго.

Представьте себѣ разслабленнаго (παραλυτικόν), лежащаго на одрѣ болѣзни подъ рядъ 38 лѣтъ, и вы поймете ужасное положеніе больного тридцать восемь лѣтъ пролежать въ постели безысходно – значитъ потерять и всѣ остальныя силы свои, дойти до полнаго ослабленія ихъ и впасть въ крайне бѣдственное состояніе. Не имѣя возможности заработывать себѣ пропитаніе, больной съ теченіемъ времени неминуемо долженъ былъ испытывать горести крайней нищеты и бѣдности. Отзываемая ему матеріальная помощь добрыми людьми время отъ времени, конечно, ослабѣвала уже и потому, что были и другіе бѣдные, больные, которымъ волей-неволей приходилось тоже помогать. Уходъ за такимъ больнымъ, разумѣется, казался тяжелымъ дѣломъ, тяжелымъ не только стороннему лицу, но даже и друзьямъ и роднымъ, если таковые были у него. Во всякомъ случаѣ надо думать, съ каждымъ годомъ положеніе разслабленнаго становилось болѣе и болѣе безпомощнымъ, почти безнадежнымъ. Нечего и говорить о врачебной помощи для такого больного бѣдняка, особенно при низкомъ уровнѣ развитія врачебной науки въ то время. Да и всѣ ли болѣзни могутъ быть врачуемы человѣческими средствами и способами?! А болѣзнь разслабленія была одною изъ упорныхъ, неподдающихся медицинскимъ средствамъ. Оставалась одна надежда на всесильную помощь Божію при посредствѣ цѣлебной силы воды въ купальнѣ у овечьихъ воротъ (такъ называемыхъ отъ того, что предъ ними была площадь, на которую пригоняли овецъ, назначаемыхъ на жертву), въ сѣверной окрайнѣ города Іерусалима. «Ангелъ бо Господень на всяко лѣто схождаше въ купель и возмущаше воду: и иже первѣе влазяше по возмущеніи воды, здравъ бываше яцѣмъ же недугомъ одержимъ бываше» (Іоан. 5, 4). Для желающихъ пользоваться этою небесною помощію устроено было при купальнѣ пять крытыхъ ходовъ или галлерей, въ которыхъ лежало множество больныхъ, и слѣпыхъ, и хромыхъ, и изсохшихъ (сухорукихъ, сухоногихъ); всѣ они ожидали сверхъестественнаго возмущенія воды. Въ этотъ домъ милосердія (какъ называли эту купальню съ ея притворами) въ числѣ другихъ многочисленныхъ больныхъ былъ помѣщенъ и разслабленный, о которомъ идетъ рѣчь. Но изъ года въ годъ ему – бѣдному не удавалось погрузиться въ воду первымъ и получить чрезъ то исцѣленіе. Собственныхъ силъ у него не хватало на это, а на помощь ему, при всѣхъ, конечно, его просьбахъ и мольбахъ, никто не хотѣлъ явиться. Всѣмъ было не до него. Но вотъ въ праздникъ Пасхи пришелъ сюда Врачъ душъ и тѣлесъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, и обратившись къ этому разслабленному, спросилъ его: «хочешь ты быть здоровымъ?» – Больной отвѣтилъ ему: «некому меня опустить въ купальню, когда возмутится вода. Какъ я ни явлюсь, другой уже сходилъ (слазилъ въ воду) прежде меня». Іисусъ Христосъ говоритъ ему: «возьми свой одръ, и ходи!». – Разслабленный тотчасъ-же вы здоровѣлъ, взялъ свой одръ и пошелъ. Іудеи замѣтили это и сказали исцѣленному: «Сегодня суббота, нельзя тебѣ брать одра». (Они считали нарушителемъ Божіей заповѣди всякаго, кто и недалекое разстояніе пути пройдетъ въ субботу, неся ношу, которая можетъ утомить его.). Онъ отвѣчалъ имъ: «кто исцѣлилъ, тотъ мнѣ сказалъ: возьми свой одръ и ходи». Они спросили его: «кто же такой это сказалъ тебѣ?». Но такъ какъ разслабленный прежде никогда не видывалъ Христа, а по исцѣленіи его Iисусъ Христосъ тотчасъ скрылся въ народѣ, который былъ на томъ мѣстѣ, то исцѣленный и не зналъ, что отвѣчать. Потомъ уже Іисусъ Христосъ встрѣтился съ нимъ во храмѣ, и сказалъ ему: «вотъ ты сталъ здоровъ, не грѣши же, чтобы не случилось съ тобою чего хуже» (Іоан. 5, 14)...[1].

И это, слушатели христіане, не единственный случаи чудеснаго исцѣленія отъ болѣзни Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Кто не знаетъ изъ Евангельскихъ чтеній, что, кромѣ упоминаемаго сегодня разслабленнаго весьма, многіе обращались къ Iисусу Христу съ различными недугами разными болѣзнями и никто не отходилъ отъ Него безъ помощи?! Слѣпые получали отъ Него зрѣніе, глухіе слухъ, нѣмые – языкъ, прокаженные – очищеніе отъ проказы и больные разными другими болѣзнями получали отъ Него здравіе.

«И ходилъ Іисусъ по всей Галилеи, проповѣдуя Евангеліе царствія и исцѣляя всякую болѣзнь и всякую немощь въ людяхъ. И прошелъ о Немъ слухъ по всей Сиріи; и приводили къ Нему всѣхъ немощныхъ, одержимыхъ различными болѣзнями, и припадками, и бѣсноватыхъ, и лунатиковъ, и разслабленныхъ, и Онъ исцѣлялъ ихъ», какъ повѣствуетъ объ этомъ Св. Евангелистъ Матѳей (4, 23-24).

Вслѣдъ за этими исцѣленіями послѣдовали другія исцѣленія тоже весьма изумительныя: то Iсусъ Христосъ заочно исцѣляетъ царедворцева сына въ Капернаумѣ (Іоан. 4, 46-54), то бѣсноватаго тамъ же въ синагогѣ (Мар. 1, 23-27), то исцѣляетъ отъ горячки тещу Симона Петра на дому (Мѳ. 8, 14-15; Мар. 1, 29-31; Лук. 4, 38-39), а вечеромъ въ тотъ же день многихъ бѣсноватыхъ и страдавшихъ различными болѣзнями (Мѳ. 8, 16-17: Мар. 1, 32-34; Лук. 4, 40-41, 5, 15), то исцѣляетъ прокаженнаго на пути (Мѳ. 8, 2-4; Мар. 1, 40-44; Лук. 5, 12-14), то разслабленнаго въ Капернаумѣ (Мѳ. 9. 1-8; Мар. 2, 1-12; Лук. 5, 18-26).

Послѣдующія за симъ, совершенныя Iисусъ Христомъ исцѣленія больныхъ, не менѣе того изумительны, какъ и предыдущія.

Исцѣливъ, какъ сказано, въ праздникъ Пасхи разслабленнаго при овчей купели (Іоан. 5, 1-14), Iисусъ Христосъ чрезъ недѣлю въ субботу исцѣляетъ сухорукаго въ синагогѣ (Мѳ. 12, 9-14; Мар. 3, 1-6; Лук. 6, 6-11), а затѣмъ въ Галилеѣ заочно исцѣляетъ разслабленнаго слугу сотника (это въ Капернаумѣ; Мѳ. 8, 5-13; Лук. 7, 1-10) и вскорѣ же, за Геннисаретскимъ озеромъ, исцѣляетъ бѣсноватаго, одержимаго легіономъ бѣсовъ (Мѳ. 8, 28-34; Мар. 5, 1-13; Лук. 8, 26-39), а на противоположномъ берегу озера, въ массѣ народа чрезъ одно прикосновеніе къ одеждѣ Спасителя получаетъ исцѣленіе женщина, 12-ть лѣтъ страдавшая кровотеченіемъ, за время своей болѣзни она на лекарства и на врачей истощила все, что имѣла, и что-же? Не только не получила она никакой пользы отъ нихъ «но паче въ горшая пріиде»... Уже не было у нея никакой надежды ни на выздоровленіе, ни даже на пропитаніе себя въ будущемъ. Но, къ счастію, ея вниманіе останавливается на Томъ, отъ Кого «исходитъ всякое даяніе благое и всякъ даръ совершенный» (Іоан. 1, 17). Съ твердою вѣрою она касается края ризъ Его, и тотчасъ же получаетъ исцѣленіе (Мѳ. 9, 18-26; Мар. 5, 25-34; Лук. 8, 43-48).

А вотъ и еще исцѣленія, совершенныя Iисусъ Христомъ: Это – исцѣленія двухъ слѣпыхъ и нѣмого бѣсноватаго (тутъ же на пути, Мѳ. 9, 27-34).

Нельзя не изумляться, что даже язычница Хананеянка въ предѣлахъ Тирскихъ и Сидонскихъ получила просимое отъ Господа Iисуса Христа исцѣленіе бѣсноватой дочери (Мѳ. 15, 21-28; Мар. 7, 24-30).

Въ Заіорданской странѣ у Галилейскаго озера Iисусъ Христосъ исцѣляетъ глухого косноязычнаго и другихъ больныхъ, хромыхъ, слѣпыхъ, нѣмыхъ, увѣчныхъ и иныхъ многихъ, какъ повѣтствуется о томъ въ Евангеліи (Мѳ. 15, 29-31), а Виѳсаидѣ (Заіорданской) Онъ исцѣлилъ слѣпого (Мар. 8, 22, 26).

Дивно было Преображеніе Господа на горѣ, но дивны и чудеса, совершенныя вслѣдъ за тѣмъ. Спустившись съ горы, Iисусъ Христосъ исцѣляетъ бѣсноватаго отрока (Мѳ. 17, 14-21; Мар. 9, 14-29; Лук. 9, 37-43), а въ Іерусалимѣ исцѣляетъ слѣпорожденнаго (Іоан. 9, 1-38), страдавшаго десятки лѣтъ тяжелымъ недугомъ, полною слѣпотою глазъ, не за грѣхи чьи либо, ни за грѣхи свои, ни за грѣхи родителей, но «да явятся дѣла Божія на немъ» (9, 7)[2]. Эго чудесное исцѣленіе такъ поражаетъ всѣхъ очевидцевъ его, что они невольно восклицаютъ: «отъ вѣка не слыхано, чтобы кто открылъ очи слѣпому» (Іоан. 9, 32).

Но это еще не все. Вотъ въ одномъ изъ Іудейскихъ городовъ въ синагогѣ Iисусъ Христосъ исцѣляетъ скорченную, 18 лѣтъ одержимую недугомъ отъ духа нечистаго (Лук. 18, 10-17).

Достойно особеннаго нашего вниманія, слушатели христіане, что всѣ эти чудесныя исцѣленія больныхъ, совершенныя Iисусомъ Христомъ, засвидѣтельствованы очевидцами, Св. Апостолами и Евангелистами, запечатлѣвшими потомъ истину своихъ словъ своею мученическою кончиною за Iисуса Христа.

Нужно ли послѣ этого говорить вамъ, слушатели христіане, о другихъ исцѣленіяхъ, совершенныхъ Iисусомъ Христомъ (послѣ праздника обновленія), – о чудесномъ исцѣленіи страдавшаго водяною болѣзнію (Лук. 14, 2-5) и объ исцѣленіи 10 прокаженныхъ (Лук. 17, 11-19)? Всѣмъ извѣстно, что эти болѣзни доселѣ признаются неизлечимыми не только посредствомъ единаго слова, но и посредствомъ врачебныхъ пособій, и всѣмъ извѣстна всемогущая сила Божія. «Не возможная у человѣкъ возможна суть у Бога» (Лук. 18, 27).

Въ самомъ дѣлѣ, слушатели христіане, если Господь нашъ Iисусъ Христосъ единымъ словомъ Своимъ сотворилъ небо и землю, – если Онъ сотворилъ сонмы Ангеловъ и человѣка, – если Онъ воскрешалъ мертвыхъ, а именно: воскресилъ сына вдовы Наинской (Лук. 7, 11-17), дочь Іаирову (Мар. 5, 21-24 и 35-43) и Лазаря четверодневнаго, уже подвергавшагося гніенію, разложенію (Іоан. 11, 17-53), – если Самъ Господь Своею собственною силою воскресъ изъ мертвыхъ (Іоан. 10, 18; 1 Кор. 51, 1-13) и попралъ силу адову (Кол. 1, 14-18) и искупилъ весь родъ человѣческій отъ грѣха, проклятія и смерти (Рим. 5, 12-15), то развѣ Онъ, Всесильный, не можетъ всегда оказать помощь (Ефес. 3, 20) каждому больному, лишь бы самъ больной по своей вѣрѣ и любви къ Нему заслуживалъ Его помощи?

Правда, указанныя нами чудесвня исцѣленія совершилъ Господь, будучи Самъ на землѣ, среди больныхъ. Но если таковъ былъ Iисусъ Христосъ во время Своей земной жизни, – если тогда Онъ никому не отказывалъ въ Своей помощи, то ужели Онъ откажетъ кому нибудь въ Своей помощи теперь, – потому только, что находится не на землѣ, а на небѣ? Ужели Его сила теперь ослабѣла отъ того, что Онъ «сѣдитъ одесную Бога Отца» (Евр. 8, 1), чтобы непрестанно ходатайствовать за насъ, искупленныхъ Его честною Кровію? (Еф. 1, 7). Ужели Онъ теперь имѣетъ къ намъ любви и состраданія менѣе, чѣмъ сколько имѣлъ, находясь на землѣ, – менѣе отъ того, что теперь находится во славѣ?! О, нѣтъ, нѣтъ; «Іисусъ Христосъ вчера и днесь, той же и во вѣки», по слову Св. Апостола (Евр. 13, 8). Онъ и теперь такъ же всемогущъ, какъ и прежде (Еф. 1, 17-28). И теперь Онъ такъ же преисполненъ любви къ намъ, какъ и прежде. И потому во всякое время мы можемъ ожидать отъ Него вѣрной помощи себѣ, если будемъ нелѣностно прибѣгать къ Нему съ просьбою, – въ своихъ немощахъ и болѣзняхъ обращаться къ Нему чрезъ пламенную, сердечную молитву, съ крѣпкою вѣрою и искреннею любовію къ Нему возносимую. «Чего ни попросимъ, получимъ отъ Него», сказалъ Св. Ап. Іоаннъ Богословъ (I Іоан. 3, 22; 5, 14-16). И Самъ Iисусъ Христосъ говоритъ: «Просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ» (Лук. 11, 9) Молитесь, и Онъ уврачуетъ васъ, если не непосредственно, то чрезъ святыхъ Своихъ и чрезъ служителей тайнъ Божіихъ (Кор. 12, 9; 12, 30).

Мы знаемъ, слушатели христіане, что даръ чудесныхъ исцѣленій отъ болѣзней преподанъ Iисусомъ Христомъ Святымъ Апостоламъ, какъ сказано въ Евангеліи: «призвавъ обанадесять даде имъ власть на дусѣхъ нечистыхъ, яко да изгонятъ, и цѣлити всякъ недугъ и всяку болѣзнь, глаголя: болящія исцѣляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бѣсы изгоняйте, туне пріясте, туне дадите!»... (Мат. 10, 1-8). Мало того, предъ вознесеніемъ Своимъ на небо, Господь Іисусъ Христосъ преподалъ Св. Апостоламъ, а въ лицѣ ихъ и всѣмъ Святымъ угодникамъ Божіимъ и пастырямъ Своей церкви слѣдующее, весьма отрадное обѣщаніе: «Знаменія вѣрующимъ сія послѣдуютъ: именемъ Моимъ бѣсы изженутъ, языки возглаголютъ новы, змія возьмутъ и аще что смертное испіютъ, не вредитъ имъ, на недужныя руки возложатъ и здравы будутъ» (Марк. 16, 17-18), и къ этому Онъ присовокупилъ: «Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка» (Мѳ. 28, 20), какъ бы въ подтвержденіе того, что исцѣленія чрезъ Него, по данной Имъ власти, будутъ совершаться впредь до кончины міра.

И Св. Апостолы дѣйствительно совершали силою Iисуса Христа разныя чудесныя исцѣленія отъ болѣзней. Такъ, Св. Ап. Петръ при дверяхъ храма исцѣлилъ хромаго отъ чрева матери, такъ что тотъ сталъ не только ходить свободно, но и скакать, тогда какъ прежде всегда переносили его стороннія лица (Дѣян. 3, 2-10)... Не менѣе изумительно и то, что далѣе повѣствуетъ Св. Евангелистъ Лука: «Руками Апостоловъ совершались въ народѣ многія знаменія и чудеса.., такъ что выносили больныхъ на улицы и полагали на постеляхъ и кроватяхъ, дабы хотя тѣнь проходящаго Петра осѣнила кого изъ нихъ. Сходились также въ Іерусалимъ многіе изъ окрестныхъ городовъ, неся больныхъ и нечистыми духами одержимыхъ, которые и исцѣлялись всѣ» (Дѣян. 5, 12, 15, 15)...

И не только 12 Апостоловъ, но и Св. Ап. Павелъ, этотъ избранный сосудъ Божіей благодати, бывшій прежде ярымъ гонитемъ христіанъ и вразумленный Iисусомъ Христомъ частію чрезъ видѣніе, частію же чрезъ пораженіе его полной слѣпотою глазъ, и исцѣленный потомъ отъ слѣпоты душевной и телесной чрезъ избранника Божія, Ананію, получилъ потомъ отъ Господа Бога великій даръ чудесныхъ исцѣленій отъ болѣзней.

Онъ исцѣляетъ въ Лиддѣ Энея разслабленнаго, 8-мь лѣтъ лежавшаго на одрѣ болѣзни, какъ вы, православные христіане, слышали объ этомъ въ нынѣ чтенномъ Апостолѣ (Дѣян. 9, 8-18 и 33-35); исцѣляетъ въ Листрахъ хромаго отъ чрева матери (Дѣян. 14, 7-10); исцѣляетъ затѣмъ въ Лидіи отроковицу, объятую нечистымъ духомъ прорицанія (Дѣян. 16, 16-18). Въ бытность въ Малой Азіи Св. Апостолъ Павелъ совершилъ также великія и дивныя чудеса исцѣленій сихъ болѣзней. «Богъ творилъ не мало чудесъ руками Павла», повѣствуется въ книгѣ Дѣянія Апостольскихъ, «такъ что на больныхъ возлагали платки и опоясанія съ тѣла его, и у нихъ прекращались болѣзни, и злые духи выходили изъ нихъ» (Дѣян. 19, 11-12)[3].

Есть, слушатели христіане, и болѣе того изумительныя чудеса изъ вѣка Апостольскаго: На островѣ Милетѣ страшно ядовитая змѣя не причинила Св. Апостолу Павлу ни малѣйшаго вреда, тогда какъ присутствовавшіе при этомъ островитяне, на основаніи прежнихъ случаевъ укушенія змѣей, были въ сильномъ страхѣ и трепетѣ, при явной опасности, что вотъ-вотъ онъ немедленно упадетъ и умретъ: Но нѣтъ! Св. Ап. Павелъ, по дару отъ Iисуса Христа, но только исцѣлялъ больныхъ отъ разныхъ болѣзней и самъ остался невредимъ отъ змѣинаго сильнаго яда, но и воскрешалъ мертвыхъ[4]. Въ нынѣ чтенномъ Апостолѣ повѣствуется, какъ чрезъ усердную съ колѣнопреклоненіемъ молитву къ Богу Св. Апостолъ Павелъ воскресилъ умершую женщину Тавиѳу (Дѣян. 9, 36-43). Кромѣ того въ Троадѣ Св. Апостолъ воскресилъ изъ мертвыхъ отрока Евтиха, упавшаго съ верхняго этажа дома (Дѣян. 20, 8-10)...

Даръ исцѣлять недужныхъ отъ болѣзней и наступать на змію и скорпію безъ вреда для себя и даже изгонять бѣсовъ получили отъ Господа Бога и другіе избранники Божіи, 70 святыхъ Апостоловъ.. Они, какъ мы знаемъ, съ радостію говорили Iисусу Христу: «Господи бѣси повинуются намъ о имени Твоемъ» (Лук. 10, 9, 19, 17).

Звачитъ, если не непосредственно отъ Господа Бога, то молитвою и предстательствомъ предъ престоломъ Всевышняго 12-ти и 70-ти Апостоловъ мы можемъ получать себѣ исцѣленіе отъ болѣзней..

Св. церковь знаетъ равнымъ образомъ многочисленные случаи исцѣленій отъ болѣзней молитвами и предстательствомъ предъ Богомъ святыхъ исцѣлителей, безсребренниковъ: Косьмы и Даміана, Кира и Іоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Діомида, Фотія и Аникиты. Въ умиленіи сердечномъ она такъ прославляетъ ихъ въ молебствіяхъ водосвятныхъ и при совершеніи таинства Елеосвященія: «Источникъ исцѣленій имуще святіи безсребренницы, исцѣленія подаваете всѣмъ требующимъ, яко превеліихъ дарованій сподобшіися отъ приснотекущаго Источника, Спаса нашего. Глаголетъ бо къ вамъ Господъ, яко единоревнителемъ Апостольскимъ: Се дахъ вамъ власть на духи нечистыя, якоже тѣхъ изгонити и исцѣлити всякъ недугъ и всякую язю. Тѣмъ же въ повелѣніяхъ Его добрѣ жительствовавше, туне пріясте, туне подаваете, исцѣляюще страсти душъ и тѣлесъ нашихъ».

Богослуженія церковныя въ память св. страстотерпцевъ п мучениковъ ясно свидѣтельствуютъ объ исцѣленіяхъ отъ болѣзней дшевныхъ и тѣлесныхъ молитвами ихъ предъ Богомъ. И свят. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Скорбящій къ четыредесятимъ прибѣгаетъ, веселящійся притекаетъ къ тѣмъ же; одинъ – да обрящетъ исцѣленіе скорбей, другій – да соблюдутся у него благая» (Слово на 40 мучениковъ).

Кому затѣмъ не извѣстна дивная помощь страждущимъ, когда болящіе обращались съ крѣпкою мольбою къ святителю и Чудотворцу Николаю, къ св Чудотворцамъ Кіевопечерскимъ, Почаевскимъ, Московскимъ, Валаамскимъ, Соловецкимъ п другимъ, въ разныхъ предѣлахъ Россіи прославившимся благодатію исцѣленіи отъ недуговъ и болѣзней. Читая житія святыхъ и ихъ чудотворенія, сообщаемыя въ прологахъ, патерикахъ и четь-минеяхъ Св. Димитрія Ростовскаго, мы, слушатели христіане, умиляемся душей, воскриляемся сердцемъ и готовы, кажется, тотчасъ устремиться къ нетлѣннымъ мощамъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, молитвенниковъ, заступниковъ, покровителей и цѣлителей нашихъ, ибо «мощи святыхъ, аки спасительные источницы дарова намъ Христосъ Господь... и много, много можетъ молитва праведнаго поспѣшествуема» (Іак. 5, 16). Господь Богъ употребляетъ мощи святыхъ, какъ особенный способъ Своихъ благодѣяній, являемыхъ вѣрующимъ, сообщая св. мощамъ даръ исцѣленія отъ болѣзней.

Еще въ ветхомъ завѣтѣ отъ прикосновенія къ костямъ Св. пророка Елисея воскресъ умершій (4 Цар. 13, 21.).

А въ новозавѣтной церкви о множествѣ чудесъ, совершенныхъ посредствомъ св. мощей, повѣствуетъ церковная исторія всѣхъ вѣковъ. Этотъ благодатный даръ исцѣленій посредствомъ мощей не изсякъ еще въ наше время, напримѣръ, при мощахъ Св. Митрофана и Тихона Задонскихъ и Свят. Ѳеодосія Черниговскаго.

Такъ «дивенъ Богъ во Святыхъ Своихъ!»... Нечего и говорить о безчисленныхъ исцѣленіяхъ въ разныя времена предъ чудотворными иконами Богоматери. Эти испѣленія такъ извѣстны каждому христіанину. Недаромъ мы такъ часто взываемъ къ Царицѣ небесной: «Заступница усердная, Мати Господа вышняго! всѣхъ насъ заступи, о, Госпоже Царице и Владычеце, иже въ напастѣхъ и скорбѣхъ и болѣзнѣхъ, обремененны грѣхи многими, предстоящихъ и молящихся Тебѣ умиленною душею и сокрушеннымъ сердцемъ... Отъ многихъ моихъ грѣховъ немощствуетъ тѣло, немощствуетъ и душа моя, къ Тебѣ прибѣгаю благодатнѣй, Надеждо ненадежныхъ, Ты ми помози!».

И нерѣдко слезныя молитвы къ Богоматери подаютъ исцѣленія прибѣгающимъ съ вѣрою; «много бо можетъ моленіе Матернее ко благосердію Владыки».

Нужно ли послѣ этого говорить и о другихъ, всѣмъ извѣстныхъ, способахъ исцѣленій отъ болѣзней?

Въ нашей обыкновенной, мѣстной жизни каждый истинно вѣрующій во Iисуса Христа и Его Божественныя Таинства развѣ мало получаетъ помощи отъ Бога? При своемъ крещеніи, чрезъ заклинаніе священникомъ, онъ освобождается отъ злыхъ духовъ. Чрезъ самое крещеніе онъ избавляется отъ прародительскаго, первороднаго грѣха (Рим. 5, 12-15), источника всѣхъ недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ.

Въ таинствѣ покаянія христіанинъ освобождается отъ своихъ грѣховъ, содѣянныхъ имъ. Онъ пріобщается Тѣла и Крови Iисуса Криста во исцѣленіе души же и тѣла. Въ болѣзняхъ своихъ онъ «призываетъ пресвитеровъ церковныхъ, да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавше его елеемъ во имя Господне, и молитва вѣры спасетъ и аще грѣхи сотворилъ есть, отпустятся ему» (Іак. 5, 13). Онъ пріемлетъ это таинство «во исцѣленіе души же и тѣла, и во очищеніе и измѣненіе всякія страсти, и всякаго недуга, и язи, и всякія скверны плоти и духа» (Молитва при Елеосвященіи).

И сколько, сколько въ жизни бываетъ случаевъ, почти никѣмъ со стороны незамѣчаемыхъ, кромѣ самихъ исцѣлѣвшихъ отъ болѣзни, да развѣ еще близкихъ къ больнымъ лицъ, – такихъ случаевъ исцѣленій отъ болѣзни, когда неожиданно для всѣхъ выздоравливаютъ обреченные, такъ сказать, на смерть. Это бываетъ обыкновенно послѣ данныхъ Богу обѣтовъ, – послѣ благоговѣйнаго прикосновенія къ святынямъ, – послѣ принятія Таинъ Христовыхъ, – послѣ молебствій и частной усердной молитвы болящаго или болящей, или близкихъ къ больному лицъ.

Между тѣмъ частые опыты ясно показываетъ намъ, какъ мало надежна и успѣшна помощь врачей земныхъ! Не говоря уже о болѣзняхъ неизлечимыхъ, подобно недугу разслабленнаго, всегда ли врачи могутъ даже разгадать самую болѣзнь, чтобы выписать больному самое годное лекарство? Не случается ли иногда, что, и при извѣстномъ ходѣ какой-либо, видимо, безопасной болѣзни, врачебная человѣческая помощь оказывается вовсе тщетною? Много лѣтъ постоянно страдаютъ иные больные и въ это время употребляютъ всѣ возможныя старанія сколько нибудь помочь своему горю. Бывъ крайне измучены болѣзнію, они обыкновенно истощаютъ на лекарства и врачей все, что имѣютъ, – и чтоже? Сколь ни много перебываетъ врачей, пользующихъ иного больного, и сколько тщательно ни стараются они объ исцѣленіи его, истощая надъ нимъ все свое врачебное искусство, но при всемъ томъ они ни мало не улучшаютъ его безотраднаго положенія, оставляя подъ конецъ его какъ неизлечимаго, иногда даже въ худшемъ состояніи, чѣмъ онъ былъ до леченія. И страдальцы, истративъ на врачей и лекарства все свое состояніе, должны бываютъ, наконецъ, сознаться, что не столько къ человѣкамъ, сколько къ Богу должны прибѣгать во всѣхъ этихъ случаяхъ.

Но, признавая своею священнѣйшею обязанностію имѣть Бога помощника себѣ, никто изъ насъ, слушатели христіане, не долженъ думать, будто вовсе не нужны намъ врачи и будто не позволительно въ болѣзняхъ обращаться къ нимъ. Нѣтъ! польза отъ врачей иногда бываетъ немаловажная. И само Слово Божіе не запрещаетъ намъ употреблять въ болѣзняхъ естественныя средства врачеванія и прибѣгать ко врачамъ. «Господь созда врачеванія, и мужъ мудрый не возгнушается ими» (Сирах. 38, 4), говоритъ Іисусъ, сынъ Сираховъ. И притомъ, кто знаетъ, не чрезъ врача ли благоволитъ Богъ оказать намъ Свою помощь, а не непосредственно? Но дѣло въ томъ, что, прибѣгая ко врачу, не должно оставлять въ забвеніи Самого Бога. Напротивъ, къ Нему первѣе всего и надлежитъ обратиться больному съ молитвою, чтобы Онъ вложилъ въ душу врача благую мысль предписать именно то средство къ выздоровленію, или то врачевство, которое болѣе всего пригодно при извѣстномъ состояніи той или другой болѣзни, и тогда уже прибѣгать ко врачу. Этого требуетъ само благоразуміе. Этого же требуетъ и Слово Божіе, когда говоритъ. «Чадо! въ болѣзни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцѣлитъ, и даждь мѣсто врачу, Господь бо его созда, и да неудалится отъ тебе, потребенъ бо ти есть» (Сирах. 38, 9 и 13). Словомъ сказать. Господь «Богъ знаетъ, какъ избавитъ отъ болѣзни благочестивыхъ, и только нечестивыхъ», грѣшныхъ «не щадитъ» (2 Петр. 2, 9).

А кто изъ насъ, слушатели христіане, безъ грѣха? Кто не повиненъ въ большей или меньшей степени въ нечестіи? «Аще беззаконія назриши, Господи, Господи, кто постоитъ? Не оправдится предъ Тобою всякъ живый» (Псал. 129, 8; 142, 2). «Кто чистъ будетъ отъ скверны? – Никтоже, аще и единъ день житія его на земли» (Іова 14, 5). И св. Іоаннъ Богословъ говоритъ: «Аще речемъ, яко грѣха не имамъ, себе прельщаемъ и истины, нѣсть въ насъ» (Іоан. 1, 8).

Между тѣмъ за грѣхи-то Богъ обыкновенно и посылаетъ намъ разныя болѣзни, пресѣкая будущее зло и удерживая порокъ отъ преуспѣянія (Св. Iоаннъ Златоустъ). Грѣхи также служатъ и естественною причиною нашихъ болѣзней. «Ими же кто согрѣшаетъ, сими и мучится». Такъ, напримѣръ, порокъ пьянства, по отзывамъ врачей, производитъ разстройство во всемъ организмѣ тѣла, и прежде всего въ полости рта и гортани и въ органахъ пищеваренія. Отъ него страдаетъ затѣмъ печень, переполняясь кровію и подвергаясь воспалительному состоянію. Отъ него страдаетъ и сердце, дѣлаясь болѣе и болѣе слабымъ въ своей дѣятельности. Отъ него разстраивается нервная система, причемъ сильное отравленіе ея обнаруживается цѣлымъ рядомъ сложныхъ болѣзней: – неврита, паралича, мозговыхъ кровоизліяній и даже сумасшествія. И пороки, противъ 7-ой заповѣди, явные и тайные, сопровождаются такими же страшными болѣзнями, оканчивающимися нерѣдко смертію отъ нихъ преждевременно, когда молодому человѣку нужно бы было жить и жить, такъ что не прекратить невоздержности, необузданности своей, не бросить порока навсегда значитъ осложнить болѣзнь, усилить ее и сдѣлать неподдающеюся никакому леченію врачебными средствами, рисковать своею жизнію и, мало того, иногда подвергать опасности родныхъ чрезъ зараженіе ихъ, или надѣлить свое потомство наслѣдственными болѣзнями.

Притомъ самый порокъ, самый грѣхъ, эта въ большинствѣ случаевъ единственная причина тѣлесныхъ болѣзней, самъ по себѣ есть тяжкая болѣзнь души, тягчайшая всякой тѣлесной болѣзни. Душевныя болѣзни, а особенно тяжкіе грѣхи, омрачаютъ всю земную жизнь человѣка, такъ что ему жизнь не въ жизнь и радости не въ радость, утѣхи не въ утѣшеніе. У кого тяжелый грѣхъ на душѣ, – у кого нѣтъ въ душѣ Бога, – у кого порвана всякая связь съ Источникомъ радости, – вы увидите, что самый страшный богачъ, самый счастливый честолюбецъ, самый знаменитый и пользующійся огромной популярностію человѣкъ чувствуетъ угнетающую тяжесть недовольства. Онъ омраченъ терзающею его печалію. И кажется, что все ему чего-то недостаетъ, что-то такое гложетъ его сердце и давитъ его душу. Онъ боленъ душевно и тѣлесно. Отъ многихъ грѣховъ немощствуетъ тѣло, немощствуетъ и душа его. И благо ему, если постигнетъ его отъ Господа Бога, такая болѣзнь, которая можетъ вразумить его и обратить на путь истины (2 Кор. 4, 16). Но какъ часто такіе грѣшники вмѣсто Бога обращаются за помощію къ ворожеямъ и, такъ называемымъ, колдунамъ обманщикамъ, не приносящимъ никакой пользы больнымъ, а напротивъ, часто усугубляющимъ тѣлесныя болѣзни сверхъ усиленія грѣховъ предъ Богомъ, такъ какъ заговоры, ворожба, колдовство есть тяжкій грѣхъ, строго запрещаемый церковію и Словомъ Божіимъ.

Вообще же забывающіе Бога и неразстающіеся съ грѣхами и пороками часто кончаютъ свою жизнь преждевременно и даже иногда самоубійствомъ, впадая въ уныніе и отчаяніе (Матѳ. 27, 6). И это не удивительно, потому что безъ Бога нѣтъ жизни, нѣтъ спасенія. «О Немъ мы живемъ и движемся и есмы» (Дѣян. 17, 28).

Какъ видите, слушатели христіане, не нужно своимъ неблагоповеденіемъ, своими проступками, своими грѣхами наживать себѣ болѣзни и осложнять и усиливать ихъ, а нужно скорѣе всего врачевать болѣзни души, чтобы была возможность врачеванія тѣла. Это внушаютъ намъ врачи наши, этого требуютъ воспитатели наши, этому же научаетъ насъ Слово Божіе.

Господь и Спаситель нашъ часто, при исцѣленіи болѣзней, сначала прощалъ грѣхи больного, служившіе причиной тѣлесныхъ болѣзней (Мѳ. 9, 2), а потомъ уже избавлялъ отъ недуговъ тѣлесныхъ (Мѳ. 9, 6).

Но для полученія помощи отъ Господа Бога въ нашихъ недугахъ и болѣзняхъ необходима крѣпкая вѣра въ Его всемогущество и несомнѣнная надежда на Его милосердіе. Только такія мольбы съ вѣрою и надеждою преклоняли и преклоняютъ Господа Бога къ оказанію помощи страждущимъ болѣзнями. Св. Ап. Іаковъ научаетъ насъ такой молитвѣ, говоря, что «нужно молиться съ вѣрою, неразсуждающе» (Іак. 1, 6-7) и притомъ «съ вѣрою дѣятельною» (Іак. 2, 14); «а вы», говоритъ онъ, «молитесь и не пріемлете, зане злѣ просите, да во сластехъ вашихъ поживете. Прелюбодѣи и прелюбодѣйцы! Не вѣете ли, яко любы міра сего вражда Богу есть» (Іак. 4, 3-4).

Вотъ, слушатели христіане, причина отказа въ помощи Божіей при нашихъ болѣзняхъ. Помимо того, что мы не умѣемъ твердо вѣровать въ Бога и не просимъ, чтобы Онъ помогъ нашему невѣрію, – мы не умѣемъ молиться и не стремимся къ тому, чтобы достигнуть совершенства въ молитвѣ, а просимъ Бога исцѣлить насъ отъ тѣлесной болѣзни, чтобы намъ опять съ новыми силами предаться прежнимъ порокамъ и чрезъ то ускорить свою смерть тѣлесную и духовную, – сдѣлаться не сосудомъ Божіей благодати и наслѣдниками царствія небеснаго, а вмѣстилищемъ демоновъ, подвластными сатанѣ, сподвижниками и узниками ада.

Но Богъ «не хощетъ смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему» (Іезек. 33, 11). Онъ «всѣмъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити» (1 Тим. 2, 4). Онъ подаетъ людямъ исцѣленія душевныя и тѣлесныя, какъ и разслабленному, исцѣленному при овчей купели, но не съ тѣмъ, чтобы впредь мы грѣшили. Нѣтъ, Онъ сказалъ разслабленному: «Се здравъ еси, ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ» (Iоан. 5, 14); впредь не грѣши, чтобы не приключилось съ тобою чего нибудь худшаго: – чтобы не постигли тебя тягчайшія, чѣмъ прежде, болѣзни и мученія временныя и вѣчныя!

Сказанное разслабленному относится и ко всѣмъ намъ, слушатели христіане! Св. Апостолъ Петръ такъ говоритъ объ этомъ: «Если, избѣгши сквернъ міра чрезъ помазаніе Господа и Спасителя Іисуса Христа, опятъ запутываются въ нихъ и побѣждаются ими, то послѣднее бываетъ для таковыхъ хуже перваго. Лучше бы имъ не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назадъ отъ преданной имъ святой заповѣди» (2 Петр. 2, 20-21). И Самъ Богочеловѣкъ Iисусъ Христосъ, по изгнаніи духа нечистаго, при исцѣленіи нѣмого, сказалъ: «Когда нечистый духъ выйдетъ изъ человѣка, то ходитъ по безводнымъ, ища покоя, и, не находя, говоритъ: возвращусь въ домъ свой, откуда вышелъ – и, пришедъ, находить его выметеннымъ и убраннымъ (т. е. находитъ этого человѣка погрязшимъ во грѣхахъ, самымъ подходящимъ для нечистой силы); тогда идетъ и беретъ съ собою семь другихъ, злѣйшихъ себя (чего не дай Богъ никому изъ насъ!) и, вошедши, живутъ тамъ: и бываетъ для человѣка того послѣднее хуже перваго» (Лук. 11, 24-26) Такому несчастному, больному душою и тѣломъ, разумѣется, не помогутъ никакія человѣческія средства врачеванія. Ему остается только прибѣгнуть опять къ небесному Врачу душъ и тѣлесъ, а именно, – съ крѣпкою вѣрою во всемогущую силу Божію и съ надеждою на милосердіе Божіе, умиленно взывать ко Господу Богу въ самыхъ теплыхъ, сердечныхъ молитвахъ къ Нему: «Господи! помози мнѣ!» (Мѳ. 15, 25). «Господи! помилуй болящаго» (Мѳ. 17, 15).

Итакъ, слушатели христіане, когда постигаетъ насъ болѣзнь, – вмѣсто того, чтобы спѣшить ко врачу земному и все свое вниманіе сосредоточивать на обыкновенныхъ лекарствахъ, призовемъ сначала на помощь небеснаго Врача, Господа и Спасителя нашего.

Не станемъ никогда обращаться къ ворожеямъ и колдунамъ, а помолимся слезно дома или въ больницѣ предъ св. иконами Господа Бога и небесной Владычицы нашей Богородицы и всѣхъ святыхъ, чтобы помощь врача была намъ во здравіе. Совершимъ молебствія о здравіи. Попросимъ у св. Церкви молитвъ и принесенія умилостивительной безкровной жертвы въ Храмѣ Божіемъ! Прибѣгнемъ къ спасительнымъ Таинствамъ, дарованнымъ каждому изъ насъ небеснымъ Врачемъ во исцѣленіе души и тѣла.

Правда, мы не оставляемъ св. Таинствъ безъ вниманія. Мы исповѣдуемся во грѣхахъ, которые, по большей части, бываютъ причиною нашихъ недуговъ, и пріобщаемся Тѣла и Крови Господнихъ, во здравіе наше, но уже когда?! – не послѣ ли всѣхъ тщетныхъ усилій поправить свое здоровье чрезъ врачебное искусство? – не предъ тѣмъ ли временемъ, когда надлежитъ уже идти во гробъ? Прибѣгаемъ мы и къ спасительному Таинству Елеосвященія, но, по большей части тогда, когда не остается уже никакой надежды на возвращеніе намъ здоровья, – когда молитва вѣры уже должна не спасти болящаго, а воскресить уже умирающаго.

Такова – наша крайняя опрометчивость! Такова невнимательность и безпечность! И что же? Ужели намъ и впредь еще оставаться такими же опрометчивыми, какими были прежде, при постигающихъ насъ болѣзняхъ? И если прежде, благодаря Богу, мы выздоравливали, то ужели и впредь мы будемъ продолжать свою невоздержность въ отношеніи къ слабостямъ и порокамъ, чтобы подвергнуться тягчайшимъ болѣзнямъ. Вѣдь Господь Богъ насколько милостивъ и долготерпеливъ, настолько и правосуденъ.

Настоящіе пасхальные дни Св. Пятидесятницы не дозволяютъ намъ упоминать о тягчайшихъ болѣзняхъ и лютой смерти неисправимыхъ грѣшниковъ[5], да не омрачится ваше радостное, ираздничное настроеніе. Но чтобы намъ, въ постигающихъ насъ болѣзняхъ, не томиться многіе мѣсяцы и годы, подобно разслабленному и даже – хуже того и чтобы не унизить намъ своего христіанскаго имени и предъ язычниками, когда и язычница – Хананеянка обратилась къ Iисусу Христу съ мольбою объ исцѣленіи ея дочери и получила просимое, – докажемъ на самомъ дѣлѣ, что Господь – крѣпость наша и прибѣжище наше и избавитель нашъ, – Богъ нашъ, – помощникъ нашъ и на Него уповаемъ (Псал. 17, 2-3). Будемъ прославлять Его за свое здравіе и «очистимъ себе отъ скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіи» (2 Кор. 7, 1), да не оскорбимъ всесвятое имя Божіе своимъ неразуміемъ и невоздержаніемъ, чтобы не навлечь на себя немощей и тягчайшихъ болѣзней.

Дорогіе питомцы духовной школы! Вы «омылись, освятились, оправдались», чрезъ святыя, божественныя, безсмертныя и животворящія таинства, «именемъ Господа нашего Iисуса Христа и Духомъ Бога нашего» (1Кор 6, 11). «Се здравы есте къ тому не согрѣшайте, по заповѣди Господа», но, храня себя въ святынѣ и страсѣ Божіи, «весь день поучайтесь правдѣ Божіей. Отложитеся ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотяхъ прелестныхъ и облецытеся въ новаго человѣка, созданнаго по Бозѣ въ правдѣ и преподобіи и истинѣ» (Ефес. 4, 22-24). Молитесь чаще Господу Богу, чтобы Онъ «души» всѣхъ «освятилъ, тѣлеса очистилъ помышленія исправилъ, мысли очистилъ и избавилъ васъ отъ всякія скорби, золъ и болѣзней...», – молитесь, чтобы Онъ даровалъ вамъ навсегда «умъ цѣломудръ, сердце трезвящееся, сонъ легокъ, мечтанія сладостнаго», т. е. грѣховнаго, горестнѣйшаго «измѣненъ». Молитесь усердно и покровителю сего св. храма, св. Iоанну Богослову: «Величія твоя, дѣвственниче, кто повѣсть, точиши бо чудеса и изливаеши исцѣленія, и молишися о душахъ нашихъ, яко Богословъ и другъ Христовъ». «Чтите родителей» вашихъ, «да благо вамъ будетъ и да долголѣтни будете на земли» (Еф. 6, 2-4). «Любовь, родость, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость воздержаніе», эти дары Духа Святаго да пребудутъ съ вами навсегда (Гал. 5, 22-23). «Богъ благости да утвердитъ, да укрѣпитъ васъ» (1 Петр. 5, 10) при данныхъ вамъ всѣхъ способахъ къ здравію (2 Петр. 1, 3-7).

Въ случаѣ болѣзни нашей собственной или нашихъ ближнихъ (1 Кор. 12, 26) будемъ всѣ, не устраняя врачебныхъ пособій, искать неотложно скораго исцѣленія у Господа Бога (Еф. 3, 20) отъ глубины души и сердца, со слезами личной скорби и съ сознаніемъ своей немощи, взывая къ Нему:

«Iисусе, Сыне Божій, Врачу душъ и тѣлесъ, помилуй насъ грѣшныхъ! избави насъ отъ недуговъ и горькихъ болѣзней, якоже и разслабленнаго воздвиглъ еси древле, и наши прегрѣшенія прости по велицѣй Твоей милости!» Аминь.

 

Преподаватель Самарской духовной семинаріи

Никаноръ Братолюбовъ[6].

 

«Самарскія Епархіальныя Вѣдомости». 1898. № 10. Ч. Неофф. С. 431-450.

 

[1] Въ Сѵнаксарѣ въ недѣлю 4-ю по Пасцѣ читаемъ: «Разумѣвъ убо разслабленный, яко Іисусъ есть сотворивый его здрава, Сего іудеемъ устрояетъ вѣдома. Они же на гнѣвъ поострившеся, искаху убити Христа, яко убо субботу разрушаше». Такъ исполинилось на немъ предостерженіе Христа. – ред.

[2] Въ ветхомъ завѣтѣ Іовъ многострадальный былъ истиненъ, непороченъ, праведенъ, благочестивъ, удаляяйся отъ всякія лукавыя вещи. Его страданія были не за грѣхи, но для вразумленія современниковъ его, для прославленія его и для обличенія діавола.

[3] Даже въ ветхомъ завѣтѣ силою Тріѵпостаснаго Бога, по молитвѣ Св. Пророка Елисея, исцѣлился отъ проказы Нееманъ Сиріянинъ погрузившись 7 разъ въ струяхъ рѣки Іордана (4 Цар 5, 14; Лук. 4, 27). И благочестивый царь Езекія, благодаря своей слезной молитвѣ къ Богу, чудеснымъ образомъ получилъ исцѣленіе отъ смертельной болѣзни (4 Цар. 20, 1-11).

[4] Въ ветхомъ завѣтѣ Св. Пророкъ Илія воскресилъ изъ мертвыхъ сына вдовы въ Сарептѣ Сидонской (3 Цар. 17, 20-23), и Св. Пророкъ Елисей, помолившись Богу, воскресилъ сына Сонамитянки (4 Цар. 4, 32-37). Поучительные случаи противъ невѣрія въ помощь Божію!!

[5] Болѣзнь Навуходоносора, гибель Содомлянъ, смерть Авессалома, Корея, Даѳава и Авирона, ужасная смерть Ирода Агриппы и еретика Арія, вотъ всѣмъ извѣстные случаи наказанія Божія за грѣхи.

[6] Никаноръ Степановичъ Братолюбовъ преподавалъ въ Самарской духовной семинаріи съ 1871 г. по 1901 г. – ред.

 

Христос исцеляющий больных (Мф. гл. 14, Лук. гл. 6)

Христос исцеляющий бесноватого в Капернауме (Мк. 1: 21-28; Лк. 4: 31-37)

Христос исцеляющий немого бесноватого (Мф. 9:32-33)

Христос исцеляющий дочь Хананеянки (Мф. 15:21-28; Мк. 7:24-30)

Христос исцеляющий слугу сотника (Мф. 8:5-13)

Христос исцеляющий слепого в Вифсаиде (Мк. 8:22-26)

Христос исцеляющий расслабленного при овчей купели (Ин. 5:1-16)

Христос исцеляющий десяти прокаженных (Лк. 17:11-19)

Христос исцеляющий Гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-37)

Явление Христа Савлу около Дамаска (Деян. 9:1-6)


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: