Проповѣдническія темы на 4-ю недѣлю по Пасхѣ.

Въ четвертый по Пасхѣ воскресный день на литургіи положено евангельское чтеніе объ исцѣленіи Господомъ Іисусомъ Христомъ разслабленнаго при овчей купели (Іоан. 5, 1-15), а апостольское чтеніе – объ исцѣленіи ап. Петромъ разслабленнаго Энея въ г. Лиддѣ и о воскресеніи Тавиѳы въ г. Іоппіи.

1. И чудо исцѣленія Господомъ Іисусомъ Христомъ разслабленнаго при овчей купели, и чудеса, совершенныя апост. Петромъ въ г.г. Лиддѣ и Іоппіи, раскрываютъ ту истину, что возвѣщенная міру Христомъ и проповѣданная Апостолами всѣмъ народамъ вѣра – есть вѣра чудотворная. Эту истину пастырямъ-проповѣдникамъ въ настоящее время необходимо проповѣдывать съ особенной настойчивостію. Не напрасно нѣкоторые называютъ переживаемое время – временемъ религіознаго разслабленія, временемъ разброда въ вѣрѣ. Многоголовое сектантство пытается выдать свои лжеученія за истинное Христово благовѣстіе. Но гдѣ же чудеса въ сектантствѣ? Могутъ ли они указать хотя бы на одно какое-либо чудо при пропагандѣ своего ученія, подобное тѣмъ чудесамъ, какими сопровождалась проповѣдь св. апостола Петра въ Лиддѣ и Іоппіи?.. Конечно, нѣтъ и быть не можетъ никакихъ чудесъ въ сектантствѣ. А раскройте исторію распространенія Православія... Страницы этой исторіи передаютъ безчисленныя самыя вѣрныя повѣсти о поразительныхъ чудесахъ, сопровождавшихъ проповѣдь Православія повсюду и всегда, и въ прошлое время, и въ наши дни.

2. Евангельское и апостольское чтенія 4-й недѣли по Пасхѣ даютъ и такую тему для церковнаго поученія: – Господь Іисусъ Христосъ есть Врачъ души и тѣла человѣка. Болѣзнь не щадитъ ни старыхъ, ни малыхъ, ни богатыхъ, ни бѣдныхъ, знатныхъ и незнатныхъ. И сколько горькихъ слезъ проливается на землѣ недугующими тѣлесно и страждущими душевно!.. Человѣческое состраданіе приходитъ на помощь къ болящимъ братьямъ – ближнимъ съ естественными средствами излеченія (Виѳезда); но какъ часто безсильны человѣческое знаніе и состраданіе въ болѣзняхъ и страданіяхъ! И вотъ милосердный Господь Іисусъ Христосъ или подаетъ свыше небесную помощь болящимъ (явленіе ангела въ купели для возмущенія воды, – ст. 4), или же Самъ проявляетъ Свою всемогущую силу надъ недужными (ст. 8), или чрезъ поставленныхъ пастырей оживотворяетъ страдальцевъ (Дѣян. 9, 34). Какое здѣсь обиліе Божественной благодати! Какъ это должно быть утѣшительно для страдающаго душевно и тѣлесно человѣчества!

3. Отдѣльные стихи евангельскаго повѣствованія объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ разслабленнаго при овчей купели даютъ много темъ для проповѣднической разработки въ отдѣльныхъ поученіяхъ. Такъ: ст. 2-4 главы 5-й отъ Іоанна вызываютъ вопросы: а) откуда происходитъ множество болѣзней человѣческихъ? б) Для чего Богъ посылаетъ болѣзни? в) Какъ христіане должны относиться къ тѣмъ, которые терпятъ недуги по своей винѣ? г) Чему могутъ научиться духовно-больные отъ тѣлесно-больныхъ? д) О христіанскихъ спасительныхъ учрежденіяхъ противъ болѣзней человѣческихъ. Ст. 5-6: – Продолжительныя болѣзни служатъ для насъ къ покаянію и очищенію во грѣхахъ. Ст. 7: – Безпомощность человѣка больного. Какъ грѣшатъ тѣ, которые оставляютъ своихъ больныхъ безъ попеченія! Ст. 14: – О благодареніи Богу за избавленіе отъ болѣзней и бѣдствій.

4. Въ евангельскомъ повѣствованіи объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ разслабленнаго при овчей купели обращаетъ вниманіе повелѣніе Іисуса Христа исцѣленному разслабленному – нести одръ свой (ст. 8), чего по ветхозавѣтному закону не должно было дѣлать въ субботу (ст. 10). Для православныхъ миссіонеровъ это мѣсто изъ Евангелія Іоанна, на ряду съ другими подобными (Іоан. 9, 14; Марк. 2, 23-28 и др.), можетъ служить основаніемъ для разъясненія вопроса, когда и какъ отмѣнена была Господомъ Іисусомъ Христомъ ветхозавѣтная суббота. Посему указанное повелѣніе Господа Іисуса Христа исцѣленному разслабленному можно положить въ основу миссіонерскаго поученія противъ сектантовъ-субботниковъ; конечно, такое поученіе умѣстно тамъ, гдѣ имѣются субботники.

5. Темами для проповѣди, на основаніи апостольскаго чтенія въ 4-ю недѣлю по Пасхѣ, могутъ быть слѣдующія: а) великая сила имени Христова (Дѣян. 9, 34); б) великая сила милостыни и добрыхъ дѣлъ (ст. 36); в) смерть и воскресеніе Тавиѳы – образъ смерти истиннаго христіанина и образъ воскресенія его.

6. Святый Іоаннъ Златоустъ въ недѣлю о разслабленномъ предлагалъ бесѣду на тему: евангельскій разслабленный – образецъ христіанскаго терпѣнія. Въ Бозѣ почивающій епископъ Ѳеофанъ (Затворникъ) въ недѣлю о разслабленномъ поучалъ слушателей – не возвращаться къ прежнимъ грѣхамъ. Покойный архіепископъ Одесскій Никаноръ (Бровковичъ) въ недѣлю о разслабленномъ говорилъ поученіе – на тему: грѣхъ есть болгьзнъ. Извѣстный проповѣдникъ прот. I. Романовъ въ недѣлю о разслабленномъ предложилъ поученіе – о побужденіи служить больнымъ.

Въ проповѣдническихъ сборникахъ на недѣлю о разслабленномъ можно находить проповѣди на такія темы: а) Божественное милосердіе и злоба человѣческая; б) о душевномъ разслабленіи.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 17. Ч. Неофф. С. 397-399.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: