Архимандритъ Антоній (Докторовъ) – Почему св. Церковь торжественно празднуетъ Введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы? (Поученіе въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы).
«Въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является, и Христа всѣмъ предвозвѣщаетъ» (Троп. праздн.).
Давно истомившееся человѣчество ожидало обѣтованнаго Мессію-Избавителя. Обѣщаніе Божіе – «Сѣмя жены сотретъ главу змія» (Быт. ІІІ, 15) – долгое время было единственнымъ упованіемъ, единственнымъ сладостнымъ утѣшеніемъ и высшею радостію многихъ поколѣній ветхозавѣтнаго человѣчества. Съ какою радостью, съ какимъ нетерпѣніемъ еще наши прародители ожидали пришествія этого «Сѣмени», можно видѣть уже изъ того, что они въ родившемся сынѣ – первенцѣ своемъ – думали видѣть Избавителя–Богочеловѣка и назвали его Каиномъ, что значитъ: «пріобрѣтено нами спасеніе». И какъ горько они ошиблись: не Спасителя, а перваго убійцу – человѣка они нашли въ первомъ сынѣ своемъ. Далѣе во всякомъ горѣ, во всякой бѣдѣ взоры человѣчества обращались къ обѣтованному «Сѣмени» и отъ Него ожидалось избавленіе и спасеніе отъ всѣхъ бѣдъ.
Поражала-ли человѣка болѣзнь и лучшіе люди, подобно Іову, взывали: «знаю, что Искупитель мой живъ, и Онъ въ послѣдній день возставитъ изъ праха распадающуюся кожу мою» (Іов. XIX, 25). Но... увы, проходили вѣка и тысячелѣтія, а Спаситель не являлся. Поглощала-ли кого-нибудь смерть и вѣрующіе въ будущаго Избавителя–Мессію съ отрадною надеждою думали: вотъ скоро придетъ Спаситель и смерти уже не будетъ и тогда люди съ восторгомъ станутъ говорить: «гдѣ твое, смерте, жало? гдѣ твоя, аде, побѣда» (Ос. ΧΙΙΙ, 14)? Но милліоны людей съ печалію сходили во адъ, а Побѣдителя ада и смерти все нѣтъ и нѣтъ. Происходила вражда между людьми, возставалъ народъ на народъ и царство на царство; лучшіе люди воздыхали и говорили: вотъ скоро придетъ Примиритель и люди «раскуютъ мечи свои на орала и копья свои на серпы и не будутъ уже учиться воевать» (Ис. II, 4; Мих. IV, 3). Но кровь лилась по прежнему; сильный тѣснилъ и порабощалъ слабаго, мечи и копья не только не перековывались на серпы и сохи, а напротивъ, – изобрѣтались все новыя и новыя орудія для истребленія рода человѣческаго, а Примиритель все не идетъ. Зло въ мірѣ росло съ удивительною силою, оно готово было залить собою весь міръ, поработить себѣ все человѣчество: «вси уклонишася, – свидѣтельствуетъ ветхозавѣтный праведникъ – вкупѣ неключимы быша: нѣсть творяй благостыню, нѣсть до единаго» (Пс. ХІІІ, 3), а Спаситель все не идетъ.,..
Чаяніе Израиля! Утѣха всѣхъ людей! – взывали тогда люди. Гдѣ Ты скрылся? «О, Господи, спаси-же! О, Господи, поспѣши-же!» (Пс. СХVІІ, 25). Но вотъ – «въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является»... Съ какою радостью встрѣтилъ Ее тамъ Первосвященникъ! Объятый Духомъ Божіимъ, онъ узналъ, что эта Отроковица – вмѣстилище Божественной благодати, что Она болѣе всѣхъ достойна предстоять предъ Лицомъ Бога. Просвѣщенный Божественнымъ Духомъ, Первосвященникъ ясно увидѣлъ, что эта Отроковица и есть Та Святая, непорочная Жена, отъ Которой воплотится Сынъ Божій – Христосъ. Озаренный Духомъ Святымъ, Первосвященникъ ясно увидѣлъ, что предъ нимъ Та Святая Дѣва, о Которой предвозвѣщали св. Пророки, Которая сподобится быть вмѣстилищемъ Невмѣстимаго, что это есть Та Святая Дѣва, чрезъ Которую «радость возсіяетъ», чрезъ Которую «клятва исчезнетъ», что эта-то Святая Дѣва и есть «падшаго Адама воззваніе», что Она-то и есть – «слезъ Евиныхъ избавленіе».... Что удивительнаго послѣ сего, если Первосвященникъ ввелъ Ее «во святая святыхъ?» Гдѣ же и быть одушевленному Кивоту Божію, какъ не въ самой сокровеннѣйшей, самой таинственнѣйшей, самой святѣйшей части храма Божія?
Тогда весь Іерусалимъ собрался смотрѣть на трехлѣтнюю Отроковицу, окруженную такою славою и возвеличенную необыкновенными почестями. И не только граждане земного Іерусалима стремились увидѣть преславное введеніе Пречистой Дѣвы Маріи во храмъ, но и жители горняго Іерусалима – святые ангелы – удивились этому неизреченному видѣнію, какъ объ этомъ воспѣваетъ нынѣ св. Церковь: «Ангели вхожденіе Пречистыя, зряще, удивишася, како Дѣва вниде во святая святыхъ».
Теперь ясно было для всѣхъ, что скоро придетъ обѣщанный Избавитель – Чаяніе и Утѣха всего Израиля. Теперь уразумѣли всѣ, что недолго еще будетъ царить тьма, что скоро возсіяетъ Солнце Правды – Христосъ Господь, истинный Свѣтъ для просвѣщенія всѣхъ народовъ, что близится время спасенія всего человѣческаго рода, что скоро наступитъ новое царство – царство свѣта, истины, добра, святости и блаженства.
«Радуются духомъ» (стих. 2-я на вел. вечер.) родители Пренепорочной Дѣвы при разлукѣ съ своею Дочерью, – радуются, а не скорбятъ, и не только радуются, но и пророчествуютъ, говоря Ей: «гряди, Дщерь наша, къ Тому, Кто даровалъ намъ Тебя; гряди, одушевленный Кивотъ Господень, къ многомилостивому Владыкѣ; гряди, Ковчегъ Слова, въ храмѣ Господень; войди въ Церковь Божію, радость и веселіе міра!» (Чет.-Мин. 21 нояб.). Ты «воистинну выше всѣхъ ecи, Дѣва чистая» (пѣснь кан. 9-я). Ты, подлинно, – «селеніе небесное» (Конд. праздн.). Ты – предусмотрѣнное отъ вѣка «исполненіе Зиждителева смотрѣнія» (Троп. праздн.). Поэтому-то Первосвященникъ Захарія, принявъ Отроковицу, сказалъ родителямъ Ея: «блаженны вы, родители такой Отроковицы; блаженны вы, принесшіе Господу такой благословенный даръ; ваша радость всемірная радость; ваша слава – общее веселіе!» (Слово св. Германа, патр. Конст.)
Вотъ почему, возлюбленные братіе, св. Церковь такъ торжественно празднуетъ введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы. Вотъ почему св. Церковь и начинаетъ нынѣ воспѣвать: «Христосъ раждается – славите; Христосъ съ небесъ – срящите; Христосъ на земли – возноситеся!»
Въ этой-то священной пѣсни и пусть каждый ищетъ нынѣ для себя нравственнаго наставленія и назиданія.
И не безъ разума, конечно, св. Церковь опредѣлила съ праздника Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы пѣть эту торжественную, эту радостную пѣснь. Отнынѣ Св. Дѣва вселяется въ храмъ Господень, чтобы содѣлаться достойною быть Матерію Господа: будемъ же и мы, слыша отнынѣ радостную вѣсть о Грядущемъ родитися Христѣ, достойно пріуготовлять себя къ Его срѣтенію.
«Христосъ раждается – славите!» Будемъ славить Христа не словомъ только, но и богоугодными дѣлами.
«Христосъ съ небесъ – срящите!» Поспѣшимъ на встрѣчу Христу, предварительно приготовившись къ этому въ текущій постъ. Очистимъ себя отъ всякой скверны плоти и духа, усмиримъ и обуздаемъ страсти свои, которыя отъ юности нашей непрестанно обуреваютъ и волнуютъ нашу душу.
«Христосъ на земли – возноситеся!» Недостаточно только очистить душу отъ всякой скверны, нужно еще и украсить ее добрыми мыслями, словами и дѣлами, чтобы она сдѣлалась чрезъ это достойною принять Господа, чтобы Ему было пріятно въ ней.
Возлюбленные братіе! Дѣва днесь входитъ въ храмъ Божій и Господь сходитъ на землю отъ престола славы Своей. Будемъ же и мы чаще посѣщать храмъ Господа, чтобы достойно срѣтить Его, возносясь всѣмъ нашимъ умомъ и сердцемъ отъ земли на небо. Такъ приготовившись къ встрѣчѣ Христа – Господа, мы тогда, въ день празднованія пришествія Его во плоти, неосужденно и нелицемѣрно будемъ воспѣвать Ему ангельскую пѣснь: «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!» Аминь.
І. А.
«Таврическій церковно-общественный Вѣстникъ». 1911. № 33. С. 1291-1295.
Объ авторѣ. Архимандритъ Антоній (Докторовъ), настоятель Бахчисарайскаго Успенскаго мо-ря въ Крыму. Въ міру Павелъ Николаевичъ Докторовъ былъ сынъ священника Тульской еп.; родился 22 Іюля 1889 г.; образованіе получилъ въ Тульской дух. семинаріи, по окончаніи которой служилъ въ теченіе 4-хъ лѣтъ въ должности псаломщика въ той же эпархіи, а въ февралѣ 1907 г. опредѣленъ былъ на должность надзирателя за воспитанниками Таврической Дух. Семинаріи; 10 іюля 1909 г. постриженъ въ монашество и 9 августа того же года посвященъ въ санъ іеромонаха; 19 августа 1910 г. назначенъ помощникомъ редактора «Тавр. Церк.-Общ. Вѣстника». 20 октября 1912 г. согласно прошенію, освобожденъ отъ должности надзирателя семинаріи и опредѣленъ въ число братіи Архіерейскаго дома крестовымъ іеромонахомъ. 15 іюня 1913 г. награжденъ наперснымъ крестомъ. 7 сентября 1913 г. исполняющій должность настоятеля Бахчисарайскаго Успенскаго. Указомъ Св. Синода отъ 25 октября 1913 г. утвержденъ въ должности настоятеля того же мон-ря, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита, гдѣ и прослужилъ до дня своей смерти 16 іюля 1915 г. (въ г. Тулѣ отъ туберкулеза легкихъ, на 36-мъ году жизни). Архимандритъ Антоній былъ личностью, въ которой весьма опредѣленно была выражена углубленность. Строгій въ своихъ требованіяхъ къ жизни онъ искалъ идеаловъ въ монашествѣ, каковое принялъ 20 лѣтъ отъ роду. Обладая характеромъ, онъ, при всей молодости, имѣлъ вліяніе на значительное число порученныхъ его надзору воспитанниковъ (Некрологъ. // «Тавр. Церк.-Общ. Вѣстникъ». 1915. № 20. С. 803-804.). Членъ-казначей и дѣлопроизводитель Таврическаго Комитета Православнаго Миссіонерскаго Общества. Составилъ «Краткій историческій очеркъ дѣятельности Таврическаго Епархіальнаго Комитета Православнаго Миссіонерскаго Общества за первое десятилѣтіе (съ 1900 г. – 1910 г.)» («Тавр. Церк.-Общ. Вѣстникъ». 1910. № 9. С. 411-412; № 10. С. 462-463; № 11. С. 552-556.).