Архіепископъ Антоній (Смолинъ) – Поученіе въ день Преполовенія.
Господь Іисусъ Христосъ далъ власть апостоламъ и преемникамъ ихъ, епископамъ, съ согласія всей вселенской Церкви, учреждать сообразные съ духомъ откровеннаго ученія вѣры священные обряды на просвѣщеніе, освященіе и спасеніе вѣрующихъ чадъ Церкви. Къ числу такихъ священныхъ обрядовъ принадлежитъ обрядъ хожденія нынѣ на рѣки, источники и кладязи, для освященія воды.
Кто не знаетъ, какое разнообразное употребленіе мы дѣлаемъ въ обыкновенной жизни изъ воды? Вотъ Господъ съ тою-то водною стихіею, всегда необходимою для насъ, и соединяетъ, при молитвѣ вѣры священнослужителей и васъ самихъ, невидимую благодать свою. Свойство воды омывать и очищать тѣлесныя нечистоты. Господь въ таинствѣ крещенія съ водою соединилъ благодать, да крещаемый силою ея, при троекратномъ погруженіи его въ водѣ и произношеніи словъ священникомъ: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь», очистится отъ духовной нечистоты прирожденнаго грѣха и своихъ собственныхъ, если онъ содѣлалъ ихъ. И такъ въ таинствѣ крещенія употребленіе воды, для спасенія нашихъ душъ, есть первое существенное употребленіе. Но какъ это употребленіе воды надъ нами въ таинствѣ крещенія было въ младенчествѣ нашемъ, а потому могло и забыться: то св. Церковь для напоминанія намъ о благодатной силѣ Божіей, соединяемой съ водою, совершаетъ всенародно освященіе воды, какъ такого вещества, подъ которымъ намъ подается помощь Св. Духа, – совершаетъ наканунѣ Богоявленія и въ самый день Богоявленія, совершаетъ нынѣ, въ день Преполовенія Пятьдесятницы и совершаетъ 1-го августа.
Что же первѣе, православный христіанинъ, внушаетъ тебѣ освящаемая нынѣ въ присутствіи твоемъ вода? Священный обрядъ нынѣшняго освященія воды говоритъ тебѣ: воспомни о той первой освященной для тебя водѣ, которою ты омылся въ купели крещенія, воспомни, что ты тогда далъ обѣтъ или за тебя дали обѣтъ не служить врагу добра – діаволу, бѣгать всѣхъ пороковъ и преступленій, гнушаться всякихъ сквернъ, быть мертвымъ для грѣха и жить для Христа, для истины и добродѣтели. Но сохранилъ ли ты ненарушимымъ обѣтъ сей? Къ сожалѣнію нѣтъ! Ты опять обрѣлся во грѣхахъ – опять помрачилъ въ себѣ образъ Божій, беззаконіями повергъ въ рабство грѣха душу и тѣло. Но вотъ тебѣ опять священная вода, подъ которою дѣйствующій Духъ Святый, при молитвѣ твоей, силенъ оживить твою душу, возвысить чистоту добродѣтели твоей, просвѣтить, что есть мрачнаго въ душѣ твоей. Ты, пія освященную воду сію, ощущаешь утоленіе тѣлесной жажды, а между тѣмъ благодать, соединенная съ освященною водою, уголяетъ душевную твою жажду, затушаетъ пламень нечистыхъ страстей, – охлаждаетъ гнѣвъ, заливаетъ таящіяся въ душѣ искры зависти, ненависти къ ближнимъ; ты, пія воду сію, оживляешь подъ зноемъ жаркаго лѣта истощенныя великими трудами силы свои, а между тѣмъ благодать, соединенная съ освященною водою оживляетъ въ тебѣ на добро силы духа, столь часто упадающія отъ лѣности, разсѣянія, посреди чувственныхъ удовольствій, отъ преобладанія какой-либо страсти въ насъ; ты испытываешь разные недуги и болѣзни тѣлесныя, берешься за освященную воду, какъ за нѣкоторое успокоительное срадство отъ страданій; а между тѣмъ благодать соединенная съ освященною водою, начиная съ исцѣленія души отъ страстей, простираетъ цѣлебную силу свою и на самое тѣло; ты въ жизни не можешь обойтись безъ разныхъ предпріятій; ты возмешься и новый домъ устроить, и кладязь вырыть, и бываешь въ необходимости пуститься въ дальнюю дорогу; для ободренія себя на полезныя дѣла, для отогнанія тягостныхъ мыслей объ опасностяхъ пути, обратись съ молитвой къ Богу и призави вседѣтельную силу Духа Святаго, поданную тебѣ въ освященной чрезъ служителя Христова водѣ, – и ты совершишь, чего не чаялъ совершить, достигнешь того, чего достичь считалъ для себя иевозможнымъ. Поля твои, политыя твоимъ потомъ осенью и весною, когда бросилъ ты въ нѣдра земли сѣмена, подъ палящимъ солнцемъ знойнаго лѣта засыхаютъ; сѣмена дали слабый ростокъ, или лежатъ въ землѣ совсѣмъ оцѣпенѣлыми, – призови служителя алтаря совершить освященіе воды и окропить ею нивы твои, – Милосердый Господь призритъ на умиленную молитву твою, прольетъ дождь воленъ на нихъ, онѣ угобзятся. Ты окруженъ невидимыми вратами – злыми духами, противодѣйствующими намъ всегда, когда мы обдумываемъ и приступаемъ къ совершенію добрыхъ дѣлъ. Въ таковыхъ случаяхъ крестообразно окропи себя освященною водою и злыхъ духовъ проженетъ отгнательная сила Духа Святаго, соединенная съ водою. Прислушайся къ молитвѣ, которая обыкновенно читается при освященіи воды, узнаешь, на какія потребности вода можетъ служить тебѣ, и удивишься благости Божіей, какія чудеса Господь можетъ сдѣлать для тебя чрезъ освященную воду, какихъ даровъ Онъ чрезъ сію воду дѣлаетъ тебя причастникомъ. Удивительно ли, что у благочестивыхъ людей такъ называемая крещенская, или Богоявленская вода не портится отъ времени? Съ нею всегда соединена живая и дѣятельная благодать Божія.
Замѣтимъ еще братіе; мы выходимъ изъ храма на воду въ преднесеніи св. иконъ и честнаго животворящаго креста, со священными пѣснопѣніями. Какое можетъ быть послѣдствіе раздающихся въ воздухѣ священныхъ пѣснонѣній и разсѣканія воздуха животворящимъ крестомъ какъ не освященіе воздуха, сей столько же необходимой для насъ стихіи, какъ и воды? Итакъ нынѣ вода и воздухъ получаютъ вмѣстѣ съ нами и для насъ освященіе.
Возбрагодаримъ же, христіане, Господа, тако устроившаго все къ просвѣщенію, освященію, спасенію нашихъ душъ и тѣлесъ и да всегда послушаемъ гласа святой Православной Церкви, призывающей насъ къ совершенію какъ нынѣшняго священнаго обряда, такъ и другихъ подобныхъ установленныхъ и самими апостолами и преемниками ихъ пастырями Церкви. Аминь.
«Пермскія Епархіальныя Вѣдомости». 1871. № 18. Отд. Неофф. С. 237-239.