Владиміръ Никаноровичъ Тацентовъ – Особенныя надписанія надъ пѣснопѣніями Цвѣтной Тріоди; правильное пользованіе молитвословіями этой книги.

Какъ извѣстно, въ Цвѣтной Тріоди по подобію поемымъ съ нею Минеѣ и Октоиху, надъ молитвословіями и пѣснопѣніями надписываются слова: «подобенъ», «самогласенъ», «самоподобенъ» или «подобны», «самогласны», «самоподобны»: изд 1882 г., л. 22-й на об. (стихиры: «Живопріемнаго Источника» на Господи воззвахъ – «подобенъ»; «Вся возложше»), 84 (по 2-мъ стихословіи сѣдаленъ, гл. 3 «Вся человѣческая воспріимъ»... «подобенъ»: «Красотѣ дѣвства»), 97 на об. (на стиховнѣ стихиры «самогласны» гл. 1-й: «Пятидесятницы наста дней преполовеніе»...), 164-й на стиховнѣ стихиры «самогласны» гл. 2-й: «Родился еси, яко самъ восхотѣлъ еси.., вознеслся еси во славѣ, всяческая исполняяй»...) и др. Эти указанія, печатаемыя и въ Типиконѣ надъ молитвословіями и пѣснопѣніями, нѣкоторымъ изъ священнослужителей не вполнѣ понятны, какъ показываютъ ихъ запросы. Что же они означаютъ? Надписаніе пѣснопѣнія словомъ «подобенъ» – προσόμοιον, ὅμοιον – показываетъ, что первое со стороны содержанія, нерѣдко размѣра, или тона, а иногда того и другого вмѣстѣ подобно другой извѣстной пѣсни, именно той, начальныя слова какой указаны далѣе за словомъ «подобенъ». Очевидно, что подъ словомъ тонъ здѣсь разумѣется не одинъ какой-либо звукъ, отдѣльно взятый, но соединеніе многихъ звуковъ, которые, слѣдуя одинъ за другимъ преемственно или въ различныхъ переливахъ, но въ предѣлахъ того или другого музыкальнаго лада, составляютъ какъ бы тоническую рѣчь, направленную къ выраженію того или иного чувства.

Скажемъ, однако, для ясности дѣла пообстоятельнѣе. Все наше церковное пѣніе со времени св. Іоанна Дамаскина раздѣлено на восемь такъ именуемыхъ гласовъ, соотвѣтствующихъ по значенію восьми музыкальнымъ тонамъ древнихъ Грековъ, носившимъ, по различію музыкальныхъ ладовъ (каковы, напр., ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре; ми, фа, соль и т. д.; фа, соль, ля и т. д.; соль, ля, си, до и т. д. и друг.; ля, си, до, ре, ми и т. д.; си, до, ре, ми и т. д.; до, ре, ми, фа и т. д.), въ предѣлахъ которыхъ каждый изъ нихъ вращали, свои особенныя названія: дорійскій, фригійскій, лидійскій и др.

Итакъ, каждому гласу свойственъ извѣстный напѣвъ, такъ сказать, извѣстный ходъ музыкальной рѣчи (характеръ напѣва осмогласія всегда выражаетъ мысль текста пѣснопѣній, есть та-же рѣчь, только музыкальная), выражающейся въ присвоенномъ гласу ладѣ. Но есть въ осмогласіи церковномъ пѣснопѣнія (и ирмосы, напр.), которыя, хотя отнесены къ извѣстному гласу – напѣву, но вмѣстѣ съ тѣмъ имѣютъ напѣвъ нѣсколько отличный отъ настоящаго напѣва гласа, съ сохраненіемъ, однако, свойственнаго гласу характера въ существенномъ. Напѣвъ этихъ пѣснопѣній берется за образецъ дла исполненія другихъ священныхъ пѣсней, сходныхъ съ ними по размѣру и содержанію, называющихся «подобными». И потому, если надъ стихирою читаемъ надписаніе, напр.: гласъ 1-й «подобенъ»: «Небесныхъ чиновъ» (стихиры на Господи воззвахъ бываютъ «подобны» названной самогласной стихирѣ Октоиха 1-го гласа: «Небесныхъ чиновъ радованіе», – довольно часто: л. 52-й Типикона, изд. 1882 г., послѣд. 1 сент.; л. 61, послѣд. 8 сент.; л. 71-й, послѣд. 14 сент. и др.), – или гласъ 2 «подобенъ»: «Доме Евфраѳовъ» (тоже часто читаемъ такое надписаніе надъ стихирами на стиховнѣ, къ какимъ относится и сія самогласная стихира 2-го гл. въ нед. св. отецъ предъ Рождествомъ Христовымъ: л. 122, послѣд. 13 нояб.; л. 137, послѣд. 23 нояб. и др.), то это значитъ, что стихира, имѣющая такое надписаніе, по гласовой мелодіи, по размѣру своему сходна съ стихирою перваго же гласа (въ первомъ изъ упомянутыхъ случаевъ), начинающейся словами: «Небесныхъ чиновъ», или же 2 гласа (какъ во второмъ случаѣ), начальныя слова которой: «Доме Евфраѳовъ», иначе – что пѣть ее надо не настоящимъ, нормальнымъ напѣвомъ 1-го гласа, но именно тѣмъ, какой составленъ особо для этой стихиры – «Небесныхъ чиновъ» или «Доме Евфраѳовъ».

Въ Богослужебныхъ книгахъ есть указаніе о пѣніи на подобны во всѣхъ восьми гласахъ; въ нотныхъ же церковныхъ книгахъ, а также и въ древнихъ пѣвческихъ рукописяхъ, находимъ напѣвы «подобны» только въ гласахъ 1, 2, 4, 5, 6 и 8; въ гласахъ же 3-мъ и 7-мъ напѣвовъ «подобныхъ» не встрѣчаемъ. Въ древнихъ рукописяхъ нотно-церковныхъ при названіи «подобенъ» находимъ приписочныя слова: «на 6 строкъ»; «на 9 строкъ» и др. Под. Разсматривая музыкальное построеніе напѣвовъ тѣхъ же подобныхъ, замѣчаемъ, что число музыкальныхъ паузъ, или иначе остановокъ, задержаній въ пѣніи соотвѣтствуетъ числу строкъ означенному въ заглавіи; такъ, въ напѣвѣ того подобнаго, въ которомъ приписано – «на 6 строкъ», находимъ 6 музыкальныхъ остановокъ. Сличая же музыкальный размѣръ осмогласныхъ церковныхъ пѣснопѣній съ разыѣромъ самаго текста послѣднихъ, усматриваемъ, что музыкальныя остановки выше названныя большею частію соотвѣтствуютъ остановкамъ въ рѣчи, въ текстѣ указаннымъ. А такъ какъ пѣснопѣнія у древнихъ, особенно же стихиры и ирмосы, писались исключительно стихами, то обычно строка музыкальная подобнаго въ напѣвѣ совпадала со стихомъ текста.

Изъ этого же слѣдуетъ, что не каждое пѣснопѣніе можно пѣиъ папѣвомъ подобнаго, а только именно то, какое составлено по образцу подобнаго, – иначе говоря, текстъ котораго подраздѣляется на число строкъ подобнаго. Вотъ почему въ Богослужебныхъ книгахъ священныя пѣснопѣнія, какія Уставомъ положено пѣть на «подобенъ», озаглавливаются надписью «подобенъ такой то», и самый текстъ раздѣленъ на строки звѣздочками.

Какъ сказали уже въ Богослужебныхъ книгахъ при словѣ «подобенъ» указывается гласъ, на какой должно быть поемо молитвословіе съ такимъ надписаніемъ, при чемъ гласъ этотъ одинаковъ обычно съ гласомъ пѣснопѣніи, послужившаго образцомъ. Исключеніемъ, однако, служатъ свѣтильны, поемые на утренѣ по 9-й пѣсни канона и малой ектеніи (л. 21-й Типикона и 30 на об. изд. 1882 г.): они есть «подобны», не имѣющіе надписанія гласа. Въ Октоихѣ къ свѣтильнамъ седмицы, называемымъ также экзапостилларіями, присоединяется слово: «самопѣсно» – αὐτόμελον; л. 347-й, изд. 1882 г., ч. 2-я. Но предъ сими свѣтильнями надписывается слово «подобенъ» потому, что они все же были составлены по образцу (въ отношеніи содержанія, размѣра) другихъ извѣстныхъ пѣснопѣній и только поются не на гласъ пѣсней, послужившихъ имъ образцомъ, почему и «самопѣсны».

Есть, затѣмъ, такія священныя пѣснопѣнія, при составленія которыхъ не служила образцомъ никакая пѣснь ни въ содержаніи, ни въ размѣрѣ, ни въ гласѣ напѣва. Эти пѣснопѣнія уже не надписываются словомъ «подобенъ», а извѣстны съ надписями одни «самоподобныхъ», а другія «самогласныхъ». Предъ послѣдними пѣснопѣніями, не смотря на такое надписаніе ихъ – «самогласны», – гласъ Октоиха, на какой они должны быть поемы, все же обозначается, какъ усматриваемъ и изъ приведенныхъ выше, относящихся къ симъ пѣснопѣніямъ, цитатъ: стихиры на стиховнѣ на Преполовеніе и Вознесеніе Господне – л. 97-й на об. и 164-й въ Тріоди Цвѣтной изд. 1882 г.; см. еще: л. 142-й – стихиры на Господи воззвахъ «самогласны» гл. 2. въ нед. о слѣпомъ; л. 157-й – на Господи воззвахъ стихиры «самогласны» гл. 3-й въ отданіе Пасхи; л. 210-й – на стиховнѣ стихиры «самогласны» гл. 6 и др. Составители сихъ пѣснопѣній назвали оныя «самогласными» – ἰδιόμελα– т. е. имѣющими для самихъ себя собственные гласы на томъ достаточномъ основаніи, что со стороны тона и размѣра пѣнія они не подобны другимъ пѣснопѣніямъ; что гласъ, указанный при «самогласныхъ», выбранъ соотвѣтственно лишь содержанію ихъ самихъ, совершенно независимо ни отъ какихъ другихъ пѣснопѣній, которыя были бы образцомъ для нихъ или по содержанію или по размѣру.

Въ заключеніе о «самогласныхъ» скажемъ, что такое наименованіе дано по преимуществу стихирамъ на Господи воззвахъ и на стиховнѣ (тѣ же цитаты, что предъ симъ) и большею частію на двунадесятые и иные великіе праздники. Что касается «самоподобныхъ», то къ нимъ принадлежатъ такія пѣснопѣнія два или три, которыя, будучи написаны не по подобію другихъ пѣсней, сами между собою сходны и мѣстами даже до буквальности; такъ, они одни совершенно сходны по началу, другія же и по началу, и по концу: сравн. вь субботу седмицы 3-й по Пасхѣ на стиховнѣ стихиры самонодобны – «Егда отъ древа Тя мертва Аримаѳей снятъ»... – на листѣ 81-мъ Тріоди Цвѣтной изд. 1882 г., а также стихиры на стиховнѣ на Великой вечерни 14 сент. въ Минеѣ сентябрской, л. 85 на об. изд. 1882 г., и въ недѣлю Сыропустную кондакъ и икосъ «самоподобны» по 6-й пѣсни канона на утренѣ, на л. 68-мъ Тр. Пост. изд. 1882 г. При «самоподобныхъ», однако, обозначается гласъ, на какой ихъ должно пѣть.

Установленіе пѣснопѣній «самоподобныхъ», какъ и «самогасныхъ», и «подобныхъ», принадлежитъ къ довольно раннимъ явленіямъ въ пѣніи христіанской Церкви. Патріархъ Іерусалимскій Нектарій (XVII в.) пишетъ, что св. Іоаннъ Дамаскинъ, пересматривая уставъ св. Саввы{1}, внесъ въ сей уставъ правила о пѣніи каноновъ и «подобныхъ», и «самогласныхъ», и «самоподобныхъ» пѣсней, составленныхъ имъ самимъ, св. Косьмою Маюмскимъ и др. (Историч. обз. пѣснопѣвц. Ф. А. Ч. Изд. 2 стр. 257.). Такимъ образомъ установленіе «подобныхъ», для исполненія при Богослуженіи, если не копія съ древней практики Богослужебнаго пѣснопѣнія, то, несомнѣнно, уже совершено преп. Іоанномъ Дамаскинымъ, въ то время, когда онъ занимался пересмотромъ Іерусалимскаго устава.

Далѣе, какъ явствуетъ изъ содержанія Цвѣтной Тріоди, или Пентикостаріона, въ службы сей книги, соотвѣтственно разнообразію соединяемыхъ съ ними воспоминаній, входятъ разныя, а не одного только рода пѣснопѣнія и молитвословія, а именно: во первыхъ, собственно пасхальныя, кои, впрочемъ, не всегда цѣликомъ изложены въ послѣдованіяхъ седмичныхъ дней, а иногда лишь указуются (ихъ, при томъ, въ эти дни меньше, чѣмъ въ недѣли). Во вторыхъ, пѣснопѣнія «праздника недѣли» или другого праздника Тріоди. Въ третьихъ, пѣсни воскресныя изъ извѣстнаго гласа Октоиха. Въ четвертыхъ, наконецъ, пѣснопѣнія изъ послѣдованій Октоиха седмичныхъ дней. Необходимы, однако, нѣкоторыя разъясненія, чтобы священнослужители, при пользованіи Церковнымъ Уставомъ, могли быть вполнѣ увѣрены, что они берутъ изъ Цвѣтной Тріоди именно тѣ, какія должно, молитвословія и пѣснопѣнія.

Церковно-богослужебная практика, по крайней мѣрѣ, свидѣтельствуетъ, что разнорѣчія, противоположныя мнѣнія наблюдаются довольно часто и въ отношеніи употребленія, при руководствѣ единственно Типикономъ перечисленныхъ пѣснопѣній Цвѣтной Тріоди. Такъ, иные выраженія Типикона въ службахъ пѣнія этой Тріоди «праздничныя», «праздника» относятъ къ пасхальнымъ пѣснопѣніямъ Пентикостаріона. Нѣкоторые указанія Устава на сей разъ «дневныя», «дне», по аналогіи съ такими же выраженіями его на службахъ обычнаго времени, считаютъ указаніемъ на молитвословія Октоиха. А есть не такъ-то точно, правильно понимающіе требованія въ мѣсяцесловѣ Типикона, при указаніяхъ службы Благовѣщенію въ пасхальную седмицу, смѣшивающіе, обозначаемыя этими требованіями, молитвословія Минеи съ молитвословіями Пасхи въ Тріоди Цвѣтной.

Чѣмъ же руководиться священнослужителямъ, какими соображеніями, чтобы не возможны были названныя недоумѣнія, ошибки при употребленіи молитвословій и пѣснопѣній Цвѣтной Тріоди? Вотъ въ изложеніи порядка Богослуженія въ седмичные дни пѣнія Цвѣтной Тріоди встрѣчается такое указаніе: тропарь и кондакъ «праздника», сѣдаленъ «празднику», канонъ «праздника», экзапостиларій «празднику»: Типиконъ, л. 476, 481, 487 и др. изд. 1882 г.; Пентикостаріонъ, л. 39-45, 69-72, 131-133 и др., изд. 1882 г. Но подъ «праздникомъ» въ такихъ случаяхъ, безъ сомнѣнія, надо разумѣть праздникъ не Пасхи и не Минеи (святыхъ праздничныхъ, случающихся въ разсматриваемые дни); а праздникъ или недѣли (воскресенія) извѣстной по Пасхѣ, недѣли Тріоди Цвѣтной, какъ напр., недѣли Антипасхи или Ѳомы, Мироносицъ, Разслабленнаго и др., или же Преполовеніе, Вознесеніе (смотря потому, въ какіе попразднственные дни встрѣчаемъ указанныя выраженія), – вообще праздникъ, бывшій за семь, восемь, а чаще за два, за три дня до дня того, въ послѣдованіи какого заключается, изложенное, въ приведенныхъ выраженіяхъ, требованіе относительно молитвословій и пѣснопѣній. А изъ сего уже ясно, что обозначенія Типикона: канонъ «праздника недѣли», канонъ «Тріоди», – въ извѣстныхъ главахъ этого періода (л. 478-й – 16-е «Зри» послѣдованія въ понедѣльникъ 2-й седмицы или Антипасхи на утренѣ, л. 480-й – 9-е «Зри» послѣдованія въ субботу 2-ю – Антипасхи и другія въ изд. 1882 г.), суть назначенія пѣснопѣній праздниковъ: св. Мироносицъ, Преполовенія и др. Подобныхъ.

Указаніемъ же на пѣснопѣнія и молитвословія тѣ, какія были пѣты въ день Пасхи, служатъ слова только одноименныя съ послѣдней: «Пасхѣ», «Пасхи», «Пасхальный»; напр., канонъ «Пасхи», стихиры «Пасхѣ», припѣвы «Пасхальные», – свѣтиленъ и отпустъ «Пасхи», конецъ литургіи, якоже указася на самую «Пасху»: Типиконъ, л. 482, 485, 488 на об., 492 и 493, изд. 1882 г.; Цвѣт. Тр., л. 57 на об., 85, 117 на об., 145, 158. Находящіяся же въ нѣкоторыхъ главахъ Типикона (л. 482 на об., 485 на об. и др.), а также Пентикостаріона (л. 67, 301 и 302 – 2-е и 13-е «Зри» послѣдованія въ понедѣльн. 2-я седмицы) выраженія: блаженна отъ канона «дне», сѣдаленъ «дне» и т. подоб., – являются обозначеніемъ пѣснопѣній Цвѣтной Тріоди, такъ какъ на пѣснопѣнія Октоиха хотя тоже указывается въ Уставѣ выраженіемъ «дне», но, несомнѣнно, только въ томъ случаѣ, когда рѣчь идетъ не о времени пѣнія Тріодей: л. 18, 29, 30, 52 и др. (прокименъ «дне», стиховна «дне»). Для обозначенія же пѣснопѣній Октоиха, въ періодъ употребленія Цвѣтной Тріоди, служатъ выраженія, указывающія прямо на самое содержаніе ихъ; напр., сѣдаленъ «умилителенъ», – «кресту», – «мучениченъ», или какъ равнозначущее симъ, «сѣдальны, яко предписася въ понедѣльникъ новыя недѣли»: Типиконъ, л. 476, 484 и др. И встрѣчающіяся въ Уставѣ, въ изложеніи порядка Богослуженія, при пѣніи Цвѣтной Тріоди, выраженія: стихиры «воскресны», тропарь «воскресенъ», сѣдаленъ «воскресенъ» (479 л. 3-е «Зри» послѣдованія о субботахъ Пятидесятницы, 487 л. на об., 490 л. и 491 и др.), – указываютъ на молитвословія и пѣснопѣнія воскресныя Октоиха слѣдуемаго гласа, а вовсе не на пѣснопѣнія Свѣтлаго Христова Воскресенія. Такимъ же образомъ читаемыя въ Типиконѣ, въ послѣдованіи{2} на Благовѣщеніе Пресв. Богородицы, бывающее въ пасхальную седмицу, выраженія: стихиры «праздника» самогласны, причастенъ «праздника», сѣдаленъ «праздника» (л. 283-й на об. по 285, послѣдов. подъ 26-мъ марта, относящееся къ Благовѣщенію, 16-я Маркова глава), – обозначаютъ пѣснопѣнія не Пасхи, что въ Цвѣтной Тріоди, а праздника Благовѣщенія, что въ Минеѣ.

Есть, наконецъ, еще нѣкоторыя особеннаго рода выраженія въ изложеніи порядка службъ церковныхъ Цвѣтной Тріоди, тоже далеко не для всѣхъ священнослужителей понятныя; таковы: «краегранесіе» («въ понедѣльникъ 2-я недѣли по Пасцѣ трипѣснецъ, его же краегранесіе: воспоетъ же Тя Іосифъ». Цвѣт. Тр. л. 255 на об., изд. 1882 г.), «краестрочіе» («канонъ господина Ѳеофана, его же краестрочіе сіе: преполовеніе праздниковъ превеликихъ похвалю»: 98 л. на об.; срав. л. 158 на об.: «канонъ предпразнеству Вознесенія; его же краестрочіе, по алфавиту», – л. 165 на об., л. 198, 211 и др.). Что же они означаютъ? Внимательный просмотръ церковныхъ пѣснопѣній съ проведенной надписью надъ ними (...«его же краегранесіе или краестрочіе» такое то...) даетъ замѣтить слѣдующую особенность въ напечатаніи нѣкоторыхъ изъ такихъ молитвословій: на поляхъ, передъ началомъ каждаго почти отдѣльнаго стиха ихъ напечатано по одной буквѣ чернаго цвѣта; въ совокупности своей эти буквы и даютъ слова, слѣдующія за надписаніемъ:... «его же краегранесіе» или «краестрочіе». Напримѣръ: «на утренѣ канонъ Пасцѣ... и Богородицы, его же краестрочіе – Никифору Каллисту ту Ксанѳопулу»; напечатанныя предъ началомъ каждаго тропаря сего канона, на поляхъ, по краямъ его буквы образуютъ изъ себя тѣже слова, что сейчасъ приведены за надписью – «его же краестрочіе», а именно: «Никифору Каллисту ту Ксанѳопулу» (т. е. этотъ канонъ есть твореніе «Никифора Каллиста Ксанѳопула» – 14 вѣка: Тріодь Цвѣтная, л. 24-28, изд. 1882 г.). Еще примѣры подобнаго рода можно видѣть и въ этой же Тріоди Цвѣтной, и въ Тріоди Постной. Въ Цвѣтной Тріоди надо смотрѣть, во 1-хъ, канонъ на утренѣ «субботы 7-й недѣли по Пасцѣ»: «канонъ св. обители и настоящій..., въ троичныхъ и Богородичныхъ тропарѣхъ коего краестрочіе – недостойнаго Ѳеодора», или, что читаемъ на поляхъ сего канона, «ту анаксіу Ѳеодору», т. е. твореніе «недостойнаго Ѳеодора» – Студита, а во 2-хъ, – каноны трипѣснцы, положенные въ седмичнне дни Пятидесятницы, какъ знаемъ уже изъ предыдущаго, на повечеріи и напечатанные въ концѣ книги – л. 255 на об. по 282-й изд. 1882 г.: «во вторникъ 2 нед. по Пасцѣ трипѣснецъ, его же краегранесіе – воспою Богу Іосифъ», или, что читаемъ на поляхъ трипѣснца, «псалло Ѳео Іосифъ» – пѣспописецъ +883 г., л. 257; «въ субботу 2 нед. по Пасцѣ четверопѣснецъ, его же краегранесіе – первое пою пѣніе», или, что напечатано по краямъ стиховъ канона, «прото и мелпо мело», л. 261-й и др. мн. Въ Постной Тріоди названныя буквы встрѣчаются при пѣснопѣніяхъ съ «краегранесіемь» въ субботы Мясопустную и Сыропустную (въ канонахъ на поляхъ противъ тропарей троичныхъ и Богородичныхъ – л. 50 и 68 над. 1882 г.). Итакъ, «краегранесіе», и «краестрочіе» въ канонахъ (они въ канонахъ исключительно бываютъ) есть тоже, что «акростихъ» канона. «Краестрочія» или «краегранесія» каноновъ на болѣе выдающіеся праздники, а также на дни особенные въ году, въ родѣ упомянутыхъ сейчасъ субботъ Мясопустной и Сыропустной, – явленіе обычное въ Богослужебныхъ книгахъ извѣстныхъ: въ началѣ такихъ каноновъ почти всегда указывается, какое «краестрочіе» имѣетъ канонъ.

Въ греческихъ Богослужебныхъ книгахъ и на поляхъ каноновъ почти всегда есть буквы, объясняющія «краегранесіе», – чего, какъ слѣдуетъ изъ вышесказаннаго, въ нашихъ Богослужебныхъ книгахъ нѣтъ, за рѣдкими исключеніями. Необходимо также помнить, что «акростихи» каноновъ можно составить изъ начальныхъ буквъ извѣстныхъ тропарей канона не на славянскомъ языкѣ, а на греческомъ, хотя, судя по нѣсколькимъ примѣрамъ приведеннымъ, эти буквы греческаго алфавита и слова греч. языка, слѣдующія за надписаніемъ: «его же краестрочіе» – и напечатанные у насъ на славянскомъ языкѣ.

 

Препод. Сем. В. Тацентовъ.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1901. Т. 1. № 18. С. 409-416; Т. 2. № 19. С. 11-17.

 

{1} Нѣкоторые говорятъ, будто у Кирилла Скифопольскаго, вскорѣ послѣ смерти св. Саввы, которая послѣдовала въ 532 г., подробно описавшаго жизнь его и упоминающаго при семъ и о томъ, что св. Савва предъ смертію своею далъ завѣщаніе старцамъ Лавры ненарушимо сохранять правила, введенныя имъ въ монастыряхъ своихъ, вручивъ оныя поставленному имъ на свое мѣсто игуменомъ нѣкоему Мелиту Беритянину и на бумагѣ, – выставляются правила общежитій для устроенія нравственности и потому это совсѣмъ не тотъ извѣстный нынѣ уставъ церковнаго послѣдованія св. Лавры Іерусалимской св. Саввы, Богоноснаго отца, который, состоя изъ 59 главъ издавна, соблюдался и въ другихъ монастыряхъ и церквахъ Палестинскихъ; будто сей послѣдній, посему, не такого ужъ древняго происхожденія, чтобы на него можно было ссылаться, какъ на истинный авторитетъ, въ области Богослужебной, что дѣлаетъ Церковь Восточная: Τυπικὸν σὺν Θεῷ ἁγίῳ παρεῖχον πᾶσαν τὴν διάταξιν – Venetiis 1603. 1615. 1643. Но, во 1-хъ, Кириллъ ничѣмъ не даетъ знать, что подъ упомянутыми правилами разумѣетъ нравственныя правила, а не правила церковнаго Богослуженія. А во 2-хъ, изъ того же самаго жизнеописанія Кирилла усматриваемъ, что правила, какія по временамъ назначалъ св. Савва для Лавры, относились именно къ церковно-богослужебнымъ послѣдованіямъ. Потому то, безъ сомнѣнія, крайне драгоцѣнны тѣ черты устава св. Саввы Освященнаго, которыя сохранилъ въ своемъ описаніи житія его Кириллъ Скифопольскій. Въ сохранившемся жизнеописаніи св. Евѳимія, жившаго ранѣе св. Саввы Освященнаго, тотъ же Кириллъ такъ передаетъ предсмертное наставлевіе св. Евѳимія: «братія! храните со всей точностію обыкновенныя церковныя славословія и уставъ, прежде вамъ данный». Такъ какъ монастырь св. Евѳимія уже послѣ его кончины обращенъ въ общежитіе, а при немъ, какъ и монастырѣ Саввы, былъ Лаврою, то уставъ св. Саввы по сущности былъ тотъ же, что и уставъ Евѳнмія, или уставъ, какъ говоритъ св. Евѳнмій, «преданный намъ прежде отцами», т. е. исповѣдникомъ Харитономъ, написавшимъ около 270 г. по Рожд. Христов. – правила для жизни монаховъ и чинъ Богослуженія для Палестинской лавры: «Жизнь св. отца нашего Евѳимія, описанная Кирилломъ Скифопольскимъ на греч. и лат. яз. у Котельера; Monum. eccl. graec. въ русск. переводѣ въ Христ. Чтен. 1824 г. ч. 15. Потому то Сѵмеонъ Солунскій, извѣстный въ особенности «Изложеніемъ литургіи съ историческимъ, догматическимъ и таинственнымъ толкованіемъ на нее» (въ 1429 г.; переведена ва русск. яз. съ дополнен. и разъяснен. Ив. Дмитревскимъ), писалъ объ уставѣ Іерусалимскомъ, что оный уставилъ св. отецъ нашъ Савва, принявъ его отъ св. Евѳимія и Ѳеоктиста (другъ Саввы Освященнаго); а они приняли оный отъ св. исповѣдника Харнтоиа («Историч. обз. пѣспопѣвц. Ф. А. Ч., изд. 2-е, стр. 209 и слѣд.). Совсѣмъ другое дѣло, – сохранился ли въ извѣстномъ намъ нынѣ уставѣ св. Саввы весь точный видъ правилъ, преданныхъ на бумагѣ св. Саввою для монастырей. Утверждать этого вельзя. Изъ исторіи Богослужебныхъ пѣснопѣній извѣстно, что значительная часть церковныхъ пѣсней вошла въ составъ Богослуженія уже въ 8, 9 и слѣд. по 14 вѣк., а нѣкоторая часть ихъ и позже; между тѣмъ указаніе на такія пѣсни есть въ Типиконѣ. Слѣдовательно Типиконъ дополненъ разными лицами уже въ позднѣйшее время. Вотъ кто были главные дополнители Типикона, какъ можно судить уже на основаніи вышесказаннаго объ авторахъ церковныхъ пѣснопѣній Тріоди Цвѣтной. Первымъ дополнителенъ Типикона можно считать св. Софронія, патр. Іерусалимскаго (7 в.). При разрушеніи Лавры Палестинской войскомъ Хозроя (614 г.), уставъ св. Саввы былъ затерянъ; но Софроній отыскалъ его, исправилъ, дополнилъ и ввелъ въ употребленіе въ подвѣдомственныхъ ему церквахъ: Allat. Dissert. de libris graec. Eccl. p. 5 et cet. Въ 8 в. св. Косьма Маюмскій и затѣмъ св. Іоаннъ Дамаскинъ, обогативъ православное Богослуженіе своими пѣснопѣніями, какъ ими, такъ равно и многими правилами относительно пополнили и Уставъ церковный (Poemata Sacra, ed. ab Aldo Manutio, Venet. 1501; Νεκταρ., Ιεροκοσμ. Ιστ. Venet. 1677. 175; Истор. обз. пѣсноп. Ф. А. Ч. стр. 257, 287 и др.). Таковымъ Уставъ церковный скоро вошелъ въ употребленіе въ церквахъ греческихъ и особенно въ Студійской обители въ Константнноиолѣ. Ѳеодоръ Студитъ въ 9 в., также творецъ многихъ церковныхъ пѣснопѣній, дополнилъ еще правилами Уставъ не только монастырскій собственно, а и Богослужебный. Но съ умноженіемъ праздничныхъ службѣ приходилось затрудняться, какъ отправлять Богослуженіе, когда встрѣтится два праздника или церковныя воспоминанія. Этотъ вопросъ разрѣшилъ Маркъ, настоятель Лавры св. Саввы (въ концѣ 9-го и нач. 10 в.), написавъ правила для Типикопа, извѣстныя подъ именемъ Марковыхъ Главъ (всего 100). Само собою разумѣется, что какъ составъ Богослуженія, такъ равно и уставъ его восполняемы были и послѣ X вѣка. Такъ, въ 1584 г. навильскій монахъ Іосафатъ пересмотрѣлъ и исправилъ Типиконъ, съ вѣдома церковной власти. Наша отечественная Церковь до преп. Ѳеодосія Печерскаго не имѣла Типикона. Но, постѣ того какъ преп. Ѳеодосій, съ благословенія преп. Антонія Печерскаго, отправилъ нарочнаго въ Константинополь къ Ефрему съ просьбою прислать ему Студійскій уставъ и получилъ оный, этотъ уставъ былъ введенъ во всѣ русскіе монастыри, равно какъ и многія церкви приходскія. Впрочемъ, Студійскій Уставь не долго оставался у насъ вь подлинномъ видѣ своемъ. Частію новыя чинопослѣдованія, частію порча его заставила патріарховъ Гермогена, Филарета и Никона пересмотрѣть, исправить и дополнить Типиконъ. Одно изъ болѣе позднихъ такихъ исправленій и дополненій это – бывшее въ 1682 г., при патріархѣ Іоакимѣ. Къ этому надо еще добавить, что позднѣе Студійскаго Устава вошелъ въ употребленіе Уставъ Саввы Освященнаю, или Іерусалимскій, распространившійся въ разнообразныхъ спискахъ. Для удобнѣйшаго пользованія симъ было составлено особое руководство – «Окозрительный Уставецъ» – Геннадія Новгородскаго. Довольно древняго происхожденія и Богослужебная книга, служащая главнымъ предметомъ нашей статьи, – Тріодь Цвѣтная. Это подтверждается уже тѣмъ прежде всего, что между составителями входящихъ въ содержаніе ея пѣснопѣній есть, какъ извѣстно, принадлежащіе – V вѣку. Наиболѣе потрудились въ собраніи пѣснопѣній въ одну книгу – Цвѣтную Тріодь – Ѳеодоръ и Іосифъ Студиты (Синаксарь въ нед. Мыт. и Фар.) въ 9 в.

{2} Встрѣчаемыя въ Богослужебныхъ книгахъ слова: «послѣдованіе», «служба», «чинъ», «чинопослѣдованіе», – какъ есть основаніе говорить, едва ли заставляютъ многихъ задумываться надъ ними: чуть ли ни большинствомъ священнослужителей они считаются совершенно равнозначащими, употребляющимися въ Богослужебныхъ книгахъ безразлично, для указанія однихъ и тѣхъ же молитвословій и пѣснопѣній, предметовъ церковно-богослужебнаго характера. На самомъ дѣлѣ такой взглядъ не вполнѣ правиленъ. Правда, если имѣть въ виду лишь извѣстные, одни случаи употребленія названныхъ понятій въ Богослужебныхъ книгахъ, то выходитъ, что они какъ будто бы почти не разграничиваются, служатъ для одной и той же цѣли здѣсь. Напр., мы читаемъ, съ одной стороны, такое замѣчаніе въ Типиконѣ: «послѣдованіе прилучившагося святаго въ недѣлю сію – Мытаря и Фарисея – поемъ въ пятокъ»... (л. 392), – а съ другой – и такое: «службу Минеи прилучившагося святаго въ четвергъ великаго канона поемъ во вторникъ на повечеріи» (л. 433). Или еще примѣръ въ такомъ же родѣ: 1) «и тако творимъ во всю седмицу Свѣтлую вечерни послѣдованіе» (Пеитикостаріонъ, л. 16, изд. 1882 г.); 2) «сице же бываетъ служба утрени во всю свѣтлую седмицу» (л. 17 ibid.). Итакъ, по-видимому, слова: «иослѣдовапіе», «служба», – въ Богослужебныхъ книгахъ означаютъ одно и то же. О слонахъ: «послѣдованіе» и «чинъ», судя по однимъ только извѣстнымъ примѣрамъ, не иное приходится сказать. Вотъ такіе примѣры: 1) «Послѣдованіе мертвенное мірскихъ тѣлъ» и «послѣдованіе о исповѣданіи» (Требникъ Малый, главы 16 и 7, л. 207 и 63, изд. 1882 г.); 2) «чинъ погребенія младенческаго» и «чинъ, егда случится вскорѣ больному дати причастіе» (гл. 19 и 14, л. 312 и 188). Однако, если не руководиться лишь одними подобными примѣрами, а взять во вниманіе и многіе другіе случаи употребленія въ изложеніи порядка Богослуженія указанныхъ словъ, то необходимо прійти къ выводу, что и между сими словами, со стороны приведенія ихъ въ Богослужебныхъ книгахъ, есть нѣкоторое различіе; что и въ этомъ отношеніи, какъ и во всѣхъ другихъ, Церковный Уставъ не допускаетъ безпорядочности, безосновательности. Такъ, есть мнѣніе, что наименованіе «послѣдованіе» – ἀκολουθία (слѣдованіе) – дано во многихъ случаяхъ изложенію, собранію, или же только порядку, перечисленію молитвословій и пѣснопѣній, слѣдующихъ вслѣдъ за другими молитвословіями и пѣснопѣніями на извѣстномъ Богослуженіи, находящимися не въ самомъ семъ послѣдованіи, а въ иной, отличной отъ содержащей таковое, Богослужебной книгѣ. Справедливость сказаннаго легко увидѣть, если обратить вниманіе на то, напримѣръ, что называется послѣдованіемъ въ иныхъ мѣстахъ, во 1-хъ, Служебника («Послѣдованіе вечерни» – л. 1-34, «Послѣдованіе утренн» – л. 35-71, изд. 1882 г.), во 2-хъ, Типикона («Послѣдованіе церковнаго псалмонѣвія же и сочиненія всего лѣта... отъ мѣсяца Сентября по Августъ включит.: гл. 48, л. 52, изд. 1882 г.; срав. отдѣльныя послѣдованія здѣсь: за разныя числа года – л. 52 по 392 и «Тріодіонъ..., обдержай подобающее ему послѣдованіе» – гл. 49, л. 392; срав. отдѣльныя послѣдованія и этой главы – дальнѣйшіе многіе листы), въ 3-хъ, Тріоди Цвѣтной (см. на всёмъ пространствѣ книги, л. 1-255, изд. 1882 г.), которой отдѣльныя изложенія молитвословій и пѣснопѣній, на тотъ или нной день Пятидесятницы, называются «посдѣдованіемъ», какъ это видно изъ первыхъ же словъ книги: «начало.. Пентикостаріа, сирѣчь Пятидесятницы – начинаемыя отъ св. и велик. недѣли Пасхи утра, и кончаемыя даже до недѣли Всѣхъ Святыхъ, – обдержащія нескудно на всякій день... послѣдованіе» – л. 1. Можно еще также же примѣры видѣть въ Слѣдованной Псалтири: «Послѣдованіе утрени» – л. 101, изд. 1882 г., «Послѣдованіе вечерни» – л. 141, – въ Минеяхъ, Тріоди Постой и др. Богослужебныхъ книгахъ. На основаніи приведенныхъ примѣровъ изъ разныхъ Богослужебныхъ книгъ относительно надписанія молитвословій и пѣснопѣній словомъ «послѣдованіе», нужно сказать слѣдующее: первое – «послѣдованіе» въ книгахъ, излагающихъ общественное Богослуженіе, это есть или изложеніе самое или же только простое указаніе молитвословій лишь одного рода, а именно или такъ именуемыхъ измѣняемыхъ («послѣдованія» нѣкоторыя изъ указанныхъ выше Типикона, Тріоди Цвѣтной и др.) или неизмѣняемыхъ (таковыя же «послѣдованія Служебника, Слѣд. Псалтири); второе – «послѣдованіемъ» называется какъ одно только извѣстное Богослуженіе («послѣдованіе» повечерія, «послѣдованіе» изобразительныхъ), такъ и нѣсколько Богослуженій дня («послѣдованіе» понедѣльника, «послѣдованіе» праздника, «послѣдованіе» святого). Наконецъ, обратимся къ книгамъ, содержащимъ «послѣдованіе» частнаго Богослуженія, т. е. къ Большому и Малому Требникамъ и др., то увидимъ, что и здѣсь этимъ словомъ надписывается изложеніе молитвословій Богослуженія, слѣдующаго за другимъ Богослуженіемъ по первоначальному установленію Церкви: «послѣдованіе» «Св. Крещенія» (оно слѣдуетъ за Оглашеніемъ: Мал. Треб. – л. 18 и 33, изд 1882 г.); «послѣдованіе» Малаго и Великаго освященія воды (л. 335 и 356), бывающихъ въ извѣстные дни (1-е на Преполов. и 1-го Авг., а 2-е подъ и на Богоявленіе Господне) обычно послѣ литургіи (по Типикону, первое можетъ быть иногда и послѣ утрени – л. 361, а второе послѣ вечерни – л. 193). О наименованіяхъ: «служба», «чинъ», – скажемъ въ своемъ мѣстѣ.

 

Объ авторѣ. Владиміръ Никаноровичъ Тацентовъ (1858 – пс. 1916) – родился в 1858 г. в Воронежской губ. Окончилъ: Бирюченское духовное училище по 1-му разряду (1873), Воронежскую духовную семинарію (1873-79), Московскую духовную академію со степенью магистранта практическаго отдѣленія (1879-83), тема диссертаціи: «Греко-болгарская распря съ точки зрѣнія каноническаго права Восточной Церкви». Съ 23 октября 1883 г. по 1903 г. – преподаватель Екатеринославской духовной семинаріи – преподаетъ во всѣхъ классахъ – литургики, гомилетики, практическаго руководства для пастырей и пѣнія. Съ 17 апрѣля 1903 г. – преподаватель латинскаго языка въ той же семинаріи. Коллежскій совѣтникъ (1897). Статскій совѣтникъ (1913). На 1916 г. членъ совѣта Кирилло-Меѳодіевскаго Братства при Екатеринославской духовной семинаріи. Цензоръ «Екатеринославскихъ Епарх. Вѣдом.». Дальнѣйшихъ свѣдѣній нѣтъ. Кавалеръ орденовъ: св. Станислава 3-й и 2-й ст. и св. Анны 3-й и 2-й ст. и св. Владиміра 4-й ст. Труды: «Греко-болгарская распря съ точки зренія каноническаго права Восточной Церкви» (дисс., М. 1883.).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: