Владиміръ Никаноровичъ Тацентовъ – Связь и отношеніе между Цвѣтной Тріодью и Октоихомъ съ Минеею по сравненію съ Постной Тріодью.

Далеко не для всѣхъ священнослужителей ясны связь и отношеніе, какія имѣетъ Цвѣтная Тріодь къ Октоиху, сравнательно съ связью и отношеніемъ къ нему Тріоди Постной, а также вытекающая отсюда особенность въ изложенія, печатаніи молитвословій и пѣснопѣній Октоиха въ той и другой Тріоди. Скажемъ пояснѣе объ этомъ.

Цвѣтная Тріодь до нѣкоторой степени имѣетъ сходство съ Октòихомъ (надо дѣлать удареніе въ этомъ словѣ надъ слогомъ «то», а не произносить, какъ многіе дѣлаютъ, «Октóихъ»: происходить отъ греческихъ словъ ὀκτώ – восемь, ἦχος – гласъ, – Осмогласникъ): какъ содержащая измѣняемыя{1} молитвословія и пѣснопѣнія для подвижныхъ дней богослуженія: и какъ включающая въ составь своихъ службъ молитвы и пѣснопѣнія, не только имѣющія одно общее наименованіе съ молитвословіями Октоиха, но и по содержанію сходныя съ послѣдними, потому что между воспоминаніями, свойственными первымъ, есть и такія, какія усвояются Церковью днямъ седмицы, обнимаются содержаніемъ службъ Октоиха. Но, съ этимь вмѣстѣ, Тріодь Цвѣтная въ своихъ молитвословіяхъ и пѣснопѣніяхъ прежде всего сообразуется съ намѣреніемъ Церкви выразить великую мысль всемірнаго торжества и блаженнаго примиренія между небомъ и землею; тягостныя мысли о грѣхѣ, наказаніи и судѣ, воспоминанія о прошедшей небрежной жизни касательно дѣлъ благочестія и т. п. предать на время забвенію и чадъ своихъ, всѣхъ безъ различіи, расположить внити въ радость Господа своего, о чемъ такъ хорошо вѣщаетъ св. Iоаннъ Златоустъ въ своемъ «Огласительномъ словѣ на Пасху». Только указанное доселѣ отношеніе Цвѣтной Тріоди къ Октоиху, подобно отношенію къ нему Тріоди Постной, которая, однако, – что само собою понятно, – въ своихъ пѣснопѣніяхъ и молитвахъ сперва сообразуется съ намѣреніемъ Церкви ввести грѣшника въ подвиги поста и покаянія, пробудить въ немъ искреннее раскаяніе и стремленіе къ покинутому имъ чрезъ грѣхи, Отцу Небесному. Дальнѣйшее же отношеніе той и другой Тріоди къ Октоиху, которымъ объясняется, какъ молитвы послѣдняго входятъ въ составъ обѣихъ Тріодей и какъ печатаются въ каждой изъ нихъ, не одинаково.

Праздникъ Пасхи во всѣ времена христіанской Церкви почитался торжественнымъ; эта торжественность въ значительной степени свойственна, по установившемуся у христіанъ всѣхъ вѣковъ взгляду, и цѣлой Свѣтлой седмицѣ, составляющей какъ бы одинъ продолжительный день – праздникъ. Ясно, однако, что до нѣкоторой степени эта торжественность распространяется и на время отъ недѣли Ѳомы до отданія Пасхи. Праздники – Вознесенія Господня и Пятидесятницы – также величайшіе изъ христіанскихъ праздниковъ и стоятъ въ тѣсной связи съ праздникомъ Пасхи. Не естественно ли, что это, вызвавъ не мало важныхъ отличій въ богослуженіи разсматриваемаго періода, должно было выразиться извѣстными особенностями и въ пѣніи гласовъ Октоиха въ данные дни, въ употребленіи съ Пасхи до отданія ея молитвословій этихъ гласовъ, въ количествѣ такихъ молитвословій въ составъ названныхъ службъ церковныхъ, сравнительно съ богослужебными послѣдованіями дней, въ которые поется Постная Тріодь – этихъ преимущественныхъ дней поста и покаянія (разумѣемъ, собственно, самую св. Четыредесятницу), которымъ не соотвѣтствуютъ совершенно умѣстныя, въ иное церковное время, извѣстныя торжественныя молитвословія и пѣснопѣнія Октоиха. Такъ это и видимъ въ Уставѣ Церковномъ на названные дни.

Гласи Октоиха, поемые въ дни богослуженія по Постной Тріоди поряду, т. е. въ томъ порядкѣ, въ какомъ они поются и во весь годъ, начиная съ недѣли Всѣхъ Снятыхъ («во св Вел. постъ, – сказано въ Типиконѣ, въ 54 гл., л. 519, изд. 1882 г., – починается столпъ гласовъ 6-й»), въ Тріоди Цвѣтной назначены слѣдующимъ отличнымъ отъ обычнаго образомъ: въ недѣлю женъ Мнроносицъ и въ седмичные дна за нею поются молитвословія и пѣснопѣнія Октоиха 2-го гласа (Цв. Тр., л. 53, 54, 65 на обор., 67-й на обор., изд. 1882 г.); въ недѣлю и седмицу Разслабленнаго – 3 гласа (тамъ же л. 81 на обор, и слѣд., л. 92, 95 и др.); въ недѣлю и седмицу Самаряныни – 4 гласа (тамъ же, л. 114 и слѣд., 130 и слѣд.); въ недѣлю и седмицу о Слѣпомъ – 5 гласа (тамъ же, л. 140 и слѣд., 152 и слѣд.): въ «недѣлю 318 Св. Отецъ, иже въ Никеи» – 6 гласа (тамъ же, л. 171 на обор. и слѣд.). О недѣлѣ Ѳомнной мы не упомянули потому, что вь эту недѣлю Октоиха не указано пѣть: «подобаетъ вѣдати, яко въ еей... недѣли Антипасхи{2} не поются воскресни, но вся праздники»; зато пѣснопѣнія Цвѣтной Тріоди этой недѣли поются на 1-й гласъ. На первый же гласъ поются пѣснопѣніи Цвѣтной Тріоди и въ недѣлю Пятидесятницы, въ которую такъ же, какъ и въ недѣлю Ѳомину, Октоихъ не употребляется (Пентикостаріонъ, л. 208, тамъ же). Пѣснопѣнія Октоиха 8 гласа поются въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ (танъ же, л. 238 на обор.). И послѣ дня Пасхи, которому еще въ Великую субботу на начинающей собою литургію вечернѣ, какъ относящейся къ слѣдующему дню, вмѣстѣ съ дневными поются торжественныя воскресныя пѣснопѣнія Октоиха 1-го гл., а именно: стихиры на «Господи воззвахъ» 4 съ догматикомъ «Всемірную ставу» (Типиконъ, л. 457, изд 1882 г.), на понедѣльникъ указано пѣть: стихиры на «Господи воззвахъ» (всего семь и Богородиченъ догматикъ), на стиховнѣ (одну) и на хвалитехъ (четыре) изъ числа воскресныхъ Октоиха 2 гласа (тамъ же, л. 468 и слѣд.). На вторникъ пасхальный положены тѣ же стихиры 3 гл. (тамъ же, л. 469 на об.), на среду – 4 гл. (тамъ же, л. 470), на четвертокъ – 5 гл. (тамъ же, л. 470 на об.), на пятокъ – 6 гл. (тамъ же, л. 471), на субботу – 8 гл. (тамъ же, л. 471 и слѣд.).

Вотъ какими особенностями въ пѣніи гласовъ Октоиха, молитвъ и пѣснопѣній этихъ гласовъ отличаетъ Св. Церковь время употребленія Цвѣтной Тріоди. Съ другой стороны, – пасхальный періодъ, дни Пасхи одного и другого года (предыдущей и послѣдующей), отъ которыхъ зависитъ распорядокъ рядовыхъ гласовъ Октоиха – обычный, какой бываетъ и при употребленіи Постной Тріоди, т. е. въ недѣли приготовительныя къ св. Четыредесятницѣ и въ эту послѣднюю, падаютъ не на одно и то же время. По той же причинѣ названные гласы, когда на богослуженіи указаны пѣснопѣніе Постной Тріоди, въ разные годы приходятся разные, а не одинаковые. Оказывается, слѣдовательно, что въ пѣніи Церковью молитвословій Осмогласника, гласовъ Октоиха на службахъ, отправляемыхъ и по Постной Тріоди, сравнительно съ службами дней, обнимаемыхъ Цвѣтной Тріодыо, дѣйствительно бываетъ противоположное: на вторыхъ богослужебныхъ послѣдованіяхъ такіе гласы поются одни и тѣ же во всѣ годи. Вотъ почему въ Тріоди Постной указывается лишь родъ, наименованіе пѣснопѣній Октоиха, положенныхъ тогда, но не опредѣляется точно, изъ какого гласа послѣдняго должно брать молитвословія, а въ нѣкоторыхъ случаяхъ просто только замѣчено: «по гласу», «гласа» (Типик., л. 407 на об. и слѣд. 421 и др.). Въ Тріоди же Цвѣтной употребляемыя на службахъ пѣснопѣнія и молитвословія Октоиха, вслѣдствіе того, что поются хотя и по особливому, вышеуказанному, порядку, но вмѣстѣ съ тѣмъ на одинаковые гласы въ разные годы, не просто только обозначаются, а наряду съ пѣснопѣніями, – и пѣснопѣніями собственно ея, пасхальными и друг. подобными, – печатаются цѣликомъ. Правда, и въ Постной Тріоди молитвословія Октоиха печатаются полностью, – но, во-первыхъ, только нѣкоторыя: троичны, сѣдальны по 1-й каѳизмѣ, свѣтильны: во-вторыхъ, только всѣхъ гласовъ вмѣстѣ и не въ самыхъ послѣдованіяхъ, а особо отъ нихъ, въ концѣ книги (л. 250 и слѣд., изд. 1882 г.); въ-третьихъ, наконецъ, только для седмичныхъ дней Великаго поста.

Все, изложенное нами доселѣ о Постной и Цвѣтной Тріодяхъ со стороны ихъ отношенія къ Октоиху, безъ сомнѣнія, надо знать каждому священнослужителю. Но не менѣе должны быть извѣстны священнослужителямъ и нижеслѣдующія разъясненія, сопоставленія и сравненія, какъ служащія необходимымъ для полнаго обслѣдованія предмета, дополненіемъ къ сказанному о связи и отношеніи между названными богослужебными книгами, объ употребленіи молитвословій Осмогласника на службахъ церковныхъ въ періодъ пѣнія той и другой Тріодей.

Тогда какъ для дней седмичныхъ, въ которые употребляется Тріодь Постная, молитвословія и пѣснопѣнія такихъ же дней Октоиха входятъ въ составъ богослуженіи въ гораздо меньшемъ, чѣмъ въ обычное, не великопостное время, количествѣ{3}, въ послѣдованія Цвѣтной Тріоди молитвословій изъ Осмогласника внесено не мало сравнительно и изъ числа положенныхъ въ послѣднемъ не только на дни седмичиые. а и на недѣли (воскресенія). Такъ въ службахъ седмичныхъ дней послѣ недѣли ап. Ѳомы до Вознесенія Господня есть слѣдующія молитвословія и пѣснопѣнія изъ послѣдованій богослуженія въ Октоихѣ: 1) Богородиченъ догматикъ настоящаго гласа («гласа прошедшія недѣли») послѣ стихиръ на «Господи воззвахъ» вечерни вседневной пятковъ, относящейся собственно къ субботнимъ днямъ (Пентикостаріонъ, л. 51, 79, 112, 302, изд. 1882 г.): 2) на вечерни же – стихиры на стиховнѣ, изъ которыхъ одна – воскресная гласа, недѣли, другая – изъ числа называемыхъ въ богослужебныхъ книгахъ умилительными, покаянными, соотвѣтственно дню, а на среду и пятокъ крестная, и третья «Мучениченъ», также соотвѣтственно дню, т. е. въ понедѣльникъ изъ службы понедѣльника въ Октоихѣ, во вторникъ изъ службы вторника въ послѣднемъ и т. п. (л. 39 на об., 45, 47, 49, 70, 92 и др.); 3) по 1-мъ стихословіи на утрени – сѣдаленъ воскресный гласа недѣли, сѣдаленъ умилительный, или покаянный, соотвѣтственно дню, а въ среду и пятокъ кресту и въ послѣдованія того же гласа, и такой же сѣдаленъ мучениченъ (л. 40 на об, 73, 136 и др.); 4) на утрени же – на хвалитехъ стихиры – воскресная гласа недѣли, умилительная, или покаянная, соотвѣтственно дню, и кресту; въ среду и пятокъ такая же (л. 50, 69, 95 на об. и др.). Ми сказали, что такъ бываетъ въ седмнчные дни лишь отъ недѣли Антипасхи до Вознесенія Господня, въ виду слѣдующаго: въ послѣдованіяхъ Тріоди Цвѣтной дли седмичныхъ дней по Вознесеніи и Пятидесятницѣ находятся молитвы и пѣснопѣнія попразднственныя этихъ праздниковъ, замѣняющія собою пѣснопѣнія Октоиха, такъ что только въ службу субботы предъ Пятидесятницею, какъ поминальную и, такъ сказать, находящуюся на рубежѣ названныхъ великихъ праздниковъ (отданіе праздника Вознесенія Господня бываетъ въ пятокъ 7 нед. по Пасхѣ: Типик., л. 498, и Пентикостаріонъ, л. 196 на. об., изд. 1882 г.), входятъ молитвословія и пѣснопѣнія Октоиха 6-го гласа (л. 197 по 207 включит. въ Пентикостаріонѣ, изд. то же). Въ воскресные же дни всего періода до Пятидесятницы, не исключая и перваго дня Пасхи, употребляются и пѣснопѣнія воскресныя Октоиха указаннаго Уставомъ гласа: и только въ недѣлю Антипасхи, согласно сь вышеломянутымъ, «не поется» Октоихъ. Вышеноминутое же достаточно говоритъ и за всю вѣскость основаній, но какимъ наша Православная Церковь установила представленный нами подробно порядокъ гласовъ Октоиха, употребляетъ названнымъ образомъ молитвословія и пѣснопѣнія Осмогласника на церковныхъ службахъ времени пѣнія Цвѣтной Тріоди. Пѣсии послѣдней представляютъ по преимуществу состояніе Божественнаго прославленія Господа нашего Іисуса Христа; въ нихъ слышимъ исполненіе радостныхъ обѣтованій объ избавленіи людей отъ грѣха, проклятія и смерти. Слѣдовательно, употребленіе въ большомъ довольно количествѣ наряду съ молитвословіями Цвѣтной Тріоди, молитвословій Октоиха, которыя возвышенны, радостны, восторгаютъ душу, вполнѣ цѣлесообразно.

Переходя затѣмъ къ выясненію связи и отношенія между Тріодью Цвѣтною и Минеей, сравнительно съ связью и отношеніемъ между послѣдней и Тріодью Постною, – употребленія на службахъ, когда поется первая Тріодь, молитвословій Минеи, мы должны предварительно сказать, что особыхъ замѣчаній Типикона на этотъ разъ – такъ именуемыхъ «Зри» – въ послѣдованіяхъ понедѣльника 2-й седмицы Антипасхи на утренѣ (л. 476, изд. 1882 г.) и субботъ Пятидесятницы (л. 470 ibid.) болѣе 20-ти. Отсюда сама собою вытекаетъ настоятельная необходимость извѣстной отправной точки зрѣнія, чтобы можно было, какъ слѣдуетъ, оріэнтироваться въ названныхъ замѣчаніяхъ.

Въ Минеѣ Мѣсячной (Μηνιαίον – отъ μήν – мѣсяцъ), какъ извѣстно, заключены послѣдованія съ измѣняемыми молитвословіями на неподвижные дни круга годичнаго для службъ въ обычное время вечерни и утрени, – въ праздники и для литургіи, – въ иные изъ этихъ дней – и для полунощницы и повечерія, въ нѣкоторые же особенные дни – навечерія праздниковъ – и для всѣхъ изъ богослужебныхъ часовъ (см. подтвержденіе всему сказанному о Минеѣ Мѣсячной въ послѣдов. слѣдующихъ чиселъ мѣсяцевъ въ нихъ: 25 и 27 сентября, 2 февр., 25 марта, 24 декабря, 5 января и др.). Мы уже видѣли, что Тріодь Цвѣтная въ своихъ послѣдованіяхъ съ мыслями, приспособленными къ торжественному, особенно свѣтлому, радостному для христіанъ, каковъ періодъ отъ Пасхи до Пятидесятницы, времени, соединяетъ воспоминанія, усвоенныя Церковію днямъ круга седмичнаго, почему до извѣстной степени замѣняетъ собою пѣніе Октоиха. То же въ значительной степени наблюдается и въ отношеніи Тріоди Цвѣтной къ Минеѣ. Содержа въ себѣ съ мыслями, отвѣчающими названному торжественному періоду, воспоминаніи, относящіяся ко дню круга годичнаго, Тріодь Цвѣтная заключаетъ въ себѣ молитвы и пѣснопѣнія, иногда замѣняющія собою находящіяся въ Минеѣ Мѣсячной молитвословія и пѣснопѣнія, а въ иные дни поемыя вмѣстѣ съ послѣдними, такъ что, съ этой стороны, сходство между этой Тріодью и Постной{4} большее, чѣмъ въ вышеуказанномъ отношеніи той и другой Тріодей къ Октоиху, къ содержащимся въ немъ послѣдованіямъ службъ. Еще въ одномъ изъ послѣдованій Великаго поста въ Типиконѣ замѣчено: «вѣдомо да есть, яко отъ сего понедѣльника 2 нед. поста выпѣваются на повечеріяхъ каноны, иже Минеи, имущихъ прилучитися святыхъ, отъ субботы Лазаревы до недѣли Ѳомины, съ каноны Богородичны» (л. 425 на об., й-е «Зри», изд. 1882 г.). Это, конечно, прямо указываетъ на то, что въ дни пасхальной седмицы молитвословія и пѣснопѣній Минеи совсѣмъ не употребляются. Исключеніе на этотъ разъ бываетъ лишь для праздника Благовѣщенія, для великихъ свитыхъ, для мѣстно празднуемыхъ, особенно чтимыхъ (гдѣ мощи, чудотворныя иконы и т. д.) святыхъ и святыхъ такъ именуемыхъ храмовыхъ (18 и 19 Марковы главы на Благовѣщ. помѣщаемыя въ Типик. не подъ 25 марта, а подъ 26-мъ, л. 282-284; Маркова глава на день великомуч. Георгій. 23 апр., л. 295 на об. и 296; храмовая глава 48-я, л. 559 на об.; о святыхъ, мѣстно празднуемыхъ, имѣемъ право такъ говорить по аналогіи). Еще, для опредѣленія съ точности времени, когда, при пѣніи Цвѣтной Тріоди, службы святыхъ Минеи оставляются, и пѣснопѣнія и молитвословія послѣдней замѣняются молитвословіями и пѣснопѣніями первой, служатъ такія замѣчанія Типикона: 1) «возслѣдованія случившихся святыхъ во всѣхъ недѣляхъ святыя Пятидесятницы поемъ въ повечеріяхъ» (л. 474, 4-е «Зри» послѣдованія въ недѣлю Антипасхи въ Типик., изд. 1882 г.); 2) «на сей день Преполовенія на повечеріи святаго рядоваго поемъ стихиры и канонъ» (л. 486 на об. – въ послѣдов. во вторникъ 4 седмицы по Пасцѣ вечера, передъ «Зри»); 3) «на сей день отданія Преполовенія служба Минеи поется на повечеріи» (л. 489 на об. – «Зри» во вторникъ 5 седмицы по Пасцѣ вечера); 4) «и сей день отданія Вознесенія службу Минеи поемъ на повечеріи» (л. 498); 5) «службу же Минеи рядоваго святаго, случившагося въ праздникъ Вознесенія, поемъ на повечеріи» (л. 495 на об. – «Зри» въ четвергъ вечера 6-й седмицы Пасцѣ). Итакъ, вотъ еще тѣ дни, когда, при пѣніи Цвѣтной Тріоди, совсѣмъ отлагается Минея, если и на этотъ разъ день руководиться только предписаніями Устава, а не обычаемъ въ той или иной мѣстности: всѣ недѣли (воскресенія) Пятидесятницы, день Преполовенія и отданія его, отданіе Пасхи, день Вознесенія и отданіе его. Каждому изъ этихъ дней, какъ посвященному воспоминанію особенно знаменательныхъ событій изъ жизни Спасителя, служащихъ къ увѣренію въ истинѣ Его воскресенія, и служба отправляется по богослужебнымъ книгамъ, въ какихъ прославляются названныя событія, прежде всего, по преимуществу; а Минея Мѣсячная къ такимъ книгамъ не относится, такъ что обходиться безъ нея при богослуженіи въ перечисленные дни вполнѣ естественно.

Относительно субботы предъ Пятидесятницей также не можетъ быть двухъ противоположныхъ мнѣній насчетъ того, употребляется или нѣтъ въ нее и Минея Мѣсячная. Правда, въ самомъ послѣдованіи этой субботы нѣтъ такого прямого указанія о томъ, что Минея Мѣсячная отлагается въ этотъ день, какое мы привели изъ Типикона насчетъ другихъ дней пѣнія Цвѣтной Тріоди. Но уже, такъ сказать, самый характеръ богослуженія въ эту субботу ясно говоритъ, что въ богослуженіи ея не можетъ быть мѣста Минеѣ Мѣсячной. Въ самомъ дѣлѣ, чему посвящена Церковію суббота предъ Пятидесятницею? – День Пятидесятницы, въ который вполнѣ открылась спасительная благодать Новаго Завѣта, есть для Церкви Христовой день новаго законоположенія и новаго лѣта, наступившаго по совершеніи тайны искупленія, по одержаніи духовной побѣды надъ грѣхомъ, проклятіемъ и смертію.

«Обычай есть воинамъ послѣ побѣды варваровъ побѣдные знаки возставлять и износить добычи Церкви, – говоритъ Матѳей Властарь, – а потомъ на погребепія убіенныхъ исходить. Такимъ образомъ и намъ потребно, послѣ побѣды воскресенія, знакъ побѣдный Пятидесятницею возставлять и побѣдительная Христу, чрезъ Его же побѣды, воспѣть, потомъ и лежащимъ усопшимъ долгъ отдать, по исполненіи Пятидесятницы» («Нов. скриж.», о св. Четыредесятн., § 12). Слѣдовательно, Церковь, какъ въ субботу Мясопустную, представляющую послѣдній день міра предъ всемірнымъ судомъ, молитъ Господа о милосердіи къ усопшимъ своимъ въ день страшнаго, всеобщаго суда: такъ, въ субботу предъ Пятидесятницею, представляющею первый день открывшагося во всей силѣ царства Христова, ходатайствуя объ искупленіи живыхъ «возвратить плѣненіе душъ ихъ», проситъ искупить и души рабовъ, прежде усопшихъ, и упокоить ихъ на мѣстѣ прохлажденія: «яко не мертвіи восхвалятъ Тя, Господи, ниже сущій во адѣ исповѣданіе дерзнутъ принести Тебѣ, но мы живіи благословимъ Тя и молимъ и жертвы приносимъ Тебѣ о душахъ ихъ» (молитва вечерн. въ Троицынъ день 3-я, л. 223 на об. въ Пентикостаріонѣ, изд. 1882 г.): «Своею кровію человѣки, Спасе, искупивый и смертію Твоею отъ смерти горькія избавивый насъ, и жизнь вѣчную подаяй намъ воскресеніемъ Твоимъ, вся упокой, Господи, усопшія благочестно» (5 стихира на «Господи воззвахъ» въ пятокъ вечера Пятидесятницы, л. 197). Не очевидно ли, что съ этимъ характеромъ богослуженія въ субботу предъ Пятидесятницею не будетъ гармонировать употребленіе молитвословій и пѣснопѣній Минеи, святыхъ, случающихся въ эту субботу.

Съ другой стороны, вопросъ именно названнымъ образомъ рѣшается, если вникнуть въ слова Типикона о послѣдованіи службы въ пятокъ вечера Пятидесятницы: «и поемъ всю службу о усопшихъ вечеръ и утро, якоже предизявися въ субботу Мясопустную во всемъ подобномъ» (л. 498). Но о службѣ въ субботу Мясопустную въ Тріоди Постной читаемъ: «послѣдованіе прилучающихся святыхъ въ субботу.... Мясопустную поется въ мимошедшихъ повечеріяхъ», т. е. въ повечеріяхъ дней седмицы до субботы (Тріодь Постная, л. 15, изд. 1882 г.). Стало быть, то же приложимо и къ субботѣ предъ Пятидесятницею. Да и изъ самаго состава службы этой субботы, какъ она излагается въ Тріоди Цвѣтной (л. 196 на об. по 208, изд. 1882 г.), усматриваемъ, что пѣнію Минеи въ этотъ день нѣтъ мѣста. Бываетъ, впрочемъ, иногда, что въ субботу «пентикостную» (такъ она именуется въ Типиконѣ: 54 храм. глава, л. 561, изд. 1882 г.) поется и Минея Мѣсячная: это въ томъ случаѣ, если въ нее случится особенно чтимый мѣстно святой (мощи, чудотворныя иконы: Тріодь Цвѣт., Марк. гл. въ концѣ книги изд. 1685 г.), или храмъ святого (54 храм. гл. Типикона); но тогда уже «поемъ всю службу на ряду Минеи, храма святаго, а субботы службу о умершихъ поемъ въ мимошедшую (предыдущую) субботу, или въ четвертокъ мимошедшій» (561 л. Типикона изд. 1882 г. и Цвѣт. Тр.). – Наконецъ, нашу мысль о неупотребленіи Минеи въ субботу предъ Пятидесятницею подтверждаетъ такое замѣчаніе, «Зри» 2-е, одной изъ Марковыхъ главъ въ концѣ Тріоди Цвѣтной: «аще случится память Обрѣтенія честныя главы Іоанна Предтечи (3-е, что 25 мая) въ субботу Пентикостную...., поемъ службу его въ четвертокъ 7 недѣли по Пасцѣ» (л. 300, изд. 1882 г.). Названное же воспоминаніе въ честь Іоанна Крестителя, по мѣсяцеслову въ Типиконѣ (л. 321), есть праздникъ средній, второго разряда (гл. 47, л. 51); если же служба такого праздника во взятомъ случаѣ переносится на другой день, то о будничныхъ службахъ Минеи, о святыхъ, «не имущихъ знаменія» – знака праздничнаго въ мѣсяцесловѣ, – слѣдовательно, нечего и говорить.

Что Минеи не употребляется въ дни Пятидесятницы (Троицынъ день 1-й), Св. Духа (2 день Троицынъ), это слѣдуетъ изъ самыхъ послѣдованій этихъ дней въ Уставѣ и Цвѣтной Тріоди (л. 498 на обор., 502 на об. въ первомъ и 207 на об. по 232 на об. во второй, изд. 1882 г.). Точно также ясно изъ указаній перваго и второй, что молитвословія и пѣснопѣнія святыхъ, прилунившихся въ день отданія Пятидесятницы и въ слѣдующую непосредственно за нимъ недѣлю Всѣхъ Святыхъ, переносятся на другіе дни: «знай и се, – сказано здѣсь, – яко службы святыхъ, прилунившихся въ субботу грядущую (по Пятидесятницѣ то есть) и недѣлю Всѣхъ Святыхъ, послѣ единаго на преди (въ какой-нибудь, то есть, изъ дней между этой субботой – отданіемъ Пятидесятницы – и самой Пятидесятницей, а точнѣе и днемъ Св. Духа), а другаго въ настоящій пятокъ на повечеріи» (л. 502 въ Типиконѣ, 1-е «Зри», и 237-й въ Тріоди Цвѣтной, изд. 1882 г.). Въ дни седмичные во всю Пятидесятницу, начиная съ седмицы по недѣлѣ Антинасхи, какъ такіе, въ которые богослуженіе приближается къ обычному, не отличается, въ противоположность днямъ недѣльнымъ и другимъ праздничнымъ этого періода, прославленіемъ исключительно наиболѣе знаменательныхъ событій изъ жизни Спасителя, служащихъ къ увѣренію въ истинѣ воскресенія Его, и Минея Мѣсячная не отлагается, а молитвословія и пѣснопѣнія ея соединяются съ молитвословіями и пѣснопѣніями Цвѣтной Тріоди и Октоиха (молитвословія послѣдняго, что знаемъ уже изъ прежде изложеннаго нами, на это время тоже содержатся въ Цвѣтной Тріоди, почему здѣсь можно упомянуть объ одной послѣдней). Однако, и въ названные седмнчные дни періода Пятидесятницы, какъ дни вообще попразднственные по Пасхѣ и въ частности попразднетвенные послѣ недѣль Антинасхи, или ап. Ѳомы, Мироносицъ, Разслабленпаго, Самаринынн, Слѣнапо, а также по Преполоненіи{5}, молитвословія и пѣснопѣнія Минеи употребляются въ меньшемъ количествѣ, чѣмь въ седмичные дни другого извѣстнаго времени. Вотъ что только берется изъ Минеи для богослуженія означенныхъ седмичныхъ дней пѣнія Цвѣтной Тріоди: на вечернѣ – на «Господи воззвахъ» три стихиры («и Слава, святаго, аще есть: аще ли ни, Слава, и нынѣ, праздника») и на стиховнѣ стихиры въ томъ случаѣ, «аще случится два святыхъ» («аще ли ни, Слава и нынѣ, праздника»), и др.; на утренѣ – по «Богъ Господь» тропарь «на Слава» (первый же тропарь по «Богъ Господь» праздника), канонъ 2-й на четыре (тропаря), кондакъ и икосъ вмѣстѣ съ сѣдальномъ и др. (Типиконъ, л. 477 и 478, изд. 1882 г.). Но изъ Минеи берется пѣснопѣній больше для богослуженія въ седмичные дни Пятидесятницы, бывающіе по недѣлѣ Ѳомы, если на нихъ приходится память великаго святого или храмъ святого (см. тоже мѣсто Типикона – «како поется отъ недѣли Ѳомины Тріодь съ Минеею во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отданія пентикостіи, кромѣ субботъ и недѣль, на вечерни и на утрени», 6-е «Зри» послѣдованія въ понедѣльникъ 2-я седм. Антипасхи на утрени, «Зри» 8, 9, 13, 17 взятой главы; храм. гл. 48 и 49, л. 559 на об., Типик. тамъ же).

Субботы тоже отчасти отличаются въ ряду названныхъ седмичныхъ дней по нѣсколько большему употребленію на богослуженіи молитвословій и пѣснопѣній Минеи (Типик., л. 479 и 480). Основанія для такого назначенія Уставомъ молитвословій и пѣснопѣній Минеи на дни седмнчные взятаго періода, когда въ нихъ случается великій святой или святой храма, и на субботы вполнѣ ясны: великимъ святимъ посвящено въ Минеѣ больше молитвословій, чѣмъ сколько ихъ заключается въ послѣдней святымъ – малымъ праздникамъ, не говоримъ уже о святыхъ, не имѣющихъ въ мѣсяцесловѣ праздничнаго знака: не вполнѣ ли естественно и при пѣніи Цвѣтной Тріоди въ седмнчные дни брать изъ послѣдованій Минеи великимъ святымъ, случающимся въ эти дни, пѣснопѣній больше, чѣмъ изъ послѣдованій другимъ святымъ Минеи, приходящимся тогда же? Въ субботы же воспоминаются и всѣ святые (а также совершается еще и моленіе за усопшихъ), почему въ обычное время по субботамъ молитвословія и пѣснопѣнія Минеи, какъ содержащей службы святымъ чиселъ мѣсяца, предшествуютъ молитвословіямъ и пѣснопѣніямъ Октоиха (Типик., гл. 12 и 13, л. 24 на об., 25, 26 и 27: въ другіе же седмичные дни обычнаго времени бываетъ наоборотъ: гл. 9, л. 16 на об. по 23). ІІотому-то въ отношеніи субботъ разсматриваемаго періода Церковь и отличаетъ названное воспоминаніе въ нихъ всѣхъ святыхъ употребленіемъ нѣсколько большаго, сравнительно съ другими седмичными днями этого времени, числа молитвословій Минеи, на ряду, однако, съ немалымъ количествомъ молитвословій Цвѣтной Тріоди, какъ прославляющихъ исключительно событія, которыя, служа къ увѣренію въ истинѣ воскресенія Христ,. воспѣваются Церковію и въ названныя субботы.

Наконецъ, при обсужденіи вопроса объ употребленіи во дни пѣнія Цвѣтной Тріоди молитвословій и пѣснопѣній Минеи, необходимо имѣть въ виду еще и нѣкоторыя особенныя замѣчанія Типикона на этотъ разъ: 1) если храмовой святой случится въ самый день Пасхи (равно какъ въ предшествующіе ему Великій пятокъ и Великую субботу), то «поемъ всю службу храма, вечеръ, и утро, на Свѣтлой недѣли, въ понедѣльникъ или во вторникъ» (46-я храмов. глава, л. 555 изд. 1882 г.); 2) если храмовой святой и празднованія съ поліелеемъ или со всенощнымъ бдѣніемъ случатся отъ понедѣльника Свѣтлой недѣли до 4-й недѣли по Пасхѣ, то богослуженіе отправляется по службѣ св. великомученика Георгія – 23 апрѣля (48 храм. гл., л. 559 на обор.); 3) если, наконецъ, храмовой святой и названныя празднованія случатся отъ четвертой недѣли Пасхи до субботы пентикостныя (предъ Пятидесятницей), то службы ихъ правятся по послѣдованію св. Іоанна Богослова, подъ 8-мъ мая (49-я храм. гл., л. 559).

 

Препод. Сем. В. Тацентовъ.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1901. Т. 1. № 14. С. 328-336; № 15. С. 337-343; № 16. С. 376-381.

 

{1} Къ измѣняемому въ составѣ богослуженія относится то, что вь извѣстной божественной службѣ измѣняется въ разные дни седмицы и года. Къ неизмѣняемому же въ немъ принадлежитъ бывающее неизмѣннымъ вь отношенін къ одной и той же такой службѣ. Если взять, для поясненіи сказаннаго, утреню, то неизмѣнной частью богослуженія будутъ, напр.: псалмы шестопсалмія, ектеніи и др.; а измѣняемой: тропари по «Богъ Господь», сѣдальны по каѳизмамь, канонъ, сѣдаленъ по 3-й пѣсни канона, кондакъ и икосъ по 6-й, свѣтиленъ по 9-й, стихиры на хвалнтехъ и на стиховнѣ. Равнымъ образомъ, на литургіи тропари и кондаки по входѣ, прокимны, аллилуіаріи, причастны будутъ измѣняемыя молитвословія, не смотря на то, что иныя изъ нихъ употребляются въ извѣстный день во всѣ годы. Послѣднее добавляемъ для памятованія, что названіе молитвъ, пѣснопѣній неизмѣняемыми и измѣняемыми дается по отношенію къ той или иной службѣ, къ ея виду (напр., вечернѣ великой – праздничной, малой вседневной), а не по отношенію къ днямъ и числамъ, въ которые они употребляются. Названіе измѣняемое самое подходящее въ данномъ случаѣ потому, что заимствуется изъ богослужебныхъ же книгъ. «Яко же написася здѣ вся вослѣдованіе, – читаемъ въ Типиконѣ (л. 477, изд. 1882 г.), въ недѣлю вечера во свѣтильничномь, и въ понедѣльникъ во утрени, сице бываетъ во всѣхъ седмицахъ до Вознесенія Господня, измѣняемымъ стихирамъ осмогласника и сѣдальнамь по обычаю» (ср. Тріодь Пост., изд. 1777 г., послѣд. вь нед. Сырн. вечера). Измѣняемыя молитвословія больше находятся въ Октоихѣ, Минеяхъ и Тріодяхъ; неизмѣняемыя больше въ Часословѣ, слѣдованной Псалтири и Служебникѣ.

{2} Св. Церковь называетъ недѣлю Ѳомину «Антипасхою» (Типиконъ, л. 472 на об., изд. 1882 г.), что означаетъ «вмѣсто Пасхи» – ἀντιπασχα, потому, что этотъ день есть первый изъ воскресныхъ дней всего пасхальнаго года, вь который событіе воскресенія Христова повторяется напоминаніемъ. Еще недѣля эта называется въ богослужебныхъ книгахъ (Пентикостаріонъ, л. 38 на об., изд. 1882 г.) – «недѣлею Новою», «недѣлею Обновленія», потому что этотъ день послѣ Пасхи повторяетъ въ первый разъ и какъ бы обновляетъ великій праздникъ Воскресевія.

{3} Сказанному о меньшемъ, чѣмъ въ обычное время, употребленіи вь седмичные дни Великаго поста молитвословій и пѣснопѣній Октоиха, по-видимому, противорѣчитъ одно изъ замѣчаній Типикона въ послѣдованіи понедѣльника 1-й недѣли этого поста: «подобаетъ вѣдати, яко Осмогласникъ не поется во всю Четыредесятницу, кромѣ недѣли, поется же точію минея и трипѣснецъ» (л. 408 на об., 2-е «Зри», изд. 1882 г.). По пониманію этого замѣчанія въ томъ смыслѣ, будто въ седмичные дни Великаго поста совсѣмъ не должны быть употребляемы молитвословія Октоиха, будто эти молитвословіи должны входить только въ составъ службы воскресеній Четыредесятницы, мѣшаетъ требованіе Типикона же, чтобы на утренѣ именно седмичныхъ дней Великаго поста поемы были сѣдальны Осмогласника по 1-мъ стихословіи (л. 407 на об.), свѣтильны Троичиы гласа Октоиха по 9-й пѣсни какова «Достойна есть» и малой ектеніи (л. 408 на об., 2-е «Зри», то есть то же самое мѣсто, листъ, гдѣ находится и приведенное выше замѣчаніе: «яко осмогласникъ не поется»...); и на вечернѣ въ пятки седмицъ великопостныхъ Уставъ Церковный назначаетъ изъ Октоиха 4 мученичны стихиры на «Госиоди воззвахъ» (л. 421, 426, 428). Въ сущности, дѣто просто объясняется, и кажущееся противорѣчіе легко устраняется: въ Тріоди Постной, какъ уже скаааяо было объ этомъ, въ концѣ ея (л. 250 и слѣд., изд. 1882 г.), напечатаны и названныя пѣснопѣнія Октоиха, т. е. и сѣдальны, и свѣтильны Троичиы: иначе сказать: въ указанномъ сейчасъ мѣстѣ Тріоди Постной напечатано все, что по Уставу надо пѣть изъ Октоиха въ седмичиие дни (первые 4 дня недѣли) великопостные, почему самая книга Осмогласника, или Октоихъ, изъ какой перепечатано въ Тріодь это все, конечно, не нужна тогда: не поются тогда пѣснопѣнія Осмогласника по этому послѣднему, а не совсѣмъ опускаются. Точно также нѣтъ никакого основанія говорить, что отъ субботы Лазаревой до недѣли Антипасхи пѣснопѣнія Октоиха и Богородичны не поются, хотя въ Типиконѣ, въ послѣдованіи пятка 6-й седмицы вечера, и есть замѣчаніе: «...отъ днесь (т. е. отъ субботы Ваій) ниже мучениченъ, ниже Богородиченъ, ниже Осмогласникъ поется, даже до понедѣльника св. Ѳомы» (л. 438 на об., 2-е «Зри»); положенные Уставомъ же на утренѣ воскресные изъ Октоиха тропари – «Ангельскій соборъ удивися» – и т. д. съ припѣвомъ «Благословенъ ecи Господи»..., послѣ пѣнія «Блаженни непорочніи», въ субботу Великую и даже въ самую субботу Лазареву, по 2-мъ стихословіи (л. 439 и 455), а также поемыя на вечернѣ въ первую изъ упомянутыхъ сейчасъ субботъ стихиры Осмогласника, воскресенья 1 гласа (л. 457-й), на повечеріяхъ же Страстной седмицы Богородичны въ трипѣсницахъ, – всѣ они, конечно, указываютъ снова на необходимость лишь такого пониманія приведеннаго послѣдняго изъ противорѣчащихъ яко бы замѣчаній Типикона («ниже Богородиченъ, ниже Осмогласникъ поется»): все нужное изъ книги Октоихъ для богослуженія названныхъ дней есть въ Тріоди Постной, и Богородичны иные, помимо Богороднчновъ послѣдней, не поются вь эти дни, а потому и книга Октоихъ не нужна, «не поется».

{4} Къ днямъ пѣнія Тріоди Постной, когда не употребляется Минея Мѣсячная, и когда молитвословія и пѣснопѣнія, какія въ другое время поются изъ нея, замѣняются молитвословіями и пѣснопѣніями названной Тріоди, относятся только всѣ недѣли-воскресенія, начиная съ недѣли Мытаря и Фарисея и кончая недѣлей Ваій, а изъ седмичныхъ дней лишь субботы – Мясопустная, Сыропустная, 1 и 5 субботы Вел. поста, суббота Лазарева, дни Страстной седмицы (Типик., л. 392, 1-е «Зри», 395 и слѣд., 403 и слѣд., 422, 3-е «Зри», 425 на об., 439, изд. 1882 г ). Пускай сказаннаго въ Уставѣ въ послѣдованіи недѣли Блуднаго Сына: «Минен же послѣдованіе», т. е. – святого, случившагося въ эту недѣлю, «послѣ на повечеріи въ пятокъ вечера, а послѣдованіе прилучающихся свитыхъ въ субботу и въ недѣлю Мясопустную поется въ мимошедшихъ повечеріяхъ», т. е. на повечеріяхъ дней седмицы до субботы, «такожде субботѣ и недѣлѣ Сыронустной творимъ, или како настоятель изволитъ, кромѣ аще гдѣ случится великаго святаго память», пускай, повторяемъ, этого замѣчанія нѣтъ насчетъ недѣль Мытаря и Фарисея и Велик. поста, но отсюда еще не слѣдуетъ заключить о возможности употребленія молитвословій Минеи въ эти послѣднія, о ненужности перенесенія ихъ молитвословій на другіе дни. 1) Извѣстныя Марковы и храмовыя главы ясно показываютъ, въ какихъ только случаяхъ употребляются молитвословія Минеи въ названныя сейчасъ недѣли, это лишь тогда, когда прилучится великій святой и святой храма (Типик., л. 250, 253. – Марк. гл. 10, 14 и 15 подъ 24 февр., 258 – Марк. 2-я подъ 9 марта, 549 – храм. гл. 25, 550 – храм. гл. 33, 554 – храм. гл. 37-я). 2) И въ нед. Мытаря и Фарисея и въ недѣли Великаго поста послѣдованіе совершенно соотвѣтствуетъ послѣдованіямъ недѣль – Блуднаго Сына, Мясопустной и Сыропустной; въ службахъ, какъ первыхъ, такъ и вторыхъ недѣль, видимъ въ Тріоди Постной молитвословія, замѣняющія собою такія же молитвословія Минеи; слѣдовательно, вполнѣ основательно заключить, что во всѣ названныя недѣли не должны быть поемы службы Минеи, потому что онѣ переносятся Уставомъ на другое время. Что же касается службы въ нед. Ваій, то въ составъ ея входятъ молитвословія Минеи только праздника Благовѣщенія, бывающаго въ эту недѣлю (л. 278 на об. и 279). Есть полная возможность примирить съ сказаннымъ нами, что изъ субботъ Великаго поста Минея не поется только въ субботы, 1-й, 5-й и 6-й недѣль его, и что, слѣдовательно, она не отличается въ субботы 2, 3 и 4 седмицъ, этого поста, и такое замѣчаніе Типикона въ послѣдованіи субботы 1-й седмицы Четыредесятницы: «...послѣдованіе Минеи прилучающихся святыхъ въ субботы седмицъ св. Четыредесятницы поется въ повечеріяхъ или егда изволитъ еклисіархъ: тако творимъ во всѣхъ пяткахъ въ вечерь св. и вел. Четыредесятницы» (л. 422 – 3-е «Зри»). Послѣдними словами: «тако творимъ во всѣхъ пяткахъ» требуется не то, чтобы въ субботы всѣхъ седмицъ Великаго поста оставлялась Минея, послѣдованія святымъ ея, а то, чтобы на всѣ пятки предъ этими субботами, точнѣе – на повечерія ихъ, переносимы были каноны святыхъ, которымъ службы не будуть отправлены въ субботы: другими словами, когда въ субботу послѣдованія святыхъ Миней не поются, канонъ святого числа мѣсяца, совпадающаго съ такою субботою, надо вычитывать на повечеріи пятка наканунѣ. И «такъ во всѣхъ пяткахъ въ вечеръ св. Четыредесятницы творимъ одинаковымъ образомъ», т. е. вычитываемъ и поемъ канонъ Минеи святого, который прилучится въ субботу.

{6} Дни попразднства служатъ продолженіемъ праздника. Вь отношеніи многихъ праздниковъ, Господскихъ и Богородичныхъ, попразднство состоитъ, прежде всего, въ слѣдующемъ: на другой день послѣ самаго праздника Церковь воспоминаетъ и прославляетъ ближайшихъ участниковъ событія, воспоминаемаго праздникомъ: напр., послѣ праздника Рождкства Пресв. Богородицы (8 сент.), на другой день совершается прославленіе св. и праведн. Богоотецъ Іоакима и Анны; за праздниковъ Рождества Христова бываетъ на другой день – 26 декабря – празднество, именуемое – «Соборъ Пресв. Богородицы»; на другой день Крещенія Господня бываетъ праздникъ «Соборъ св. пророка Предтечи Іоанна» («Соборомъ» въ такихъ случаяхъ называется собраніе вѣрующихъ для прославленіи празднуемаго святого); послѣ Срѣтенія Господня Церковь чествуетъ память св. праведн. Снмеона Богопріимца и Анны пророчицы, на другой день праздника Благовѣщенія Пресв. Богородицы бываетъ «Соборъ архистратига Гавріила» (26 марта). Въ богослужебныхъ послѣдованіяхъ на указанныя числа и видимъ пѣснопѣнія этихъ второстепенныхъ праздниковъ. Но, на ряду съ такими пѣснопѣніями, а равно при отсутствіи послѣ праздника Господскаго или Богородичнаго указанныхъ воспоминаній, т. е. въ честь участниковъ событія самаго праздника (напр., послѣ дня Воздвиженія Креста Господня, Введенія Пресв. Богородицы во храмъ), богослужебныя книги содержать пѣснопѣнія собственно попразднственныя, воспоминающія и прославляющія торжественно уже чествованное событіе главнаго праздника, вмѣстѣ съ молитвословіями святымъ, бывающимъ въ дни попразднства. Количество дней попразднственныхъ, послѣдованій богослужебныхъ книгъ съ пѣснопѣніями попразднства послѣ разныхъ праздниковъ и бываетъ разное. Такъ, число дней попразднства, вмѣстѣ съ днемъ отданія праздника, какимъ именуется послѣдній день попразднства, бываетъ и одинъ (послѣ Благовѣщенія Пресв. Богородицы), и четыре (послѣ Рождества Пресв. Богородицы и Введенія во храмъ), и шесть (послѣ Рождества Христова), и семь (послѣ Воздвиженія Креста Господня и Преображенія Господня), и, наконецъ, даже девять (послѣ Богоявленія Господня, послѣ Успенія Пресв. Богородицы – См. Типиконъ, л. 285 по 289 включ., 67, 138, 182, 81, 209 и 385 на об.). На такое неравномѣрное назначеніе Церковію дней попразднства для праздниковъ вліяетъ разное отношеніе этихъ праздниковъ къ другимъ днямъ богослуженія: 1) близость праздниковъ къ другимъ праздникамъ (о дняхъ попразднства Рождества Пресв. Богородицы въ Типиконѣ читаемъ: «празднуемъ праздникъ сей пять дней, за еже близъ быти празднику Воздвиженія честнаго Креста» л. 63, изд. 1882 г.); 2) постъ, такъ что и понятно, почему, напр., праздникъ Благовѣщенія имѣетъ всего только одинъ день попразднства: онъ всегда бываетъ въ дни или Велинаго поста, или Свѣтлой седмицы, – «начинается отъ четверга 3-я недѣли св. постовъ, и восходитъ до среды Свѣтлыя недѣли» (л. 265 въ Типик., изд. тоже). Послѣ всего сказаннаго о предпразднствахь вполнѣ ясно, почему и праздникъ Пасхи имѣетъ настолько большое, изъ многихъ дней состоящее, попразднство, что отданіе послѣдней бываетъ по Уставу лишь въ среду 6-й седмицы по праздникѣ (Типиконъ, л. 491 на об. и слѣд.): независимо отъ того, что праздникъ Пасхи есть главный въ ряду всѣхъ другихъ праздниковъ, на количество дней попразднственныхъ послѣ Пасхи имѣло вліяніе и то обстоятельство, что ближе 40-го дня отъ нея нѣтъ никакого другого дванадесятаго праздника. На основаніи же вышеизложеннаго о попразднствахъ должно сказать, что праздники недѣль (воскресеній) Пятидесятницы: Антпиасхи, или ап. Ѳомы, Мироносицъ, Разслабленнаго, Самаряныни, Слѣпого, а также праздникъ Преполовенія тоже имѣютъ попразднство и отданіе, хотя прямо такихъ названій въ приложеніи къ днямъ, слѣдующимъ за этими праздниками недѣль, и не находимъ въ Типиконѣ (въ приложеніи же къ Преполовенію названіе дней за нимъ «попразднствомъ» разъ встрѣчается и въ Типиконѣ: л. 487 на об.). Дѣйствительно, пѣснопѣнія праздника осязанія ранъ Христовыхъ, т. е. недѣли ап. Ѳомы, встрѣчаемъ въ послѣдованіяхъ всей слѣдующей седмицы, и заканчиваются они лишь предъ 3-ею недѣлею по Пасхѣ (л. 481, тамъ же). Праздникъ недѣля Мироносицъ тоже воспѣвается въ молитвословіяхъ всей седмицы за этой недѣлей (л. 484 на об., тамъ же). Послѣдованіе недѣли Разслабленнаго продолжается въ пѣснопѣніяхъ понедѣльника и вторника за нею (л. 486, тамъ же), такъ какъ дальше слѣдуетъ праздникъ Преполовенія, празднуемым 8 дней – отъ среды седмицы Разслабленнаго до среды слѣдующей седмицы (л. 489, тамъ же). А вслѣдствіе послѣдняго обстоятельства, служба недѣли Самаряныни, приходящейся среди попразднственныхъ дней Преполовенія, поется 4 дня такимъ образомъ: въ недѣлю 5-ю и на 5-й седмицѣ уже только въ четвертокъ, пятокъ и субботу (тамъ же и л. 490 Типикона). Воспоминаніе же чуда надъ слѣпорожденнымъ, въ 6-ю нед. по Пасхѣ, совершается Церковію, помимо самой недѣли, только въ понедѣльникъ, вторникъ и среду, потому что въ послѣднюю бываетъ отданіе и самой Пасхи (л. 492, тамъ же). Думаемъ, что теперь общее понятіе о попразднствахъ уяснено достаточно и въ приложеніи къ днямъ праздничнымъ Цвѣтной Тріоди.

 

Объ авторѣ. Владиміръ Никаноровичъ Тацентовъ (1858 – пс. 1916) – родился в 1858 г. в Воронежской губ. Окончилъ: Бирюченское духовное училище по 1-му разряду (1873), Воронежскую духовную семинарію (1873-79), Московскую духовную академію со степенью магистранта практическаго отдѣленія (1879-83), тема диссертаціи: «Греко-болгарская распря съ точки зрѣнія каноническаго права Восточной Церкви». Съ 23 октября 1883 г. по 1903 г. – преподаватель Екатеринославской духовной семинаріи – преподаетъ во всѣхъ классахъ – литургики, гомилетики, практическаго руководства для пастырей и пѣнія. Съ 17 апрѣля 1903 г. – преподаватель латинскаго языка въ той же семинаріи. Коллежскій совѣтникъ (1897). Статскій совѣтникъ (1913). На 1916 г. членъ совѣта Кирилло-Меѳодіевскаго Братства при Екатеринославской духовной семинаріи. Цензоръ «Екатеринославскихъ Епарх. Вѣдом.». Дальнѣйшихъ свѣдѣній нѣтъ. Кавалеръ орденовъ: св. Станислава 3-й и 2-й ст. и св. Анны 3-й и 2-й ст. и св. Владиміра 4-й ст. Труды: «Греко-болгарская распря съ точки зренія каноническаго права Восточной Церкви» (дисс., М. 1883.).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: