Епископъ Ѳеофилъ (Надеждинъ) – Слово въ день Преполовенія Праздника Пасхи.

Жаждай да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ (Іоaн. 7, 37).

Каждый разъ, когда въ словѣ Божіемъ показуется стремленіе благой души къ Богу, оно изображается съ особенною силою и живостію. Св. Пророкъ Давидъ о себѣ говоритъ: кто дасть ми крилѣ, яко голубинѣ; и полещу и почію (Псал. 54, 7); и въ другомъ мѣстѣ: имъ-же образомъ елень желаетъ на источники водныя: сице желаетъ душа моя къ Тебѣ, Боже. Возжажа душа моя къ Богу крѣпкому, живому (Псал. 41, 2. 3). Вотъ и Спаситель, взывая къ любящей Его душѣ христіанина, томящейся среди суетъ міра, не сказалъ: кто желаетъ, кто имѣетъ нужду, а сказалъ: жаждай да грядетъ ко Мнѣ. Этому есть причина въ достопокланяемыхъ совершенствахъ Господа Бога, Который есть верховное, неизреченное благо, и есть причина въ самой душѣ нашей, когда она чувствуетъ себя вдали отъ Спасителя своего. Неизреченны и необъятны небесныя блага, многоразличны и желанія души нашей; жажда тѣлесная побуждаетъ одного искать: воды прохладной, но жажда душевная можетъ быть неодинакова у каждаго. Нельзя сказать и объ насъ, чтобы желанія души были умиротворены когда-либо, пресыщены; – вотъ Господь взываетъ и къ намъ: жаждай да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ, – чего бы каждый пожелалъ по влеченію души своей. Дабы намъ и въ этомъ случаѣ единымъ сердцемъ искать единаго, и едиными усты взывать къ возлюбившему насъ Господу, Церковь Божія взываетъ за всѣхъ насъ къ Нему: жаждущую мою душу благочестія напой водами.

Земля сама по себѣ какъ бы ни была прекрасна, но палимая зноемъ солнечнымъ, не напаяемая дождемъ и росою, изсыхаетъ, никакого плода неприноситъ дѣлателю; такъ и душа христіанина, непроникнутая духомъ благочестія, никогда не изнесетъ богоугодныхъ плодовъ Творцу и Промыслителю своему. Благочестіе, говоритъ св. Ап. Павелъ, на все полезно: въ настоящемъ вѣкѣ не остается безъ благихъ плодовъ, и въ будущемъ имѣстъ обѣтованіе жизни (1 Тим. 4, 8). Дара благочестія – вотъ чего должна желать душа христіанская; остановимъ свое вниманіе на этомъ предметѣ, и мы увидимъ, что этого дара никто неможетъ дать намъ, кромѣ Спасителя нашего, и что Онъ всеблагій обильно подаетъ его намъ. Истинное благочестіе предполагаетъ: I) истинное Боговѣдѣніе, 2) истинное Богопочтеніе, 3) имѣетъ нужду во святыхъ примѣрахъ, 4) и еще болѣе въ благодатной помощи святаго Духа. Господи, за всѣмъ этимъ, камо идемъ? Ты глаголы живота вѣчнаго имаши.

Какія недостаточныя, какія ложныя познанія о Богѣ имѣли не только народы, но и мудрецы ихъ, жившіе до пришествія Искупителя въ міръ, это извѣстно всему міру христіанскому. Хвалились мудрецы своею мудростію, но слово Божіе причисляетъ и ихъ къ тѣмъ, кои сѣдять во тьмѣ и сѣни смертнѣй; хвалились фарисеи вѣдѣніемъ закона Моѵсеева, но Спаситель называетъ ихъ слѣпыми вождями слѣпотствовавшаго народа. – Господь нашъ, и только Онъ единъ, открылъ намъ возвышенныя, святыя, утѣшительныя и назидательныя истины объ Отцѣ Небесномъ, такъ что не зная, не пріемля ученія Его, христіанинъ не можетъ быть истинно благочестивымъ; а потому не только нельзя имѣть обѣтованія живота вѣчнаго, но и въ настоящемъ нельзя угодить Богу; сказано: иже неиметъ вѣры, осужденъ будетъ (Марк. 16, 16). Вы слуш. хр., знаете это сами; дадимъ славу Богу; и поступимъ къ другой истинѣ, – что только Господь нашъ Іисусъ Христосъ могъ научить и дѣйствительно научилъ родъ человѣческій истинному Богопочтенію.

Сознаніе нашей зависимости отъ Верховнаго сушества, чувство потребности благоугождать Ему врождены человѣку, а потому никогда не оставляютъ его; и тотъ, кто постояннѣе, кто сильнѣе выражаетъ эти чувствованія, тотъ называется благочестивымъ человѣкомъ. Но кто же могъ научить человѣка, какъ онъ долженъ выражать эти чувствованія? Человѣкъ самъ собою не могъ знать, чѣмъ благоугождается Богъ; отъ этого появилось много видовъ ложнаго Богопочитанія, даже и тогда, какъ Самъ Господь открылъ народу Израильскому, какъ онъ долженъ воздавать Ему должное поклоненіе; и тогда страсти и невѣжество искажали образъ благочестія, а потому для Господа Бога не угоднымъ становится тотъ самый чинъ Богопочитанія, Самъ Онъ установилъ для народа своего: что Ми множество жертвъ вашихъ (Исаіи 1, 11), обличалъ Господь заблудшій народъ свой; горе вамъ книжницы и фарисеи, обличалъ Господь лжеучителей Іудейскихъ, яко лицемѣрно надолзѣ молитвы творите, а между тѣмъ, снѣдаете домы вдовицъ.... одесятствуете мятву, копръ и куминъ, и остависте вящшая закона, судъ, и милость, и правду. Вы внѣуду являетеся человѣкомъ праведни, внутрь удуже есте полни лицемѣрія и беззаконія (Матѳ. 23 г.) Чего же не доставало для Богопочитанія Іудеевъ при множествѣ жертвъ ихъ, при продолжительныхъ молитвахъ ихъ? Что намъ дѣлать, вопрошали самые ревнители закона Моѵсеева, да дѣлаемъ дѣла Божія? Что сотворю да животъ вѣчный наслѣдствую, вопрошалъ законникъ? Я всѣ заповѣди соблюлъ въ юности моей. Вѣруйте, говорилъ Спаситель въ Того, Кого послалъ Отецъ Небесный.... еще единаго недокончилъ, отвѣтствовалъ небесный учитель, – иди продаждь имѣніе твое и раздай нищимъ.... Для того, чтобы истинно благоугождать Богу, надобно напередъ знать Его святую волю; что угодно Его святой волѣ, то сотвори. Но никто же знаетъ Отца, токмо Сынъ, и ему аще волитъ Сынъ открыти, говоритъ Спаситель нашъ. – Отецъ Небесный Самъ засвидѣтельствовалъ о Сынѣ своемъ; Того послушайте, – Его убо святому ученію должны внимать мы въ столь важномъ и священномъ для насъ дѣлѣ, каково Богопочитаніе. Наше благочестіе тогда будетъ истиннымъ, святымъ и Богоугоднымъ, когда открытое намъ Сыномъ Божіимъ Богопочитаніе будемъ содержать неизмѣнно, свято, ничего не прибавляя отъ своего вымысла, и ничего не сокращая отъ своего нерадѣнія.

Христіанское благочестіе, составляя подвигъ для насъ, имѣетъ нужду въ руководствѣ и помощи; но Тотъ, Кто даетъ свѣтъ и разумъ вѣрующимъ въ Него, Кто открылъ намъ истинное ученіе объ Отцѣ Небесномъ, Кто научилъ насъ, какъ достоитъ кланятися Ему, Самъ искушенъ былъ по всяческимъ, Самъ въ образѣ человѣка прошелъ путь земной жизни, научая насъ не словомъ токмо, но и дѣломъ, своею святою жизнію, что мы должны дѣлать, чтобы наше благочестіе не внѣшнимъ только видомъ обращало на себя вниманіе людей, но паче внутреннею силою было что Господу Богу, Ибо только такое благочестіе имѣетъ обѣтованіе жизни вѣчной. Благоговѣніе предъ Отцемъ Небеснымъ, ревность о храмѣ Божіемъ, самоотверженіе безпредѣльное, молитвенные подвиги, милосердіе къ роду человѣческому и другіе виды благочестія, коими укршалась земная жизнь Іисуса Христа, суть такіе образцы для благочестія нашего, коимъ самые враги христіанства удивляются; основанная Имъ Церковь, какъ небо звѣздами, украшается безчисленными примѣрами благочестія праведниковъ, мучениковъ, исповѣдниковъ, воздержниковъ, во всякомъ родѣ благочестія угодившихъ Богу. А потому чувство христіанскаго благочестія по истинѣ нигдѣ не можетъ столько услаждаться, какъ во Христѣ Спасителѣ нашемъ и въ сонмѣ святыхъ Его, въ Его святой Церкви. Поистинѣ только Онъ, Всесвятый могъ сказать: жаждай да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ.

Благочестіе христіанское нуждается въ благодатной помощи Всесвятаго Духа. Господь и Спаситель нашъ, какъ небесный учитель благочестія тѣмъ особенно и превосходитъ учителей и самыхъ пророковъ, что Онъ не только научилъ насъ, что и какъ должны мы дѣлать для назиданія благочестія нашего, но и преподаетъ Свою благодатную помощь всѣмъ, вступившимъ на путь христіанскаго благочестія. Вспомнимъ о томъ Его ходатайствѣ предъ Отцемъ Небеснымъ за подвижниковъ благочестія, ради котораго Онъ вознесся на небо, о тѣхъ многоразличныхъ способахъ, коими Господь вѣсть благочестивыя отъ напасти избавляти; – обратимъ вниманіе на тѣ дарованія Всесвятаго Духа, на тѣ благодатные дары Его, кои преподаются христіанамъ въ таинствахъ и обрядахъ церковныхъ, и намъ откроются спасительные источники благодатной помощи для христіанскаго благочестія. Къ числу таковыхъ обрядовъ принадлежитъ совершаемый нынѣ Церковію Христовою священный обрядъ водоосвященія. Благочестивый взглядъ на этотъ обрядъ открываетъ не малую пользу для христіанъ въ освященіи воды, въ благодатной помощи, получаемой чрезъ нея черплющими ее и мажущимися ею. Благочестіе христіанское нуждается въ благодатной помощи Всесвятаго Духа. Ибо вси хотящіи блачестно жити гонимы бываютъ, и только одинъ Господь своею благодатію вѣсть благочестивыя отъ напасти избавляти, а потому приражаются ли и кушенія отъ внутреннихъ и внѣшнихъ враговъ нашихъ, плоти, міра и діавола, къ Нему великодаровитому должны мы обращаться за благодатною помощію. Нужно намъ кромѣ помощи утѣшеніе, ибо по той мѣрѣ, какъ душа наша начинаетъ искать высшихъ предметовъ наслажденія, она въ числѣ предметовъ міра не находитъ ни одного, коимъ бы могла утолить свою жажду, усладить себя; отъ этого Aпoстолъ Павелъ говоритъ: вмѣняю вся уметы быти, да Христа приобрящу (Филипис. 3, 8). Только св. Духъ даетъ миръ и радость душѣ благочестивой; Онъ наставляетъ ее на всякую истину; а потому христіанинъ при свѣтѣ благодати менѣе подвергается обольщеніямъ міра; свободенъ отъ сусвѣрія и зависти, – не имѣетъ нужды скорбѣть, и раскаяваться въ своихъ поступкахъ, свободенъ отъ тѣхъ мученій, какія испытываетъ завистливый. Христіанину въ подвигахъ благочестіи нуженъ залогъ упованія. Изъ слова Божія научаемся, что можно подвизаться, по-видимому, въ подвигахъ благочестія и неполучая вѣнца; кто незаконно подвизается, тотъ не вѣнчается. Св. Апостолы, только что вступили на путь благочестія, уже вопрошали Своего Учителя и Господа: се мы оставихомъ вся, и въ слѣдъ Тебе идохомъ, что убо будетъ намъ? (Матѳ. 19, 27). Два изъ нихъ даже тогда, какъ Господь оканчивалъ дни земной жизни своей, и тогда помышляли, – дастся ли имъ та награда, какой ожидали они: даждь намъ, говорили они, да единъ изъ насъ сядетъ одесную Тебе, а единъ ошуюю въ царствіи Твоемъ (Марк. 10, 37). Міръ, плоть и діаволъ не оставляютъ въ своихъ искушеніяхъ христіанина до конца жизни, – всегда могутъ возбуждаться въ немъ недоумѣнія: какая будетъ мнѣ награда за то, что я подвизаюсь въ дѣлахъ благочестія; – оставивъ здѣсь все, что же получу за это тамъ, куда переселюсь подъ конецъ жизни сей? Только Духъ Святый можетъ разсѣять такія недоумѣнія христіанина; по словамъ Ап. Павла Онъ есть залогъ упованія нашего; Онъ составляетъ печать Божію на избранныхъ Его; христіанинъ по тому самому, что получилъ отъ Отца залогъ сей, – есть сонаслѣдникъ Христу, наслѣдникъ Богу, наслѣдникъ той славы, которой недостойны страсти вѣка сего. Какъ же мы сподобляемся сего дара? Многоразличные дары Святаго Духа даются намъ о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ. Онъ прежде славнаго вознесенія Своего обѣщалъ ученикамъ Своимъ, по вознесеніи Своемъ, ниспослать Св. Духа, дѣйствительно ниспослалъ Онъ, по словамъ Ап. Павла, для того сѣдитъ одесную Бога Отца, чтобы выну ходатайствовать о насъ, дабы мы исполнены были даровъ Духа Святаго, а для сего установилъ Онъ таинства. Вѣруяй въ Мя, говорилъ Онъ, рѣки воды живы истекутъ отъ чрева его (Іоан. 7, 38). Благодатныя дѣйствія Всесвятаго Духа – незамѣтны для насъ, какъ незамѣтно дуновеніе вѣтра; однако извѣстно, что Онъ на христіанъ оказываетъ свое дѣйствіе и чрезъ внутреннее озареніе духа, и чрезъ таинства Церкви и чрезъ священные обряды. Совершаемый нынѣ обрядъ св. Церкви принадлежитъ къ числу таковыхъ способовъ, кои установилъ Самъ Духъ Святый въ Церкви Божіей, для оказанія вѣрующимъ благопотребной помощи.

Благочестіе христіанское немалую пользу получаетъ отъ одного размышленія и воспоминанія о томъ утѣшительномъ воззваніи Спасителя нашего, которое послужило основаніемъ къ учрежденію обряда сего: жаждай да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ, взывалъ Онъ, изображая въ Себѣ и Учителя небеснаго, великаго Архіерея, имѣющаго непреложное ходатайство предъ Отцемъ Своимъ небеснымъ не только объ очищеніи грѣховъ нашихъ, но и о насыщеніи душъ нашихъ благодатію Божіей въ животъ вѣчный. Еще большую пользу получаютъ отъ св. обряда сего тѣ, кои съ вѣрою участвуютъ здѣсь. Было въ Іерусалимѣ водохранилище въ которомъ, болѣе другихъ пекущіеся о своемъ здравіи, болѣе другихъ тщательные получали исцѣленіе отъ недуговъ своихъ, отъ того, замѣчаетъ св. Евангелистъ, что Ангелъ Господень сходилъ въ оное и возмущалъ воду. Господу Щедродателю угодно было не въ одномъ Іерусалимѣ, но во всемъ православномъ христіанствѣ открыть источники исцѣленій душевныхъ и тѣлесныхъ; и не Ангелъ сходитъ во вмѣстилище водъ, но погружается честный и животворящій крестъ Господень для освященія воды, для преподанія и сообщенія ей спасительной силы къ уврачеванію болѣзней тѣлесныхъ, и недуговъ душевныхъ. Сіе предвидѣлъ Исаія и взывалъ: жаждущіе идите на воду и пійте (Исіи 55, 1). Сiе подтверждается множествомъ чудесныхъ дѣйствій, кои испытали съ вѣрою участвовавшіе въ семъ обрядѣ, съ вѣрою употреблявшіе воду сію; она, по сказанію церковныхъ учителей, благополезна. Господь нашъ Іисусъ Христосъ всѣмъ обѣщаетъ дать воду, текуцую въ жизнь вѣчную: жаждай да гряотъ ко Мнѣ и да піеть. И такъ кто жаждетъ истины, обратись ко Христу; Онъ есть тотъ свѣтъ истинный, который во тмѣ свѣтитъ, и тма его необъятъ. Кто ищетъ истиннаго пути въ царствіе Божіе, предпочитай всѣмъ путямъ путь Христовъ: Іисусъ есть самъ путь. Любящій жизнь, обратись ко Христу: Онъ есть жизнь и источникъ жизни. Такъ для благочестивой души нѣтъ, и недолжно быть на землѣ другаго блаженства, какъ имѣть въ мысляхъ Іисуса Христа, стремиться ко Христу, жить во Христѣ. Аминъ.

 

«Самарскія Епархіальныя Вѣдомости». 1867. № 10. Отд. Неофф. С. 259-266.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: