• Святитель Николай (Велимировичъ), еп. Орхидскій – Что Христосъ писалъ на землѣ?

    Святитель Николай (Велимировичъ), еп. Орхидскій – Что Христосъ писалъ на землѣ?

    Христос и грешница (Кто из вас без греха?). В. Д. Поленов (1888)

    Вниманію благочестивыхъ вѣрующихъ предлагается исключительное по своему содержанію слово преосвященнаго епископа Николая Орхидскаго «Что Христосъ писалъ на землѣ?». Въ немъ съ необычайной силой показываеться Божественная премудрость, любовъ и всевѣдѣніе Господа Іисуса Христа. Это слово важно также для пониманія евангельскаго духа милосердія и всепрощенія. Наконець, если мы бываемъ смущены не только кажущимися, но дѣйствительными прегрѣшениями ближнихъ, это слово показываетъ, каковы должны быть наши чуства по отношенію къ нимъ и какихъ чуствъ нельзя допускать, если мы хотимъ быть истинными христіанами. – ред.

    Однажды благостный[1] Господь сидѣлъ передъ Иерусалимскимъ храмомъ и насыщалъ гладныя души Своимъ сладчайшимъ[2] ученіемъ. Множество народа собралось вокругъ Него (Іоан. 8,2). О вѣчной радости говорилъ Господь народу, о вѣчной радости праведниковъ въ вѣчномъ отечествѣ на небесахъ. И народъ наслаждался Божественными словами. Горечь многихъ огорченныхъ душъ и злоба многихъ озлобленныхъ исчезала, как снѣгъ подъ яркими лучами солнца. Кто знаетъ, как долго продолжалось бы это чудное видѣніе міра и любви между небомъ и землей, если бы не случилось нѣчто неожиданное. Человѣколюбивый Мессія никогда не уставалъ поучать народ, а благочестивый народ никогда не чувствовалъ утомленія отъ слушанія цѣлительной и чудесной премудрости.

    Но случилось нѣчто устрашающее, дикое и жестокое. Оно пришло, какъ и теперь чаще всего приходитъ, отъ книжниковъ и фарисеевъ[3].

    24 March 2016 читать далее

  • И. К. Амфитеатров – БЕСЕДЫ ОБ ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ К ХРИСТИАНАМ (1847).

    И. К. Амфитеатров.

    БЕСЕДЫ ОБ ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ К ХРИСТИАНАМ

    Киев, 1847.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    В «Беседах об отношении Церкви к христианам» проф. Киевской духовной академии Иакова Косьмича Амфитеатрова (1802–1848) мы видим плоды зрелого ума и вполне расцветшего проповеднического дарования. Все, чем дорога была речь Амфитеатрова его почитателям: необычайная сила слова, потрясающая сердце, редкая умилительность, увлекательность, способность в кратких словах, но ясно и всесторонне охватить весь затронутый вопрос и при всем этом та «помазанность» слова, которая так располагает всякого слушателя,– все это заключают в себе «Беседы». Предметом их содержания, как видно из заглавия, служат отношения Церкви к христианам. Само содержание не может не поражать новизной и оригинальностью. До Иакова Косьмича еще никто из наших отечественных проповедников не избирал отношения Церкви к ее чадам главным предметом такого полного и всестороннего исследования. Иаков Амфитеатров со всей силой присущего ему ораторского таланта шаг за шагом показывал, как Церковь, подобно любвеобильной матери, с необычайной нежностью заботится о своих чадах-христианах, об их благоденствии, с необычайной внимательностью следит за каждым шагом их жизни и во всяком затруднительном случае, во всякой потребе приходит им на помощь своими пламенными молитвами, своими установлениями, чинами и последованиями, приуроченными к каждому случаю. Вместе с тем автор хочет научить и самих чад Церкви – христиан, как во всех затруднительных жизненных случаях они могут находить наставление и утешение, отраду и благопотребную помощь в святых уставах и учреждениях Церкви. В «Беседах» показана вся важность и благотворность единственного верного и спасительного руководства в жизни верующих – руководства Святой Церкви: чрезвычайно ясно проведена мысль, что Церковь есть любвеобильная матерь своих нежно любимых чад – христиан, и вместе с тем указывается, как в разных случаях следует этим чадам прибегать к помощи и заступлению своей матери-Церкви. «Люди с земными помыслами, с плотскими взглядами на жизнь человека,– говорит автор в одном месте своих “Бесед”,– привыкли находить в этой жизни, в этом великом даре Божием, гораздо более обстоятельств простых, случаев мелких, потребностей неважных, чем важных. Пред очами Церкви, пред ее матернею любовью ко своим благодатным детям ничего нет простого, мелкого, неважного в жизни христианина. Ее прозорливый и попечительный взор на все обращен с одинаковым вниманием и заботливостью. И чем житейские потребности наши по-видимому маловажнее, чем случаи проще и обыкновеннее, тем глубже открываются ее заботы, тем нежнее и величественнее является любовь ее».

    Книга И. К. Амфитеатрова была встречена с огромным интересом, она переиздавалась десять раз и неизменно привлекала читателей.

    24 March 2016 читать далее

  • Лествица даров Духа Феофана Монаха, памятник исихастской поэзии

     

    Феофан Монах
     

    ЛЕСТВИЦА ДАРОВ ДУХА

     

    Недостойный монах, именем Феофан,
    изрекаю лествицу благодатей Божиих,
    которую попытался выведать у Богоносцев.

    23 March 2016 читать далее

  • Прот. М. Богословский – Приготовление к исповеди и благоговейному причащению св. Христовых Таин (1854)

    Прот. М. Богословский, Приготовление к исповеди и благоговейному причащению св. Христовых Таин, Спб. 1854.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    20 March 2016 читать далее

  • «НЕ ДЛЯ ТОГО ВОЗЖЖЕН И СВЕТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ МАЛОМУ КРУЖКУ ЛЮДЕЙ».

    Слово в Неделю Православия Свят. Тихона (Беллавина), еп. Алеутского, будущаго патр. Московского, сказанное в Кафедральном соборе в Сан-Франциско 23 февраля 1903 года.

    Православия день празднующе, православные люди должны сами свято беречь веру православную, твердо стоять в ней. Она для нас дорогое сокровище: в ней мы рождены и воспитаны; с нею связаны не только все важные события нашей жизни, но она спешит подать нам благословение и помощь на всякую потребу и на всякое дело благое, как бы ни казалось оно малозначительным; она доставляет нам и крепость, и отраду, и утешение, и очищение, и спасение. Православная вера дорога для нас и потому, что сия вера – отеческая: за нее терпели болезни и труды святые апостолы, страдали мученики и исповедники, проливали слезы и поты преподобные и подвижники, боролись пастыри и учители, отстаивали предки наши, которые и нам завещали хранить ее паче зеницы ока.

    А что же мы – мы, потомки их, – соблюдаем ли веру православную, держимся ли благовестия ее? Некогда пророк Илия, великий ревнитель славы Божией, сетовал на то, что все сыны Израилевы оставили Завет Господень, уклонились от него к богам языческим. Однако Господь открыл Своему пророку что еще целых семь тысяч среди израильтян не преклоняли колен перед Ваалом (см. 3 Цар. 19). Без сомнения, и теперь есть истинные последователи Христовы. Даже и нам приходилось встречать сынов Церкви, послушных и покорных велениям ее, почитающих пастырей духовных, любящих храм Божий и благолепие его, усердно посещающих богослужения, стремящихся проводить жизнь добрую, сознающих свои немощи человеческие и искренно раскаивающихся в прегрешениях своих. Однако много ли таких среди нас? Не больше ли тех, у которых терние суеты и страстей творит евангельское благовестие малоплодно, в неких же и бесплодно, и кои по умножению беззаконий противятся евангельской истине, отступают от достояния Господня…

    20 March 2016 читать далее

  • Св. Митрополитъ Филаретъ (Вознесенскій) – Второе cкорбное послание ко всем епископам (1972)

    Святейшим и Блаженнейшим Главам Православных Церквей;
    Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам
    Смиренного Филарета, Митрополита Русской Православной Зарубежной Церкви

    20 March 2016 читать далее

  • АНАФЕМА ЭКУМЕНИЗМУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (1983 г.) на разных языках (RU, EN, EL, SR, BG, RO, FR, IT, ES, KA, PL, CS, UK).

     

    Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 13 августа 1983 года в Мансонвилле провозглашый анафему экуменизму.

     

    20 March 2016 читать далее

  • Чтение для готовящихся к принятию святых таин (1869).

    Чтение для готовящихся к принятию святых таин, СПб. 1869.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    19 March 2016 читать далее

  • Новосвмуч. Тихонъ (Беллавинъ) Патріархъ Московскій – Вегетаріанство и его отличіе отъ христіанскаго поста.

    Новосвмуч. Тихонъ (Беллавинъ) Патріархъ Московскій – Вегетаріанство и его отличіе отъ христіанскаго поста.

    Христіанскій постъ многократно и многообразно подвергался нападеніямъ и нареканіямъ со стороны «плотскихъ» людей. Нападенія эти становятся тѣмъ ожесточеннѣе, чѣмъ болѣе въ извѣстное время люди ходятъ по плоти и заботятся объ угожденіи ей. Въ такія времена господства плоти и измельчанія духа голосá въ защиту поста раздаются рѣдко и робко. Тѣмъ пріятнѣе слышать голосъ въ пользу поста, раздавшійся въ наши дни изъ міра свѣтскаго, который далеко не часто поетъ въ унисонъ съ міромъ духовнымъ, церковнымъ. Разумѣемъ вегетаріанское движеніе, возникновенію котораго оставалось бы только радоваться, если бы сами вегетаріанцы не допускали въ своемъ ученіи не малыхъ промаховъ и погрѣшностей.

    18 March 2016 читать далее

  • Мысли о русском церковном единстве (1935)

    16 March 2016 читать далее