Iуліанъ Iосифъ Овербекъ – Православная каѳолическая церковь (Протестъ противъ папской церкви и приглашеніе къ основанію каѳолическихъ національныхъ церквей, 1868 г.).
В первой половине XIX века в английском обществе усилилось ощущение кризиса, имевшего место в Англиканской Церкви. Церковное сознание не могло не реагировать на происходившее. Именно в этот время Западную Европу охватывает движение за воссоединение христианских Церквей. В этот период, когда интерес к объединительным проектам возрастал, некоторые англикане стали переходить в Православную Церковь. Кроме этого в 1870 г. на Ватиканском соборе был принят новый догмат о непогрешимости папы, вызвавший протест части католического духовенства и мирян – появилось движение старокатоликов. Тогда же начались переговоры между старокатоликами, православными и англиканами об объединении церквей. В 1869 году православие принял приват-доцент Боннского университета и католический священник, живший в Лондоне, доктор богословия и философии Иосиф Овербек. Был он немцем из Вестфалии и происходил из римо-католической семьи. В православие перешёл в церкви при российском посольстве в Лондоне. После этого обратился к Святейщему Синоду Российской Православной Церкви с просьбой разрешить создание Западного обряда, на что митрополит Филарет первоначально ответил отказом. Тогда же представил Святейшему Синоду от имени 122 членов Англиканской Церкви прошение о содействии к восстановлению Православной Церкви на Западе. Составил текст православной западной Литургии на латинском языке «Liturgia missae orthodoxo catholica occidentalis». В 1870 году получил разрешение от Св. Синода Российской Церкви на свою деятельность, а в 1876 году обратился за признанием своего плана к другим православным церквям. Проект Овербека не имел успеха, был задержан в Константинопольской Патриархии, Патриарх Иоаким III первоначально выразил ему поддержку, но впоследствии влиятельные иерархи греческой церкви стагнировали процесс признания (греки настойчиво признавали нужду перекрещевать всех западных христиан, не обращая внимания на то, что критерии чиноприемов в Православие определены Вселенскими Соборами. Чиноприем еретиков в Церковь Православную определен в 7 каноне Третьего Вселенского Собора и в 95 каноне Трулльского Собора, и только в согласии с этими решениями, принятыми на вселенском уровне, надлежит принимать еретиков.), в чём Овербек в 1892 году открыто их обвинил. Автор многих богословских трудов ставлающих собой задачу востановить Православные народные Церкви на Западе. – ред.
«Нынѣ убо востани, и изыди отъ земли сея,
и иди въ землю рожденiя твоего»
Быт. 31, 13.
I.
Каѳолическая церковь, основанная Спасителемъ нашимъ, имѣла объять всю землю. И дѣйствительно, Ея православное, истинно правое ученіе стало распространяться со дня первой пятидесятницы, со дня Ея основанія, и скоро объяло собою всю образованную часть свѣта. Страны Востока и Запада псповѣдывади одну и туже вѣру, молились у однихъ и тѣхъ же престоловъ, принимали однѣ и тѣ же таинства, — словомъ, великій мощный союзъ объединялъ весь христіанскій міръ.
II.
Такъ тому и надлежало бы оставаться. Тогда не подавляли бы насъ собою разныя секты и невѣріе; тогда не привелось бы намъ слышать о той или другой наукѣ, враждебно относящейся къ вѣрѣ, и о томъ или о другомъ государствѣ, отрѣшающемся отъ христіанства. Тогда не было бы раздоровъ, пораждаемыхъ смѣшанными браками, не было бы дѣленій въ семействахъ, не было бы и презрѣнія ни къ вѣрѣ, ни къ служителямъ Вѣры. Тогда государство было бы другомъ церкви, и служитель церкви былъ бы преданнѣйшимъ гражданиномъ государства.
III.
Это великое, славное, вселенское единство церкви злобно и нагло было нарушено. Союзъ этотъ, — союзъ, которымъ Самъ Богъ всѣхъ сочеталъ, разрушенъ ненасытимымъ честолюбіемъ и власшолюбіемъ Рима. Еще со временъ Виктора и Степана папство стало обличать въ себѣ свои властолюбивыя притязанія; но крѣпкій отпоръ со стороны Восточной части каѳолической церкви не далъ имъ тогда усилиться. Такъ равно и новыя попытки въ этомъ родѣ восточные каждый разъ успѣвали подавлять. Папы стали наконецъ пользоваться стѣснительнымъ положеніемъ Востока, — и все для того, чтобы пустить въ ходъ любимыя свои притязанія, о которыхъ каѳодпческая церковь до сихъ поръ ничего не знала. Но Востокъ и тутъ остался вѣрнымъ стражемъ истиннаго ученія и скорѣе рѣшился потерпѣть поношеніе и всякаго рода обиды отъ крестоносцевъ, чѣмъ предать вѣру отцевъ своихъ папскимъ нововведеніямъ. Римъ, при всей своей хитрости, при всѣхъ своихъ тонкостяхъ и при всемъ своемъ зложелательствѣ, не смогъ поколебать въ восточныхъ вѣрности ихъ вѣрѣ; и такимъ образомъ самъ уже, около 800 лѣтъ тому назадъ, отдѣлился отъ Востока, — отдѣлился для того, чтобы въ своемъ собственномъ западномъ патріархатѣ безпрепятственно и судить и рядить и ходить въ похотяхъ своего сердца.
IV.
Эта-то великая римская схизма, которую папа породилъ въ каѳолической церкви, сохранила Востокъ неукоризненнымъ и неизмѣннымъ, и сохраняетъ его до сегодня. Корнемъ папскаго ослѣпленія были честолюбіе и властолюбіе; и вотъ изъ того же корня, вмѣстѣ съ схизмою, не замедлила выродиться и ересь. А именно, для дальнѣйшаго развитія папской власти не доставало догматическаго основанія: и такъ поспѣшили въ сихъ видахъ сочинить и новый догматъ, будто папа не только есть первый епископъ въ христіанской церкви, но и видимая глава церкви, и верховный намѣстникъ Христовъ, и все это будто въ силу божескаго права. Это еретическое ученіе, вовсе неизвѣстное православной каѳолической церкви, и служитъ теперь основаніемъ нынѣшиой римской церкви, и вмѣстѣ съ тѣмъ источникомъ всякихъ распрей и всякаго нестроенія на Западѣ между государствомъ и церковію. И не можетъ выйти ничего добраго тамъ, гдѣ живетъ схизиатическое папство съ его притязаніями и нехотѣніями. Противу папства возможны только два оружія: или прямо возстать противъ него и подавить, или совершенно игнорировать его и предоставить процессу саморазрушенія. Пусть себѣ римляне кричатъ, какъ можно, громче; дѣла своего они не поправятъ этимъ: потому что памятники ихъ дурного хозяйства, которые каждый долженъ видѣть, кто только не закрываетъ себѣ глазъ умышленно или лучше-здоумышленно, еще того громче кричатъ. Или расторгающаяся теперь Испанія не есть обѣтованная земля папской религіи? Или Австрія дошла теперь до края погибели не отъ того, что въ продолженіи 13 лѣтъ папа держалъ ее въ своихъ объятіяхъ? Или то были не римскіе патеры и монахи, что постоянно мутили и возмущали Польшу? И такъ бы было и до сихъ поръ, еслибы русскій Императоръ не употребилъ надлежащихъ средствъ, т. е. еслибы не усмирилъ заговорщиковъ и не приставилъ къ ихъ церкви крѣпкой стражи. Такъ надлежало бы поступить и еще кой-гдѣ, т. е. тамъ, гдѣ духовенство1 презрительно относится къ законамъ своей страны: надлежало бы этимъ духовнымъ — высоко-ли то или низко поставленнымъ — показать, что одно изъ двухъ выбрать надо, — или отъ римской интриги отрѣшиться или безропотно понести праведное наказаніе за оскорбленіе закона. Пусть укажутъ мнѣ хоть на одну какую-либо страну, гдѣ папскія права (или лучше — неправды) могли имѣть полную свою силу, которая не тотчасъ бы склонилась отъ того къ паденію и не падала все больше и больше, все глубже и глубже, и которая, пришедъ въ себя, наконецъ, не свергала бы съ себя этихъ поносныхъ оковъ Рима.
V.
Эту схизматическую и еретическую папскую церковь, которая безъ всякаго права усвояетъ себѣ имя «каѳолической церкви», мало того, исключительно одной себѣ усвояетъ, вы должны оставить, теперь же должны оставитъ, потому что, оставаясь въ ней дольше, вы только будете усиливать вашу виновность въ ея порчѣ и тиранніи, и, наконецъ, вовлечете себя въ общую погибель, которой угрожаетъ паденіе всего церковнаго зданія: ибо предзнаменованія этого паденія умножаются съ каждымъ днемъ. Къ числу этихъ предзнаменованій мы относимъ не тѣ извѣстныя, враждебныя церкви движенія въ Италіи, корень которыхъ лежитъ въ невѣріи и нечестіи, хотя папская церковь и тутъ оказалась безсильною, т. е. не могла и не можетъ пріостановить ходъ зла въ собственныхъ своихъ дѣтяхъ. Нѣтъ, къ числу этихъ предзнаменованій паденія римской церкви мы относимъ: 1) всеобщее отчужденіе отъ нея всѣхъ глубоко и строго-религіозно настроенныхъ людей, душѣ которыхъ просто противно всякое ультрамонтаиское направленіе: 2) невѣроятное надмѣніе и дѣйствительно непонятную притязательность папства, по движенію которыхъ оно говоритъ языкомъ мірообладателя, и требуетъ, чтобы рабски преклонялись предъ нимъ короли и императоры, племена и народы. Чтожъ можетъ этотъ ограниченный старый человѣкъ съ совѣтомъ стольже старыхъ, — то отжившихъ свой вѣкъ, то упорно живущихъ въ одномъ прошедшемъ, — кардиналовъ, — что можетъ онъ съ хитрыми своими іезуитами, которые такъ искусно движутъ и папой и его совѣтомъ, — что можетъ такой папа предписать міру, во что бы надлежало вѣрить, что надлежало бы дѣлать и къ чему надлежало бы обязаться!?! Когда папство во времена среднихъ вѣковъ объявляло подобныя притязанія, тогда на его сторонѣ была по крайней мѣрѣ власть и еще слушали его дѣтски суевѣрные народы; — но теперь эти дѣти выросли, помочи сброшены, и очарованіе изчезло. «Воздаждь отвѣтъ о приставленіи домовнѣмъ: не возможеши бо ктому дому строити».
VI.
Римская церковь учитъ, что панство есть основаніе каѳолической церкви, и что будто она и стоитъ и падаетъ вмѣстѣ съ нимъ. Обыкновенно ссылаются въ семъ случаѣ на извѣстное мѣсто у евангелиста Матѳея (16, 18): «ты еси Петръ, и на семъ камени созижду церковь Мою». Кто же сей камень? Истинный, православный каѳоликъ скажетъ: «чтобы отвѣчать на сей вопросъ, я долженъ прежде всего обратиться за совѣтомъ къ святымъ отцамъ, — этимъ свидѣтелямъ церковнаго преданія». Французскій богословъ Launoy обращался за этимъ совѣтомъ къ св. отцамъ и нашелъ, что только семнадцать изъ нихъ, болѣе или менѣе, подъ «камнемъ» разумѣютъ Петра, тогда какъ сорокъ четыре изъ нихъ подъ «камнемъ» разумѣютъ только что исповѣданную Симономъ вѣру въ божество Христа. Итакъ весьма значительное большинство отцовъ учитъ, вмѣстѣ съ православно-каѳолическою церковію, что Петръ не есть камень2 и основаніе церкви. Значитъ, римлянинъ поступаетъ съ библіей съ совершенно протестантскимъ — субъективнымъ произволомъ, когда онъ, въ дѣлѣ толкованія ея, отдаетъ предпочтеніе меньшинству отеческихъ свидѣтельствъ, — отдаетъ только потому, что это ему пріятно и лучше укладывается съ его системой. А чтожъ тутъ думать, когда въ Allioli-евомъ переводѣ библіи, одобренномъ папою, въ примѣчаніи на выше-приведенное мѣсто (Матѳ. 16, 18), относительно толкованія его въ смыслѣ римскомъ, слѣдующія встрѣчаешь слова — «такъ учатъ всѣ святые отцы»? Вѣдь это просто-на-просто ложь, какъ то видитъ изъ выше сказаннаго всякой читатель. Такимъ-то образомъ вѣрные, вѣря словамъ подобныхъ учителей, и сами не имѣя времени или способности повѣрить истину ихъ словъ, пріучаются ко лжи и заблужденію. А сколько отеческихъ мѣстъ то искажено, то измышлено, — и все для того, чтобы доказать тѣ или другія ученія, о которыхъ истинная каѳолическая церковь ничего и не знала! Читайте, напримѣръ, акты Флорентпнскаго собора, гдѣ греки открыли латинскія искаженія отцевъ! Читайте — чуть не сто лѣтъ назадъ тому появившееся — классическое твореніе Зерникава относительно каѳолическаго ученія объ исхожденіи Святаго Духа: и вы, къ изумленію вашему, увидите, что римляне, для оправданія ложнаго своего ученія объ исхожденіи Святаго Духа отъ Отца и Сына, не постыдились и не побоялись 25 мѣстъ поддѣлать у греческихъ отцовъ и 43 у латинскихъ: каждое изъ этихъ мѣстъ Зерникавъ разбираетъ порознь, указывая въ тоже время на другія безчисленныя искаженія. Въ продолженіи этихъ ста лѣтъ не нашлось еще ни одною римлянина, который попытался бы опровергнуть Зерникова. Пытались напротивъ отъискать подобныя поддѣлки и у грековъ; но, не смотря на всѣ усилія, изловчились указать только на одинъ примѣръ, находящійся у Гардуина, да и этотъ единственный примѣръ имѣетъ очень слабое основаніе.
Обращаясь снова къ папству, мы позволимъ себѣ указать на другой нашъ трудъ, на англійскомъ языкѣ, пода, заглавіемъ — «Catholic orthodoxy», — каѳолическое православіе. Тамъ мы подробно (стр. 117-176) показали и доказали, что въ до-никейекія времена не находится ни малѣйшихъ слѣдовъ папскаго главенства. Слѣдовательно до четвертаго вѣка было неизвѣстно то, что римлянинъ считаетъ основаніемъ церкви! Но и дальше — мы находимъ, что никейскими, халкидонскими и другими соборами утверждается римское приматство, какъ нѣчто опредѣляемое церковными канонами, а не какъ что-либо въ родѣ божественнаго учрежденія будто-бы всюду извѣстнаго. Это жалкая уловка, къ которой прибѣгаютъ Hefele, Phillips и другіе, а именно, — утверждать, будто 6-й канонъ 1-го никейскато собора и другіе сродные ему каноны имѣютъ въ виду патріаршее положеніе Рима, а не приматство: если папа былъ богопоставленною главою церкви, то само собою разумѣется, что онъ, и какъ патріархъ, занималъ первое мѣсто. Нѣтъ, ужъ если что выводитъ изъ подобнаго, ничего въ пользу Рима не говорящаго канона, то надлежало бы выводить изъ него, такъ или иначе, божественное учрежденіе приматства. Но въ соборныхъ опредѣленіяхъ не находится ни малѣйшихъ слѣдовъ того; напротивъ, 28 канонъ четвертаго вселенскаго собора въ Халкидонѣ (состоявшаго изъ 636 отцевъ) считаетъ «приличнымъ дать первенство Риму, потому только, что это царствующій градъ». Такъ все и оставалось до наступленія великой римской схизмы.
Церковное первенство папы, т. е. преимущество перваго епископа, никогда не оспоривалось католическою церковію; и если бы папа клятвенно отрекся отъ своей схизмы и ереси и обратился въ каѳолическую церковь, то православная церковь снова уступила бы ему его возвышенное положеніе. До тѣхъ же поръ (говоритъ Кормчая), «вторый, т. е. патріархъ константинопольскій занимаетъ первенство въ церкви». Божественное, будто бы главенство, которое составляетъ собою сущность и существо нынѣшняго папства, есть расколъ, есть ересь, — осуждаемыя каѳолическою церковію.
Пій IX, въ началѣ своего понтификатства, сдѣлалъ воззваніе къ православнымъ епископамъ — возсоединиться съ римскою церковію. Православные вселенскіе патріархи отправили ему въ отвѣтъ окружное послапіе (см. текстъ въ «Orthodox Catholic Review», vol. 1. p. 234-246), въ которомъ они обличили римскую схизму и сопряженныя съ нею заблужденія и изрекли анаѳему на схизматическаго папу, если онъ не возвратится снова въ истинную каѳолическую церковь. Пій выслушалъ увѣщаніе, но не послѣдовалъ ему. — Вскорѣ послѣ того онъ убѣжалъ изъ своей земли. Опираясь на чужіе штыки, онъ воротился однакожь домой, но вскорѣ потомъ потерялъ лучшія свои провинціи, а «старшій сынъ церкви» спокойно, между тѣмъ, смотрѣлъ на эти явленія, и не тронулся съ мѣста. Находясь въ этомъ жалкомъ положеніи, папа сталъ искать новаго утѣшенія въ новомъ догматѣ, который, безъ всякаго вселенскаго собора, только имъ однимъ на новый какой-то ладъ былъ придуманъ и провозглашенъ. Но само небо, казалось, здѣсь возстало, и столпъ, имѣвшій прославить новый и новомодный догматъ, потребовалъ печальной жертвы. Сначала церковныя сокровища Италіи перешли въ чужія руки; потомъ «Apostolische Majestät» вырвалось изъ папскихъ объятій, а теперь и Изабелла, вѣрнѣйшая союзница Пія, очутилась далеко отъ него — въ сторонѣ. Но, не смотря на всѣ эти тяжкіе удары, Пій не перестаетъ домогаться, какъ бы добыть себѣ новыхъ друзей, и вотъ онъ, — этотъ схизматическій епископъ, — обращается къ вѣрнымъ сынамъ православно-каѳолической церкви, и приглашаетъ ихъ на свой лже-вселенскій соборъ. Откуда жъ этотъ схизматикъ имѣетъ право сзывать какой-то вселенскій соборъ и православныхъ отторгать отъ ихъ древней, истинной Вѣры? Истинно, папская притязательность не знаетъ никакихъ предѣловъ. Ужъ не думаетъ ли папа, что, тогда какъ папство потеряло все свое положеніе на Западѣ, тогда какъ съ государствами оно ужиться не можетъ и объ немъ знать не хотятъ больше, будущее его лежитъ па Востокѣ? Да, тамъ, гдѣ папство, его вліяніе и его плоды знаютъ по опыту и гдѣ вступали съ нимъ въ непосредственныя сношенія, тамъ á tout prix3 стараются отрѣшиться отъ него. Гдѣ свободнѣе и дольше папство могло оказывать свое вліяніе (вѣдь это фактъ), какъ не въ Италіи? Въ продолженіи цѣлыхъ столѣтій цѣлыя племена воспитываемы, обучаемы и образуемы были папствомъ. И вотъ теперь вдругъ Италія стала безбожнымъ врагомъ папства! Тысячи бѣгаютъ теперь за врагомъ религіи, — за Гарибальди! Явленія подобнаго рода не возникаютъ за разъ, за одну ночь. На кого же тутъ падаетъ вина? Если бы папство внушало и питало ту глубокую религіозность, которая объемлетъ всего человѣка, то волны враждебныхъ религіи нововведеній пронеслись бы поверхъ земли, не вторгаясь, не впиваясь въ ея почву. Но тутъ сама-то почва, изъ-за несчастнаго схизматическаго папства, и породила невѣріе, суевѣріе и всякое равнодушіе къ вѣрѣ, — эти естественные плоды схизмы и ереси. То не безъ цѣлей Провидѣнія, что именно римскіе-то народы съ наибольшимъ успѣхомъ и работаютъ надъ разрушеніемъ папства. Да, мы видимъ здѣсь ту разрушающую и само уничтожающую силу, которая не разлучна со всякимъ зломъ, и слѣдовательно и съ папствомъ. Доброе, что дѣлаетъ римская церковь, совершается не посредствомъ папства, но не смотря на папство. Кто живетъ благочестиво въ римской церкви, тотъ пожинаетъ плоды каѳолической истины на столько, на сколько папство еще не сокрушило или не исказило ея. Мы думаемъ, мы вѣримъ, что милліоны римскихъ католиковъ питаются истиннымъ каѳолическимъ зерномъ, которое все еще находится въ ихъ церкви, и virtualiter[4] принадлежатъ православной церкви, потому что папство пристаетъ къ нимъ только по наружности, и потому что, въ силу привычки и ignorantia invincibilis[5], они не могутъ сами подняться надъ нимъ, если чья-либо рука не поведетъ ихъ къ истинѣ. Къ нимъ-то мы теперь и обращаемся и говоримъ имъ: оставьте схизматическую и еретическую римскую церковь и обратитесь въ родную католическую церковь, въ древнюю, досточтимую, не измѣнившуюся и неизмѣнимую каѳолическую церковь, — въ ту церковь, которая въ первое тысящелѣтіе обнимала весь міръ.
VII.
Оставьте римскую церковь, — оставьте теперь же! «Но (скажете вы) кудажъ намъ идти? Протестантами мы не можемъ быть, потому что они низпровергли каѳолическое основаніе непогрѣшимой церкви, и библію, заключающую въ себѣ столь много смысловъ, какъ яблоко раздора, разбрасываютъ по всему христіанскому міру. Вольными или независимыми церковниками (Frei-kirchler), которые отвергаютъ и уничтожаютъ всякое христіанство, даже всякую религію, — и въ самомъ ихъ корнѣ, еще меньше того мы можемъ сдѣлаться».
«Къ кому же идемъ?» — Идите въ церковь св. Кипріана, Амвросія, Августииа, Іеронима, Льва, Григорія Великаго. Идите въ западную каѳолическую церковь, въ томъ ея видѣ, какъ она была едино съ Восточною каѳолическою церковію, — т. е., когда она исповѣдывала одно и тоже православное ученіе, и составляла собою ту единую каѳолическую церковь, которую основалъ нашъ Спаситель, которую столь геройски защищалъ великій Фотій отъ папскихъ на нее нападеній, и союзъ съ которой такъ злобно расторгъ папа Николай первый. Это тотъ самый папа, который — первый — основалъ свое безьусловное папское главенство надъ всею церковію на всему свѣту извѣстныхъ — ложныхъ Исидоровыхъ декреталіяхъ, подложность которыхъ признаютъ даже самые грубые, невѣжественные паписты6. Вотъ гдѣ начало того новаго, не-каѳолическаго папства, которое отвергаетъ православная церковь. Прежніе папы не знали подобнаго папства. Папа былъ каноническимъ примасомъ между епископами, также какъ патріархъ константинопольскій канонически былъ вторымъ но своему положенію. Папа былъ только первымъ братомъ между многими собратіами. Если бы святые папы Левъ и Григорій Великій снова возвратились сюда; то они не обратились бы болѣе къ Риму, они стали бы смотрѣть на Пія IX, какъ на отщепенца, а патріарха константинопольскаго Григорія привѣтствовали бы, какъ брата.
VIII.
«Но гдѣ же эта западная православно-каѳолическая церковь, къ которой принадлежали западные святые отцы и которая существовала до самой римской схизмы?» — Отвѣтъ: папы уничтожили ее, а наша обязанность возстановить ее. На это то дѣло мы васъ и вызываемъ. Осуществить на дѣлѣ то, о чемъ такъ часто слышатся только одни слова! Поспѣшимъ — каждый, съ чѣмъ можетъ — для возстановленія распавшагося святилища и будемъ просить восточную православно-каѳолическую церковь, которая такъ вѣрна осталась каѳолической истинѣ, принять насъ въ общеніе съ собою и явить намъ помощь свою въ возсозданіи нашей церкви. Мы принимаемъ все чистое православное ученіе и святые каноны семи вселенскихъ соборовъ и отрекаемся отъ всѣхъ лжеученій и злоупотребленій, отъ которыхъ отрекается православная церковь. Это наше основаніе. На этомъ основаніи приметъ и должно нась принять въ общеніе съ собою православная церковь. Съ нашей стороны это первый и самый необходимый шагъ; ибо что мы можемъ предначать безъ церкви и безъ таинствъ?
IX.
Наша западная православно-каѳолическая церковь имѣетъ удержать свой до-схизматнческій характеръ, и слѣдственно удержать тѣ обычаи и обряды, тѣ молитвы и службы и т. д., которые римская церковь сохранила въ чистотѣ; никакихъ произвольныхъ перемѣнъ мы не предпримемъ, иначе западный характеръ нашей церкви отъ того не мало можетъ пострадать. Восточная православная церковь требуетъ оть насъ только православія, а не отреченія оть нашего западнаго образа существованія (Wesen und charakter). Мы не можемъ сдѣлаться восточными; такъ же какъ русскій не можетъ сдѣлаться Французомъ или Французъ нѣмцемъ. Еще въ началѣ церкви Провидѣніе Божіе попустило равно и Западу и Востоку существовать и жить свойственною имъ жизнію; кто жъ дерзновенно отважится измѣнить дѣло Божіе? Западная православная церковь имѣетъ полнѣйшее право требовать себѣ отдѣльнаго существованія и восточная церковь не будетъ у ней оспаривать это право или отказывать ей въ томъ.
X.
Еслп же теперь западная православная церковь, во внѣшнемъ ея проявленіи, мало будетъ отличаться оть римской церкви, то внутренній ея характеръ, напротивъ, будетъ очень отличенъ отъ характера римской церкви; потому что
1) мы отрекаемся отъ новѣйшаго папства и всего, что держится на немъ;
2) мы отрекаемся отъ ученія объ индульгенціяхъ, какъ отъ папскаго вымысла;
3) мы не допускаемъ неканоническаго принужденія духовныхъ къ безбрачію и позволяемъ поступающимъ въ духовное званіе вступать въ бракъ, только прежде рукоположенія;
4) мы отвергаемъ чистилище, въ смыслѣ матеріальнаго или вещественнаго огня, хотя принимаемъ сроднее состояніе по смерти, въ которомъ пожившіе праведно, но еще не совсѣмъ очистившіеся (noch mit Flecken behafteten), вкушаютъ благословенные плоды молитвъ и добрыхъ дѣлъ, совершаемыхъ за нихъ вѣрными;
5) мы отвергаемъ употребленіе изваяній и статуй въ церкви и допускаемъ только иконы;
6) мы учимъ, что крещеніе должно совершатъ посредствомъ троекратнаго погруженія въ водѣ;
7) мы учимъ, что за крещеніемъ непосредственно должно слѣдовать мѵропомазаніе и что сіе послѣднее дѣйственно можетъ совершать и священникъ;
8) мы учимъ, что и мірянъ должно пріобщать подъ двумя видами; и
9) что должно совершать св. таинство на квасномъ хлѣбѣ;
10) мы признаемъ только одинъ Бенедиктинскій орденъ, который существовалъ еще до схизмы и имѣлъ истинно православно-каѳолическій характеръ;
11) святыхъ канонизованыхъ римской церковію уже послѣ схизмы мы вовсе не признаемъ;
12) мы учимъ, что національныя церкви (нѣмецкая, французская, англійская, богемская и т. д.) имѣютъ полное право существовать въ семъ видѣ; что онѣ независимы, но утверждаются на общемъ неизмѣнномъ православномъ основаніи и находятся въ открытомъ общеніи съ константинопольскимъ патріархомъ и другими вселенскими патріархами;
13) мы учимъ, что богослуженіе должно быть совершаемо на языкѣ того народа, для котораго оно совершается; мы учимъ, что
14) римская церковь не тамъ предписываетъ возносить святые Дары и имъ покланяться, гдѣ слѣдовало бы, т. е. не тотчасъ же по произнесеніи словъ Спасителя — «ІІріимите и пр. Пійте и пр.»; потому что освященіе ихъ совершается только по призваніи Святаго Духа. Такъ какъ сіе призываніе Св. Духа (Epiklesis) искажено въ римскомъ служебникѣ, то мы можемъ восполнить его по Мозарабскому служебнику, въ которомъ оно осталось въ православномъ видѣ;
15) мы отвергаемъ ложное ученіе римской церкви объ исхожденіи Святаго Духа отъ Отца и отъ Сына (Filioque), и учимъ, что Онъ исходитъ токмо отъ Отца;
16) мы учимъ, что спасительно преподавать и неполновозрастнымъ св. Причащеніе;
17) мы учимъ, что таинство св. Елеосвященія не должно отлагать до конца жизни: во всякой болѣзни оно можетъ быть пріемлемо спасительно;
18) всего благопотребпѣе дѣло исповѣди предоставить брачному духовенству;
19) римскаго ученія о непорочномъ зачатіи св. Дѣвы Маріи мы не можемъ принимать за догматъ, потому что не находимъ для сего основанія въ преданіи;
20) мы отвергаемъ всякое насиліе и слѣдственно тѣлесное наказаніе въ дѣлахъ или упражненіяхъ чисто духовныхъ;
21) мы признаемъ православно-каѳолическую церковь, какъ единственное и исключительное, Самимъ Христомъ основанное учрежденіе для спасенія міра;
22) мы не одобряемъ смѣшанныхъ браковъ, и считаемъ долгомъ требовать, чтобы дѣти отъ смѣшанныхъ браковъ воспитывались въ православной церкви;
23) церковь наша строго имѣетъ удерживаться отъ всякаго вмѣшательства въ политическія дѣла и покоряется всякой отъ Бога установленной власти, памятуя слова Христовы: «»царство мое нѣсть отъ міра сего». — Вотъ въ общихъ чертахъ тѣ пункты разности, которыми наша церковь отличается отъ церкви римской. Тѣ, которые желаютъ знать о томъ въ большей подробности, именно о нашемъ положеніи въ отношеніи къ Папизму (Іезуитизму) и Протестантизму, могутъ найти то въ нашемъ трудѣ, подъ заглавіемъ: «Die orthodoxe katholische Anschauung, von Dr. S. S. Overbeck, Halle as. Verlag von H. W. Schmidt, 1865»7, — и въ подобномъ же трудѣ, на англійскомъ, подъ заглdbtvнъ: «Catholic orthodoxy and anglocalholicism, by Dr. J. J. Overbeck, London, K. Trübner & Co., 60, Paternoster Row, 1866» и, наконецъ, въ издаваемомъ нами — «The orthodox Catholic Review», ibidem.
XI.
Послѣ всѣхъ этихъ вышеприведенныхъ замѣчаній мы ближе обращаемся теперь къ практическому разрѣшенію нашего вопроса, т. е. мы спрашиваемъ теперь: какъ же за дѣло взяться, чтобы осуществить предполагаемое возсозданіе западной православно-каѳолической церкви, — осуществить съ изволенія на то Восточной ея сестры, и осуществить въ наиболѣе краткій періодъ времени? — Какъ то могутъ видѣть изъ вышеуказанныхъ нами сочиненій, мы много размышляли о семъ дѣлѣ, разбирали его со всѣхъ сторонъ, много разъ относились съ нимъ и къ Россіи и къ Греціи, и, послѣ четырехлѣтняго зрѣлаго и всесторонняго обсужденія его, пришли къ убѣжденію, что единственный практическій и православный путь есть слѣдующій: взгляды и желанія наши высказать въ нарочитомъ общемъ Прошеніи на имя Святѣйшаго Сѵнода Россійской церкви и, за тѣмъ, просить оный о принятіи насъ въ церковное съ нимъ общеніе, на несомнѣнно православномъ нашемъ основаніи. Прошеніе это и имѣется уже, какъ, въ русскомъ, такъ и въ греческомъ переводѣ. Англійскій же оригиналъ этого прошенія находится въ «Büreau of the orthodox Catholic Review», 60, Paternoster, Row, и будетъ тамъ находиться для желающихъ подписаться къ нему.
Теперь нѣчто въ объясненіе того, почему мы избрали именно Святѣйшій Россійскій Сѵнодъ по дѣлу искомаго нами единенія. Россія, по волѣ самого Провидѣнія, поставлена, такъ сказать, въ видѣ связующаго члена между Востокомъ и Западомъ, потому-то она всего лучше можетъ и понять и оцѣнить насъ, и слѣдственно съ наиболѣе живымъ участіемъ отнестись къ намъ. Наконецъ, путь, лежащій черезъ С.-Петербургъ въ Константинополь, для насъ короче, чѣмъ путь черезъ Константинополь въ С.-ІІетербургъ. — До политики намъ нѣтъ ни малѣйшаго дѣла.
XII.
Здѣсь помѣщено то самое Прошеніе, о которомъ говорится въ предъидущемъ §.
XIII.
«Но (скажутъ) достигнемъ ли мы этимъ путемъ нашей цѣли?» Отвѣчаемъ: Если Римская церковь могла образовать Уніатскую Греческую церковь, почему же Православная — церковь не могла бы воззвать къ жизни Уніатскую Западную церковь? «Но (могутъ продолжить) по сердцу ли будетъ подобный планъ Православной церкви?». Подождемъ, что она скажетъ. Съ своей же стороны поспѣшимъ исполнить нашу обязанность, т. е. будемъ просить церковнаго съ нея общенія на православномъ основанія: сомнѣнія нѣтъ, что и Она сдѣлаетъ тогда свой долгъ, а именно — признаетъ наше православіе, «Но (скажутъ дальше) подготовительныя работы къ основанію Православной Западной церкви потребуютъ такъ много времени, что пройдутъ цѣлые генераціи, прежде чѣмъ устроится таковая церковь. Причемъ мы тутъ останемся? ужели все время и жить и умереть безъ утѣшенія?». На это мы даемъ слѣдующій отвѣтъ.
XIV.
Все зависитъ отъ того, какъ приняться за дѣло, т. е. за построеніе Православной Западной церкви. Пересмотръ Западной Литургіи и церковныхъ службъ долженъ имѣть видъ не антикварнаго или историко-критическаго изслѣдованія; довольно и того, если учрежденная Православною церковію коммиссія разсмотритъ и рѣшитъ, не содержится ли чего въ предложенной ей Литургіи и прочихъ церковныхъ службахъ, что можетъ быть противно православному ученію. Это, какъ видите, не продолжительный процессъ. Но и при этомъ процессѣ, естественно, пройдетъ больше времени, чѣмъ желалось бы; потому что пересмотръ Missale, Sacramentarium, Rituale и Breviarium потребуетъ довольно продолжительнаго труда. Къ счастію, намъ нѣтъ нужды выжидать той поры, когда вся эта работа кончится: Западная Православная церковь можетъ начать свою жизнь, въ слѣдъ за тѣмъ, какъ скоро будетъ разсмотрѣна и одобрена наша Литургія. Для сей цѣли не потребуется даже разсматривать и всю Missale, а только такъ называемый «Ordo Missae».... Что до совершенія прочихъ таинствъ, то онѣ могли бы совершаться для насъ въ греческой или россійской здѣсь церкви. Вообще же мы полагаемъ, что родъ и способъ совершенія таинствъ крещенія и мѵропомазанія должно намъ заимствовать отъ Восточной церкви.
XV.
На всякой случай мы уже изготовили «Ordo Missae» въ православномъ смыслѣ, и хоть сейчасъ же готовы повергнуть его на разсмотрѣніе Духовныхъ властей.
XVI.
Желать только надобно, — такъ какъ это составляетъ для насъ жизненный вопросъ, — чтобы духовныя власти Восточной церкви не укоснили подать намъ руку помощи: жатва собирается, пока время есть и пока солнце свѣтить.
XVII.
Еще нѣчто Восточнымъ моимъ собратіямъ, или лучше тѣмъ изъ нихъ, которые говорятъ: «никакого дѣла намъ нѣтъ до Западной церкви. Кто хочетъ быть православнымъ, тотъ пусть будетъ православнымъ по восточному». Тѣ, которые такъ говорятъ, совершенно забываютъ, что не другой кто, а сами Апостолы основали и Восточную и Западную церковь; что мы Западные такое же имѣемъ право на существованіе наше, какъ и Восточные; что мы никогда не можемъ сдѣлаться настоящими Восточными, потому что нельзя же отречься отъ своей природы. Попытайтесь, — и вы увидите, что, тогда какъ въ Восточную церковь будутъ переходить единицами или десятками, въ Западную православную церковь потекутъ тысящами, потому что она болѣе отвѣчаетъ ихъ Западной природѣ и ихъ Западному настроенію. А сверхъ того, что вамъ пользы въ томъ, что вы сдѣлаете насъ не полными, не настоящими Восточными? Не Востокъ или Западъ насъ спасаетъ, а спасаетъ православіе, которое не стѣсняется никакими предѣлами земли. Если вы возбраните намъ быть Западными-Православными, то вы поступите малодушнѣе и неуступчивѣе самихъ папистовъ, которые не оспориваютъ у Восточныхъ принадлежащаго имъ права — сохранять свой обрядъ. Если вы возбраните намъ быть православными по западному, то на васъ падетъ вся вина, что тысячи ринутся въ протестантизмъ, ринутся потому именно, что вы незаконно обязываете ихъ отречься отъ западной ихъ природы.
XVIII.
Мы уповаемъ на Господа, уповаемъ, что наибольшему числу православныхъ дано будетъ — убѣдиться въ противномъ, что обязывать Западъ къ православному обряду не значитъ достигать законной цѣли. «Naturam si furca expehas, tamen usque recurret!8». Напротивъ Западная православная церковь тѣмъ крѣпче будетъ держаться Восточной православной церкви, что у ней во всѣмъ свѣтѣ нѣтъ иного друга, кромѣ ея. Съ другой стороны и Восточная церковь будетъ имѣть основаніе порадоваться, — порадоваться тому, что, наконецъ, послѣ тысящелѣтней одинокой ея работы, снова явится къ ней другъ и вѣрный сподвижникъ въ вертоградѣ Господнемъ.
XIX.
Да, Восточные собратія, представьте себѣ тотъ великій, тотъ славный день, когда мы будемъ преклоняться предъ вашими престолами, а вы предъ нашими, и когда откроется торжество церковнаго общенія и единенія. Какое утѣшеніе, какую радость почувствуете вы, любезные Западные собратія, что, наконецъ, вы избавились отъ ига и тиранніи папской схизмы и папской ереси, и нашли себѣ вѣрное пристанище въ Православіи! Тогда мы воспоемъ «Gloria in Excelsis», а наши братія возгласятъ намъ свое — «Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος».
XX.
Приступимъ же къ дѣлу viribus unitis! Богъ не оставитъ насъ своимъ благословеніемъ.
25 Октября, 1868.
32 Welbeck Str. W.
London
Перев. Прот. Евгеній Поповъ
«Христіанское Чтеніе». 1868. № 12. С. 807-829.
1 Намекъ на англійское духовенство, произвольно желающее возстановить нѣкоторые римскіе обряды, и т. п. Перев.
2 Т. е. въ римскомъ смыслѣ. Перев.
3 Á tout prix — любой ценой — ред.
4 Virtualiter — виртуально — ред.
5 Ignorantia invincibilis — неустранимое неведение — ред.
6 Римляне утверждаютъ, что большая часть этихъ декреталій дѣйствительно — псевдографъ, т. е. приписываются — де неизвѣстнымъ писателямъ и временамъ; но по содержанію — де они были только выраженіемъ тогдашнихъ отношеній. Отъ того — де эти декреталіи formaliter были апокрифическими, а malerialiter право-нравными. Но — спросимъ мы всякаго читателя, любящаго истину и чуждаго предубѣжденія, — не странно ли правое дѣло прикрывать ложнымъ именемъ? Если тѣ декреталіи принимались, за чѣмъ же давать имъ ложное имя? Такая поддѣлка обыкновенно тамъ имѣетъ мѣсто, гдѣ хотятъ фальшивую монету выдать за настоящую. Если бы эти декреталіи имѣли безукоризненный и каноническій характеръ, то ужъ конечно не стали бы облекать ихъ въ одежду лжи; но такъ какъ въ основаніи лже-исидоровыхъ декреталій лежала большая ложь относительно мнимаго папскаго главенства, то одежду лжи и нашли очень пригодною къ лицу лжи: папство, столько разъ измышлявшее и искажавшее разныя писанія, и здѣсь осталось себѣ вѣрно. Срав. James, on the corruptions of Scripture, Councils, and Fathers for the maintenance of Popery. Revised edition by the Rev. S. E. Cox. London, S. W. Parker, 1843.
7 Это сочиненіе Доктора Богословія и Философіи Овербека, перведено и издано въ Вильнѣ, 1887 г.
8 Naturam si furca expehas, tamen usque recurret — можешь природу хоть вилами гнать, она всё же вернётся.— ред.
- ← Епископъ Нектарій (Концевичъ) – О внѣшкольномъ религіозно-нравственномъ воспитаніи молодежи (Докладъ, прочитанный на Всезарубежномъ Соборѣ 1974 г.).
- ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ОБЛИЧЕНИЯ ЛЖЕУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА, принятые в заседании Первого Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора, 18 ноября / 1 декабря 1921 г. →