Замѣтки по вопросу обряда елеепомазанія.

Для чего за утреней въ праздники помазываютъ освященнымъ елеемъ прикладывающихся къ св. иконѣ?

Святая православная Церковь, желая проявить милующую любовь Божію къ намъ грѣшнымъ, послѣ молитвы на благословеніи хлѣбовъ и благословенія священникамъ народа, даетъ въ служебникѣ, между прочимъ, такое увѣщаніе: «И се тебѣ вѣдомо буди, о іерее! Елей же сей, его же благословилъ ecи, аще есть иконостасъ, на цѣлованіи образа, люди знаменай». Во исполненіе сего наставленія священникъ въ великіе праздники за утреней или всенощнымъ бдѣніемъ во время пѣнія Канона помазываетъ благословеннымъ и освященнымъ елеемъ чело (или лобъ) лобызающихъ св. икону съ произнесеніемъ словъ: «во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Это дѣйствіе – помазаніе вѣрующихъ благословеннымъ елеемъ есть не таинство, но освященный обрядъ Церкви, обрядъ весьма поучительный, служащій знакомъ милости къ намъ Божіей и святыхъ, воспоминаемой Церковью въ праздники.

Елей съ греческаго языка значитъ милость.

Въ то время, какъ священникъ за утреней выйдетъ на середину храма предъ икону Праздника, положенную на аналой, на клиросѣ пѣвцы поютъ стихи изъ псалмовъ: 134-го и 135-го: «Хвалите Имя Господне»... «Исповѣдайтеся Господеви, яко благъ, яко въ вѣкъ милость Его»... (что милость Его вѣчна) «Исповѣдайтеся Богу Небесному, яко въ вѣкъ милость Его»...

Слова: «милость Его» повторяются не однажды.

Пѣснопѣніемъ этихъ стиховъ сначала на словахъ прославляется милость Бржія къ людямъ, а когда молящіеся прикладываются къ праздничной иконѣ, тогда внѣшнимъ дѣйствіемъ, чрезъ помазаніе освященнымъ елеемъ, напоминается имъ то же самое, т. е. милость Божія. Стало быть, христіане помазываются елеемъ на челѣ въ знакъ милости Божіей. При помазаніи елеемъ священникъ изображаетъ на челѣ помазуемаго Крестъ, во первыхъ, потому, что у насъ, христіанъ, во всѣхъ знаменательныхъ дѣйствіяхъ употребляется Крестъ, – это, по словамъ св. Кирилла Іерусалимскаго «великое предохраненіе, данное бѣднымъ въ даръ и слабымъ безъ труда. Ибо это благодать Божія, знаменіе для вѣрныхъ и страхъ для злыхъ духовъ» (Оглас. Поуч. 13, 36).

Помазанный освященнымъ елеемъ христіанинъ долженъ поэтому вступить въ постоянную борьбу съ врагами своего спасенія: плотію, міромъ и діаволомъ.

Помазаніе елеемъ служитъ также знакомъ милости Божіей, явленной намъ въ празднуемомъ событіи: и тѣмъ самымъ обязываетъ и насъ быть милостивыми – творить добрыя дѣла во славу Пресвятой Троицы. Помазаніе елеемъ, совершаемое для нашего освященія, для освященія нашего ума и мыслей служитъ для вѣрующихъ видимымъ внѣшнимъ знаменіемъ (знакомъ) участія ихъ въ благодати и духовной радости праздника; оно (помазаніе елеемъ) служитъ знакомъ и соединенія насъ грѣшныхъ съ Іисусомъ Христомъ, чтобы приносить плоды вѣры и любви, т. е. добрыя дѣла.

Итакъ, священникъ, знаменуя чело вѣрующаго елеемъ во Имя Пресвятой Троицы, желаетъ, чтобы всѣ мы носили въ душахъ нашихъ елей и чувство любви ко Господу и, какъ ознаменованные Именемъ Божіимъ, удалялись отъ отъ всякаго зла.

«Орловскія Епархіальныя Вѣдомости». 1913. № 35. Отд. Неофф. С. 967-969.

***

Позволителъно-ли, для помазыванія предстоящихъ на всенощномъ бдѣніи, употреблять елей, освященный въ предшествующій праздникъ?

На разъясненіе предложеннаго вопроса вызываетъ обыкновеніе нѣкоторыхъ священниковъ пользоваться преждеосвященнымъ елеемъ, для помазыванія предстоящихъ въ храмѣ. Въ этомъ обыкновеніи нѣтъ ничего противнаго ученію вѣры, но оно можетъ казаться отступленіемъ отъ церковпой практики. Въ служебникѣ сдѣлано на счетъ употребленія благословеннаго елея указаніе – «на цѣлованіе образа люди знамена», и потомъ прибавлепо: «можеши и въ брашнахъ снѣсти». Это послѣднее замѣчаніе сдѣлано, очевидно, про случай остатка елея послѣ помазыванія: вотъ назначеніе оставшемуся елею. Если же у насъ нѣтъ обыкновенія употреблять въ пищу елей, за то не рѣдко прихожане обращаются къ священнику съ просьбой удѣлить имъ оставшійся освященный елей для больныхъ. Но, кромѣ того въ указанномъ обыкновеніи есть погрѣшность противъ церковнаго устава довольно крупнаго свойства. Помазаніе преждеосвященнымъ елеемъ показываетъ, что на всенощномъ бдѣніи не было литіи и благословенія хлѣбовъ, что не согласно съ правилами устава, и не можетъ быть оправдано никакимъ разсчетомъ. Недостатокъ елея не можетъ служить причиной къ опущенію литіи и благословенія хлѣбовъ: уставъ дозволяетъ «вельми мало» предлагать для благословлевія. Если же елея для благословленія наливается въ такомъ количествѣ (при соразмѣрной величинѣ хлѣбовъ), что онъ остается до слѣдующаго праздника, то причиною опущенія литіи и благословленія хлѣбовъ будетъ уже не отсутствіе потребнаго для этой цѣли вещества въ церкви, а лѣность ея служителей.

«Литовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1876. № 43. Отд. Неофф. С. 359.

***

Нынѣ помазаніе симъ елеемъ обыкновенно совершается на утрени, послѣ чтенія Евангелія и молитвы: «Спаси Боже люди Твоя», и иногда замѣняетъ собою то помазаніе елеемъ, которое, по Уставу Церкви, положено совершать въ притворѣ (Тѵп. гл. 3) послѣ отпуста утрени – елеемъ отъ кандила иконы праздника или святаго. Уставъ о помазаніи елеемъ, послѣ утрени изложенъ, главнымъ образомъ, въ послѣдованіи Тѵпикона на 26-е сентября. Въ немъ сказано: «И поемъ стихиру самогласну святаго, иже хощетъ екклисіархъ. И исходитъ Іерей съ кадиломъ, предъидущу ему свѣтильнику, кадить на аналогіи икону святаго Апостола (т. с. св. Іоанна), и отдавъ кадило, стоитъ одесную страну аналогіа: и приходитъ Игуменъ къ аналогію, и творитъ два поклоны, и цѣлуетъ икону святаго Апостола. И по цѣлованіи единъ поклонъ: и вземъ стручецъ на то устроенный, помазуетъ себе отъ кандила святымъ елеемъ крестообразно, на челѣ своемъ: и братія подобнѣ цѣлуютъ икону святаго, игуменъ же помазуетъ святымъ елеемъ Іереа и прочію братію. По помазаніи же святаго елеа поемъ часъ первый.... Сице помазаніе бываетъ всегда, и во вся праздники великихъ святыхъ, въ нихже бываютъ бдѣнія» (Тѵп. послѣд. 26-го сент.). Къ сему должно присовокупить, что «егда же елеопомазаніе бываетъ, глаголется и молитва: Владыко многомилостиве, якоже предписася на велицѣй вечерни» (Тѵп. гл. 3). Въ изложенномъ описаніи сказано, что помазаніе бываетъ «отъ кандила святымъ елеемъ», въ другихъ же послѣдованіяхъ Тѵпикона это выражено такъ: «отъ кандила святаго (Тѵп. послѣд. 26-го окт.), отъ кандила праздника, якоже указася Септемврія въ 26-й день (Тѵп. послѣд. 21-го ноября), отъ кандила праздника, еже предъ праздничною иконою (Тѵп. 25-го дек.), отъ кандила Спасова (Тѵп. 6-го авг.), отъ кандила Пресвятыя Богородицы» (Тѵп. 15-го авг.). Такимъ образомъ послѣ утрени предписывается помазаніе отъ того елея, который находится въ кандилѣ (лампадѣ) предъ иконою праздника. И это елеопомазаніе иногда полагается совершать послѣ утрени и въ такіе дни, на которые не указано быть всенощному бдѣнію и освященію хлѣбовъ, вина, пшеницы и елея (Тѵп. 27-го января, 24-го февраля) (Прот. К. Никольскій. Пособіе къ изученію устава Богослуженія Православной Церкви. 6-е изд. Спб. 1900. С. 229.).

Сост. Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: