Замѣтка: Выносъ плащаницы въ Великій пятокъ и крестный ходъ съ нею.

Въ чинѣ, по которому совершаются выносъ плащнниды и крестный ходъ съ нею въ Москвѣ, Петербургѣ и Кіевѣ, существуетъ, какъ извѣстно, нѣкоторая разность.

Въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ выносъ плащаницы совершается до начала вечерни: архіерей сначала кадитъ уготованный подъ плащаницу гробъ или столъ, потомъ, войдя въ алтарь, кадитъ трижды, точію сопреди, лежащую на престолѣ плащанницу, затѣмъ іереи выносятъ плащанницу изъ алтаря царскими дверьми и полагаютъ на уготованномъ столѣ съ троекратнымъ кажденіемъ вокругъ. Послѣ сего начинается вечерня, по отпустѣ которой священнослужители цѣлуютъ образъ Спасителя на плащанницѣ, прикладываясь только къ язвамъ ногъ, архіерей жe цѣлуетъ язвы Его въ ребрѣ, рукахъ и въ ногахъ[1]

Въ Петербургѣ и въ другихъ городахъ великороссійскихъ губерній выносъ плащаницы изъ алтаря совершается послѣ пѣнія стихов. стихиръ и по троекратномъ кажденіи ея и престола, на которомъ она возлежитъ; во время самаго кажденія поется: «Тебе одѣющагося», а при выносѣ изъ алтаря поютъ: «Влагообразный Іосифъ»; священникъ въ полномъ облаченіи идетъ подъ плащаницей съ евангеліемъ на главѣ, а если участвуетъ нѣсколько свищеннпковъ, то подъ плащанпцей идетъ старшій изъ нихъ; плащаница полагается среди храма на столъ, окаживается, поютъ «Благообразный Іосифъ», и предстоящіе допускаются къ цѣлованію плащаницы при пѣніи: «слава и нынѣ – мѵроносицамъ женамъ»[2].

Въ Кіевѣ выносъ плащаницы происходитъ при окончаніи вечерни Великаго пятка, съ пѣніемъ: «Тебе, одѣющагося свѣтомъ яко ризою», по троекратномъ кажденіи престола и плащаницы; плащаница износится священнослужителями изъ алтаря царскими дверьми, при чемъ старшій изъ священнослужащихъ идетъ подъ плащаницею, держа евангеліе на главѣ; обносится она съ крестнымъ ходомъ вокругъ храма и по входѣ въ храмъ полагается среди храма на уготованномъ столѣ или гробѣ, окаживается при пѣніи: «Благообразный Іосифъ», и наконецъ во время пѣнія «слава и нынѣ – мѵроносцамъ женамъ», священнослужители и народъ, покланяясь предъ гробомъ, цѣлуютъ образъ Спасителя на плащаницѣ, не касаясь однако Его главы, которая прикрывается малымъ воздухомъ. За окончаніемъ вечерни слѣдуетъ отпустъ.

Утреня Великой субботы, какъ въ столичныхъ церквахъ, такъ и во всѣхъ прочихъ въ Великороссіи и Малороссіи совершается одинаково, по чину, указанному въ Типиконѣ съ поднятіемъ плащаницы и обнесеніемъ ея вокругъ престола, послѣ чего опять относится на средину храма и полагается на столъ. Но въ великороссійскихъ епархіяхъ, по выносѣ плащаницы изъ алтаря, на утрени Великой субботы, совершается съ нею крестный ходъ вокругъ храма и потомъ уже она полагается на столъ среди церкви, по окончаніи крестнаго хода. Примѣру этому стали слѣдовать въ каѳедральныхъ соборахъ и монастыряхъ и Малороссіи съ начала нынѣшняго столѣтія, по распоряженію преосвященныхъ изъ великороссіянъ, такъ что въ этихъ храмахъ крестный ходъ съ плащаннцей совершается два раза: въ концѣ вечерни Великаго пятка и въ концѣ утрени Великой субботы, но въ приходскихъ церквахъ западнаго края и въ Малороссіи крестный ходъ вокругъ храма съ плащаницей бываетъ только при окончаніи вечерни Великаго пятка.

Въ Варшавской епархіи консисторіей, въ прошломъ 1892 г., сдѣлано распоряженіе объ отмѣнѣ крестнаго хода съ плащаницею послѣ вечерни Великаго пятка, какъ несогласнаго якобы съ уставомъ православной церкви, и предписано совершать его при окончаніи заутрени Великой субботы, хота въ нашемъ Типиконѣ о хожденіи съ плащаницей вокругъ храма вовсе не упоминается. Неоффиціальное напоминаніе мѣстному духовенству объ этомъ сдѣлано и въ семъ 1893 г., предъ праздникомъ Пасхи, чрезъ Холмско-Варшавскій Вѣстникъ.

Разъясненія разности во время крестнаго хода съ плащаницей, существующей въ церквахъ сѣверовосточнаго и западнаго края, надлежало бы искать въ богослужебныхъ книгахъ. – По справкѣ, наведенной г. Георгіевскимъ[3], въ Цвѣтной Тріоди Краковской 1491 г. и Мркшицкой – 1566 г. на утрени Великой субботы положенъ только входъ послѣ великаго славословія и притомъ безъ пѣнія стихеря и тропаря. Въ Московской Цвѣтной Тріоди 1591, 1608, 1621, 1630, 1635 и 1641 г. на утрени Великой субботы указанъ послѣ великаго славословія входъ съ Евангеліемъ и пѣніе: «Пріидите, ублажимъ Іосифа», но о плащаницѣ не упоминается. Въ Цвѣтныхъ Тріодахъ: Виленской 1609 г., Кіевской 1631 г. и Львовской 1642 г., послѣ великаго славословія, положенъ входъ съ Евангеліемъ и при пѣніи: «Пріидите, ублажимъ», но также безъ упоминанія о плащаницѣ. Наконецъ въ Московской Цвѣтной Тріоди 1648 г. и1653 г. положено, послѣ тропаря «Богъ Господь», выносить на средину церкви на аналоѣ «праздникъ» (икону праздничную – положеніе Спасителя во гробъ) и раздавать свѣщи братіи.

Что касается древнѣйшихъ церковныхъ уставовъ – Студійскаго и Іерусалимскаго, то въ сохранившемся спискѣ Студійскаго Устава конца XII или начала ХIII вѣка, на утрени Великой субботы, послѣ великаго славословія, положенъ только входъ съ Евангеліемъ въ алтарь, гдѣ оно и читается, но о выносѣ плащаницы на вечерни Велкаго пятка или на утрени Великой субботы не упоминается. Въ Уставѣ Іерусалимскомъ конца XIV и ХV вѣковъ полагается облаченіе іерея на великомъ славословіи во вся священныя одежды, и послѣ входа пѣніе тропаря: «Благообразный Іосифъ», но о выносѣ плащаницы при этомъ также не упоминается. Наконецъ въ спискахъ Іерусалимскаго Устава XVI вѣка полагается на утрени Великой субботы, при входѣ съ Евангеліемъ, выносить на главахъ шитый «воздухъ» съ изображеніемъ на немъ положенія Спасителя во гробѣ. Воздухъ этотъ, послѣ цѣлованія братіею, предписывается полагать вмѣстѣ съ Евангеліемъ на престолъ, гдѣ онъ долженъ оставаться до Ѳоминой недѣли.

Въ печатномъ Уставѣ 1610 г., послѣ входа въ алтарь и отпуста заутрени, положено цѣлованіе иконы.

Въ Уставѣ 1633 г. не упоминается ни о воздухѣ, ни о плащаницѣ.

Въ Уставѣ 1641 г. полагается совершать на заутрени ходъ съ Евангеліемъ подъ плащаницей, но о выносѣ плащаницы на средину храма не упоминается.

Наконецъ въ Типиконѣ 1682 г. и во всѣхъ послѣдующихъ его изданіяхъ опредѣлено, послѣ входа съ Евангеліемъ подъ плащаницей полагать Евангеліе на престолъ, плащаницу же «на уготованѣ столѣ, во образъ гроба»; при чемъ сказано, что по отпустѣ утрени бываетъ «во обителехъ цѣлованіе на плащаницѣ положенія во гробъ, а идѣже нѣсть плащаницы, цѣлуютъ образъ». Крестный ходъ съ плащаницей вокругъ храма при этомъ не полагается въ Типиконѣ.

Практика церковная допускала у нясъ разнообразіе въ исполненіи выноса плащаницы изъ алтаря. Такъ, по уставу Кирилло-Бѣлозерскаго монастыря, на утрени Великой субботы ставился посреди церкви аналой съ иконой «праздника», а входъ совершался съ Евангеліемъ и воздухомъ. Требникъ рукописный (№377) Синод. Библіотеки разъясняетъ, что въ началѣ утрени Великой субботы на аналоѣ среди церкви ставится икона «снятіе со креста тѣлеси Господне и положеніе во гробъ», а священники становятся вокругъ нея съ зажженными свѣчами и поютъ непорочны. Въ уставѣ Троице-Сергіева монастыря начала 17 вѣка положенъ ходъ съ плащаницей надъ архимандритомъ изъ сѣверныхъ дверей около столпа въ алтарь, и говорится, что на 1-мъ часу ставятъ праздникъ на цѣлованіе и поютъ стихъ: «Пріидите ублажимъ» или «Тебе одѣющагося» (№400 Синод. библ.). Затѣмъ входить въ обычай выносить плащаницу на средину храма на время всей заутрени, гдѣ она лежитъ на особомъ столѣ и во время обѣдня до херувимской пѣсни, послѣ коей діаконами на главахъ вносится въ алтарь. Въ Новгородскомъ Софіевскоыъ соборѣ въ началѣ 17-го вѣка совершается уже крестный ходъ съ плащаницей на утрени Великой Субботы.

Въ Великой Константинопольской церкви положенъ такой порядокъ совершенія вечерни Великаго пятка и утрени Великой субботы съ выносомъ плащаницы[4].

На великой вечерни входъ съ Евангеліемъ, Свѣте тихій и параміи, апостолъ и чтеніе Евангелія съ амвона (т. е. съ возвышенія, подобнаго нашей проповѣднической каѳедрѣ, находящагося въ греческихъ церквахъ у стѣны или столба за лѣвымъ клиросомъ), Рцемъ вси, Сподоби Господи, Исполнимъ вечернюю молитву и послѣ возгласа «Буди держава», начинаютъ, идя отъ сѣверныхъ дверей алтаря, пѣть стихиры, а 6 священниковъ съ непокрытыми головами, въ фелоняхъ, исходятъ изъ алтаря въ предшествіи свѣтильниковъ, рипидъ, пѣвцевъ и лампадщика съ двусвѣчникомъ, поднявши съ благоговѣніемъ плащаницу на свои головы, при чемъ предстоятель несетъ въ правой рукѣ св. Евангеліе, и при кажденіи діаконовъ выходятъ на средину храма къ устроенной здѣсь кувукліи (въ видѣ стола съ углубленіемъ подъ балдахиномъ); здѣсь пѣвцы, оканчивая пѣніе стихиръ, становятся въ рядъ, а священнослужители съ плащаницей на главахъ дѣлаютъ троекратное обхожденіе кувукліи, по окончаніи обхожденія полагаютъ плащаницу въ углубленіи кувукліи, при чемъ экклесіархъ осыпаетъ ее благоуханными цвѣтами. Послѣ сего патріархъ, сойдя съ своей каѳедры (стоящей обыкновенно у столба, подлѣ праваго клироса и обращенной передней своей стороной къ срединѣ храма), цѣлуетъ св. Евангеліе и плащаницу, благословляетъ народъ при пѣніи моголѣтія хоромъ и возвращается на свое патріаршее мѣсто; затѣмъ подходятъ архіереи по два, цѣлуютъ плащаницу и получаютъ отъ патріарха цвѣты; наконецъ тоже дѣлаютъ и священно- и церковно-служители, которымъ тоже даются цвѣты, между тѣмъ второй хоръ поетъ скоро и мелодично сначала: «Тебе, одѣющагося», потомъ «Нынѣ отпущаеши», «Трисвятое», «Благообразный Іосифъ» до словъ: «покрывъ, положи» и «женамъ мѵроносицамъ» до «истлѣнія явися чуждь», и дѣлается отпустъ.

Нa утрени Великой субботы, послѣ великаго славословія, хоры идутъ впереди, поя пѣснь «Святый Боже», за ними слѣдуютъ сначала священники, потомъ пѣвцы, патріархъ и архіереи, держа плащаницу. Въ такомъ порядкѣ они исходятъ изъ храма и возвращаются въ него. По возвращеніи вв храмъ патріархъ съ прочимъ клиромъ входитъ въ алтарь и возглашаетъ: «Вонмемъ», «Миръ всѣмъ», «Премудрость»; поется отнустительный стихъ: «Егда снишелъ еси къ смерти» и кадитъ патріархъ вокругъ престола, предшествуя плащаницѣ; послѣ сего поется: «Благообразный Іосифъ» до «покрывъ, положи», и полагаютъ священники плащаницу на престолъ; затѣмъ чтецъ, внѣ алтаря, читаетъ тропарь пророчества «Содержаяй предѣлы», прокименъ, чтеніе изъ пророчества и апостола, а патріархъ читаетъ Евангеліе предъ царскими вратами. Послѣ «Испола эти» патріархъ снимаетъ св. облаченія, надѣваетъ мантію и выходитъ на свой тронъ. Наконецъ слѣдуютъ чтеніе архидіакономъ ектеній: «рцемъ вси», «исполнимъ утреннюю молитву», возгласъ іерея и отпустъ.

Такимъ образомъ по справкѣ оказывается, что ни въ церковныхъ уставахь и типикахъ, ни въ богослужебныхъ книгахъ нашей церкви крестный ходъ съ плащаницей вокругъ храма не положенъ ни на вечерни Великаго Пятка, ни на утрени Великой Субботы; его установила и поддерживаетъ до нынѣ практика церковная, но практика эта неодинакова была и прежде въ 16 и 17 вѣкахъ, неодинакова она и теперь; разность главиымъ образомъ нынѣ состоитъ только во времени крестнаго хода вокругъ храма съ плащаницей, который въ церквамъ сѣверовосточнаго края Россіи, бывшихъ съ 15 вѣка подъ вѣдѣніемъ Московсккго митрополита, внѣ зависимости отъ константинопольскаго патріарха, совершается при концѣ заутрени Великой субботы, а въ церквахъ западнаго края Россіи, состоявшихъ по 1686 г. подъ вѣдѣніемъ отдѣльнаго кіевскаго митрополита и, по прежнему, въ зависимости отъ Константинопольскаго патріарха, – происходитъ при окончаніи вечерни Великаго пятка.

Такъ практикуется и на православномъ Востокѣ: свидѣтели православнаго богослуженія въ правослаяныхъ церквахъ Востока, изъ которыхъ одинъ – іеродіаконъ великой Константинопольской церкви (студентъ духовной академіи), а другой – состоящій въ санѣ архимандрита, бывшій нѣкогда дѣлопроизводителемъ при Константинопольскомъ патріархѣ, удостовѣряютъ, что крестный ходъ съ плащаницей на православномъ Востокѣ и въ частности не только въ Константинополѣ, но и во всѣхъ греческихъ церквахъ, за исключеніемъ нѣкоторыхъ монастырскихъ, совершается послѣ вечерни Великаго пятка, а на заутрени Великой субботы не бываетъ. Сличая этотъ чинъ выноса плащаницы съ евангельскимъ повѣствованіемъ о снятіи тѣла Спасителя со креста и положеніи его во гробъ, нельзя не признать, что обычай совершать крестный ходъ съ плащаницей вокругъ храма въ Великой Пятокъ, изображая собою несеніе тѣла Спасителя ко гробу и Его погребеніе, наиболѣе соотвѣтсввуетъ этому св. сказанію, такъ какъ погребеніе тѣла Іисуса Христа происходило не въ субботу, а въ пятокъ, о чемъ ясно говорятъ: евангелистъ Лука въ 23 гл. 54 ст.: «и день бѣ пятокъ и наступала суббота» (въ часъ положенія Іисуса Христа во гробъ) и евангелистъ Іоаннъ въ 42 ст. 19 главы: «ту убо пятка ради іудейска, яко близъ бяше гробъ, положиста Іисуса».

Намъ кажется, что обычай совершать крестный ходъ вокругъ храма съ плащаницей во время заутрени имѣлъ бы болѣе сообразное съ евангельской исторіей значеніе только тогда, если бы заутреня Великой субботы начиналась, подобно всенощной, въ поздній вечеръ, отдѣльно отъ вечерни, и оканчивалась не позже полуночи, какъ это бываетъ въ нѣкоторыхъ домовыхъ церквахъ.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1893. № 9. Ч. Неофф. С. 239-245.

 

[1] «Пособіе къ Уставу Богослуженія» свящ. К. Никольскаго. Спб. 1865 г., стр. 589 и 590.

[2] Тамъ же стр. 589-592.

[3] Москов. Вѣд., мартъ 1893 г.

[4] Τυπικόν κατά την τάξιν της του Χριστού Μεγάλης Εκκλησίας, Ἐν Κωνσταντινουπόλει, 1888, стр. 378-381.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: