Замѣтка: О царскихъ часахъ, совершаемыхъ въ навечеріи Рождества Христова.

Древне-христіанская Церковь на Востокѣ въ первые три вѣка своего существованія праздновала Рождество Христово вмѣстѣ съ Крещеніемъ Господнимъ – 6-го января. Вслѣдствіе этого, когда праздникъ Рождества Христова отдѣленъ былъ отъ праздника Крещенія Господня, когда празднованіе Рождества Христова перенесено было съ 6-го января на 25-е декабря, что случилось при св. Іоаннѣ Златоустѣ въ 10-й годъ царствованія императора Гонорія, тогда въ богослуженіи того и другого праздника само собою оказалось большое сходство. Такое сходство и теперь находится въ богослуженіи, отправляемомъ православною христіанскою Церковію не только въ самые праздники Рождества Христова и Крещенія Господня, но и въ навечеріи этихъ праздниковъ. Навечеріе Богоявленія отъ навечерія Рождества Христова отличалось только прибавленіемъ водоосвященія по уставу ко первому.

Къ общимъ особенностямъ въ богослуженіи праздниковъ Рождества Христова и Крещенія Господня относится, между прочимъ, то, что въ навечеріи того и другого праздника отправляются такъ называемые царскіе часы, отличные отъ обычныхъ часовъ, но сходные между собою. Обращая вниманіе на эту общую особенность въ празднованіи Рождества Христова и Крещенія Господня и въ то же время имѣя въ виду, что чинопослѣдованіе царскихъ часовъ, отправляемыхъ въ навечеріи Рождества Христова, сходно съ отправляемымъ въ навечеріи Крещенія Господня, мы считаемъ не безполезнымъ сказать нѣсколько словъ собственно о часахъ, совершаемыхъ предъ Рождествомъ Христовымъ.

Служба подъ названіемъ Царскихъ часовъ извѣстна съ глубокой древности христіанской. Составленіе ея чинопослѣдованія обыкновенно приписывается св. Кириллу Александрійскому (V в.) на томъ основаніи, что она по своему составу сходна съ часами Великаго Пятка, составленными тѣмъ же св. отцемъ. Но Филаретъ архіеп. Черниговскій, извѣстный изслѣдователь пѣснопѣнія греческой Церкви, на основаніи одной пергаментной греческой рукописи въ Императорской Вѣнской библіотекѣ – (рукописи, въ которой тропари и стихиры, поемые на часахъ предъ Рождествомъ Христовымъ, надписаны именемъ Софронія патріарха Іерусалимскаго) утверждаетъ, что чинопослѣдованіе царскихъ часовъ, отправляемыхъ въ навечеріи Рождества Христова, составлено св. Софроніемъ патріархомъ Іерусалимскимъ. Этотъ же ученый обозрѣватель пѣснопѣнія греческой Церкви объясняетъ и тѣ побужденія, по которымъ св. Софроній, патріархъ Іерусалимскій составилъ чинопослѣдованіе царскихъ часовъ, отправляемыхъ предъ Рождествомъ Христовымъ. «Близость пребыванія Софроніева къ мѣсту славнаго Рождества Христова, – говоритъ преосвящ. Филаретъ, – и обыкновеніе Іерусалимскаго патріарха чтить въ самомъ Виѳлеемѣ единственное событіе виѳлеемское, а всего болѣе собственная благоговѣйная любовь Софронія къ рождшемуся Спасителю міра, расположили св. Софронія составить чинъ великихъ часовъ на Рождество Христово» (Историческій обзоръ пѣснопѣвцевъ и пѣснопѣнія греческой Церкви, стр. 229-230, по изд. 1864 г.).

Чинъ часовъ въ навечеріи Рождества Христова, составленный св. Софроніемъ Іерусалимскимъ и, по словамъ преосв. Филарета Черниговскаго, во всемъ согласный съ нынѣшнимъ послѣдованіемъ, глубоко-знаменателенъ по содержанію и величественъ по внѣшнему составу. Онъ заключаетъ въ себѣ:

а) Избранные псалмы, въ которыхъ то воспѣвается Христосъ какъ Царь вечный, возлюбленный Сынъ Божий, Женихъ Церкви (44, 45), то проявляется величіе Его какъ Священника, Царя и Господа (109), то возвѣщается Онъ какъ истинный Соломонъ – миротворецъ, призвавшій язычниковъ и благословившій всѣ племена земныя (71), то ублажается Сіонъ – жилище Божіе (86) и родъ Давидовъ, въ которомъ Господь уготовалъ свѣтильникъ Помазанному Своему (131), то произносится торжественная пѣснь Давида о грядущемъ спасеніи всѣхъ народовъ (66), то изображается нравственная сторона великихъ дѣлъ Божіихъ по избавленію людей Его и основанію завѣта съ послѣдними (110). Въ пѣсняхъ призывается небо и земля славить Вышняго, въ молитвахъ изливаются чувства благоговѣйной покорности Раздающемуся Господу.

б) Пареміи, содержащія въ себѣ пророчества – на 1-мъ часѣ Михея (5, 2-4) о рожденіи въ Виѳлеемѣ Того, Коего исходы отъ начала, отъ дней вѣка, – на 3-мъ Іереміи (Вар. 3, 36-38. 4, 1-4) о Востокѣ свыше, озаряющемъ вселенную новымъ свѣтомъ, – на 6-мъ и на 9-мъ Исаіи (Ис. 7, 10-16. 8, 1-4, 8-10; Ис. 9, 6-7) о рожденіи отъ Дѣвы Еммануила, Бога крѣпкаго, Князя міра, Отца вѣчности.

в) Чтенія изъ Апостола (Павловыхъ посланій – Евр. 1, 1-10. Гал. 3, 23-29. Евр. 1,10-2, 3. Евр. 2, 11-18), раскрывающаго ученіе о пришедшемъ Спасителѣ міра и объ усыновленіи нашемъ Богу вѣрою о Христѣ Іисусѣ,

г) Чтенія изъ Евангелія (Мѳ. 1, 18-25. Лк. 2, 1-9. Mѳ. 2, 1-12. Мѳ. 2, 13-23) о Рождествѣ Христовомъ и первыхъ минутахъ Его жизни на землѣ.

Наконецъ д) пѣснопѣнія, то въ видѣ гимновъ, призывающихъ небо и землю славить Вышняго, то въ видѣ молитвъ, выражающихъ чувства благоговѣйной покорности и безпредѣльной преданности раждающемуся Господу, то въ видѣ евангельской исторіи, представляющей живую бесѣду и дѣйствія лицъ, окружавшихъ родившагося Христа. Столь глубоко знаменательной по содержанію службѣ соотвѣтствуетъ и та величественность – торжественность, съ какою она отправляется. Часы начинаются и совершаются при открытыхъ царскихъ дверяхъ среди храма предъ Евангеліемъ, положеннымъ на аналогіѣ въ ознаменованіе того, что воплотившійся Спаситель міра теперь уже сіяетъ въ просвѣщеніе всѣмъ народамъ земли. Предъ Евангеліемъ воскуряется ѳиміамъ въ напоминаніе вѣрующимъ о Ливанѣ и смирнѣ, принесеннымъ волхвами Царю Іудейскому.

На часахъ, отправляемыхъ въ навечеріи Рождества Христова, какъ мы видѣли, воспоминается и прославляется рожденіе Царя Бога, Царя царствующихъ. Отсюда – отъ характера содержанія ихъ, вѣроятно, произошло и самое наименованіе ихъ царскими часами. Это предположеніе не находится въ противорѣчіи съ тѣмъ общимъ мнѣніемъ нашихъ литургистовъ, что часы, отправляемые въ навечеріи Рождества Христова, получили наименованіе царскихъ часовъ потому, что греческіе императоры, и впослѣдствіи русскіе государи считали своимъ долгомъ присутствовать на этой важнѣйшей службѣ церковной и даже иногда принимали участіе въ пѣніи положенныхъ на ней церковныхъ пѣсней, какъ то дѣлалъ напр. Петръ Великій, и что вслѣдствіе этого положено было возглашать на ней и теперь возглашается многолѣтіе царямъ съ произношеніемъ полнаго ихъ титула.

Типикономъ указывается произносить многолѣтіе – славить императора на 9-мъ часѣ послѣ псалмовъ, пѣнія тропарей и стихиры: «Днесь раждается отъ Дѣвы» (Типик. послѣдов. 24-го декабря – часы), но если навечеріе Рождества Христова случится въ субботу и недѣлю, то «въ соборныхъ церквахъ при архіереяхъ и индѣ гдѣ прилично» многодѣтное поздравленіе должно быть по отпустѣ литургіи или по вечерни (служба на Рождество Христово, особо изд. при импер. Екатеринѣ II-й, л. 47). Прежде это многолѣтіе, которое «кликалъ» протодіаконъ и которое потому называлось «выкличкою», соединялось съ взаимнымъ привѣтствіемъ и благожеланіями самого Государя, патріарха и знатныхъ бояръ, – было какъ бы поздравленіемъ съ наступающимъ праздникомъ. Такъ, напр., описано происходившее въ 1668 г. при патріаршемъ служеніи въ навечеріи Рождества Христова: «патріархъ служилъ, а отпусти литургію, многодѣтныя не пѣвъ, пономарь поставилъ подсвѣчникъ среди церкви, и пѣвчія на сходѣ тропарь поютъ, «Слава и нынѣ» кондакъ, а въ то время поставятъ пономари налой на амвонъ безъ пелены, и протодіаконъ, поклонися патріарху, начнетъ читати многолѣтіе, и какъ окличетъ царевы титлы и патріархъ къ царю подойдетъ и власти, и говоритъ титло и многолѣтствуютъ государю, и паки патріархъ пойдетъ къ царскимъ дверемъ, и протодіаконъ патріарху кличетъ титло, и какъ прокличетъ, и царь подходитъ къ патріарху и здравствуетъ ему, потомъ патріарху здравствуютъ, и бояры подходятъ, и принявъ царь благословеніе, входитъ въ домъ свой и протопопы соборами къ царю ходятъ славить» (Древняя россійская вивліоѳика. Изд. 2. 1789 г. т. X., Уставь Московскихъ Патріарховъ, соблюдаемый въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ, стр. 131 и 132).

 

Сост. по замѣткѣ Н. Ив. Зарницкаго изъ «Руководство для сельскихъ пастырей». 1891. Т. 3. № 48. С. 367-371; книгѣ «Рождество Христово» проф. М. Скабаллановича. Кіевъ 1916. С. 68-72.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: