Заботы Преосвящ. Евгенія (Казанцева) о томъ, чтобы Богослуженіе въ епархіи было совершаемо по уставу и чтобы пѣніе было стройное.

Жизнь людей замѣчательныхъ по своимъ нравственнымъ доблестямъ, по своей широкой и плодотворной дѣятельности записывается на страницахъ исторіи. Преосвящ. Евгеній принадлежитъ именно къ такимъ замѣчательнымъ дѣятелямъ, память о которыхъ живетъ долго и послѣ ихъ кончины. Несомнѣнно, и онъ займетъ почетное мѣсто въ отечественной церковной исторіи. Онъ является однимъ изъ замѣчательнѣйшихъ, образцовыхъ епархіальныхъ правителей въ текущемъ столѣтіи, такъ что, когда современный или будущій ученый историкъ-писатель обратится къ изученію епархіальнаго управленія въ Россіи въ XIX вѣкѣ, онъ несомнѣнно сосредоточитъ свое просвѣщенное вниманіе, между прочимъ, и на дѣятельности почившаго знаменитаго Ярославскаго владыки Евгенія, мудро, неусыпно и крѣпко державшаго бразды епархіальнаго управленія.

Преосвящ. Евгеній ревностно заботился о соблюденіи клириками епархіи точнаго, уставнаго порядка въ отправленіи ими церковныхъ службъ.

Это съ достаточною убѣдительностію подтверждается тою основательною экзаменаціею клириковъ, которая практиковалась при преосвященномъ Евгеніи, по предметамъ церковнаго устава и пѣнія. Такъ, одного священника подавшаго владыкѣ прошеніе о переводѣ его въ другой лучшій приходъ, преосвященный на экзаменѣ спросилъ: «Есть ли праздникъ безъ препразднства, только лишь съ однимъ попразднствомъ?». Священникъ подумавъ отвѣчалъ вѣрно: «Такой праздникъ есть, именно Преполовеніе». Владыка предложилъ тому же священнику второй вопросъ: «Нѣтъ ли такого праздника, который имѣлъ бы только препразднство, а попразднства не имѣлъ бы?». Священникъ отвѣчалъ опять вѣрно: «Праздникъ, имѣющій препразднство безъ попразднства – это Происхожденіе Честныхъ Древъ». Владыка предлагаетъ экзаменуемому еще вопросъ: «Въ какой праздникъ и когда читаются на утрени два Евангелія?». Священникъ отвѣчалъ: «Въ праздникъ Благовѣщенія; если онъ случится въ великую субботу, на утрени читаются два Евангелія». Владыка обратился къ другому священнику, просившемуся въ тотъ же приходъ: «Читаются ли два Евангелія на литургіи и одинъ апостолъ?». Священникъ отвѣчалъ: «Два Евангелія читаются при одномъ апостолѣ въ праздникъ Благовѣщенія, если онъ придется на страстной недѣлѣ». Преосвященный даетъ отвѣтившему еще вопросъ: «Когда поется вечерня безъ прокимна?». Священникъ опять нашелся отвѣтить: «Въ великую субботу вечерня поется безъ прокимна».

Наконецъ Владыка обратился къ экзаменуемому еще съ вопросомъ: «Есть ли такой дванадесятый праздникъ, служба которому отправляется прежде самого праздника, и какой именно этотъ праздникъ?». Священникъ не отвѣчалъ. Тогда владыка самъ рѣшилъ данный вопросъ: «Если случится праздникъ Срѣтенія Господня въ понедѣльникъ первой недѣли великаго поста, то служба оному должна быть отправляема въ воскресенье сыропустное». И затѣмъ внушивъ священнику мысль о серьезнѣйшемъ изученіи устава, обратился къ экзаменаціи просителей по Свящ. Писанію и догматическому богословію. Преосвященный Евгеній экзаменовалъ по церковному уставу также діаконовъ и причетниковъ[1] своей епархіи.

Такъ какъ въ санъ діакона (въ сельскіе храмы) владыка рукополагалъ не только окончившихъ курсъ семинаріи, а за недостаткомъ ихъ и заслуженныхъ дьячковъ, то экзаменъ діаконамъ и дьячкамъ въ сущности состоялъ изъ сходныхъ вопросовъ. Во время одного изъ своихъ обозрѣній епархіи преосвященный Евгеній предлагалъ діаконамъ слѣдующіе вопросы. Одному діакону владыка предложилъ такой вопросъ: «Читаются ли пареміи на вечерни при безполіелейной смужбѣ?». Діаконъ сказалъ владыкѣ: «Читаются, именно перваго и тридцатаго числа сентября и въ праздникъ Преполовенія». Этому діакону данъ былъ другой вопросъ: «Поется ли поліелей безъ паремій?». Діаконъ отвѣчалъ: «Поется, именно, въ недѣлю Антипасхи». Владыка даетъ діакону еще вопросъ: «Бываетъ ли на малой вечернѣ чтеніе паремій?». Діаконъ этотъ не съумѣлъ отвѣтить. Тогда владыка обратился къ другому діакону, который и отвѣчалъ вѣрно: «Чтеніе паремій на малой вечернѣ бываетъ въ праздникъ Срѣтенія Господня, если онъ прійдется въ субботу сыропустную». Владыка даетъ діакону иной вопросъ: «Поется ли на дняхъ седмичныхъ, кромѣ Пятьдесятницы, стихъ: Воскресеніе Христово?». Діаконъ отвѣтилъ: «Этотъ стихъ поется въ праздникъ Воздвиженія честнаго и животворящаго креста Господня, въ какой бы день онъ ни случился». Отвѣтомъ этого діакона владыка остался доволенъ. Третьему діакону владыка задалъ такой вопросъ: «Поются ли двѣ катавасіи въ день воскресный?». Діаконъ не отвѣчалъ. Тогда Владыка сказалъ ему: «Запомни накрѣпко, что двѣ катавасіи поются тогда, когда праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы придется въ недѣлю, т. е. въ день воскресный». Не отвѣтившему діакону преосвящ. Евгеній даетъ другой вопросъ: «Когда поется задостойникъ не Богородицѣ?». Діаконъ подумавъ, отвѣчалъ: «Въ недѣлю Ваій и въ четвертокъ великій». Отвѣтившему сказывыется еще вопросъ: «Когда стихиры на хвалигѣхъ читаются не на восемь, а на девять?». Діаконъ опять отвѣтилъ: «Отъ недѣли Мытаря и Фарисея и во весь великій постъ стихиры на хвалитѣхъ читаются на девять». Наконецъ владыка предложилъ этому діакону такой вопросъ: «Поется ли молебенъ безъ Евангелія?». Спрошенный отвѣчалъ вѣрно: «Молебенъ безъ Евангелія бываетъ однажды въ годъ, именно въ пятницу первой недѣли поста, въ день памяти Ѳеодора Тирона». Владыка сказалъ: «Хорошо; довольно». Относительно экзамена по уставу дьячкамъ передаютъ слѣдующее: Дьячка, явившагося къ владыкѣ Евгенію съ цѣлію посвятиться въ стихарь, преосвященный спросилъ: «Читаются ли тропари святаго безъбогородична?». Дьячокъ, подумавъ, отвѣчалъ вѣрно: «Читаются іюля 25 и декабря 9 дня». Владыка продолжалъ спрашивать: «Влаженъ мужъ» поется ли безъ поеліелейной службы въ седмичный день?». Дьячокъ опять нашелся дать вѣрный отвѣтъ: «Поется сентября 1-го дня».

«А вотъ тебѣ и еще вопросъ», сказалъ дьячку владыка; «если рѣшить его правильно, то и стихарь получишь»: «О какомъ праздникѣ сказано въ уставѣ, что стихиры отданія онаго положено вычитывать прежде этого праздника?». Дьячокъ долго молчалъ, наконецъ отвѣтилъ: «Въ уставѣ сказано о праздникѣ Благовѣщенія Пресвятой Богородицы; если онъ придется на страстной недѣлѣ, то стихиры отданія его вычитываются на шестой недѣлѣ поста». «Изъ отвѣтовъ твоихъ вижу», – обратился къ дьячьку владыка, – «что уставъ знаешь, отправлять богослуженіе можешь по порядку и установленію. Поэтому и стихаря достоинъ. Приготовься къ посвященію, сходи къ духовнику, а завтра предъ литургіею (дѣло было наканунѣ воскреснаго дня), во время часовъ, я и посвящу тебя въ стихарь». Разсказываютъ еще слѣдующій характерный случай относительно экзамена владыки дьячку.

Во время обозрѣнія епархіи, въ одномъ селѣ, преосвященный Евгеній, давши экзаменъ священникамъ и діаконамъ, собравшимся въ то село по случаю пріѣзда владыки, обратился съ вопросами къ дьячкамъ. Между ними предъ лицомъ Владыки предсталъ старецъ убѣленный серебристою бородою, ранѣе извѣстный владыкѣ какъ хорошій знатокъ устава. Къ этому дьячку владыка обратился съ такимъ вопросомъ: «поетея-ли на воскресной утрени, по великомъ славословіи, тропарь другой какой, а не "Днесь спасеніе міру бысть" или "Воскресъ изъ гроба"?». Дьячокъ отвѣчалъ: «Въ недѣлю третью великаго поста, также перваго августа, если на это число придется воскресный день, поется по славословіи великомъ тропарь: «Спаси, Господи, люди твоя». Владыка продолжалъ: «Поются-ли четыре тропаря на вечернѣ и на "Богъ Господь" на утрени?». Дьячокъ далъ такой отвѣтъ: «Четыре тропаря въ указанныхъ мѣстахъ поются въ седьмую недѣлю по Пасхѣ, если случится праздникъ св. Іоанна Богослова, и въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ, если праздникъ св. Петра митрополита придется въ день воскресный». Преосвященный продолжалъ спрашивать: «Какъ должно отправлять Богослуженіе, если въ день воскресный придутся два святыхъ, да и предпразднство случится и попразднство имъ есть?». Убѣленный сѣдинами старецъ – дьячокъ отвѣчалъ: «Въ указанномъ Вашимъ Высокопреосвященствомъ случаѣ отправлять Богослуженіе должно одному святому утреннее, – а другому на повечеріи».

Наконецъ владыка обратился къ отвѣчающему старцу съ такими словами: «Предложу я тебѣ. старецъ, еще одинъ вопросъ. Если ты рѣшишь его вѣрно, то получишь отъ меня нѣкоторую награду: «Читаются-ли двумъ святымъ въ одинъ день разные апостолы?». Дьячокъ думалъ нѣсколько минутъ; наконецъ отвѣчалъ: «Одиннадцатаго ноября читаются двумъ святымъ два апостола». Уставъ знаешь хорошо, сказалъ старцу владыка; и такъ какъ я удостовѣрялся въ твоемъ знаніи устава уже нѣсколько разъ, то благословляю тебя на ношеніе рясы: впредь носи рясу».

При глубокомъ знаніи владыкою церковнаго устава, при его экзаменаціи по уставу клириковъ, духовенство епархіи отправляло Богослуженіе вполнѣ такъ, какъ оно должно быть отправляемо. Разсказываютъ объ одномъ весьма интересномъ случаѣ, касавшемся экзамена по уставу.

При обозрѣніи Романо-Ворисоглѣбскаго уѣзда по маршруту владыка прибылъ въ село Старо-Андреевское и, между прочимъ, сталъ экзаменовать по Свящ. Писанію, догматическому Богословію и уставу мѣстнаго священника о. Димитрія Скворцова. Говорятъ, священникъ отвѣчалъ владыкѣ блистательно. Въ частности, по уставу, какъ передаютъ, священникъ Скворцовъ оказался такимъ знатокомъ, что привелъ въ удивленіе самого Преосвященнаго Евгенія[2]. Уѣзжая изъ села Старо-Андреевскаго, владыка при разставаньи со священникомъ сказалъ ему: «тебя, отецъ, я попомню»... Священникъ, разставшись съ владыкою, недоумѣвалъ, что означаютъ слова владыки, и терялся въ рѣшеніи смысла ихъ, означаютъ-ли они доброе расположеніе преосвященнаго или что другое? Впрочемъ дѣло скоро объяснилось. Немного спустя послѣ разсказаннаго случая владыка вызываетъ священника въ Ярославль. О. Скворцовъ отправился къ преосвященному. Вотъ онъ предъ лицомъ владыки, принялъ отъ него благословеніе. Владыка обращается къ нему: «я тебя не забылъ.... За отличное знаніе твое богословскихъ наукъ и устава, если угодно тебѣ, я переведу тебя на вакансію протоіерея при Романо-Ворисоглѣбскомъ Воздвиженскомъ соборѣ, а въ слѣдующій день за литургіей возведу тебя въ этотъ санъ». Обрадованный священникъ охотно принялъ предложеніе владыки[3].

 

Изъ воспоминаній о Высокопреосвященномъ Евгеніи (Казанцевѣ), архіепископѣ Ярославскомъ (1836-1854 г.). // «Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. № 50. Ч. Оффиц. С. 797-802.

 

[1] Причетниковъ вѣрнѣе называютъ дьячками. Слово дьячокъ уменьшительно отъ діаконъ, діакъ (дьякъ), дьячекъ. См. Ист. Руск. церк. проф. Е. Е. Голубинскаго. Томъ 1, вторая полов, стр. 229.

[2] Разсказываютъ, что по поводу одного вопроса изъ устава, преосвящ. вступилъ въ собесѣдованіе со священникомъ Скворцовымъ, и этотъ священникъ въ чемъ-то не согласился со словами владыки. Преосвящ. потребовалъ книгу «Типикъ», и по справкѣ оказалось, что священникъ говорилъ правильно.

[3] Почтенный о. протоіерей Д. Скворцовъ, изъ лучшихъ студентовъ семинаріи, служилъ при Романовскомъ соборѣ болѣе 40 лѣтъ. Онъ здравствуетъ и теперь, пребывая на покоѣ, въ селѣ Шестихинѣ, Мышкинскаго уѣзда, у сына – священника.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: