Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Соборъ св. архангела Гавріила и иконописное изображеніе архангела.

Архангел Гавриил, мозаика на южном склоне свода вимы. 60-е гг. IX в. Константинопольский собор св. Софии.

Древнее почитаніе св. ангеловъ въ Церкви Божіей не подлежитъ сомнѣнію. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ Моисей, получившій отъ Бога заповѣди, въ то же время получилъ отъ Него повелѣніе поставить въ самомъ Святая Святыхъ золотыя изображенія херувимовъ. Явленія св. ангеловъ возбуждали у ветхозавѣтныхъ людей благоговѣйный трепетъ и мѣста ихъ явленія были священны. Такое же почитаніе во всѣ времена воздавалось ангеламъ и православными христіанами. О древнемъ почитаніи св. ангеловъ свидѣтельствуетъ св. Іоаннъ Златоустъ, между сочиненіями котораго находится бесѣда о серафимѣ, а на Лаодикійскомъ соборѣ въ 364 г. было уже точно опредѣлено достодолжное почитаніе св. ангеловъ, какъ служителей Божіихъ. Воспоминая многократныя явленія св. архангела Гавріила въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ и зная непрестанное предстательство его къ Богу за христіанъ, Церковь издавна совершаетъ сему архангелу соборное празднованіе, побуждая вѣрныхъ притекать съ усердіемъ къ сему «славному служителю и молитвеннику»{1}. Соборъ архангела Гавріила, принесшаго на землю радостную вѣсть о воплощеніи Сына Божія, св. Церковь празднуетъ 26 марта, т. е., на другой день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, и 13 іюля. Первый соборъ установленъ Церковью издавна на основаніи іерусалимскихъ типиковъ и устава обители св. Саввы Освященнаго, скончавшагося въ 530 году. Что же касается второго собора, т. е., 13 іюля, то празднество это установлено только въ 9 в. по случаю освященія въ Константинополѣ храма въ честь св. архангела{2}.

Гавріилъ означаетъ силу Божію или «крѣпость Божію». Имя его упоминается у прор. Даніила (8, 16; 9, 21) и у ев. Луки (1, 26). Архангелъ Гавріилъ неоднократно являлся прор. Даніилу, какъ вѣстникъ воли Божіей{3}. Въ дѣлѣ служенія спасенія роду человѣческому онъ является особенно провозвѣстникомъ и служителемъ всемогущества Божія; на него возлагается вѣсть о чудесномъ зачатіи Предтечи Господня отъ престарѣлыхъ родителей; онъ, по церковному преданію, посланъ былъ для подкрѣпленія Спасителя въ саду Геѳсиманскомъ и для возвѣщенія Богоматери Ея всечестнаго Успенія; онъ же посланъ былъ возвѣстить Пресвятой Дѣвѣ Маріи непостижимое таинство воплощенія Сына Божія (Лук. 1, 26). «Гавріилъ единъ отъ великихъ князей небесныхъ вой искони посылаемъ былъ Богомъ на землю, говоритъ древній прологъ, онъ принесъ Адаму въ рай заповѣдь не вкушать отъ древа познанія добра и зла; онъ возвѣстилъ неплодное рожденіе Предтечи, научилъ Сиѳа книжной премудрости и благовѣствовалъ Маріи»{4}. и св. Церковь воспѣваетъ: пріидите, воспоимъ Матерь Спасову.... съ Гавріиломъ воспоемъ, съ пастырями прославимъ и проч. (Стихир. 3 на хвалитѣхъ 25 дек.){5}. Онъ же, по церковному преданію, явился виѳлеемскимъ пастырямъ возвѣстить великую радость о рожденіи Спасителя міра (Лук. 2, 9-11), и, какъ говорится въ Цвѣтной Тріоди, въ недѣлю 5 по Пасхѣ, отвалилъ камень отъ гроба Господня. Съ горнихъ высотъ сшедъ Гавріилъ, и къ каменю приступль, идѣже Камень жизни и пр.{6}.

Архангела Гавріила, какъ вѣстника тайнъ Божіихъ, изображаютъ обыкновенно съ райскою вѣтвію въ рукѣ, а иногда – держащимъ въ правой рукѣ фонарь, внутри котораго горитъ свѣча, а въ лѣвой – съ каменнымъ зеркаломъ изъ зеленаго ясписа, съ красными по мѣстамъ крапинами{7}. Изображеніе архангела Гавріила со свѣчею въ фонарѣ обозначаетъ то, что судьбы Божіи бываютъ сокрыты до времени исполненія, да и потомъ, по самомъ исполненіи, постигаются только тѣми, которые неуклонно смотрятъ въ зерцало Слова Божія и своей совѣсти: зеркало – символъ премудрости Божіей, въ тайнѣ сокровенной, а украшеніе драгоцѣнными камнями употребляется для обозначенія высоты ангельскихъ добродѣтелей. Съ бѣлой лиліей въ рукахъ православ. художники изображаютъ архангела Гавріила одинокимъ и благовѣствующимъ. Что касается одежды архангела Гавріила, то о ней, какъ и вообще о внѣшнемъ видѣ архангела, говоритъ св. прор. Даніилъ, которому онъ явился въ льняной одеждѣ, препоясанный золотымъ поясомъ{8}; при гробѣ Господнемъ, какъ указываютъ евангелисты, одѣяніе архангела (Гавріила) было бѣло, какъ снѣгъ{9}. Очевидно, что на основаніи такихъ данныхъ и при изображеніи явленія архангела Гавріила пастырямъ можно писать его также въ бѣлой одеждѣ, и при томъ не летящимъ къ пастырямъ, какъ это встрѣчается на нѣкоторыхъ иконахъ{10}, а внезапно представшимъ предъ ними, такъ какъ въ Евангеліи просто сказано: ставъ въ нихъ, т. е., пастыри не видѣли архангела летящимъ (Лук. 2, 9). На иконахъ Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы благовѣствующій архангелъ Гавріилъ имѣетъ видъ юноши съ жезломъ въ лѣвой рукѣ, какъ символомъ небеснаго посланничества, или, какъ изъясняютъ нѣкоторые, принадлежностью путника, съ благословляющею десницею{11}, съ крыльями и нимбомъ. Что касается изображеній архангела (Гавріила) на иконахъ Воскресенія Христова, то нѣтъ нужды писать его (какъ дѣлаютъ нѣкоторые художники) съ доскою или дверью въ рукахъ, удаляющимъ камень, которымъ закрытъ былъ входъ въ пещеру, – въ Евангеліи говорится только, что ангелъ приступль отвали камень (Мтѳ. 28, 2), но какъ отвалилъ, дѣйствіемъ ли рукъ, или только силою своего явленія, не упоминается; между тѣмъ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ поется – камень отвалися{12} (а не отваленъ), т. е., отвалился невидимо отъ силы ангельскаго явленія.

Въ заключеніе настоящей замѣтки считаемъ не лишшимъ упомянуть о встрѣчающемся иногда, хотя и очень рѣдко, изображеніи архангела Гавріила съ крыльями изъ красныхъ и зеленыхъ перьевъ. Это дѣлается, вѣроятно, въ тѣхъ видахъ, чтобы сочетать между собою часто соединяемые природою красный и зеленый цвѣта. Но такая неосмотрительная вольность въ погонѣ за красотой едва ли согласуется съ духомъ православной иконографіи и, безъ сомнѣнія, можетъ только соблазнять вѣрующихъ. Благовѣстникъ великой тайны воплощенія не долженъ имѣть ничего общаго съ говорливою, но неразумною птицею, пользующейся не особенно хорошею славою у людей.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1899. Т. 1. № 12. С. 273-276.

 

{1} См. кондакъ праздника 26 марта.

{2} См. Четьи-Минеи іюля 13.

{3} Дан. 8, 16; 9, 21; 10, 5 и 13.

{4} См. у Покровскаго «Евангеліе въ памятникахъ иконографіи», стр. 20.

{5} Тому же архангелу Гавріилу усвояется благовѣщеніе и въ службѣ мѣсячной минеи на 24 и 25 марта: троп. на Богъ Господь 24 марта, стих. на Господи воззв. 3 и 4; стихиры – 1 и 4, стих. самом, 2, 3, 5 и др. 25 марта.

{6} На утр. по 2 стих. 1 сѣд.

{7} «Воскр. Чт.» 1838 г. стр. 283-286.

{8} Дан. 10, 5.

{9} Мтѳ. 28, 3; Марк. 16, 5; Лук. 24, 4; Іоан. 20, 12.

{10} Такой способъ изображенія архангела Гавріила предпочитается западными художниками и рѣже встрѣчается у православныхъ.

{11} Персты правой руки архангела сложены на подобіе священническаго благословляющаго перстосложенія.

{12} Въ четвертокъ Свѣтлыя Седмицы, 3 воскр. стих. на хвалит., въ 3 нед. по Пасхѣ, на Господи воззвахъ, 2 стих.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: