Таинство странное и преславное...

Велія благочестія тайна, – Богъ явися во плоти (I Тим. 3, 16).

 

Тихое молчаніе обдержало всю землю въ великую таинственную ночь Рождества Христова! А какое тихое благоговѣйное молчаніе въ спасительной пещерѣ! Какое трепетное чувство благоговѣнія и любви въ склоненномъ къ яслямъ взорѣ Богоматери! Что, какъ не глубокое молчаніе сопровождало созерцаніе Ея Бога во плоти – Младенца, повитаго въ ясляхъ! Къ этимъ яслямъ, въ которыхъ почиваетъ младенчествующій и безмолвствующій Богъ-Слово, приникало и благоговѣніе именуемаго отца Іосифа и – молчало. Приближалась простая вѣра пастырей стадъ, утверждалась и – молчала; приходила мудрость человѣческая въ лицѣ поклонниковъ восточныхъ, недоумѣвала, вѣровала и – молчала. Въ нѣкоторой только дали отъ таинственной пещеры слышатся звуки слова неземнаго, слова благовѣстія Ангела пастырямъ, звуки хвалебной пѣсни воевъ небесныхъ.

Молчи же, пытливый умъ, безсильный разгадать и многія изъ самыхъ обыкновенныхъ явленій міра,— какъ украшается полевой цвѣтъ, какъ образуется металлъ, какъ входитъ огонь въ кремень, какъ вселяется разумная душа въ тлѣнное тѣло человѣка! Не спрашивай здѣсь: что и какъ? Не пытайся разрѣшить тайну, сокровенную въ Богѣ. Какъ мы съ тобою явились въ мірѣ, какъ изъ персти явился въ міръ первый человѣкъ, и это для насъ неразрѣшимая тайна: не безуміе ли было бы усиливаться уразумѣть тайну явленія въ мірѣ Бога во плоти? Богъ явися во плоти, говоритъ вѣра: слушай и поклоняйся Богу. Вѣка прошли, вѣра говорила: Богъ явися во плоти; люди только могли или не вѣровать слову ея и погибать, или вѣровать и поклоняться Богу во спасеніе. Вѣка пройдутъ; вѣра будетъ говорить то же: Богъ явися во плоти; люди будутъ или не вѣровать и погибать, или вѣровать и поклоняться во спасеніе. Настанетъ для всѣхъ насъ вѣчность съ откровеніями многихъ тайнъ, которыя нынѣ мы пріемлемъ только вѣрою, — мы узримъ тогда очами своими прославленное тѣло Господа и увѣримся, что Богъ явися во плоти; но тайна воплощенія пребудетъ тайною предвѣчнаго Совѣта. Ангели были свидѣтелями таинства, явились благовѣстниками событія тайны; но и они благовѣствовали только то же: Богъ явися во плоти, въ благовѣстіи прославили Бога и славословіемъ заключили свое благовѣстіе. Священнѣйшая ночь явленія въ мірѣ Создателя міра! Съ благоговѣніемъ предъ молчаніемъ тишины твоей, облекшимъ событіе величайшаго изъ таинствъ, преклоняемъ вѣрующія главы предъ тайною Божіею, чтобы постоянно напоминать себѣ: Богъ явися во плоти, доколѣ это благовѣстіе проникнетъ въ сердце, запечатлѣетъ жизнь, и во всѣхъ дѣлахъ нашихъ будетъ просіявать свѣтъ Христовъ.

«Вѣрую, Господи, и исповѣдую, яко Ты еси воистину Христосъ, Сынъ Бога живаго, пришедый въ міръ грѣшныя спасти, отъ нихъ первый есмь азъ!». Не разумѣю тайны, но вѣрую въ нее во всей силѣ благовѣстія евангельскаго. Все говоритъ мнѣ о ней, и моя душа, и всѣ судьбы міра, на которыхъ не могло не отразиться величайшее изъ событій, потрясшее міръ ангельскій, озарявшее міръ человѣческій. Чѣмъ больше останавливаюсь на ней подъ осѣненіемъ вѣры, тѣмъ больше вѣрую, тѣмъ живѣе чувствую сладость и силу ея, тѣмъ пламеннѣе люблю Тебя, Спаситель мой, тѣмъ пламеннѣе молюсь Тебѣ!

 

«Орловскія Епархіальныя Вѣдомости». 1910. № 51-52. Отд. Неофф. С. 1411.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: