Священникъ Капитонъ Александровъ – ПУТЬ КЪ НЕБУ.

Чтеніе въ залѣ Владикавказской мужской гимназіи въ 4 недѣлю Великаго поста 1897 г.

Странное явленіе наблюдается въ жизни многихъ и весьма многихъ, можно даже сказать большинства людей. Живя въ этомъ дивномъ мірѣ, полномъ чудесъ, мы большею частію смотримъ на эти чудеса съ удивительнымъ равнодушіемъ, какъ на что-то самое обыкновенное, часто совсѣмъ не замѣчая ихъ. А чудесъ вокругъ насъ много. Чудо существованія этой величественной, преукрашенной вселенной, чудо, котораго объяснить никто не могъ, хотя многіе и пытались объяснить его. Не чудо ли въ этомъ мірѣ и мы сами, для самихъ себя удивительныя, непонятныя существа, надѣленные разумомъ и другими, въ своемъ существѣ непостижимыми для насъ силами. И вотъ, со всѣхъ сторонъ окруженные предметами, которые должны бы постоянно вызывать въ насъ удивленіе и восхищеніе, возбуждать безконечный рядъ вопросовъ, мы всетаки остаемся ко всему безучастными. Мы почти не вдумываемся даже въ то, гдѣ мы находимся, кто намъ, людямъ, далъ бытіе, зачѣмъ мы существуемъ, кто надъ нами владычествуетъ, кому нужно служить, кого благодарить, кого любить, въ чемъ основаніе нашего счастья, что мы должны дѣлать, къ чему стремиться.

Къ одному только не равнодушны мы, – къ сохраненію нашего бытія и къ устроенію нашего благополучія въ томъ видѣ, какимъ оно намъ представляется. А представляется оно намъ обыкновенно въ видѣ внѣшнихъ удобствъ, удовольствій, безопасности и подобныхъ благъ. Лишь бы получить какъ можно больше земныхъ благъ для своего услажденія, лишь бы никто ничего не отнялъ у насъ, лишь бы избѣжать опасностей, устранить корни оскорбленія, – вотъ то, что привлекаетъ къ себѣ всѣ силы нашего духа, то, чѣмъ мы наиболѣе заинтересованы въ жизни. Въ жизни людской преобладаютъ себялюбіе и отчужденіе отъ другихъ. Общительность съ людьми многими допускается только для достиженія какихъ либо личныхъ цѣлей, внѣ же этой задачи предпочитается обособленность. Радушіе, симпатія между людьми, искренность, довѣрчивость – все это явленія, встрѣчающіяся не часто.

Такое отношеніе людей ко всему, кромѣ себя, свидѣтельствуетъ, что человѣку часто свойственно бываетъ терять живое сознаніе своей принадлежности къ этой дивной вселенной, что люди нерѣдко утрачиваютъ духовную, и нравственную связь съ ея Творцомъ, а также и съ существами, подобными себѣ.

Кому не понятно, что такое обособленіе человѣка въ жизни только личными интересами, вызываемыми себялюбіемъ, представляетъ собою явленіе крайне ненормальное и прискорбное. Человѣкъ, отдѣлившійся отъ всего и умомъ и сердцемъ своимъ, не напоминаетъ ли собою песчинку, оторванную отъ скалы и носимую вѣтромъ. Что бы вы сказали о человѣкѣ, вошедшемъ въ незнакомый ему домъ, въ которомъ радушные хозяева принимаютъ многочисленныхъ собравшихся къ нимъ гостей, если бы этотъ странный гость не счелъ нужнымъ войти въ общеніе ни съ хозяевами дома, ни съ собравшимся обществомъ. Какъ тяжело было бы и ему самому и всѣмъ остальнымъ отъ него! Какой смыслъ пребыванія его въ этомъ домѣ и въ этомъ обществѣ? Такъ и въ этомъ мірѣ Божіемъ выказываетъ полную утрату смысла жизни тотъ, кто уединяется самъ въ себя и внѣ себя ничего не видитъ, ничѣмъ не интересуется. Въ такомъ человѣкѣ принижены, ослаблены, притуплены какъ стремленіе къ истинѣ, такъ и нравственныя стремленія. Это – человѣкъ съ поврежденнымъ умомъ, съ извращенными стремленіями сердца и воли, умственный и нравственный калѣка.

Горько заблуждаемся мы, если думаемъ, что можно составить свое счастье, служа только самимъ себѣ. Живя такъ, мы нарушаемъ законы мірозданія. Въ Божьемъ мірѣ все живетъ одно для другого, все служитъ общимъ цѣлямъ всего существующаго. Тогда только мы можемъ быть дѣйствительно счастливы, если будемъ находиться въ живомъ единеніи со всѣмъ, что есть въ этомъ мірѣ, отражающемъ собою всеобъемлющую любовь и благость Творца.

Это – непререкаемая истина. Мы не могли бы съ такою рѣшительною смѣлостію утверждать это, если бы основывались лишь на собственномъ мнѣніи. Нѣтъ, въ подтвержденіе сказаннаго мы можемъ и должны сослаться на свидѣтельство болѣе авторитетное, на свидѣтельство тѣхъ, которыхъ Самъ Владыка вселенной поставилъ быть руководителями всякому, ищущему истиннаго пути въ жизни.

Какъ во всякомъ домѣ посѣтителя непремѣнно кто нибудь встрѣчаетъ, вводитъ въ домъ, ознакомляетъ съ чѣмъ нужно, какъ въ каждомъ незнакомомъ городѣ или странѣ путешественникъ непремѣнно находитъ опытнаго проводника, хорошо знакомаго съ мѣстностью, съ ея достопримѣчательностями, населеніемъ, нравами, обычаями, условіями жизни: такъ и въ этомъ Божьемъ мірѣ каждый пришелецъ не остается безъ надежныхъ руководителей, указанія и наставленія которыхъ истинны и непререкаемы. Кто же они? Это – провозвѣстники божественнаго Откровенія – св. пророки, апостолы и Самъ воплотившійся Сынъ Божій, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, возвѣщающій намъ истину и Своею жизнію и Своимъ божественнымъ ученіемъ, заключеннымъ въ свящ. книги, также жизнію и ученіемъ всѣхъ своихъ истинныхъ послѣдователей. Какую же цѣль жизни заповѣдуетъ намъ сей Божественный Руководитель и Наставникъ нашъ?

«Да будутъ всѣ едино, – молитъ Онъ Бога Отца. Какъ Ты, Отче, во Мнѣ, и Я въ Тебѣ, такъ и они да будутъ въ Насъ едино, да увѣруетъ міръ, что Ты послалъ Меня. И славу, которую Ты далъ Мнѣ, Я далъ имъ, да будутъ едино, какъ Мы едино. Я въ нихъ и Ты во Мнѣ; да будутъ совершенны воедино, и да познавать міръ, что Ты послалъ Меня и возлюбилъ ихъ, какъ возлюбилъ Меня. Отче, которыхъ Ты далъ Мнѣ, хочу, чтобы тамъ, гдѣ Я, и они были со Мною, да видятъ славу Мою, которую Ты далъ Мнѣ, потому что возлюбилъ Меня прежде созданія міра. Отче праведный! и міръ Тебя не позналъ, а Я позналъ Тебя, и сіи познали, что Ты послалъ Меня, и Я открылъ имъ имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбилъ Меня, въ нихъ будетъ и Я въ нихъ» (Іоанн. XVII, 21-26).

Въ этихъ божественныхъ словахъ Господа Спасителя заключается ясное изобличеніе тѣхъ людей, которые расчитываютъ устроить свое счастье безъ единенія съ Богомъ и съ міромъ нравственныхъ существъ.

Въ сихъ же словахъ открыта намъ и другая великая и спасительная для насъ истина, являющая намъ вѣрнѣйшій и единственный путь къ достиженію этого единенія съ Богомъ и съ людьми. Оно достигается чрезъ духовное единеніе съ Господомъ Іисусомъ Христомъ. «Да будутъ всѣ едино, какъ Мы едино. Я въ нихъ, и Ты во Мнѣ». Тоже возвѣщаетъ намъ Господь и въ иныхъ Своихъ словахъ: «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходитъ къ Отцу, какъ только чрезъ Меня» (Іоанн. XIV, 6). Такимъ образомъ ближайшей цѣлью для каждаго человѣка должно быть единеніе съ Господомъ Іисусомъ Христомъ. Это самое необходимое условіе нашего спасенія.

Но какъ достигнуть этого единенія съ Нимъ? Много есть людей, полагающихъ свое спасеніе во Христѣ Іисусѣ. Но какъ много и разногласія между ними о путяхъ, ведущихъ къ этой цѣли. Сколько вѣроисповѣданій и сектъ, одинаково указывающихъ людямъ на Господа Іисуса Христа, какъ на единственную спасительную пристань и однако противорѣчащихъ другъ другу въ томъ, какъ можно достигнуть этой пристани. Чтобы разрѣшить это недоумѣніе, нужно опять обратиться къ свѣту божественнаго Откровенія. Отсюда мы со всею ясностію узнаемъ, что вѣрнѣйшій путь послѣдованія Христу представляетъ собою богоустановленная св. Церковь. Самъ Господь говоритъ: «Создамъ Церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ее» (Мѳ. XVI, 18). «Если и Церковь не послушаетъ, то да будетъ онъ тебѣ, какъ язычникъ и мытарь» (XVI, 18). Вотъ и все разрѣшеніе недоумѣннаго вопроса. Чтобы быть послѣдователемъ Христовымъ, нужно принадлежать къ основанной Имъ Самимъ на землѣ Церкви и быть ей покорнымъ.

Что же такое Церковь? Ее составляютъ всѣ истинно вѣрующіе во Христа, исповѣдующіе ту именно вѣру, какую Онъ благоволилъ надъ открыть чрезъ Своихъ учениковъ и апостоловъ. Но не подумайте, что это общество вѣрующихъ во Христа, подобно разнымъ другимъ человѣческимъ обществамъ, каковы, наприм., общество людей какого либо города, людей того или другого сословія, общества ученыя, благотворительныя... Хотя и такія общества должны бы устроиться по образцу св. Церкви, по слову Господа, Который сказалъ: «Гдѣ два или три собрались во имя Мое, тамъ и Я посреди ихъ» (Mѳ. XVI,. 18), но во-первыхъ, такой строй обыкновенно чуждъ бываетъ обществамъ человѣческимъ, хотя бы они и задавались высокими цѣлями, а во-вторыхъ, и во всякомъ случаѣ общество людей, именуемое Церковью, также отличается отъ какихъ либо человѣческихъ обществъ, какъ небо отъ земли. Въ самомъ дѣлѣ, Церковь святая есть дѣйствительно небо на землѣ. Св. Церковь не есть соединеніе людей, связанныхъ какими нибудь случайными, несущественными интересами. Нѣть, въ св. Церкви людей соединитъ единство жизни какъ для всей Церкви, такъ и для каждаго ей члена въ отдѣльности. Всѣ люди, составляющіе Церковь, живутъ одною и тою же благодатію Св. Духа, оживотворяющею всѣхъ и каждаго. Эта благодать Божіи въ Церкви Христовой тоже, что кровь въ тѣлѣ человѣка, питающая какъ все тѣло, такъ и каждый изъ его членовъ. Въ силу этого союзъ вѣрующихъ во Христа представляетъ собою не внѣшнее соединеніе людей въ одно общество, но соединеніе жизненное, совершенно подобное тому, какъ соединены между собою члены въ одно тѣло. Поэтому и люди, составляющіе Церковь, суть не что иное, какъ одно тѣло, соединяющее въ себѣ множество членовъ въ одно нераздѣльное цѣлое. «Вы одно тѣло и одинъ духъ, – говоритъ св. ап. Павелъ христіанамъ, – какъ вы и призваны въ одной надеждѣ званія вашего». «Какъ тѣло одно, но имѣетъ многіе члены, и всѣ члены одного тѣла, хотя ихъ и много, составляютъ одно тѣло, такъ и Христосъ. Ибо всѣ мы однимъ Духомъ крестились въ одно тѣло, Іудеи или Еллины, рабы или свободные, и всѣ напоены однимъ Духомъ. Тѣло же не изъ одного члена, а изъ многихъ» (1 Кор. XII, 12-14). Не слѣдуетъ думать, что наименованіе Церкви тѣломъ есть одно выраженіе сравненія. Нѣтъ, св. Церковь есть дѣйствительно тѣло. Мы не ошибемся, если будемъ представлять Церковь въ видѣ существа, надѣленнаго божественнымъ разумомъ, св. волею и великими непобѣдимыми силами.

Какъ стройное тѣло, св. Церковь имѣетъ и правильное органическое устройство. Она имѣетъ главу Господа Іисуса Христа (Ефсс. 1, 22) и многоразличные члены. «Вы тѣло Христово, – вѣщаетъ ап. Павелъ, – а порознь члены. И иныхъ Богъ поставилъ въ Церкви во-первыхъ апостолами, во-вторыхъ пророками, въ-третьихъ учителями; далѣе инымъ далъ силы чудодѣйственныя, также дары исцѣленій, вспоможенія, управленія, разные языки» (I Кор. XII, 27-28). Какъ въ тѣлѣ каждый членъ совершаетъ свое служеніе всему тѣлу въ полномъ согласіи съ другими членами, такъ и въ тѣлѣ Церкви каждому члену заповѣдуется быть въ согласіи съ другими членами и съ покорностію исполнять каждому свое дѣло. «Если нога скажетъ: я не принадлежу къ тѣлу, потому что я не рука? если ухо скажетъ: я не принадлежу въ тѣлу, потому что я не глазъ, то неужели оно потому не принадлежитъ къ тѣлу? Если все тѣло глазъ, то гдѣ слухъ? Если все слухъ, то гдѣ обоняніе? Но Богъ расположилъ члены каждый въ составѣ тѣла, какъ Ему было угодно... Дабы не было раздѣленія въ тѣлѣ, а всѣ члены одинаково заботились другъ о другѣ. Посему страдаетъ ли одинъ членъ, страдаютъ съ нимъ и всѣ члены, славится ли одинъ членъ, съ нимъ радуются всѣ члены. И вы тѣло Христово, а порознь члены» (Кор. XII).

Такова Церковь. Не есть ли это дѣйствительно небо, сошедшее на землю? Въ ней – Христосъ, обитающій съ нами во вѣки, соединившійся съ нами нераздѣльно въ качествѣ главы нашей, въ ней – благодать Си. Духа, исполняющая св. Церковь силами и чрезвычайными дарованіями. Присоединимъ къ этому и то, что мы, пребывая въ Церкви земной, находимся въ единеніи и съ Церковью небесною, которую составляютъ Ангелы и мв. Божіи люди и которую оглавляетъ таже единая Глава Церкви и земной, и небесной Господь Іисусъ Христосъ. И въ этомъ увѣряетъ насъ божественное Откровеніе. «Вы приступили, – говоритъ апостолъ Павелъ, – къ горѣ Сіону, и ко граду Бога живаго, къ небесному Іерусалиму, къ торжествующему собору и Церкви первородныхъ, на небесахъ написанныхъ, и къ Судіи всѣхъ Богу, и къ духамъ праведниковъ, достигшихъ совершенства, и къ Ходатаю новаго завѣта Іисусу» (Евр. XII). И такъ, когда во дни сего св. Поста вы слышите въ храмахъ Божіихъ торжественную пѣснь: «Нынѣ силы небесныя съ нами невидимо служатъ, се бо входить Царь славы»... или «Предходятъ же сему лица ангельстіи со всякимъ началомъ и властію, многоочитіи Херувимы и шестокрылатіи Серафима, лица закрывающе»... то знайте, что дѣйствительно незримо для насъ – закланнаго Агнца, предносимаго предъ вами, окружаютъ явившіеся съ неба Ангелы; если вы при этомъ по настроенію сердца вашего возвысились до участія въ прославленіи Царя всѣхъ, дориносимаго ангельскими чинами, то знайте, что вы на небѣ.

Слыша все это, знаемъ, многіе скажутъ: все это мечтательно, недѣйствительно и невозможно. Да, есть много людей, не вѣрующихъ въ возможность жизни на небѣ при жизни на землѣ, не вѣрующихъ и въ самое небо, не признающихъ, какъ мы уже говорили выше, возможности иного счастія для человѣка на землѣ, какъ только въ сферѣ достиженія благъ земныхъ, низменныхъ, питающихъ лишь себялюбіе и низкую корысть. Какъ смотрѣть на это ихъ невѣріе? Оно вызываетъ лишь скорбь объ этихъ людяхъ, которые по словамъ Господа «видя не видятъ и слыша не слышатъ, и сбывается надъ ними пророчество Исаіи, которое говоритъ: слухомъ услышите и не уразумѣете, и глазами смотрѣть будете и не увидите, ибо огрубѣло сердце людей сихъ, и ушами съ трудомъ слышатъ, и глаза свои сомкнули» (Мѳ. XIII, 13-15). Насколько убѣдительно невѣріе такихъ людей? Имѣлъ бы право кто либо повѣрить имъ, еслибы Господь Іисусъ Христосъ, возвѣщающій намъ пришествіе царствія Божія на землю, былъ изобличенъ хотя бы врагами Его въ какой либо неправдѣ. Но и для враговъ Его всегда было очевидно, что неправды нѣтъ въ Немъ. Даже фарисеи и тѣ, избѣгая явной лжи, въ которой могъ бы ихъ изобличить каждый, и тѣ свидѣтельствовали Ему: «Учитель, мы знаемъ, что Ты справедливъ и истинно пути Божію учишь». Не было, и нѣтъ, и не будетъ столь заслужившаго довѣріе и съ такою очевидностію оправдавшаго его и Своею жизнію, и Своими дѣлами, и Своею смертію, какъ Господь Іисусъ Христосъ. А Онъ прямо говоритъ: «Отнынѣ увидите небо отверзстымъ и Ангеловъ Божіихъ, восходящихъ и нисходящихъ къ Сыну человѣческому». Кромѣ того, истину словъ Христовыхъ о пришествіи царствія Божія на землю подтверждаетъ и вся исторія Церкви Христовой. Она съ полною убѣдительностію свидѣтельствуетъ намъ, что многое множество вѣрныхъ послѣдователей Христовыхъ, живя здѣсь на землѣ, сподобились жизни ангелоподобной, небесной. Какъ это видимое небо усѣяно миріадами яркихъ звѣздъ, такъ и надъ міромъ христіанскимъ сіяютъ тысячи тысячъ разумныхъ звѣздъ, озаряющихъ намъ путь къ небу. Вотъ и нынѣ одна изъ этихъ звѣздъ сіяетъ предъ нами своимъ лучезарнымъ свѣтомъ. Это преп. Іоаннъ, именуемый Лѣствичникомъ, память котораго чествуется въ сей день св. Церковію. Онъ былъ истинный небожитель тогда, когда еще пребывалъ въ семъ мірѣ. Его равноангельская жизнь можетъ быть поставлена въ образецъ даже великимъ подвижникамъ. Написанная имъ книга Лѣствица указываетъ всю послѣдовательность добродѣтелей, приводящихъ человѣка къ Богу. Кто сомнѣвается въ томъ, что были и бываютъ люди, здѣсь на землѣ возвысившіеся до неба, тѣмъ можно сказать тоже, что сказалъ сомнѣвавшемуся Наѳанаилу Христовъ ученикъ Филиппъ: «Пойди и посмотри» (Іоанн. I, 46). Прочтите жизнеописаніе прославленныхъ святыхъ христіанской Церкви, и вы увидите, что были и бываютъ на землѣ люди-небожители. Они такъ близки къ Богу, какъ мы не бываемъ близки другъ къ другу. Они вопрошали Бога въ молитвахъ своихъ, и Онъ отвѣчалъ имъ, они изливали предъ Нимъ свои скорби, и Онъ утѣшалъ ихъ, они просили Его помощи, и Онъ ее подавалъ имъ. Они проникали своимъ духовнымъ окомъ въ высоту небесныхъ тайнъ и въ глубину тайнъ сердца человѣческаго, предъ ними открывалось будущее. Они сподоблялись блаженства, о которомъ языкъ человѣческій не въ силахъ что либо высказать.

Предвидимъ еще одинъ вопросъ со стороны невѣрующихъ или неправовѣрующихъ. Намъ могутъ сказать: пусть такъ, пусть дѣйствительно Церковь есть истинная путеводительница къ небу. Но гдѣ она? Вокругъ насъ такъ много церквей, именующихъ себя истинными. Таковы церкви – православная, римско-католическая, протестантская, реформатская, англиканская, и каждая секта тоже именуетъ себя истинною. Которая же есть дѣйствительно истинная Церковь? И на этотъ вопросъ мы, какъ и прежде, будемъ искать отвѣта въ божественномъ Откровеніи. Господь Іисусъ Христосъ сказалъ Своимъ ученикамъ: «Слушающій васъ Меня слушаетъ и отвергающійся васъ Меня отвергаетъ, а отвергающійся Меня отвергается Пославшаго Меня» (Лук. X, 16). И еще: «Итакъ идите и научите всѣ народы, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча ихъ соблюдать все, что Я заповѣдалъ вамъ, и се Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка» (Мѳ. XXVIII, 19-20). Также: «Вы примете силу, когда на васъ сойдетъ Духъ Святый, и будете Мнѣ свидѣтелями въ Іерусалимѣ и во всей Іудеѣ и Самаріи и даже до края земли» (Дѣян. I, 8). Мы нимало не ошибемся, если изъ сихъ божественныхъ словъ заключимъ, что истинная Церковь есть та, которая сохраняетъ все, чему насъ научили св. апостолы, и слѣдуетъ тому, что ими установлено. Такому пониманію словъ Христовыхъ находимъ подтвержденіе и въ слѣдующихъ словахъ св. ап. Павла: «Итакъ вы уже не чужіе и не пришельцы, но сограждане святымъ и свои Богу, бывши утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя краеугольнымъ камнемъ Самого Іисуса Христа» (Ефес. II, 19-20). Тотъ же апостолъ Павелъ говоритъ: «Итакъ, братіе, стойте и держите преданія, которымъ вы научены или словомъ или посланіемъ нашимъ» (2 Ѳес. II, 15). Основываясь на такихъ несомнѣнныхъ свидѣтельствахъ объ истинѣ, мы не обинуясь будемъ утверждать, что только православная Церковь въ полномъ правѣ именовать себя истинною Церковію. Въ самомъ дѣлѣ, развѣ она не содержитъ въ совершенной чистотѣ и неизмѣнности ученіе и установленія апостольскія? Уклонилась ли она въ чемъ либо отъ нихъ? Въ чемъ наша вѣра? Мы вѣримъ въ Единаго Троѵпостаснаго Бога. Этому мы научены св. апостолами, которые и сами по повелѣнію Господа крестили во имя Отца и Сына и Св. Духа, научая всѣхъ въ тоже время, что «нѣтъ иного Бога кромѣ Единаго» (1 Кор. VIII, 4). Мы вѣримъ въ наше спасеніе, совершенное крестными искупительными страданіями Господа Іисуса Христа. И этому мы научены проповѣдью и писаніями св. апостоловъ. Отъ св. апостоловъ же мы сохраняемъ преемство Даровъ св. Духа, преподаваемыхъ чрезъ таинство Священства. Мы крестимъ, и апостолы крестили. Мы совершаемъ таинство Мѵропомазанія, совершалось оно и во время апостоловъ, какъ видимъ изъ словъ св. ап. и евангелиста Іоанна: «Вы имѣете помазаніе отъ Святаго и знаете все» (Іоанн. II, 20). Мы причащаемся пречистыхъ Тѣла и Крови Христовыхъ, – и это мы дѣлаемъ по заповѣди Христовой – «сіе творите въ Мое воспоминаніе» и наставленію апостольскому: «Да испытываетъ же себя человѣкъ, и такимъ образомъ пусть ѣстъ отъ Хлѣба сего и пьетъ отъ Чаши сей, ибо кто ѣстъ и пьетъ недостойно, тотъ ѣстъ и пьетъ осужденіе себѣ, не разсуждая о Тѣлѣ Господнемъ» (I Кор. XI, 28-29). Мы содержимъ таинство Покаянія, заповѣданное апостоламъ Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ, который изрекъ имъ: «Кому отпустите (простите) грѣхи, тому простятся, на комъ оставите, на томъ останутся» (Іоанн. XX, 23). Таинство Брака самъ св. ап. Павелъ называетъ великою тайною. О таинствѣ Елеосвященія учитъ св. ап. Іаковъ (Іак. V, 14-15). Мы чтимъ Божію Матерь и апостолы чтили Ее, да и Сама Она предрекла: «Отнынѣ будутъ ублажать Меня всѣ роды». Мы чтимъ святыхъ по заповѣди Христовой, преданной намъ апостолами: «Кто принимаетъ васъ (апостоловъ), принимаетъ Меня, а кто принимаетъ Меня, принимаетъ Пославшаго Меня» (Мѳ. X, 40). Никакое общество, какого бы то ни было исповѣданія, не можетъ похвалиться тѣмъ, что оно сохранило въ чистотѣ и неизмѣнности апостольское ученіе. Только православная Церковь можетъ съ увѣренностью утверждать, что она изъ сего ученія не утратила ни одной Іоты или черты, а равно и не приложила ничего къ возвѣщеннымъ ей апостолами догматамъ. Это ли не убѣдительное доказательство истинности православной Церкви?

Такая увѣренность въ безусловной истинѣ Православія не есть ли плодъ самомнѣнія насъ православныхъ? Отнюдь нѣтъ. Можно указать и на другихъ многочисленныхъ свидѣтелей, не принадлежащихъ еще къ Церкви православной, которые однако утверждаютъ о православіи тоже самое и притомъ со всею силою доказательствъ, взятыхъ изъ свящ. Писанія и изъ исторической науки. Мы говоримъ о томъ великомъ историческомъ событіи нашего времени, что дѣйствительно цѣлые милліоны людей, еще въ самое недавнее время принадлежавшихъ къ римско-католической церкви, поняли наконецъ всѣ заблужденія папства, и теперь ищутъ единенія съ православною греко-восточною Церковію. Это – старокатолики.

Но главнымъ образомъ истинность православной Церкви доказываетъ обиліе Даровъ св. Духа, пребывающихъ въ ней. Вотъ что говоритъ объ этомъ преимуществѣ православной Церкви всѣми уважаемый, почтенный пастырь Церкви православной, протоіерей о. Іоаннъ Сергіевъ (Кронштадтскій) въ одномъ изъ своихъ послѣднихъ поученій. «Сознаютъ ли, – проповѣдуетъ онъ, – лица, бывшія по рожденію, крещенію и воспитанію въ Церкви православной и уходящія или ушедшія въ католичество или другое какое либо неправославное исповѣданіе, или же въ штунду, пашковщину, толстовщину, – сознаютъ ли они все то, что они оставляютъ, и то, что принимаютъ, и до какой крайности и до какого лишенія они доходятъ?... Имя ли одно – церковь Православная безъ дѣйствительнаго Православія и безъ величайшей неописанной силы, непоколебимой никакими силами: развѣ Ей не присуще непрестанное торжество надъ всѣми кознями видимыхъ и невидимыхъ враговъ и надъ человѣческими ухищреніями и нелѣпыми баснями?

Развѣ Церковь православная одиноко стоитъ въ мірѣ безъ славныхъ и громкихъ свидѣтелей ея истины и Православія, ея чудной животворности и спасительности даже до нашего времени?

Развѣ не за насъ непрестанно стоитъ Самъ Всеистинный и Всемогущій Глава Церкви Христосъ, исполняющій ее славою и спасеніемъ и непобѣдимою силою Своею?

Развѣ не съ нами всегда Пресвятая Владычица, источающая непрестанно чудеса милости православно вѣрующимъ и усердно молящимся?

Развѣ не за насъ и не съ нами всѣ апостолы и пророки со своими боговдохновенными писаніями, чистаго смысла коихъ мы не нарушили ни на іоту?

Развѣ не съ нами и не за насъ всѣ мученики, добрѣ вѣру сохранившіе и подвигъ окончившіе и увѣнчанные отъ Подвигоположника Христа вѣнцами славы и нетлѣнія?

Развѣ не за насъ и не съ нами вселенскіе великіе учители и святители – Василій Великій, Григорій Богословъ, Григорій Чудотворецъ, Григоріи Нисскій и Златоустъ Іоаннъ?

Развѣ не съ нами и не за насъ адаманты Православія – преп. отцы Антоній Великій, Аѳанасій Аѳонскій, Павелъ Ѳивейскій, Исаакій Далматскій, златая струя православныхъ писаній и медоточивыхъ пѣсней – Іоаннъ Дамаскинъ и наши русскіе преп. отцы: Антоній и Ѳеодосій Печерскіе, Сергій Радонежскій, Зосима и Савватій Соловецкіе, Барлаамъ Хутынскій и всѣ другіе чудные преп. отцы наши?

Знаютъ ли лица, отрекающіяся отъ Православія, и тѣ интеллигенты наши, которые считаютъ безразличною всякую вѣру, даже магометанскую и буддійскую, знаютъ ли они, каковы были столпы Православія, благовѣрные великіе князья: Равноапостольный Владиміръ, избравшій изъ всѣхъ христіанскихъ вѣръ православную, особенно же св. благовѣрный князь Александръ Невскій, – обличитель латинства, Даніилъ и Романъ Галицкіе, св. Михаилъ Черниговскій и Михаилъ благов. князь Тверскій?

Развѣ пустое зрѣлище – недавнее прославленіе новоявленнаго Святителя и Чудотворца Черниговскаго Ѳеодосія?

Развѣ не славны доселѣ и у Бога, и у людей нетлѣнно почивающіе Святители всероссійскіе: Петръ, Алексій, Іона и Филиппъ, Московскіе чудотворцы, и все множество прославленныхъ Богомъ русскихъ святителей и угодниковъ, – Никита, Іоаннъ, Моисей и Евѳимій Новгородскіе, Димитрій Ростовскій, Митрофанъ и Тихонъ Воронежскіе и прочіе? А Серафимъ Саровскій, прославленный Богомъ еще при жизни явленіями Господа и Богоматери, стоящій на очереди къ открытому прославленію, – развѣ онъ не свидѣтель о истинѣ и спасительности нашей вѣры и Церкви?

Наконецъ скажу: развѣ не за насъ вся исторія Церкви отъ начала и до нынѣ? Какая иная вѣра можетъ похвалиться столь могочисленными свидѣтелями истины?

Но кто отрекается отъ Православія, тотъ отрекается отъ общенія со всѣми святыми, которые, между прочимъ, потому и называются святыми, что сохранили свято догматы вѣры и показали ее на дѣлѣ; отрекающійся отъ православной вѣры, какъ истинной вѣры, поэтому самому отрекается и отъ общенія съ Самимъ Главою Церкви Христомъ.

Спрашиваю еще всѣхъ и каждаго, колеблющагося въ св. православной вѣрѣ. Развѣ мы покинуты чудодѣйственною и спасительною силою Божіею? Развѣ мы не спасаемся постоянно въ нашей св. вѣрѣ и Церкви? И кто-же изъ православныхъ разумныхъ и просвѣщенныхъ, познавши на опытѣ спасительность своей вѣры и ея удовлетвореніе всему существу нашему, оставитъ свое православіе и перейдетъ въ другую какую либо вѣру?

Только одна истинная и всеспасительная въ мірѣ вѣра – вѣра православная. Она такова по исторіи, по своей истинѣ, по самому существу, полному свѣта и жизненной силы, – чего о другихъ исповѣданіяхъ сказать нельзя; ибо въ нихъ истина перемѣшана съ ложными человѣческими мудрованіями, установленіями и правилами, противными Откровенію и сильно затрудняющими спасеніе душъ.

«Небо и земля прейдутъ, словеса же Мои не прейдутъ», говоритъ Господь. Между тѣмъ въ инославныхъ вѣроисповѣданіяхъ многія словеса Господни извращены.

Будемъ же твердо держаться своей св. Церкви и своей православной вѣры. Только православная Церковь есть столпъ и утвержденіе истины, ибо въ ней почиваетъ вѣчно Духъ истины, свидѣтельствующій непрестанно и громко всему міру о истинѣ ея».

Что можемъ прибавить къ словамъ этого всѣмъ извѣстнаго, всѣми уважаемаго православнаго пастыря о. Іоанна Сергіева? Намъ остается только присоединить добрый совѣтъ Вамъ безпрекословно согласиться съ тѣмъ, въ чемъ убѣждаетъ Васъ этотъ умудренный и разумомъ и благочестіемъ служитель Божій, на которомъ видимо для всѣхъ почиваетъ Духъ Святый, являющій Себя въ немъ даже чрезвычайными силами и дарованіями, – согласиться въ томъ, что дѣйствительно только православная Церковь есть истинная и вѣрнѣйшая путеводительница съ небу. Въ послушаніи св. православной Церкви и есть вѣрный путь для восхожденія на небо. «Восходите, братія, восходите усердно, полагая восхожденіе въ сердцѣ». Этими словами преп. Іоанна Лѣствичника, память о которомъ нынѣ совершается, мы и закончимъ нашу бесѣду.

 

Священникъ Капитонъ Александровъ

 

«Владикавказскія Епархіальные Вѣдомости». 1897. Ч. Неофф. № 10. С. 152-157; № 11. С. 169-175.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: