Святитель Григорій Палама – Бесѣда о взаимномъ мирѣ, говоренная спустя три дни по прибытіи въ Ѳессалонику.
Для просмотра изображения кликните по нему.
Всѣ мы братья, потому что одинъ у насъ Владыка, Создатель и Отецъ; но это братство обще намъ по естеству животному. Мы братья между собою и потому, что всѣ происходимъ отъ земнороднаго Адама, и всѣ сотворены по образу Божію; но это братство обще не только намъ, а и всѣмъ народамъ. Мы братья между собою еще и потому, что какъ единоплеменники имѣемъ одну родину, но наипаче потому, что одна у насъ мать, – святая Церковь и одна Вѣра, которой начальникъ и совершитель есть Христосъ, истинный Сынъ Бога, благоволившій быть не только Богомъ, но и братомъ и отцомъ нашимъ и главою, и составить изъ всѣхъ насъ одно тѣло такъ, что всѣ мы – члены Его самого и между собою. Ибо Онъ, послѣ тридневнаго воскресенія изъ мертвыхъ, явившись пришедшимъ во гробу женамъ, сказалъ имъ: идите возвѣстите братіи Моей, да идутъ въ Галилею, и ту мы видятъ (Матѳ. 28, 10). Слышите, что Онъ назвалъ себя нашимъ братомъ? Посему и апостолъ говоритъ о Немъ: Онъ не ангеловъ воспріемлетъ, но сѣмя Авраамово воспріемлетъ: посему онъ долженъ былъ во всемъ уподобиться братьямъ (Евр. 2, 16. 17). А что Христосъ есть и Отецъ нашъ, возродившій насъ святымъ крещеніемъ и божественною благодатію своею, это видно изъ того, что Онъ учениковъ своихъ называеть чадцами и, идя иа спасительное страданіе, обѣщаетъ не оставить ихъ сирыми. Посему и апостолъ опять говоритъ: поелику всѣ вообще дѣти имѣютъ плоть и кровь, то и Онъ такъ же воспріялъ оныя, дабы смертію сокрушить имѣющаго державу смерти, то есть діавола (Евр. 2, 14). А что всѣ мы – едино тѣло во Христѣ, и въ этомъ удостовѣряетъ насъ Павелъ говоря: вы тѣло Христово, а порознь члены (1 Коринѳ. 11, 27). Какъ тѣло есть единица, а члены имѣетъ многіе, всѣ же члены тѣла, какъ ни много ихъ, составляютъ одну единицу; такъ и Христосъ. Всѣ мы однимъ Духомъ погружены въ едино тѣло.
И такъ, братія, одна у насъ купель возрожденія и богорожденія, одна вѣра, одна надежда, одинъ Богъ надъ всѣми и для всѣхъ и во всѣхъ насъ, собирающій насъ къ Себѣ любовію божественною и дѣлающій насъ членами Своими и сочленами другъ съ другомъ. Но ненависть, прившедшая къ намъ содѣйствіемъ лукаваго и изгнавшая любовь, да и не однажды, а многократно привходящая и нарушающая единство наше, сочетанное любовію къ Богу и другъ къ другу, не только рознитъ общіе члены сего города, и дѣлаетъ его разслабленнымъ, но производитъ и враждебныя междоусобія и неизлечимый смуты и мятежи, единоплеменниковъ дѣлаетъ сопротивниками и сему городу нашему придаетъ видъ города, взятаго врагами, наущая его на себя самаго и навѣтуя и вооружая противъ себя же, такъ что при такомъ пагубномъ состояніи все въ немъ становится загадочнымъ. Ибо кто и кто бѣгаетъ по сему городу, разбиваетъ домы, расхищаетъ имущества, и съ бѣшенствомъ за носъ водитъ хозяевъ и кричитъ на нихъ безжалостно и безчеловѣчно? Не тѣ ли, которые живутъ здѣсь? Кто и кто тѣ люди, на которыхъ бѣсятся, кричатъ и устремляются съ тѣмъ, чтобы погубить ихъ? И они не тѣ ли, которые населяютъ сей городъ, и отъ которыхъ онъ получилъ много добра? Какое страданіе! Какая обширность бѣдствія! Городъ самъ себя воюетъ, самъ себя поражаетъ, своими ногами швыряется, своими руками подкапывается, своими криками оглушается, послѣ того какъ лучшія граждане его пали, а чернорабочіе и пошлые стали начальниками. Такая болѣзнь у насъ не гораздо ли хуже недуга упоминаемыхъ въ Евангеліи разслабленныхъ, и праздная лѣность не гораздо ли вреднѣе злодѣйства?
Но слыша сіе не огорчайтесь. Ибо я говорю вамъ это не для того, чтобы поносить васъ, а для того, чтобы вы, узнавши болѣзнь, нынѣ же, когда уже здравствуете, открыли причину, по которой она приключилась вамъ, и пожелали бы врачеванія, и поспѣшно пріобрѣли и употребили оное съ помощію Бога, подающаго врачевство и укрѣпляющаго васъ, подобно тому, какъ Онъ уврачевалъ и укрѣпилъ двухъ разслабленныхъ, такъ что они унесли и постели свои, на которыхъ лежали. Но какая была причина разслабленія этихъ двухъ человѣковъ, изъ которыхъ одинъ лежалъ въ Іерусалимѣ у Силоамской купѣли, а другой находился въ Капернаумѣ и былъ принесенъ четырьмя носильщиками? Какая была причина болѣзни ихъ? – Грѣхъ. Это объявляетъ Самъ Господь, увидѣвшій вѣру одного изъ нихъ до тѣлеснаго исцѣленія его и сказавшій ему: отпущаются тебѣ грѣхи твои (Матѳ. 9, 2); а другаго увидѣвшій послѣ исцѣленія и рекшій ему: се, здравъ ecu, къ тому не грѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14). Подобнымъ образомъ, какъ отъ нихъ здоровье отогналъ грѣхъ и разслабилъ ихъ, такъ и отъ насъ общій грѣхъ отогналъ любовь и вооружилъ насъ другъ противъ друга. Ибо отъ чего другаго вы погубили вашъ общій союзъ съ Богомъ и другъ съ другомъ, если не отъ грѣхолюбиваго настроенія? Это и Господь говоритъ въ Евангеліи: за умноженіе беззаконія изсякнетъ любы многихъ (Матѳ. 24, 12). А гдѣ изсякла любовь, тамъ нѣтъ мѣста и Божіей попечительной благодати.
Объясняю вамъ это примѣромъ. Душа каждаго изъ насъ подобна свѣтильнику. Ея благодѣланіе есть елей, любовь – свѣтильня, а свѣтъ – благодать божественнаго Духа. Когда нѣтъ въ ней елея, то есть, благодѣланія, тогда и любовь, замѣняющая свѣтильню, угасаетъ, потому что не возжигается свѣтъ Божіей попечительной благодати въ тѣхъ людяхъ, которые не имѣютъ добродѣтели и любви: напротивъ, тогда бываетъ мракъ и непріязнь одного къ другому, потому что Богъ отвращаетъ отъ нихъ лице свое; о чемъ и Давидъ говоритъ: отвращшу же лице твое смятутся.
Итакъ возвратитесь на путь евангелія Христова и держитесь его неуклонно, дабы взаимное единодушіе у васъ было непрерывное и постоянно цвѣтущее, и дабы опять обратился въ вамъ Господь, и почила бы на всѣхъ насъ съ миромъ благодать божественнаго Духа. Но какъ Іерусалимскій разслабленный лежалъ при Силоамской купели, исцѣлявшей недужныхъ: такъ и вы еще не совсѣмъ удалились отъ подающей миръ Церкви Христовой. А какъ тотъ не имѣлъ человѣка, который помогъ бы ему получить благодать оной купели; такъ и у васъ здѣсь не было пастыря, проповѣдующаго миръ, и собирающаго разрозненные члены и соединяющаго ихъ въ одно цѣлое, и исцѣляющаго недугъ тѣла Церкви Христовой, происходящій отъ ненависти. Нынѣ же мы уже явились къ вамъ и состоимъ вмѣстѣ съ вами во Христѣ, и именемъ Его умоляемъ васъ: примиритесь съ Богомъ; признайте взаимное сродство ваше не по душѣ только, но и по тѣлу, унаслѣдованное вами отъ предковъ вашихъ; припомните прежніе дни мира вашего и тѣ блага, которыми вы тогда пользовались, и которыхъ теперь лишились; не помышляйте о злѣ и не желайте воздавать зломъ за зло, но добромъ побѣждайте зло; имѣйте любовь другъ въ другу, дабы стяжать любовь Бога и доказать, что любите Его; ибо у не любящихъ братію свою нѣтъ любви и къ Богу, и невозможно имъ сподобиться его благодати попечительной. Послушайте меня, нынѣ пришедшаго къ вамъ, братіе, и прежде всего благовѣствующаго всѣмъ миръ по велѣнію Господа, и помогайте мнѣ упрочить его между вами, даря его другъ другу, какъ и Христосъ даровалъ это намъ, да будете чада мира, или что тоже, чада Бога. Ибо Онъ есть миръ вашъ. Онъ рознь соединилъ, и средостѣніе преграды разрушилъ, и упразднилъ вражду крестомъ Своимъ. Онъ ученикамъ Своимъ и чрезъ нихъ и намъ говоритъ: въ какой городъ или селеніе ни вошли бы вы, вездѣ должны прежде всего возвѣщать миръ. И все дѣло, для котораго Онъ явился, есть умиротвореніе: для него Онъ приклонилъ небеса и сошелъ на землю. Посему и Давидъ предрекъ о Немъ: возсіяетъ во дни Его правда и множество (Псал. 71, 7). И въ другомъ псалмѣ опять предсказалъ о немъ: яко речетъ миръ на люди Своя и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца къ Нему (Псал. 84, 9). Да и пѣснь ангеловъ при рожденіи Его доказываетъ, что Онъ пришелъ къ намъ съ неба, неся намъ миръ. Они пѣли: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. И Самъ Онъ, исполнивъ спасительное смотрѣніе Свое, миръ оставилъ Своимъ вмѣсто наслѣдства, говоря имъ: миръ Мой даю вамъ, миръ Мой оставляю вамъ (Іоан. 14, 27). И еще: миръ имѣйте между собою (Марк. 9, 50). И еще: о семъ познаютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любите другъ друга (Іоан. 13, 35). И послѣдняя молитва, которую Онъ далъ намъ восходя къ Отцу Своему, внушаетъ любовь другъ къ другу: даждь имъ, – говорилъ Онъ, – да вси едино будутъ (Іоан. 17, 21).
Итанъ не лишимся сей отеческой молитвы; не отринемъ ни наслѣдія Отца небеснаго, ни печати и знаменія нашего свойства съ Нимъ, да не утратимъ и усыновленія и благословенія и обученія у Него, да не лишимся обѣщанной жизни вѣчной, и да не останемся внѣ райскаго чертога, услышавъ отъ мироначальника Отца: не вѣмъ васъ; отъидите отъ меня виновники ненависти и вражды и соблазновъ. А дабы мы не потерпѣли сего, Онъ посредствомъ святыхъ учениковъ Своихъ и апостоловъ всему міру преподалъ миръ; посему и они въ бесѣдахъ своихъ и въ посланіяхъ своихъ прежде всѣхъ рѣчей говорили: благодать вамъ и миръ отъ Бога. Этотъ самый миръ и мы, какъ преемники служенія ихъ, несемъ вамъ и съ Павломъ говоримъ вамъ: миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихъ же кромѣ никто же узритъ Господа (Евр. 12, 14). А если безъ мира со всѣми никто не узритъ Господа, то какъ въ будущемъ вѣкѣ узритъ его тотъ, кто не миренъ съ соотечественниками своими? Не услышитъ ли и онъ тогда: «да возмется нечестивый, да не видитъ славы Господни» (Ис. 26, 10). Но никому бы изъ васъ не слышать сего невожделѣннаго гласа, а всѣмъ бы вамъ, примиреннымъ и собраннымъ во едино посредствомъ мира, любви и единомыслія, имѣть бы среди себя Господа нашего Іисуса Христа, облегчающаго намъ тяготу настоящей жизни и дарующаго намъ въ назначенное время вѣчную жизнь и славу въ царствѣ Его, котораго сподобиться бы всѣмъ намъ благодатію и человѣколюбіемъ миродавца Бога и Господа нашего Іисуса Христа, Ему же подобаетъ слава, держава, честь и поклоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Переводено съ греческаго Преосвященнымъ Епископомъ Порфиріемъ (Успенскимъ).
Первое путешествіе въ аѳонскіе монастыри и скиты. Часть II. Приложенія къ второму отдѣленію сей части. М. 1881 С. 361-364.