Константинъ Семеновичъ Богдановъ – Мысли святаго Іоанна Златоуста о воспитаніи дѣтей.

Какъ же нужно воспитывать дѣтей, чтобы они были истинными христіанами, чтобы они соблюдали заповѣди Христовы, или какъ выражается св. Златоустъ, занимались любомудріемъ.

Для сего, говоритъ св. отецъ, нужно пріучать дѣтей посѣщать церковь или лучше пусть сами родители приводятъ своихъ дѣтей въ храмы. «Если пріятно видѣть, говоритъ св. отецъ, дерево, имѣющее произросшее отъ его корня молодое растеніе, то гораздо болѣе пріятно – и даже пріятнѣе всякой маслины – видѣть человѣка, подлѣ котораго стоитъ дитя, какъ бы молотое растеніе отъ его корня! Эго не только пріятно, но и полезно, такъ какъ собирающимся здѣсь будетъ большая награда»{1}. Мало посѣщать храмъ, нужно семью обращать въ малую церковь и, придя изъ общественнаго богослуженія, размышлять о слышанномъ и требовать отчета въ слышанномъ въ храмѣ у дѣтей{2}.

Для христіанскаго воспитанія необходимо читать и слушать св. писаніе. «Хочешь ли, говоритъ св. Златоустъ, чтобы сынъ твой былъ послушенъ? Съ дѣтства воспитывай его въ наказаніи и ученіи Господни. Не думай, чтобы слушаніе божественныхъ писаній было для него дѣломъ излишнимъ. Тамъ услышитъ онъ прежде всего: чти отца твоего и матерь твою. Не говори: слушаніе писаній дѣло монаховъ; ужели мнѣ сдѣлать его монахомъ? Нѣтъ надобности быть ему монахомъ! Сдѣлай его христіаниномъ. И мірянамъ весьма нужно внимать ученію, заключающемуся въ писаніи, а особенно дѣтямъ. Дѣти въ этомъ возрастѣ многаго не знаютъ, къ незнанію же присоединяется еще и то, что они узнаютъ нѣчто изъ языческихъ сочиненій, изучая въ нихъ жизнь дивныхъ, по ихъ понятіямъ, героевъ, которые служили страстямъ и боялись смерти. Итакъ, сынъ твой нуждается нъ этихъ лекарствахъ»{3}.

Нужна, по словамъ св. Златоуста, постоянная за дѣтьми бдительность, чтобы во время или предотвратить ихъ отъ дурнаго, или это дурное, воспринятое ими, изгладить изъ ихъ души. Нужно всегда заботиться о доброй настроенности дѣтей. Причемъ нужно дѣйствовать не одними увѣщаніями и вразумленіями, въ иныхъ случаяхъ потребны для дѣтей строгости, попеченія и угрозы, а иногда и плеть, и изгнаніе изъ дома{4}. «Говорю это не съ тѣмъ, чтобы мы были слишкомъ жестокими къ дѣтямъ, но чтобы мы не являлись имъ презрѣнными»{5}. Нѣкоторые родители, «не желая наказывать плетью, ни порицать словами, ни опечалить сыновей своихъ, живущихъ безпорядочно и безнаказанно, часто видятъ ихъ схваченными въ крайнихъ преступленіяхъ, отведенными въ судилище, обезглавленными чрезъ палачей. Какими глазами ты въ состояніи будешь взглянуть на встрѣчающихся съ нимъ послѣ такого безчестія и несчастія сына! Поэтому прошу и умоляю оказывать многое промышленіе о своихъ дѣтяхъ и всюду искать спасенія души ихъ. Ты – учитель всего доча, и тебѣ Богъ непрестанно предоставляетъ для поученія и жену и дѣтей. Помышляй, что у тебя въ домѣ золотыя статуи – дѣти; каждый день осматривай ихъ тщательно и всѣми мѣрами упорядочивай и образовывай ихъ душу»{6}. Стыдно будетъ, «когда сына твоего будетъ наказывать и вразумлять судія, когда будетъ нуждаться во внѣшнемъ исправленіи тотъ, кто сначала жилъ вмѣстѣ съ тобою столько времени»!{7}.

Убѣждая своихъ слушателей такъ воспитывать своихъ дѣтей, св. Златоустъ личнымъ примѣромъ доказалъ возможность и плодотворность такого воспитанія. И прежде всего онъ пребывалъ въ полномъ послушаніи у своей матери. Онъ рано остался сиротою; мать его овдовѣла въ молодыхъ годахъ и въ другой разъ не вышла замужъ. Все ея вниманіе сосредоточилось на воспитаніи сына Іоанна. Нерѣдко бываетъ, что мальчики-сироты, безъ власти отцовской, становятся своенравны и непослушны своимъ матерямъ. Не таковъ былъ Іоаннъ, Онъ былъ весьма послушенъ и прекрасно учился. Знаменитый языческій риторъ, ученый Ливаній предполагалъ сдѣлать Іоанна своимъ преемникомъ, но Іоаннъ предпочелъ скромное званіе христіанскаго пастыря. Не привлекло его и блестящее положеніе адвоката; правда, онъ былъ нѣкоторое время адвокатомъ, пріобрѣлъ себѣ славу замѣчательнаго ораторя; предъ нимъ раскрывалась блестящая будущность, потому что онъ могъ занять видную общественную должность, стать знаменитымъ, богатымъ и могущественнымъ. Но онъ уклонился отъ этого и посвятилъ себя любомудрію, которому училъ и другихъ. Быть христіаниномъ въ строгомъ смыслѣ этого слова было для него высшимъ призваніемъ. Онъ не искалъ никакихъ мірскихъ почестей, потому что занятъ былъ воспитаньемъ своей души, всецѣло погрузился въ небесную жизнь. Онъ удалился для этого въ пустыню къ отшельникамъ. И однако онъ не укрылся отъ взора предстоятеля Антіохійской церкви. Св. Іоаннъ былъ слишкомъ яркій свѣтильникъ, стоялъ высоко, его нельзя было не замѣтить. И вотъ онъ является въ Антіохіи пастыремъ. Отсюда начинается его кипучая и плодотворная дѣятельность; молва о немъ распространяется далеко и достигаетъ Константинополя. Его дѣлаютъ епископомъ царствующаго града. Но Іоаннъ какъ былъ, такъ и остался прежде всего служителемъ алтаря, глашатаемъ правды; его духъ неустанно стремился къ высшему любомудрію, къ небесному отечеству, куда онъ влекъ за собою и своихъ пасомыхъ. Много пришлось перенести ему страданій и злоключеній совершенно напрасно. И однако сей дивный святитель никогда не ропталъ на свою подчасъ весьма тяжелую участь. Наоборотъ онъ любилъ повторять слова: «Слава Богу за все. Аминъ». Эти слова были послѣдними его словами и предъ самою его конченою.

 

К. Богдановъ.

 

«Донскія Епархіальныя Вѣдомости». 1907. № 36. Отд. Неофф. С. 1106-1109.

 

{1} I, 593.

{2} IV, 760; III, 340.

{3} XI, 185.

{4} III, 337, 340, 338.

{5} III, 340.

{6} III, 339.

{7} III, 341.

 

Объ авторѣ. Константинъ Семеновичъ Богдановъ – надворный совѣтникъ, кандидатъ богословія. Сынъ священника Тульской губ., род. въ 1867 г. По окончаніи курса въ Московской Духовной Академіи (1892 г.), 11 февраля 1893 г. назначенъ надзирателемъ въ Тульское Духовное Училище, учителемь практическаго руководства для пастырей; 15 сентября 1893 г. перемѣщенъ учителемъ русскаго языка въ Сарапульское Духовное Училище; 18 сентября 1893 г. преподаватель Закона Божія въ женской воскресной школѣ, въ зданіи Тульскаго земскаго городскаго училища; 18 ноября 1893 г. перемѣщенъ помощникомъ инспектора въ Тульскую Духовную Семинарію; 29 апрѣля 1899 г. перемѣщенъ на должность преподавателя гомилетики и соединенныхъ съ нею предметовъ въ Холмскую Духовную Семинарію; 17 февраля 1900 г. перемѣщенъ на ту же должность въ Тульскую Духовную Семинарію; 1 іюня 1901 г. назначенъ старшимъ штатнымъ контролеромъ 2 акцизнаго округа области Войска Донского; 1 іюля 1903 г. перемѣщенъ на должность старшаго штатнаго контролера въ 1 акцизный округъ области Войска Донского; 20 мая 1904 г. назначенъ на должность преподавателя св. исторіи, катихизиса и церковнаго устава въ параллельные классы Новочеркасскаго Духовнаго Училища; съ 1 января 1906 г. состоялъ въ должности учителя катихизиса въ Новочеркасской миссіонерской школѣ, съ 16 ноября 1907 г. членъ Правленія Новочеркасскаго Духовнаго Училища. На 1914 г. штатный учитель того же училища. Дальнѣйшая судьба неизвѣстна. Имѣлъ орденъ св. Станислава 3 ст.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: