Протоiерей Александръ Соколовъ – Слово въ недѣлю 36-ю по Пятидесятницѣ.

В эту неделю положено читать рядовое Евангелие недели 31-й (Лк., 93 зач.) – об исцелении Иерихонского слепца. Ред.

Вѣра твоя спасе тя. (Лук. 18, 42).

Толпы народа сопровождали Іисуса Христа, когда Онъ ходилъ по городамъ и весямъ, благовѣствуя царствіе Божіе. Ищущіе царства небеснаго и жаждущіе правды ходили вслѣдъ Его, чтобы услышать глаголы живота вѣчнаго; страждущіе отъ недугъ и духовъ нечистыхъ спѣшили къ Нему, чтобы получить отъ Него исцѣленіе, – ибо Спаситель никого не отгонялъ отъ Себя, никому не отказывалъ ни въ наставленіи, ни въ прощеніи, ни въ исцѣленіи. И какими счастливцами считали себя тѣ, которымъ удалось видѣть и слушать Іисуса Христа; съ какою охотою и радостію передавали они не имѣвшимъ счастія видѣть и слышать Божественнаго Учителя, – Его слова. Съ какою благодарностію и любовію ко Христу, исцѣленные Имъ разсказывали о Его милосердіи и чудесахъ, въ особенности, такимъ же больнымъ и несчастнымъ, какими сами были прежде. Но не всѣ могли идти къ Іисусу, чтобы видѣть и слышать Его. Сколько больныхъ, слѣпыхъ, разслабленныхъ, не владѣющихъ ногами, лишены были возможности не только идти, но даже сойдти съ мѣста. Жившій въ Іерихонѣ слѣпецъ, до котораго также достигъ слухъ о Божественномъ Чудотворцѣ, исцѣляющемъ всякую болѣзнь и всякую немощь въ людяхъ, кромѣ слѣпоты терпѣлъ и бѣдность, снискивая себѣ пропитаніе милостынею. – Какъ идти слѣпому безъ проводника? А кто захочетъ служить нищему, отъ котораго нельзя ожидать никакой платы? Когда несчастный слѣпецъ нищій услышалъ отъ другихъ, что въ Палестинѣ явился великій Чудотворецъ, дающій зрѣніе слѣпымъ, что чувствовалъ онъ въ страдающемъ сердцѣ своемъ? Страшился ли того, что ему не удастся, какъ другимъ счастливымъ слѣпцамъ, получить зрѣніе и придется оставаться слѣпцемъ на всю жизнь; или, быть можетъ, надѣялся, что Милосердый не забудетъ и его несчастнаго? Это, всякій изъ насъ вѣроятно испыталъ на себѣ, когда, находясь въ несчастіи, колебался между страхомъ и надеждою. – Но пришедшій взысками и спасти погибшаго, Сынъ Человѣческій для того и обходитъ всю страну, чтобы благовѣствовать нищимъ, исцѣлятъ сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдывать плѣннымъ освобожденіе, слѣпымъ прозрѣніе.

Идетъ Спаситель и въ городъ Іерихонъ. И когда Онъ подходилъ къ Іерихону, то слѣпецъ сидѣлъ на своемъ всегдашнемъ мѣстѣ у дороги, прося милостыню. – Вдругъ необычайный шумъ отъ шаговъ проходящей мимо его большой толпы народа поражаетъ его слухъ, и онъ спрашиваетъ: что это такое? – И чтоже? Оказывается, что между людьми, ходившими за Іисусомъ, таились и Его враги и завистники, фарисеи и книжники, искавшіе погубить Спасителя и называвшіе Его, въ насмѣшку, Назаряниномъ. Слѣпцу они сказали, что Іисусъ Назорей идетъ. Но слѣпецъ знаетъ, что Іисусъ воскрешаетъ мертвыхъ, исцѣляетъ больнымъ, даетъ слѣпымъ зрѣніе. Для него Іисусъ не Назарянинъ, а Сынъ Давидовъ. Онъ вѣруетъ, что это обѣтованный и давно жданный Мессія, Спаситель міра. Ахъ! какъ бы не пропустить благопріятнаго случая! Только бы обратить на себя вниманіе проходящаго Спасителя; а Онъ, Милосердый, всѣхъ исцѣляющій, исцѣлитъ и его отъ слѣпоты. И тогда онъ закричалъ: Сынъ Давидовъ! Помилуй меня, сжалься надо мною. Не милостыни, какъ у другихъ, онъ проситъ у Спасителя, а исцѣленія. Для чего теперь ему подаяніе? Когда Спаситель дастъ ему зрѣніе, тогда не мылостынею, а трудомъ онъ будетъ добывать себѣ пропитаніе. Шедшіе впереди заставляли его молчать. Зачѣмъ? А это тѣ же враги и завистники Іисусовы, которымъ слѣпецъ за то, что увѣровалъ въ Іисуса, сдѣлался ненавистенъ, и которые не желали исцѣленія слѣпца, такъ какъ это чудо снова послужило бы къ удостовѣренію въ томъ, что Іисусъ есть Сынъ Божій, еще болѣе бы утвердило вѣровавшихъ въ Него и породило вѣру въ тѣхъ, которые, недавно послѣдовавъ за Іисусомъ, не видали еще чудесъ Его. Но слѣпецъ еще громче кричалъ: Сынъ Давидовъ! помилуй меня. Воодушевленный вѣрою въ Іисуса, беззащитный слѣпецъ не боится угрозъ и продолжаетъ исповѣдывать Божество Іисуса Христа и умолять Его милосердіе. Ты не ошибся, хотя ты и слѣпецъ. Мимо тебя идетъ Богочеловѣкъ. Лишенный зрѣнія тѣлеснаго, ты очами вѣры увидѣлъ, что предъ тобою Обѣтованный Мессія, Сынъ Божій; ты показалъ, что была бы только вѣра, не было бы потеряно зрѣніе духовное; а слѣпота тѣлесная не мѣшаетъ тебѣ видѣть больше и быть выше и счастливѣе невѣрующихъ враговъ Іисусовыхъ, хотя они и считали себя видящими, спрашивая: еда и мы слѣпи есмы. Твоя слѣпота, при твоей вѣрѣ, послужила къ твоему счастію и спасенію; а ихъ и даръ зрѣнія не спасъ отъ осужденія. Значитъ слѣпота душевная большее зло и опаснѣе, чѣмъ слѣпота тѣлесная.

Іисусъ остановившись, велѣлъ привесть его къ Себѣ; и, когда тотъ подошелъ къ Нему, спросилъ его; чего ты хочешь отъ Меня? Онъ сказалъ: Господи! чтобы мнѣ прозрѣть. Іисусъ сказалъ ему: прозри; вѣра твоя спасла тебя. И онъ тотчасъ прозрѣлъ. – Такъ велика сила вѣры. Она преклоняетъ Бога на милость. Только вѣрующій удостоивается видѣть на себѣ явнымъ, осязательнымъ образомъ дѣйствія всемогущества и милосердія Божія. Оттого въ наше время и мало замѣчается чудесъ, что нѣтъ въ насъ вѣры; да наконецъ, если Господь, по безконечному милосердію своему, и въ наше время творитъ чудеса, то мы необыкновенныя чудесныя дѣйствія всемогущества Божія приписываемъ или своему благоразумію и умѣнію, или стеченію обстоятельствъ, дѣйствію силъ природы и даже слѣпому случаю.

Дѣйствительно, въ наше время много ли найдется людей, взывающихъ къ Іисусу Христу съ вѣрою Іерихонскаго слѣпца: Сынъ Давидовъ! Сыне Божій! Спаситель міра! Много ли любящихъ Его всѣмъ сердцемъ, всею мыслію и всѣмъ помышленіемъ своимъ? Много ли найдется въ нашемъ обществѣ людей, живущихъ по Евангелію, исполняющихъ заповѣди Божіи? Большая часть изъ насъ не заражены ли духомъ вольномыслія и невѣрія, даже ненависти ко Христу и Его послѣдователямъ? Не правда ли, что нечестіе и развратъ, въ настоящее время, усилились до высшей степени; преступленія противъ личности и собственности ближнихъ повторяются чуть не каждый день? Съ какою то дикою жаждою люди предаются преступнымъ удовольствіямъ; для наслажденія временными, земными благами жертвуютъ и честію и совѣстію; нарушаютъ законъ, разрываютъ семейныя и родственныя связи, забывая о будущей загробной жизни, гдѣ будетъ воздаяніе каждому по дѣламъ его. Къ нимъ можно приложить угрозу, которою Пророкъ предостерегалъ народъ израильскій: поразитъ тебя Господь неистовствомъ и слѣпотою, и изступленіемъ ума. И будеши осязаяй въ полудни, якоже осязаетъ слѣпый во тмѣ и не исправитъ путей твоихъ (Втор. 28, 28. 29). Оскорблю человѣки, угрожаетъ Богъ устами другаго Пророка, и пойдутъ яко слѣпи: зане Господеви прегрѣшиша (Соф. 1, 17). – По истинѣ, какое-то непонятное ослѣпленіе поразило не простой, темный людъ, который еще, слава Богу, вѣруетъ, готовъ обратиться къ источнику Свѣта, Господу Іисусу Христу, ему нужны только умные, добросовѣстные, вѣрующіе учители и руководители. Нѣтъ! поражены духовною слѣпотою многіе изъ такъ называемыхъ, (или вѣрнѣе сказать, такъ себя называющихъ), людей умныхъ, образованныхъ, ученыхъ, считающихъ невѣждами тѣхъ, кто осмѣливается не соглашаться съ ихъ мнѣніями, гордящихся своимъ превосходствомъ надъ людьми необразованными, – самозванныхъ учителей и преобразователей, идущихъ въ народъ, чтобы учить и облагодѣтельствовать его, или лучше сказать, развратить и погубить тѣхъ, кто по невѣжеству и легковѣрію послѣдуетъ ихъ ложному, гибельному ученію. Но не наука же создаетъ безбожниковъ, вѣдь были же и есть люди высокаго ума и большой учености, много сдѣлавшіе и для науки, которые вѣрили въ Бога и были добрыми христіанами. Не ученость удаляетъ отъ Бога, не просвѣщеніе порождаетъ невѣріе; а научная гордость, самомнѣніе, самообольщеніе. «Мы объяснили явленія природы, изучили ея законы, покорили ея силы, измѣрили міровыя пространства, узнали величину и составъ самыхъ отдаленныхъ свѣтилъ небесныхъ. При нашемъ знаніи, вѣра лишнее бремя, предразсудокъ. Зачѣмъ намъ вѣровать въ Бога? Мы сами яко бози. Зачѣмъ намъ исполнять заповѣди Божіи? Мы такъ умны, что можемъ жить по собственному произволу.» Но все ли вы изслѣдовали, все ли постигли въ природѣ? – Много, много осталось неизслѣдованнаго, непонятаго и неусмотрѣннаго вами. Вамъ удалось прочесть нѣсколько страницъ огромной книги, изучить малѣйшую часть вселенной, и вы гордитесь этимъ. Какія же ваши познанія, когда изучая законы природы, вы не вѣруете въ Законодателя; изслѣдуя явленія и силы природы, отрицаете ея Творца. Спросите самихъ себя: могутъ ли быть послѣдствія безъ причины; можно ли предполагать законы безъ Законодателя?

Ахъ! несчастные, жалкіе слѣпцы! Какъ велико въ нѣкоторыхъ изъ нихъ помраченіе разума, ослѣпленнаго гордостію. Дошло до того что люди отказываются отъ образа и подобія Божія, по которому созданы Творцемъ и чуть ли не гордятся своимъ мнимымъ происхожденіемъ (отъ кого?) – отъ обезьяны.

Ослѣпленные гордостію, невѣры! Смиритесь предъ Тѣмъ, Кто далъ вамъ разумъ не на погибель, а для спасенія. Не унизите своего разума, а просвѣтите его, если обратитесь къ Разуму разумовъ, Всемогущему, премудрому Творцу неба и земли. Просите у Источника свѣта и видѣнія – Господа Іисуса Христа, чтобы Онъ просвѣтилъ ваши сердечныя очи, чтобы Онъ приложилъ вамъ вѣру. Вѣра въ Бога Творца и Спасителя не сдѣлаетъ васъ невѣждами. Согласитесь, что во многомъ, что прежде учеными было отвергаемо и осмѣиваемо, наука теперь согласна съ Библіею. Сколько бы ни возставали вы противъ Бога и вѣры; но, повѣрьте, наступитъ время, когда наука покорится Откровенію; гордый кичливый разумъ человѣческій смирится предъ своимъ Творцемъ и Владыкою.

Вѣруйте! и вѣра ваша спасетъ васъ; она избавитъ васъ отъ слѣпоты душевной; вы увидите сами, что нельзя жить безъ Бога, безъ религіи, безъ Церкви. Вѣруйте! чтобы въ будущей жизни, о которой вы не помышляете, и которую нѣкоторые изъ васъ отрицаютъ, не подвергнуться вамъ осужденію и избавиться вѣчнаго мученія, которое будетъ удѣломъ невѣрующихъ.

 

Священникъ Александръ Соколовъ.

 

«Странникъ». 1880. Т. 2. № 6-7. С. 237-242.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: