Пермскія святые три святителя: Герасимъ, Питиримъ и Іона (Канунъ праздника Трехъ Святителей).

Подобно тому, какъ Византійская Церковь установила совокупное торжество тремъ великимъ святителямъ: Василию Великому, Григорію Богослову и Іоанну Златоусту 30-го января ст. ст., хотя они жили и не въ одно время и скончались въ разныхъ мѣстахъ, – такъ и древняя Пермская Церковь въ подражаніе Византійской, наканунѣ праздника Вселенскихъ Святителей, вспоминаетъ и прославляетъ подвиги трехъ своихъ архипастырей и строитель великопермскимъ – Герасима († 24 янв. 1441 г.) Питирима († 19 авг. 1456 г.) и Іоны († 6 іюня 1470 г.). Послѣ епископа Исаакія, втораго епископа Пермскаго, непосредственнаго преемника св. Стефана, святительская дѣятельность трехъ послѣдующихъ святыхъ святителей продолжалась въ общемъ болѣе полувѣка (съ 1420-хъ по 1470-е годы). Они завершили полнымъ успѣхомъ великое начинаніе св. Стефана. Двое изъ нихъ: св. Герасимъ и Питиримъ скончались мученической смертію. Всѣ три святителя сіи покоятся своими честными останками въ мѣстѣ своего служенія, подъ одной ракой въ бывшемъ ихъ каѳедральномъ соборѣ въ Усть-Выми. Память трехъ святителей Пермскихъ: Герасима, Питирима и Іоны установлена св. Церковью праздновать 29 января. Установлена она по соборному опредѣленію Святѣйшаго Патріарха Ермогена и повѣленію царя Василія Іоанновича Шуйскаго. Объ этомъ свидѣтельствуетъ надпись на иконѣ, поставленной надъ гробницей святителей въ Усть-Вымской Благовещенской церкви. Надпись гласитъ: «Лѣта 7115 (1607), мѣсяца іюнія в 8 день, при великомъ государѣ, царѣ и великомъ князѣ Василіи Ивановичѣ, всея Руси самодержцѣ, и при Святѣйшемъ Ермогенѣ, патріархѣ Московскомъ, написанъ бысть сей образъ трехъ святителей Герасима, Питирима и Іоны во славу Святыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, повѣленіемъ ихъ, смиреннымъ епископомъ Іоасафомъ Вологодскимъ и Великопермскимъ и положенъ бысть сей образъ на гробницахъ ихъ великихъ чудотворцевъ Герасима, Питирима и Іоны».

Первымъ просвѣтителемъ Перми былъ святой Стефанъ; преемникомъ его былъ Исакій, посвященный въ епископа Пермскаго въ 1398 г. Въ 1416 г. онъ былъ по церковнымъ дѣламъ въ Москвѣ и вскорѣ тутъ же скончался. Пермскіе христіане остались безъ руководителя; враги ихъ, дикіе вогуличи, насиліемъ принуждали ихъ къ язычеству, грабили и дѣлали имъ всяческія притѣсненія. Въ такое тяжелое время былъ поставленъ въ епископа Пермскаго Герасимъ. Родился онъ ок. 1370 г. Постригшись въ иночество, онъ скоро сдѣлался игуменомъ. Епископомъ Пермскимъ онъ былъ поставленъ около 1420 г., при великомъ князѣ Василіи и митрополитѣ всея Россіи Фотіи. Митрополитъ и князь, отправляя св. Герасима въ Усть-Вымь, снабдили его всѣмъ необходимымъ для успѣшнаго дѣйствованія въ новопросвѣщенной далекой и глухой окраинѣ. Прибывъ къ мѣсту своего служенія, св. Герасимъ со всею ревностію отдался миссіонерски-просвѣтительной дѣятельности среди Пермскаго населенія. Св. Герасимъ старался подражать своему великому предшественнику Стефану, котораго хорошо помнилъ. Благоустрояя церковный чинъ и порядокъ въ г. Усть-Выми, онъ часто предпринималъ изъ него трудныя и небезопасныя поѣздки въ дальнія части своой епархіи, не щадя своихъ силъ и здоровья. Всюду онъ утверждалъ въ вѣрѣ и укрѣплялъ въ христіанской жизни юныхъ чадъ своей паствы и словомъ и примѣромъ своей святой жизни. Вступая въ бесѣды о вѣрѣ съ язычниками, населявшими еще во множествѣ восточную половину Перміи, св. Герасимъ многихъ и изъ нихъ обратилъ ко Христу, умноживъ паству, число св. храмовъ и составъ клириковъ. Святитель входилъ во всѣ нужды своихъ пасомыхъ не только духовныя, но и житейскія; онъ не щадилъ и своихъ средствъ, когда видѣлъ бѣдноту. Пермскіе насельники въ то время много терпѣли обидъ и напастей отъ враждебныхъ къ нимъ сосѣднихъ новгородскихъ ушкуйниковъ и отъ вятской вольницы тѣ и другіе не были еще подвластны московскому князю. Но особенно страшны были для Пермскихъ христіанъ дикіе вогулы и другіе сосѣдніе инородцы Зауралья. Св. Герасимъ являлся безстрашнымъ защитникомъ своей паствы и противъ этихъ внѣшнихъ враговъ ея. И не разъ силою своихъ увѣщаній онъ отвращалъ ихъ грозное нашествіе. Св. Герасимъ не устрашался появляться даже въ самомъ станѣ грубыхъ и жестокихъ вогуличей, чтобы своими убѣжденіями заставить ихъ или возвратить награбленное у мирныхъ обитателей или прекратить вражескій набѣгъ на нихъ. Неоднократно вызываемъ былъ св. Герасимъ изъ Усть-Выми и въ Москву, для рѣшенія дѣлъ всей Русской церкви на соборахъ, оттуда онъ возвращался къ своей паствѣ съ новыми милостями, льготами и дарами отъ князя и митрополита. Но продолжительное отсутствіе Архипастыря въ Москву имѣло для Пермской паствы и вредное вліяніе; она оставалась беззащитною. Въ концѣ жизни св. Герасима усилился коварный врагъ Перміи предводитель вогуличей Асыкя, который искалъ случая погубить и св. Герасима. Однажды св. Герасимъ, возвращаясь изъ поѣздки по епархіи, на лугу близъ Усть-Вымскаго городка, былъ удушенъ омофоромъ отъ руки своихъ прислужниковъ (его задушилъ омофоромъ одинъ новообращенный вогуличъ, котораго святитель взялъ къ себѣ на воспитаніе, чтобы подготовить его къ пастырскому служенію), подкупленныхъ врагами. Это было 24 января 1442 года. Тѣло священномученика съ благоговѣйнымъ плачемъ было отпѣто и погребено подъ каѳедральнымъ (Благовѣщенскимъ) соборомъ въ г. Усть-Выми.

Преемникомъ Герасима былъ ученый и благочестивый архимандритъ Питиримъ. Онъ родился ок. 1400 г., и постригшись въ иночество, какъ человѣкъ энергичный и ученый, скоро сдѣланъ былъ архимандритомъ одного изъ видныхъ монастырей въ Москвѣ. Здѣсь ему, между прочимъ, поручено было составить описаніе жизни и канонъ на обрѣтеніе мощей святителя Алексія, митр. Московскаго (†1378), находящійся донынѣ въ Мѣсячной Минеѣ подъ 20 мая. Съ первыхъ дней управленія Питиримъ занялся водвореніемъ мира и порядка въ обширной Пермской области, нарушаемаго сосѣдними дикими племенами. Онъ разослалъ къ нимъ грамоты, убѣждая ихъ не трогать мирныхъ жителей области – зырянъ. Но дикіе вогуличи не обратили вниманія на посланіе святителя и продолжали свои набѣги. Въ 1447 г. Питиримъ отправился въ Москву и просилъ великаго князя Василія Темнаго о помощи зырянамъ; Василій сложилъ часть подати съ пострадавшихъ, а бояре и граждане собрали денежныя пожертвованія. Но не радостно было возвращеніе святителя: въ его отсутствіе вогуличи напали на зырянъ, разграбили ихъ и многихъ увели въ плѣнъ. Питиримъ утѣшалъ пострадавшихъ, раздалъ имъ собранныя пожертвованія и наградилъ ихъ кромѣ того изъ своихъ средствъ. Затѣмъ онъ объѣхалъ свою паству, разсѣянную на дальнихъ разстояніяхъ, чтобы видѣть, какъ живутъ новообращенные христіане; съ опасностью жизни проникалъ онъ въ глухіе лѣса, терпѣлъ всякаго рода лишенія, не щадя здоровья, и училъ народъ вездѣ – въ домахъ, храмахъ и на открытомъ мѣстѣ. Своею проповѣдью Питиримъ успѣлъ обратить въ христіанство многихъ изъ вогуличей, но это пріобрѣтеніе новыхъ христіанъ впослѣдствіи стоило жизни святителю. Оно возбудило негодованіе вогульскаго князя Асыки. Асыка рѣшилъ отмстить Питириму и скрытно подступилъ къ Усть-Выми, мѣстопребыванію Питирима. Въ одинъ воскресный день, когда Питиримъ совершалъ молебствіе на берегу рѣки Выми, Асыка съ вогуличами внезапно подплылъ по рѣкѣ. Испуганный народъ, разбѣжавшись, оставилъ своего пастыря одного, и онъ безжалостно былъ замученъ врагами. Это совершилось 19 августа 1456 г. Честное тѣло св. Питирима, покрытое ранами, оставалось на мысу 40 дней, пока не былъ полученъ изъ Москвы отвѣтъ на увѣдомленіе о кончинѣ святителя. Послѣ сего мощи его, оказавшіяся нисколько не подвергшимися тлѣнію, торжественно отпѣты и погребены были рядомъ съ мощами св. Герасима. Жители изъ окрестныхъ мѣстъ сходились на поклоненіе мощамъ святителя, отъ которыхъ было много чудесныхъ исцѣленій.

Послѣ святого Питирима мѣсто епископа Пермскаго занялъ Іона, человѣкъ также благочестивый и дѣятельный, какъ и его предшественникъ. Родился онъ около 1400 г. Какъ одинъ изъ наиболѣе умныхъ и благочестивыхъ иноковъ своего времени, онъ былъ поставленъ въ Москвѣ на Пермскую епископію, по кончинѣ св. Питирима (1457 г.). Будучи въ Москвѣ при кончинѣ митрополита тоже св. Іоны, св. Іона, епископъ Пермскій, объявилъ собору предсмертное завѣщаніе любившаго его св. первосвятителя объ избраніи себѣ въ преемники митрополитомъ ростовскаго архіепископа Ѳеодосія (Бывальцева). Святительство свое въ Перміи св. Іона проходилъ при благопріятныхъ, сравнительно съ предмѣстниками его, мирныхъ условіяхъ и столь же ревностно и успѣшно. Не только новгородскіе ушкуйники, но и вятская вольница были усмирены твердою рукою Государя Іоанна III. Благоустрояя церкви и монастыри въ Усть-Выми и близъ ея, св. Іона расширилъ свою миссіонерскую дѣятельность значительно далѣе къ востоку. Неутомимо путешествуя по всей Великой Перміи и бесѣдуя о вѣрѣ съ разными представителями пермскаго язычества, св. Іона успѣлъ склонить къ принятію христіанской вѣры самого князя пермяцкаго. Окрестивъ его, св. Іона назвалъ его Михаиломъ, а потомъ, при его содѣйствіи, просвѣтилъ св. крещеніемъ жителей всей Пермской страны; «св. Іона добавнѣ крести великую Пермь» – такъ говорятъ о немъ лѣтописи. На мѣстахъ языческихъ капищъ св. Іона строилъ церкви и заводилъ училища. Въ главномъ городѣ Великой Перміи, – тогда Чердыни, – св. Іона учредилъ монастырь Іоанно-Богословскій. Иноки сего монастыря, равно какъ и другихъ, уже бывшихъ тогда въ Перміи обителей много содѣйствовали св. Іонѣ въ дальнѣйшемъ утвержденіи и распространеніи христіанской вѣры въ краѣ, по рѣкахъ Камѣ, Сылвѣ, Колвѣ, Вишерѣ, Чусовой и т. д. До конца жизни своей св. Іона неутомимо путешествовалъ по своей епархіи и мирно скончался въ Усть-Выми 6 іюни 1470 г. Честные останки его погребены близъ его святыхъ предмѣстниковъ, по лѣвую сторону.

Въ слѣдующемъ XVI столѣтіи Пермскіе епископы перестали жить въ Усть-Выми, а жили въ г. Вологдѣ; посему и епархія стала именоваться Вологодскою; Усть-Вымь остался въ Вологодской епархіи и тогда, когда возстановлена была Пермская епархія съ резиденціей – въ г. Перми (въ концѣ XVIII в.). Тогда какъ с. Усть-Вымь нынѣ ближе къ городамъ Перми и Вяткѣ, чѣмъ къ г. Вологдѣ.

29 января 1899 г. во всѣхъ церквахъ г. Перми было совершено торжественное богослуженіе въ честь памяти просвѣтителей Перми – первыхъ преемниковъ св. Стефана, св. епископовъ Пермскихъ – Герасима. Питирима и Іоны. По ходатайству Преосвященнѣйшаго Петра (Лосева), епископа Пермскаго и Соликамскаго предъ Св. Сѵнодомъ день этотъ навсегда сдѣланъ церковнымъ праздникомъ Пермской епархіи.

Акаѳисть святителямъ Герасиму, Питириму и Іонѣ, строителемъ великопермскимъ, былъ одобренъ Св. Сѵнодомъ и напечатанъ въ петроградской сѵнодальной типографии въ 1916 г.

※    ※    ※

Пѣснопѣпія и молитвы Усть-Вымскимъ чудотворцамъ

Тропарь, гласъ 4-й:

Первопрестольницы Пермстіи,/ истинніи хранитиліе апостольскихъ преданій,/ столпи непоколебиміи,/ православія наставницы,/ Герасиме, Питириме и Іоно,/ Владыку всѣхъ молите миръ вселеннѣй даровати// и душамъ нашимъ велію милость.

Кондакъ, гласъ 3-й:

Во святителехъ благочестно поживше,/ и Пермскія люди къ благоразумію наставивсте,/ добре Богу угодисте,/ сего ради отъ Него и чудесы прославистеся,/ тѣмъ же и земля Пермская хвалится,/ чтущи память Вашу вкупѣ;/ Вы же, яко источницы сугубыя благодати,/ непрестанно молите о притекающихъ къ Вамъ съ вѣрою,// подающе миръ и велію милость.

Икосъ.

Стефана великаго премницы, тріе Пермстіи ясніи свѣтильницы, Герасиме, Питириме и Іоно, Троицы поборницы, въ Перміи благочестно пожисте и Христовымъ ученіемъ многія люди утвердисте, сего ради Царствію Небесному наслѣдницы бысте и отъ Бога чудесы прославяетеся, радуйтеся, яко причастницы явнѣ Божія благодати.

Молитва святымъ Пермскимъ святителямъ: Герасиму, Питириму и Іонѣ – 1-я.

О, священніи Главы, преподобніи подвижницы, треблаженніи просвѣтителіе, Аввы духовніи, Герасиме, Питириме и Іоно! Молимъ Васъ присно мы недостойніи. Выну предстояще у Престола Вседержителя и веселящеся во славѣ небесной со ангелы и всѣми святыни, не престаните молящеся о насъ недостойныхъ и грѣшныхъ чадѣхъ вашихъ; поминайте стадо свое, еже сами упасли есте, и не забудете посѣщати его; молите, отцы священніи, за ны, дѣти своя духовныя, яко имате веліе дерзновеніе къ Небесному Царю; не презрите вѣрою и любовію чтущихъ васъ и память творящихъ вашу; не премолчите еже вопити за ны ко Господу: да избавимся отъ стрѣлъ вражіихъ плоти, міра и діавола. Вѣдуще Васъ и по смерти, яко живы сущія, припадаемъ къ Вамъ и милися дѣемъ, еже молитися Вамъ выну Всесильному Богу о пользѣ душъ нашихъ, испросити намъ время на покаяніе, невозбранно прейти намъ отъ земли на небо, мимо горькихъ мытарствъ, князей воздушныхъ, и вѣчныя муки избазитися, и небеснаго царствія сподобитися съ праведники, угодившими Господу Іисусу Христу, Ему же подобаетъ всякая слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Молитва святымъ Пермскимъ просвѣтителямъ: Герасиму, Питириму и Іонѣ – 2-я.

О, святія святителіе Христови: Герасиме, Питириме и Іоно! Вы просвѣтили есте духовнѣ многія Пермскія люди, во мракѣ язычества ходящія; и ко Христу приведосте отъ діавола поглощенныя многія души! Сохраните вѣрное стадо свое отъ татей хищныхъ, отъ мятежей и браней, отъ бѣдъ и напастей. Да славитъ всякъ тричисленное имя Ваше святое. Молите за ны грѣшныя, истинніи пастыри наши, да презритъ Господь согрѣшенія наша и да даруетъ намъ наслѣдіе вѣчное во славу святыя Троицы Отца и Сына и Св. Духа. Аминь.

Молитва св. Герасиму, Питириму и Іонѣ Пермскимъ – 3-я.

О, Благоблаженніи отцы наши: Герасиме, Питириме и Іоно! Услышите мя въ часъ сей еже къ Вамъ моленія моего! Помолитеся Троицѣ равночисленніи, ко Господу Богу, въ Троицѣ славимому, много бо дерзновеніе къ Нему стяжали есте, преискренніи молебницы наши. Да отпуститъ Господь согрѣшенія моя, яже по вся дни содѣваемая, и да сподобитъ мя зрѣти славу Его святую во вѣки вѣковъ. Аминь.

«Пермскія Епархіальныя Вѣдомости». 1908. № 3. Отд. Неофф. С. 45-47.

※    ※    ※

Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы.

Чудо 1

Лета 7117/1609 году генваря в 20 день привезли жену некую, именем Анну, с Вычегды реки, с Лены, и случися ей болезнь люта, в недоумении бывшу и ума отсупившу; и начат вопити и терзати власы своя, зане бе еи крепко страшно, аки некто страшит ея. И в той болезни страдал жена та год, и не могии такие болезни претерпети, иде ко врачу и начать поведати о случившейся ей болезни. И внезапну возопи во утробе ея и начать терзати и глаголати: «Никто ми не может пособити и исцелити». И паде жена та, аки мертва, и пребысть в той болезни другии год и приближившу еи к смертному часу. И от тое зле болезни обещась ехати на Усть-Выми многоцелебных мощей и к великим чудотворцем Герасиму, Питириму и Ионе. И в тои болезни муж ея привезе ко гробу великим чудотворцем, и певше об неи молебная и в то время наиде на жену ту сон. И, востав, бысть здрава, аки николи ж болела. И возопив со слезами и припаде ко гробу великих чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы и прослави Бога и угодников Его и, помолившеся, отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 2

Того же году февраля в 19 день привезоша к чудотворцам на Усть-Вымь человека именем Фалелея из Заречья, близ Усть-Выми, поприще едино, лежащу ему огненною болезнию и дьявольским наветом отступившу ума. И начать себя бити и поверзашеся во огнь и в воду и зубы хапаше и многая непотребная глаголаше. Сердоболя ж его едва привезоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе, и начата об нем мети молебная и окропивше святою водою и в том часе бысть здрав. Отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его великих чудотворцев.

Чудо 3

1646-го году декабря в 15 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам с Вычегда Яренскаго городка некую жену, именем Ульяну. И дьявольским наваждением случися еи болезнь люта: руце и нозе разслабеша и не моги двигнутися с места на место, ни руце ко устом принести не могуще. Сердоболя же ея ношаху и кормяху от рук своих. И бысть в тои болезни лет на десять. И бывшу еи при смерти от тоя болезни и обещася на Усть-Вымь видети гроб великих чудотворцев. И сердоболя привезоша ко гробу великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. И певше об неи молебная и кро-пивше святою водою, и в том часе бысть здрава, аки ни-коли ж болев. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 4

Того же году апреля в 4 день привезоша на Усть-Вымь к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе некую жену разслабленну, именем Мамельфу, волости, нарицаемые Шежема, с Вычегда. Случися еи руками разслабети и не моги рук своих ко устом принести и лица своего перекрести. И в начале тоя болезни ухва-тила та жена в руке сухое древо и оцепеша рука ея и от того сухаго древа вода истече и не могоша древа того из рук ее отторгнути никто. И бысть в разслаблении всем телом два лета, и привезоша ее ко гробу усть-вымских чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе. И певше об ней молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великих чудотворцев и абие получи здравие. Отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 5

1615 году мая в 5 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам с Вычегды реки з Зеленца человека именем Фалелея. И бывшу ему в болезни изступи ума и начать несмысленныя глаголати и бесноватись. Сердобо-ля ж его привезоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе. И певше об нем молебная и окропиша святаго водою и приложиша ко гробу и абие здрава бысть. И отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 6

1616-го году марта в 25 день н праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы прииде человек именем Тимофей Васильев сын с Сысолы реки, деревни з Гари, к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. И мятше его дух нечистый и бяше вельми во вся дни. Мало ослабя и бысть в чувствии и певше об нем молебная и окропише святою водою и приложися ко гробу великих чудотворцев Герасиму, Питириму и Ионе и от тоя злыя болезни бысть здрав. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его великих чудотворцев Герасиму, Питирима и Иону.

Чудо 7

Того ж дни привезоша к чудотворцам отроча, имяше дух нечистый, Калинника Карпова сына с Сысолы реки, из Пажги. И бьяше его по вся дни нечистый дух беспрестани. Отец же его и мати держаще, и певше об нем молебная и приложиша его ко гробу великих чудотворцев Герасиму, Питириму и Ионе и окропиша святою водою и абие бысть здрав отроча. И пребысть отец его и мати у гроба великих чудотворцев, помолившеся, отъидоша в дом свои, радующеся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 8

Того ж месяца марта в 29 день привезоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе с Выми реки, с Серегова, отроча разслаблена Филипа Родионова сына, разслабеша рукама и ногама. И отец его и мати принесоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе и певше об нем молебная и окропивше святою водою и приложиша ко гробу. И в том часе руце и нозе его стали прости, аки николи ж болеша, и бысть зрав. Отъидоша в дом свои радующеся величаху Бога и угодников Его.

Чудо 9

Месяца того же в 30 день привезоша ко гробу великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе Козму Игнатьева сына с Вычегда, Мыдорские деревни. Лежащу ему во огневой болезни тяжко и в болезни тои иступи ума своего и начать бесновати и глаголати несмысленная. И братья его привезоша ко гробу великих чудотворцев и певше об нем молебная и окропивше святою водою и приложиша ко гробу великих чудотворцев и абие бысть здрав. Отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 10

Того же лета месяца июня в 6 день на память преподобнаго отца нашего Лариона и преподобнаго Висариона, в тои же день Успениею, иже во святых отца нашего Ионы епископа, Пермьскаго чудотворца, привезоша некую жену именем Марью Еремиеву жену, из Ляль. Мучаше ея дух нечистый и от того иступивши еи ума и несмысленная глаголаше и лающе. И привезоша ее ко гробу великим чудотворцем Герасиму, Питириму и Ионе и певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великим чудотворцам; и в том часе бысть здрава и со всем разумом и смыслом.

Чудо 11

Того же лета июня в 15 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам с Вычегды, из Гаму, Антипу Афонасиева сына, имуще очную болезнь лет с пяти и света видети не мог ни мало. И певше об нем молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе и абие прозре очима и виде все светло и болезни не чюяще и бысть здрав, отъиде.

Чудо 12

129/1621-го марта в 6 день привезоша на Усть-Вымь к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе с Сысолы с Вотчи с Кунитба жену именем Антониду Андрееву дочь. А сказала: «Была де я в немощи главною бо-лезнию и очную годы с четыре и как де я обещалась на Усть-Вымь к великим чудотворцам и в тот де час здравие Бог даровал мне». И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великим чудотворцам. И отъиде, радуяся.

Чудо 13

1621-го году марта в 9 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму и Питириму и Ионе с Еренскаго городка инокиню Елисаву Степановскую жену, а сказала: «Была де я в розслабленье год временем и как де обещалась на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму и Питириму и Ионе с Рождества Христова и меня де чудотворцы в тот час исцелили и ныне здрава рукама и ногама». И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу чудотворцам. И отъиде в дом свои, славя Бога и угодников Его.

Чудо 14

Того ж году генваря в 6 день простили чудотворцы Герасим, Питирим и Иона с Вычегды, с Микшины Горы Стефана Володимерова. Была на нем лютая болезнь: нечистый дух бияше его вельми. И певше об нем молеб-ная и окропиша святою водою и бысть зрав. Отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 15

1622-го году марта в 21 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона с Сысолы, с Мыргаиба, Марину Савину жену, была на ней тяжкая болезнь: дух нечистый бьяше вельми. И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцовым и бысть здрава.

Чудо 16

Того ж году марта в 26 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона з Двины Трофима Скомороха; бысть на нем главная болезнь и очная. И певше об нем молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцовым и бысть здрав. И отъиде в дом свои, радуяся и хваля Бога.

Чудо 17

1626-го году февраля в 27 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона Меланью Степанову жену из Мыдора. Была она вся розслабление и как де она обещалась на Усть-Вымь к чудотворцем и меня де в тои час простили. И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцевым и бысть здрава. Отъиде в дом свои, радуяся, славя Богу и угодников Его.

Чудо 18

Того же году маия в 24 день пришел на Усть-Вымь чудотворцам Яков Савльев сын с Усть-Сысолы. А сказал: «Внезапну де нападе на меня мрак и руки и ноги от того мрака стали в разслабление и языком глаголати не могии. И во уме де своем обещался ехать на Усть-Вымь к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. И на мене де, аки сон нашел, и я де пробудился и болезни де в себе ни какие ни чую». И певше об нем молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцовым и бысть здрав весь, аки николи же болел.

Чудо 19

1637-го году сентября в 26 день пришел на Усть-Вымь по обещанию Соли Вычегодские Гордии Емельянов сын. А сказал: «грех ради моих был де очми слеп три годы и как де я вошел к чудотворцам во храм пети молебная и у меня де вдруг очи отворились и вижу де по-старому». И певше об нем молебная з звоном. И отъиде здрав восвояси, радуяся, хваля Бога и великих чудотворцев.

Чудо 20

Того ж году генваря в 21 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона Васильева сына Пономарева с Усть-Выми. Бывшу ему от пития иступити ума и начать на себе платье свое терзати, орати и зубы своими скречати и несмысленная глаголати и бесноватись. И пребысть в той болезни 6 дней. Сердоболи ж его привезоша во храм к великим чудотворцам и едва приложиша его кот гробу, он же, Василеи, в то время, аки ото сна воста. И певше об нем молебная и окропиша святою водою и в то часе бысть здрав, аки николи ж болел. Отъи-де в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его великих чудотворцев.

Чудо 21

1629-го году февраля в 28 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму и Питириму и Ионе жену именем Ирину Матвееву дочь с Вычегды ис Кирсы. А сказал отец ее Матфеи: «Была де в розслаблене три недели: руками и ногами не владела. И как де обещалась на Усть-Вымь к чудотворцам и того де часа стала здрава руками и ногами». И певше об неи молебная и отъидоша в дом свои, радуяся.

Чудо 22

Того ж году марта в 7 день привезоша на Усть-Вымь по обещанию с Визенгы жену именем Зиновью Никитину дочь, а Стефанову жену к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. А сказала: «Была де в розслаблене вся рукама и ногама, не могла ни с места двинутися. А лежала де в той болезни годы с четыре и как де я обещалась ехать на Усть-Вымь к чудотворцам нети молебная и я де стала здрава рот того недуга, аки николи болевши. И я де обет свои изолгала и к чудотворцам нети молебна не ездила. И минув де год времени и опять в тот же недуг впала. И лежала де неделю в розслабленье, а счишели де у меня все суставы и я де опять обещалась великим чудотворцам и в тот де час стала здрава от того всего недуга, аки николи ж болевши». И певше об неи молебная и окропиша святою водою. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 23

Того же дни привезоша на Усть-Вымь Герасиму, Питириму и Ионе жену именем Агафию Савину дочь с Визенги. И сказала: «Была де у меня очная болезнь, нимало де я свету видела, а лежала де я в тои болезни очной лето все. И как де я обещалась ехать на Усть-Вымь к чудотворцам и пети молебен и в тои часе дал Бог очи молитвами чудотворцев, как и прежде были». И певше об неи молебная и окропиша святою водою. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 24

Того ж месяца в 22 день приходил на Усть-Вымь к чудотворцем по обещанию Мокеи Григорьев сын ис Кибры. А сказал он, Мокеи: «Лежал де я в недуге два годы и был дряхл всеми составы и я де обещался на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе пети молебна и в том часе дал Бог здравие от того недуга, аки николи ж болев». И отъиде восвояси, радуяся и славя Бога и угодников Его.

Чудо 25

Того ж дни был из Кибры на Усть-Вымь к чудотворцам по обещанию Данило Семенов сын. А сказал: «Был де я, Данило, очми болен два годы и по иные дни мало и свет видел, а поиные дни нимало света видел». Да он же, Данило, сказал: «Прежде тои болезни два года был болен, едва мог ходити, и я де обещался в тои болезни идти к чудотворцам на Усть-Вымь и дал де Бог мне от болезни облегчение и я де тот обет свои забыл. И ныне де в очной болезни опять обещался усть-вымским чудотворцам и в том часе Бог здравие очам и от всего недуга, аки николи же болев». И певше об нем молебная и окропиша святою водою. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и великих чудотворцев Герасима и Питирима и Иону.

Чудо 26

Лета 7183 (1675) (по некоторым записям – 1582 г.) ноября 17 дня некто по имени Михей из Пустыни, что в Сольвычегодском уезде, сделавшись вдруг ночью неизвестно от чего болен ногою так, что не мог перейти с одного места на другое, когда по внушению некоего христолюбца Емилиаа, чтобы обещался помолебствовать устьвымским чудотворцам, положив во уме своем идти и молебствовать им, то тот человек сделался здоров. Но прибывши в Усть-Вымь, не застал священнослужителей дома и потому во исполнение своего обета точию оставил несколько денег на свечи и молебен, а сам воротился домой. Но по миновение времени он опять почувствовал боль в правом боку, приведшую его почти до смерти. Домашний его впали в печаль и малодушие, Михей же сказал: «Не гнева ли ради Усть-вымских чудотворцев это со мной случилось, что я некогда обещался им молебствовать и не исполнил сего в точности?» Тогда он рассказал родственникам от чего это произошло, а они подумавши, ему говорили: «Может быть молебен святым угодникам в самом деле не отправлен?» — и потому советовали ему пойти из Пустыни до Усть-Выми пешком и молебен отправить чудотворцам непременно при себе. Как же скоро он на это в уме своем согласился, то тот час сделался здоров и, исполнив по некотором времени обет свой в точности, почувствовал с того времени к угодникам Усть-вымским особое усердие и веру.

Чудо 27

Лета 7193 (1683). Тот же Михей в бытность свою в сибирских городах из-под Албазинского острога был взят в плен по повелению Китайского богдыхана в числе 97 человек, и в продолжении 15 недель, будучи в великой печали и опасности по причине неволи, скудной пищи и принуждения к отречению от христинской веры, положил в уме своем обет молебствовать паки Усть-вымским чудотворцам, да избавят они его от такого наказания. Вскоре по милости Божией и по ходатайству святых Его, дана была Михею свобода возвратися в отечество с пятью товарищами. По случаю сему, прибывши домой, он, Михей, для постоянного утверждения в памяти своей сего благодеяния Божия и благословения к Усть-вымским чудотворцам, устроил в своем селе часовню во имя их, и приходящих туда богомольцев и нищих принимал, исполнившись большого усердия по святителям.

Чудо 28

7201 (1693) (по некоторым записям – 1599 г.) года марта 4 числа, он же Михей по случаю домашних неприятностей вздумал переселиться в соседственную Чакульскую волость, перевезя вместе с собою часовню и икону чудотворцев Усть-вымских. И в бытность его уже там, вдруг в ночную пору заболел у него правый бок жестоко. Тогда он, Михей, подумал, что святителям не угодно его перемещение и обещался отложить свое намерение. Вследствие чего немедленно получил облегчение. Так как в Чакуле у Михея была куплена деревня для хлебопашества и жительства, то он снова предпринял тоже и, когда находился на новой селидьбе, то опять заболел у него тот же правый бок сильнее прежнего. Наконец, по усилившейся боли, принужден был сознаться, что наказуется он за нарушение обета, и сказал: воистину недобро есть противиться воле Божией, - и паки со слезами стал молиться святым угодникам Усть-вымским, обещеваясь непременно возвратиться на прежнее жительство. Получив облегчение в болезни, он немедленно отправился в Пустыню, везя с собою и чудотворный образ угодников, и дорогою же получил совершенное здравие, когда шел пешком, решивши ничего не предпринимать без их воли.

Чудо 29

Лета 7202 (1694) этот же Михей переехал на жительство в Урдомскую волость, икону помянутых чудотворцев взял с собой, а часовни оставил на своем месте в Пустыни, но здесь несчастье открылось над скотом его. Тогда сыну его Григорию, во время проповеди как бы вздемавшу, явился некий муж, украшенный сединами и в светлой одежде, и сказал тихо: «Григорий, перевозите вы из Пустыни часовню и поставьте на Урдоме близ своего дома, поставьте и образ великих святителей и другими иконами украсьте по обычаю, молебствуйте же на память их, милостыню творите и подастся вам от Бога по милости великих святителей Усть-вымских здравие и всякое благополучие».

Чудо 30

Лета 7214 (1706) тому же Михею опять приключилось несчастие поелику перевозить часовню из Пустыни он замедлился, то вешнее время лучший бык из стада скота его потерялся безвестно, и сколько Михей в продолжении 10 дней ни искал его со многими посторонними людьми - нигде не мог найти. Как сам хозяин, так и домашние его печалились и жалели его, но Михею известно было, к кому прибегать в печали. Он пред образом чудотворцев, павиан на колени, молился со слезами, чтобы открылись хотя бы малые следы потерянного вола, обещеваясь перевесть и часовню немедля. В то же время дочь его для некоторой надобности пошла на гумно и там в середине соломенного скирда увидела своего быка, который стоял и мычал. Михей, услышав о таком чуде и прославил Бога, позвал туда соседей, но никак не мог открыть, где оный бык в продолжении того времени находился и откуда очутился. После всего Михей получил самую твердую веру в святость и ходатайство Усть-вымских угодников, того же лета против течения Вычегды перевез часовню из Пустыни и украсил всякими украшением. За сию веру Михей получил особенное домовое благословение от Бога по молитвам святых угодников Усть-вымских.

Чудо 31

(7216-1708) (по некоторым спискам 1698) июня 11 дня получила исцеление от жестокой глазной болезни в храме великих святителей Пермских после отслужения молебна и окропивше святой водой при гробе их некая женщина Параскева из Пыелдина, что в Усть-Сысольском уеде. С приезду она в церковь была введена по причине слепоты при руководстве си..., ее приведших, а, помолившись в продолжении 7 дней, отправилась домой совершенно здоровою.

Чудо 32

Того же года декабря 14 дня некто Евдоким из Гривы того же Усть-Сысольского уезда, прибывши в Усть-Вымь в церковь чудотворцев, объявил о себе следующее в прошлых годах страдавши черною болезнью в продолжение 2-х годов, он молился разным святым и просил Господа Бога весьма усердно, чтобы ему сподобиться некоего извещения, к кому из святых он преимущественно должен попасть с молением о исцелении. В одну ночь во время дремания представите ему три святителя Усть-вымские сказали: «Ты, Евдоким, отныне не пей хмельного, положи обещание ехать в Усть-Вымь молебствовать тамошним чудотворцам. Это продолжай исполнять пешком по три года и получишь исцеление». Проснувшись, он не видел никого, но, помня видения, немедленно положил в ум свой обет ходить и молебствовать, как ему было приказано, и тотчас сделался здоров.

Чудо 33

1710 июня 26 дня некто Иосиф, прибывший из Устюга, объявил о себе, что он после трясучей лихорадки впал в расслабление всего тела и находился в том положении до полугода, так что наконец бы при смерти. В один день около полудня во время легкого сна явились ему Усть-вымские чудотворцы, все трое вместе, и сказали голосом тихим: «Иосиф, обещайся идти в Усть-Вымь, молебствовать тамошним угодникам, и получишь там исцеление». В то же мгновение сделалось ему легче, и как скоро положил в уме исполнить по повелению, тотчас сделался здоров. Исполнив же молебные пения при гробе угодников Божиих, он отправился домой, радуясь и благодаря Бога и угодников Его.

Чудо 34

Некая женщина по имени Анна (по некоторым сведения зазорного поведения) объявила также, что она страдала икотною порчей около двух лет так, что впала в изтупление ума, почасту произносила в это время непристойные слова и, бывши наконец при смерти, положила в уме своем во избавление своего от такого несчастья молебствовать святым Усть-вымским чудотворцам. Вследствие сего сделалось ей легче, а когда исполнила обещание и окропилась святою водою, то совершенно от болезни избавилась.

Чудо 35

Из соседнего Коквицкого села привезли к церкви святых чудотворцев некую женщину Марфу родителя ея, страдающую икотною порчею, которая быв введена в церковь насильно долго твердила по-зырянски (пом воис... – конец пришел). Когда же она была привлечена с великим усилием ко гробу чудотворцев и отправилась по просьбе приведших молебное пение, то она как бы от сна пробудилась, начала приходить в рассудок. Наконец, помолившись со слезами и окропившись святой водою, совершенно исцеела.

Чудо 36

Некая девица Агриппина Ленского наволока, что ниже Яренска, долгое время страдавши глазами, почти совсем наконец потеряла зрение, услышав же о чудесах великих святых Герасима, Питирима и Ионы Усть-вымских, и что с многим недужным молитвами их подается... исцеление в различных болезнях, она сделала обещание поклониться им, молясь сама в себе со слезами, и тотчас болезнь ея прошла.

Чудо 37

Мальчик из соседнего селя Ляльского Стефан Киселев после молебствования Усть-вымским чудотворцам, радуясь и благодаря Бога и угодников его, объявил, что он был болен жестоко глазами и около 10 дней совершенно не видел света, мать же его Катерина, видя его в таком безнадежном состоянии, горько плакала и печалилась, но, подумав о избавлении от такого несчастья сына своего припасть к молитвам и мощам Усть-вымских чудотворцев, она сделала решительный обет исполнить это. Ему немедленно сделалось легче, а мать, увидев это, повелела и самому молиться и обещаться, и, когда он по ее повелению исполнил, в тот же час оздоровел.

Чудо 38

Лета 7222 (1714) января 27 дня прибывший из Мезени Кеврольского уезда (ныне Мезенского) из деревни, нарицаемой Окладникова слобода, некто Козьма Дмитриев объявил о себе, что он, будучи не совсем здоров глазами, первого числа генваря поехал из дому для торговой надобности в Усть-Вымь на праздник святителей, так как 24 числа здесь открывается Торжок, но дорогою жестоко занемог глазами и совсем потерял зрение. На половине дороги, простирающейся до четырех верст, а именно в Глотовой слободе, он, услышав о чудесах Усть-вымских угодников и помолившись усердно Богу, положил не только намерение молебствовать им, но и житие и образ их списать, давшись же ненадолго сну, получил исцеление, как бы не бывал и болен, и поехал вперед с радостию.

Чудо 39

7223 (1715) февраля 6 дня, прибывшая к чудотворцам на поклон с Сысолы из села Либерского крестьянка Ксения Петрова Пашнина между прочим рассказала о себе следующее: 7215 (1707) года, когда она, Ксения, жестоко страдавши утробою, находилась уже при смерти, пришло ей однажды на мысль, чтобы съездить в Усть-Вымь и молить тамошних чудотворцев со звоном, да по молитвам их Господь помилует их. Болезнь в тот же час прошла. Но, отлагая от времени до времени свое путешествие в Усть-Вымъ и исполнение обета, она держала в уме своем одно то, что когда-нибудь исполнит, а на самом деле к тому не принуждала себя. И вот летом прошлого 7222 года Господь посетил ее вторично несчастьем. Збирая в лесу грибы, она нечаянно наткнулась правым глазом на сучек дерева, от этого сильно заболел не только правый, но и левый глаз так, что почти совершенно ослепла. В продолжение жестокой скорби и печали сей вспомнила она свой обет и говорила: «не за то ли Господь наказует, что я до сих пор не исполнила своего обета Усть-вымским чудотворцам?» И немедленно стала на молитву с плачем и слезами, говоря: «О великие чудотворцы Усть-вымские, простите мне грех мой, подайте исцеление и здравие, воистину без отлагательства поеду и исполню обет мой». Простая, но пламенная молитва ея привлекла немедленное милосердие Божие и исцеление.

Чудо 40

7224 (1716) генваря 24 дня крестьянин с Урдомы, Венденского селения деревни Лоптюжской Трофим Иванов Жданов, прибывши для поклонения чудотворцам, объявил в церкви притчу и случившемуся народу следующее: в прошлом году во время сильной глазной болезни, продолжавшейся 7 лет, столь жестокого болела у него голова, что он, не находя нигде покоя, жил в погребе, чтобы не слышать человеческого голоса и отнюдь не видеть света солнца, находясь в совершенном отчаянии на выздоровление. В этом положении мысленно прибегал он ко многим святым и молился со слезами о облегчении от болезни, но не было пользы. Наконец так ослабел, что не мог пошевелиться с места, однако, будучи в рассудке. 21 ноября он вспомнил об Усть-вымских угодниках и, как слыхал, что по молитвам их даруются от Бога различныя исцеления и милость страждущим, то стал молиться им, говоря: «Неужели я, многогрешный, ... буду благодати и прочее». Положил также во уме своем ехать в Усть-Вымь и молебствовать двукратно. С того времени он почувствовал себя несколько легче и начал усердно молиться, обещаясь немедленно ехать и отслужить молебен у чудотворных мощей троекратно. Эта удвоенная молитва была услышана и больной сподобился Божией милости немедленно.

Чудо 41

Бывший здесь для богомолья 1837-го года марта 16 дня Сольвычегодского уезда из Красноборска Юрье-На-волоцкой деревни крестьянин Симон Ларионов Ширяев объявил между прочим следующее: он, имевши разслабление в коленях обеих ног с полгода времени так, что не мог ни встать на ноги, ни переступить ими, перед новым 1837 годом ночью в сновидении получил повеление от трех путешественников, в простонародном платье ему явившихся, чтобы он, если желает быть здоров, сделал обет сходить в Усть-Вымь за Яренск, в неизвестно ему до того место далее и по имени, для богомолья и поклонения трем святым угодникам, о которых также никогда не слыхал. В явлении оном все трое представились ему стоящими пред ним рядом и крайний с правой руки указывал ему, молиться и поклониться среднему между ими стоящему, говоря: «Ему молись и кланяйся, он тебя помилует». Причем прибавил и то, что как ты видишь нас здесь, так и там мы все трое живем вместе, а теперь пошли странствовать по России и исцелять подобных тебе болящих. Как же скоро он, Ширяев, в сновидении оном по приказанию их положил непременный обет сходить в Усть-Вымь и поклониться, то тотчас проснулся, и помня живо и ясно бывшее видение, немедленно встал с постели на ноги и начал стучать в дверь, так как один за перегородкою, чтобы жену отперла оную и высекши огонь подала ему есть. Тогда он, рассказавши свое сновидение и последовавшее исцеление, тотчас в удостоверение того пошел на двор, не чувствуя ни болезни, ни слабости в ногах. Для поклонения здесь был он 16-го марта и в тот же день возвратился. От самаго до Шенома, что 60-ть верст ниже Яренска, шел пешком, а оттуда ехал на конях, по причине усталости и плохой дороги. Писано со слов Ширяева. Достойно замечания, что жена у него раскольница и есть еще малолетняя дочка.

Чудо 42

Сольвычегодскаго уезда Чакульской волости Гришановской деревни крестьянин Семен Григорьев Балушкин, бывший в разслаблении и без ума два месяца, по учинению обета материю его молебствовать сдешним святым угодникам, получил исцеление и разсудок. Для поклонения был 1839 года генваря 26 дня.

Чудо 43

1842 года марта 17 дня бывший для богомолья Сольвычегодскаго уезда Пустынской волости Фоминской деревни крестьянин Антон Михайлов Ушаков, объявил между прочим, что он назад тому года два, испугавшись от некоего сновидения страшнаго, сделался болен утробою и страдавши тяжко около полугода, положил наконец поклониться сдешним святым угодникам и иконе Николая Чудотворца, что на Весляне; вскоре после того получил облегчение, а наконец, и совершенно выздоровел.

 

Чудеса с 1 по 25 печатаются по списку XVII века (РГВ, Ф.173.1.), чудеса с 25 по 43 – по списку XIX века (ГАВО, Ф. 883, оп.1, д.183.). Впервые опубл. в: «История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы» Сыктывкар 1996. С. 76-91.

 

Сост. Ред.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: