«Что душа въ тѣлѣ, то Духъ Божіи въ церкви». Слово блаженнаго Августина въ день Пятидесятницы.

Настоящимъ торжествомъ мы, братіе, прославляемъ пришествіе Святаго Духа, Котораго послалъ Господь на землю, по Своему обѣтованію, которое Онъ изрекъ Своимъ ученикамъ слѣдующимъ образомъ: аще не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ: аще ли же иду, послю его къ вамъ (Іоан. 16, 7). И вотъ, послѣ того какъ Господь пострадалъ, умеръ, воскресъ и вознесся на небо, оставалось исполниться Его обѣтованію. Ожидая исполненія этого обѣтованія, ученики его, числомъ, какъ сказано, яко сто и двадесятъ (Дѣян. 1, 16), т. е. десятикратно увелилившимся въ сравненіи съ числомъ апостоловъ (ибо апостоловъ Господь избралъ двѣнадцать, а Духа послалъ ста двадцати), пребывали въ одномъ домѣ, терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи (Дѣян. 1, 14). Проводя такъ время, они самою вѣрою и молитвою, самымъ духовнымъ ожиданіемъ содѣлали себя новыми мѣхами, способными вмѣщать въ себя новое, небесное вино. И вотъ оно излилось! Ибо Господь Іисусъ Христосъ, этотъ многоплодный виноградный гроздъ, уже созрѣлъ и былъ прославленъ.

Вы, братіе, уже слышали, какимъ великимъ чудомъ было ознаменовано это событіе. Всѣ, присутствовавшіе въ горницѣ, знали только одинъ языкъ. Нисходитъ Духъ Святый, и, исполнившись Его, они стали говорить разными языками всѣхъ народовъ, дотолѣ для нихъ непонятными и незнакомыми. Учителемъ ихъ былъ Тотъ, Кто пришелъ съ неба: Онъ вселился въ нихъ и преисполнилъ ихъ. Въ то время не для однихъ только стадвадцати учениковъ, собравшихся въ одной горницѣ, но и для каждаго, кто принималъ Духа Святаго, знаменіемъ сего служило то, что всякій, внезапно исполнившись Духа, говорилъ разными языками. Спустя немного времени, по свидѣтельству Писанія, вѣровали и язычники, крестились, принимали Духа Святаго и – говорили разными языками (Дѣян. 10, 44-48). Тогда ужасахуся вcu и недоумѣвахуся, другъ ко другу глаголюще: что убо хощеть сіе быти? Иніи же ругающеся глаголаху, яко виномъ исполнена суть (Дѣян. 2, 12-13). Видящіе смѣялись и однакоже отчасти говорили правду, потому что новые мѣхи наполнены были новымъ виномъ. Вамъ же извѣстно изъ евангельскаго повѣствованія, что никтоже вливаетъ вина нова въ мѣхи ветхи (Матѳ. 9, 17), ибо душевенъ человѣкъ не пріемлетъ яже Духа Божія (1 Кор. 2, 14). Плоть есть ветхое, а благодать – новое; и чѣмъ болѣе человѣкъ обновляется благодатію, тѣмъ успѣшнѣе онъ можетъ умудряться въ истинѣ. И вотъ, когда излилась благодать Духа Святаго, излились разноязычные глаголы!

Но, братіе, неужели нынѣ не даруется Духъ Святый? Кто думаетъ такъ, тотъ не достоинъ общенія съ Духомъ Святымъ, ибо Онъ даруется и нынѣ. Почему же нынѣ никто не говоритъ на всѣхъ языкахъ, какъ въ то время говорили исполнившіеся Духа Святаго? Отъ чего это зависитъ? Отъ того, что прообразуемое этимъ даромъ языковъ нынѣ пришло въ исполненіе. Хотя Господь и отвѣчалъ ученикамъ Своимъ, вопрошавшимъ о времени устроенія царства Его – нѣсть ваше разумѣть времена и лѣта, яже Отецъ положи во Своей власти (Дѣян. 1, 7); однако Онъ тогда снова обѣщалъ то, что нынѣ исполнилъ: пріимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете ми свидѣтели во Іерусалимѣ же и во всей Іудеи и Самаріи и даже до послѣднихъ земли (Дѣян. 1, 8). Вскорѣ потомъ Церковь, заключавшаяся тогда въ одномъ домѣ, приняла Святаго Духа. Церковь эта состояла изъ малаго числа членовъ, а по языкамъ она ужо и тогда была всемірная. Это служило прообразомъ будущаго состоянія Церкви. Ибо на что указывалось тѣмъ, что первенствующая Церковь, будучи малочисленна, говорила однако всемірными языками? Не на то ли, что нынѣшняя Церковь, многочисленная и распространившаяся отъ востокъ солнца до запада, говоритъ языками всѣхъ народовъ? Такъ исполняется нынѣ то, что тогда было обѣтовано. Мы это видимъ и слышимъ. Слыша дщи и внждь (Псал. 44, 11), сказано было самой царицѣ, т. е. слыши обѣтованіе и виждь его исполненіе: вѣренъ тебѣ Богъ твой, вѣренъ Женихъ твой, вѣренъ тебѣ Искупитель твой, стяжавшій тебя кровію Своею, вѣренъ тебѣ Тогъ, Кто сотворилъ тебя изъ неимѣющей вида и образа – невѣстою прекрасною, изъ нечистой – дѣвою чистою. Ты сама получила о себѣ обѣтованіе, но получила его въ чадахъ немногихъ, а исполненіе обѣтованія – въ чадахъ безчисленныхъ. Итакъ, пусть никто не говоритъ: если я получилъ Духа Святаго, то почему но говорю разными языками?

Послушайте о семъ и еще, братіе мои, желающіе имѣть общеніе Духа Святаго. Духъ нашъ, которымъ мы живемъ, называется душою; и смотрите, что душа творитъ въ тѣлѣ. Она оживляетъ всѣ члены его: очами видитъ, ушами слышитъ, ноздрями обоняетъ, языкомъ говоритъ, руками дѣлаетъ, ногами ходитъ. Она присуща всѣмъ членамъ и всѣ ихъ оживляетъ: она разливаетъ по всѣмъ членамъ одну жизнь, а чрезъ каждый членъ совершаетъ дѣло особенное. Не слышитъ глазъ, не смотритъ ухо, не видитъ языкъ, не говоритъ ни глазъ, ни ухо; но всѣ они живутъ: живетъ ухо, живетъ языкъ; занятія у нихъ различны, а жизнь у всѣхъ общая. Такъ и Церковь Божія – чрезъ однихъ святыхъ совершаетъ чудеса, чрезъ другихъ изрекаетъ истину, въ однихъ святыхъ хранитъ дѣвство, въ другихъ блюдетъ супружеское цѣломудріе, въ однихъ творитъ то, въ другихъ – иное. Каждый членъ Церкви имѣетъ свойственную себѣ дѣятельность, и всѣ равно живутъ. Но, что душа въ отношеніи къ тѣлу человѣческому, то же Духъ Святый въ отношеніи къ Церкви, которая есть тѣло Христово. Духъ Святый такъ же дѣйствуетъ во всей Церкви, какъ душа дѣйствуетъ во всѣхъ членахъ одного тѣла.

Но смотрите, чего вамъ должно опасаться, смотрите, что должно вамъ наблюдать и чего слѣдуетъ страшиться. Случается, что отъ живаго тѣла отсѣкается какой-нибудь членъ, напримѣръ рука, перстъ или нога: остается ли душа въ отсѣченномъ членѣ? Доколѣ онъ въ тѣлѣ, дотолѣ и живетъ, а будучи отдѣленъ отъ тѣла, лишается жизни. Такъ и человѣкъ – дотолѣ остается христіаниномъ, доколѣ живетъ въ тѣлѣ Христовомъ въ Церкви, а находясь въ отлученіи отъ нея, онъ духовно умираетъ: отлученнаго оставляетъ Духъ Божій. Итакъ, если желаете жить въ Духѣ Святомъ, храните любовь, возлюбите истину, ревнуйте о единеніи, да тако достигнете блаженной вѣчности. Аминь.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1900. № 21. С. 817-819.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: