Радость отца Димитрія (Святочный разсказъ).

Отецъ Димитрій двадцать лѣтъ уже священствовалъ въ захолустномъ селѣ. У него была благословенная семья, состоящая изъ пятерыхъ дѣтей. Трое учились въ губернскомъ городѣ. Четвертый подготовлялся въ церковно-приходской школѣ. А пятый былъ еще младенецъ руконосимый.

Уныла и однообразна сельская жизнь въ зимнюю стужу. Полная противоположность благодатной веснѣ. Тогда все цвѣтетъ и благоухаетъ, такъ что деревня вожделѣнна даже для горожанъ. А теперь въ природѣ все мертво и безжизненно. Кругомъ занесло. Ни проходу, ни проѣзду.

Въ трудовой жизни сельскаго батюшки за послѣднее время стали встрѣчаться большія невзгоды и непріятности. Они навѣяны пресловутымъ «освободительнымъ движеніемъ». Появилось много смутьяновъ. Они возстали противъ Церкви и духовенства. Подбиваютъ народъ или со всѣмъ уничтожить вознагражденіе за пастырскіе труды или до послѣдней степени ограничить его. Или еще того хуже, стали учить, что не нужно ни за чѣмъ и обращаться то «къ попамъ», не нужно ни «на духъ» ходить, ни ко Причастію...

Между тѣмъ жизнь съ каждымъ днемъ дорожаетъ. Воспитаніе дѣтей становится тяжелымъ бременемъ. Матеріальные недостатки. Семейныя невзгоды...

Такова невеселая картина жизни сельскаго батюшки. Не мало нужно силы духа, чтобы поддержать въ себѣ бодрость и энергію.

Не унывалъ отецъ Димитрій. Утѣшая семью, онъ говоритъ: «тяжелыя времена настали. Нынѣ всѣмъ тяжело. Такова, вѣрно, воля Божія».

Отецъ Димитрій былъ человѣкъ благодушный, жизнерадостный. До старости онъ сохранилъ въ себѣ юношескую веселость, доброту и привѣтливость. Житейскія невзгоды тяготили его, но не подавляли. Матеріальные недостатки безпокоили, но не удручали.

Онъ живетъ надеждою на милость Божію. Всѣ свои горя и печали онъ привыкъ ввѣрять Богу, Которому онъ служитъ много лѣтъ. Тяжело станетъ на душѣ, пойдетъ во храмъ Божій, помолится и будетъ легче...

Особенную отраду и утѣшеніе доставляли ему великіе Христовы праздники, когдя церковь была полна народу.

Это окрыляло отца Димитрія. Въ эти дни онъ бывалъ особенно торжественно настроенъ, совершалъ службу и молился съ большимъ усердіемъ.

Къ празднику Рождества Христова онъ начиналъ приготовляться еще задолго. Онъ старался весь проникнуться величіемъ міроваго событія, чтобы быть ангеломъблаговѣстникомъ для своей паствы.

Насталъ рождественскій сочевникъ.

Псаломщикъ, занятый мірскими заботами къ приготовленіяхъ къ празднику, убѣждалъ батюшку оставить церковную службу, очень продолжительную въ этотъ день, ибо въ церковь въ этотъ день народъ не ходитъ.

– «Будемъ служить для себя, подготовимъ себя къ празднику», отвѣчалъ съ пастырскою настойчивостью отецъ Димитрій. «Какъ можно пропустить такую службу? Въ ней предъизображается праздникъ по всѣмъ евангелистамъ, изображается, какъ Іосифъ и Марія путешествовали изъ Назарета въ Виѳлеемъ, чтобы исполнить повинность – записаться ради всеобщей переписи. Какъ пропустить службу, послѣ которой уже поются тропарь и кондакъ праздника?.. Праздникъ будетъ не полный».

Дѣйствительно, служилъ о. Димитрій, не смущаясь, что въ храмѣ нѣтъ ни души, кромѣ псаломщика и сторожа. Онъ веселъ. Онъ предвкушаетъ праздничную радость.

Читая св. Евангеліе, онъ невольно волнуется и благодарная слеза готова скатиться съ его глазъ.

Поздно уже окончилась служба. Не задолго до вечерней звѣзды.

А звѣзда эта ясная, лучезарная. Сколь отрадную вѣсть нѣкогда принесла она страждущему человѣчеству! Она возвѣстила міру, что въ городѣ Виѳлеемѣ родился Спасъ міру Христосъ.

Не даромъ же народъ такъ чтитъ эту звѣзду. Не даромъ добрый Христіанинъ въ рождественскій сочевникъ старается хранить строгій постъ «до звѣзды», чтобы довела она его до яслей Виѳлеемскихъ.

Любилъ и отецъ Димитрій полюбоваться на эту звѣзду. Любилъ онъ, съ ея появленіемъ, вновь переживать тѣ великія событія, о которыхъ читалъ въ сегодняшнемъ Евангеліи.

Задолго онъ садился къ окну и наблюдалъ, скоро-ли явится на небѣ эта таинственная звѣзда. Когда онъ замѣчалъ ея появленіе, то набожно крестился предъ св. иконою. Господь сподобилъ его вновь дожить до великаго праздника!

По деревенскому обычаю праздничное Богослуженіе начинается раннею заутреней. Всенощной не бываетъ.

Рано утромъ сталъ о. Димитрій снаряжаться къ Божественной службѣ. Онъ весь былъ праздничная радость. Какъ пріятно было смотрѣть на него въ эти минуты!

Вотъ и началась служба. Храмъ полонъ народу. Съ клироса разносится торжественная пѣснь Христосъ раждается славите;... возносимая къ небу устами простыхъ людей, отъ искреннихъ сердецъ. Эта пѣснь неизъяснимою радостью наполняетъ людскія сердца. Радость эта прежде всего свѣтится на добромъ лицѣ отца Димитрія.

Потомъ, отдается она и во всѣхъ вѣрующихъ сердцахъ. Всѣмъ радостно, ибо всему міру возвѣщена радость велія... Забыты всѣ тяготы и невзгоды, всѣ горя и печали. Такова сила христіанскаго праздника!

Кончилась служба. Отецъ Димитрій пошелъ домой радостный, сіяющій. Собралась вся семья. Прославили Христа. Батюшка благословилъ трапезу. Весь столъ уставленъ былъ яствами. Замѣчается вездѣ достатокъ и изобиліе.

Забылъ о. Димитрій прежніе недостатки. Не обманула его надежда, что не оставитъ Богъ щедрыми милостями Своего служителя.

Еще разъ изъ глубины души возблагодарилъ онъ милосердіе Божіе. Слава въ вышнихъ Богу!

Потомъ, отъ полноты любящаго благодарнаго сердца пошелъ онъ возвѣщать эту ангельскую пѣснь въ дома своихъ прихожанъ.

 

«Церковное слово». Изд. Вологодскаго братства Всемилостиваго Спаса. 1909. № 159. С. 942-944.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: