Протоіерей Стефанъ Семеновъ – ТОРЖЕСТВО ВСЕЛЕНСКОЕ. Слово въ недѣлю Православія.

День радостный и веселія исполненный явися днесь Свѣтлость бо догматъ истиннѣйшихъ блистаетъ, и сіяетъ Церковь Христова, украшена возставленми иконъ святыхъ нынѣ и изображеній сіянми, и единомысліе бываетъ вѣрныхъ Богопочтенное. (Служ. 1-й нед. В. П. на хвал. Стих. Воскр. 3).

И вѣрно и истинно слово церковной пѣсни; настоящій день есть день веселія и радости исполненный для всей православной Церкви и для каждаго изъ вѣрныхъ чадъ ея. Совершаемое нынѣ торжество Православія служить приличнѣйшимъ и благолѣпнѣйшимъ памятникомъ минувшихъ судебъ св. Церкви и богодарованныхъ побѣдъ ея надъ врагами св. вѣры Христовой и евангельскаго благочестія и благочинія. Съ сердечнымъ умиленіемъ добрый сынъ отечества созерцаетъ памятники его славы и величія. Не можетъ не исполниться чувствами радости и утѣшенія и сердце преданнаго своей духовной матери сына православной Церкви въ свѣтозарный день настоящаго торжества ея. По выраженію церковной пѣсни «нынѣ небо и земля веселится, и ангеловъ и человѣковъ собраніе». «Яко Христосъ – Слово миръ даде сущимъ на земли, и Божественнымъ Церквамъ единство вѣры». Кто же изъ вѣрныхъ чадъ Церкви можетъ оставаться холоднымъ и безучастнымъ при такомъ благознаменитомъ праздникѣ вселенской Церкви?

Какъ попечительная мать, св. Церковь нарочито подготовила чадъ своихъ къ достойному и наиболѣе сознательному участію въ настоящемъ торжествѣ предочистительныымъ дѣйствіемъ поста. молитвы и покаянія, исповѣди и причащенія животворящихъ тайнъ Христовыхъ. Подучивъ столь высокое благодатное просвѣтленіе, вы, Боголюбезныя души, безъ сумрачнаго предубѣжденія будете созерцать умомъ и чувствовать сердцемъ предстоящее днесь совершеніе вселенскаго торжества св. Церкви. Предъ вами во всемъ духовномъ благолѣпіи раскроется величественная картина и поучительное зрѣлище вѣковѣчной борьбы Церкви съ тьмочисленными врагами и ея побѣдъ надъ ними силою Креста и благодати Всесвятаго Духа. Вашему умственному созерцанію представится богосвѣтлый сонмъ доблестныхъ подвижниковъ вѣры и благочестія всѣхъ временъ ветхозавѣтныхъ и новозавѣтныхъ, лики пророковъ, апостоловъ, мучениковъ, исповѣдниковъ, и всѣхъ угодниковъ Божіихъ, во благоуханіи святыни просіявшихъ. Кто же изъ предстоящихъ не умилится при столь чудномъ зрѣлищѣ, кто не проникнется благоговѣйными мыслями и чувствами хвалы и благодарности къ Богу – Благодѣтелю. Создателю и Хранителю св. Церкви? – Безъ сомнѣнія въ глубинѣ душъ вы унесете нынѣ отселѣ и надолго сохраните некрадомое сокровище спасительныхъ впечатлѣній, помысловъ и желаній.

Такъ, братіе, нынѣ св. Церковь празднуетъ великую побѣду, и не одну, а цѣлый многовѣковой рядъ побѣдъ надъ всѣми врагами своими, надъ тысячами еретиковъ и ересей. и надъ самыми вратами ада. Поучительно и любопытно знать и уяснить: когда и какъ началось нынѣ совершаемое празднество?

Начало ему положено за тысячу лѣтъ до нашихъ дней, въ царствѣ Греческомъ. Въ то время св. Церковь болѣе ста лѣтъ вела многотрудную борьбу съ ересью иконоборческою. Богомерзкая ересь красовалась подъ царскою багряницею, какъ ангелъ сатанинъ дя уловленія рабовъ Божіихъ является подъ образомъ ангела свѣта. При импер. Копронимѣ злочестивомъ лжесоборъ иконоборцевъ поставилъ мерзость еретическаго запустѣнія на мѣстѣ святѣ: ересь провозглашена догматомъ, святой догматъ попранъ, какъ ересь. Неистовствующее злочестіе. какь бурный потокъ разрушительный, разлилось по всему христіанскому востоку, по всей тогдашней Греко-Римской имперіи. Погибало древнее, отеческое, апостольское, богопреданное благочестіе, обнажалось благолѣпіе св. храмовъ, раздиралась боготканная красная одежда невѣсты Христовой. Но вотъ къ отрадѣ и утѣшенію ея, по смерти преемника Копронимона. руководимые Святѣйшимъ патріархомъ Константинопольскимъ Тарасіемъ, благовѣрная царица Ирина и сынъ ея Константинъ. созвали VII Вселенскій Соборъ. Православный Соборъ сей возстановилъ спокойствіе св. Церкви. Ересь иконоборческая обличена, нпзвержена. поражена проклятіемъ – анаѳемою. Вселенская истина и благочестіе торжествовали.

Но торжество сіе оказалось лишь на время. Еще не наступилъ конецъ страданіямъ Церкви; какъ многоглавая гидра, бывъ поражена на Соборѣ, это порожденіе врать адовыхъ – ересь ожила, подняла ядоносную главу свою и съ новою, лютостію устремилась на честное иконопочитапіе. Подъ жестокимъ правленіемъ Льва Армянина безпорядокъ и смятеніе въ Церкви достигли крайней степени; ожесточеніе и неистовство враговъ Церкви перешли всѣ границы. Пастыри бѣжали и разгонялись отъ словесныхъ стадъ, овцы Христовы расточались по дебрямъ лжевѣрія. Доблестные защитники истины иконопочитанія разсылались въ заточеніе. Преемникъ Льва Армянина Михаилъ Аморей свергаетъ съ патріаршеской каѳедры ревнителя благочестія Меѳодія и на его мѣсто поставляетъ икопоборца Іоанна. Доблестный Евфимій. архіепископъ Сардійскій, посылается въ заточеніе и тамъ пріемлетъ мученическій вѣнецъ за исповѣданіе честныхъ иконъ. Затѣмъ двѣнадцатилѣтнее царствованіе сына Михайлова Ѳеофила было продолженіемъ жестокаго гоненія на честныя иконы и ихъ чтителей. Народъ волновался изъ конца въ конецъ тогдашней Имперіи Греческой. Ересь торжествовала. Церковь раздиралась. Повсюду изъ храмовъ и частныхъ домовъ честныя иконы были извергаемы, попираемы, дожигаемы; языкъ, изрекавшій слово за истину, и руки, ихъ оберегавшія, были усѣкаемы. Ѳеофилъ закончилъ собою длинный и мрачный рядъ гонителей честнаго икононочитанія. Пролитая имъ кровь исповѣдниковъ наконецъ возопила въ послѣдній разъ къ Верховному Правителю судебъ Церкви объ отмщеніи и умиротвореніи, и на вѣки утвердила и запечатлѣла вселенскую истину почитанія св. иконъ. Неизобразимо тяжка и трудна была борьба св. Церкви съ лютѣйшею изъ ересей, и продолжалась болѣе столѣтія (съ 726 по 842 годъ но Рож. Хр.).

По смерти Ѳеофила правленіе царствомъ перешло въ руки супруги его Ѳеодоры, благоговѣйной чтительницы св. иконъ. Начало своего царствованія она ознаменовала возвращеніемъ изъ заточенія и возстановленіемъ па святительскихъ каѳедрахъ и по церквамъ пастырей и святителей – исповѣдниковъ. Возстановленъ былъ на цареградскомь патріаршествѣ и благочестно-доблестный Меѳодій. По откровенію свыше великому Іоанникію, подвизавшемуся на горахъ Олимпійскихъ, вмѣстѣ съ прибывшимъ къ нему великимъ постникомъ Арсаакіемъ. по совѣщаніи ихъ съ богопросвѣщеннымъ Исаіею – затворникомъ Никомидійскпмъ, возвѣстившимъ конецъ иконоборной ереси, – Іоанникій и Арсаакій являются къ патріарху Меѳодію въ Царьградъ, и вмѣстѣ сь нимъ представляются боголюбивой царицѣ Ѳеодорѣ. И благочестивая царица, къ величайшему утѣшенію и радости ихъ, тутъ же предъ лицомъ ихъ, снявши съ персей честный образъ Богородицы, постоянно ею носимый на шеѣ и свято чтимый, облобызала предъ ними, поклонилась ему съ умиленіемъ, и торжественно изрекла: «кто не покланяется св. иконамъ, да будетъ анаѳема». Здѣсь же и тотчасъ рѣшено въ благочестномъ совѣтѣ царицы, патріарха и на лицо предстоявшихъ боголюбцевъ: въ первый воскресный день Великаго поста торжественно и всенародно возстановить почитаніе св. иконъ.

Къ назначенному дню и часу собралось безчисленное множество народа. Патріархъ, сонмъ митрополитовъ, архіепископовъ, епископовъ, архимандритовъ, игуменовъ, священниковъ – весь клиръ церковный, въ присутствіи императрицы Ѳеодоры и сына ея Михаила, при стеченіи несмѣтнаго множества мірянъ всѣхъ званій, состояній и возрастовъ, совершили крестный ходъ. Шествіе началось изъ соборнаго храма. Впереди несли, какъ побѣдныя знамена, животворящій крестъ и св. иконы. Въ знаменіе невидимаго присутствія Самого Іисуса Христа посреди собравшихся во имя Его въ срединѣ шествія было несено св. Евангеліе. Пѣвцы пѣли священныя пѣсни во славу Божію и въ честь св. иконъ. Народъ проливалъ слезы умиленія и рыдалъ отъ полноты благочестивыхъ чувствъ и радости духовной, взывая: Господи помилуй! При такъ называемыхъ красныхъ вратахъ шествіе остановилось. Водворилась тишина и священный соборъ торжественно изрекъ благословеніе на поборниковъ и почитателей св. иконъ и анаѳему на враговъ иконопочитанія. Такимъ образомъ, предъ лицомъ неба и земли, окончательно поражена иконоборческая ересь. Крестный ходъ возвратился тѣмь же порядкомъ въ соборный храмъ. Такъ совершено въ первый разъ торжество Православія за тысячу пятьдесятъ лѣтъ до насъ – въ 842 году по Р. Хр. Тоже самое торжество, съ прибавленіемъ празднественнаго воспоминанія побѣды и надъ всѣми прочими ересями. совершаетъ св. Церковь и нынѣ, – и безъ сомнѣнія будетъ совершать оное изъ рода въ родъ – отнынѣ и до вѣка.

Какую важность и значеніе имѣетъ нынѣшнее торжество православія? – Нынѣ – торжество вселенское. Весь боголѣпный чинъ дневнаго служенія, всѣ обряды его выражаютъ сіе. Нынѣ воспоминается VII Вселенскій соборъ, обновляется и какъ бы олицетворяется соборный храмъ сей, предстоятельствующій Архипастырь и священнодѣйствующій въ сонмѣ свяшеннослужащихъ. Многочисленное собраніе вѣрующихъ – все это вмѣстѣ наглядно представляетъ Церковь апостольскую, отеческую, вселенскую. И сіе священнодѣйствіе совершается не здѣсь только: оно совершается во всѣхъ каѳедральныхъ соборныхъ храмахъ, насажденныхъ по всѣмъ странамъ міра, гдѣ живетъ и дѣйствуетъ православная вѣра и Церковь, повсюду возглашается нынѣ: Православія день празднуемъ православиіи людіе! Чтоже иное – сіе торжество Церкви, какъ не живой отликъ – вѣшаніе и образъ Вселенскихъ соборовъ? – «Воистину день радостный и веселія исполненный явися днесь. Единомысліе бываетъ вѣрнымъ Вогосочиненное». –

Настоящее празднество въ высшей степени назидательное и вѣроучнтельное. Какъ вѣщаніе соборовъ Вселенскихъ, оно вслухъ всей подсолнечной взываетъ: «вотъ здѣсь, – въ Церкви православной истина вселенской вѣры: утверждайтесь на ней, какъ на краеугольномъ камнѣ спасенія. Вотъ здѣсь – въ нѣдрахъ православной Церкви вѣра апостольская, вѣра отеческая, вѣра, Христомъ преданная, – сія вѣра вселенную утвердила. А внѣ православной Церкви – душенагубныя заблужденія, берегитесь ихъ, какъ угрожающихъ погибелью камней претыканія и соблазна». – Какъ отголосокъ Вселенскихъ соборовъ. предстоящее торжество предлагаетъ во всеобщее услышаніе проповѣдь многообъемлющую, самую убѣдительную, живую и дѣйственную. Въ ней учатъ вѣрѣ и благочестію св. отцы, вселенскіе учители и соборы, апостолы, вся въ совокупности вселенская Церковь и Самъ Глава Церкви – Господь Христосъ. Настоящее торжество преподастъ уроки и наставленія самые важные: безпрекословное повиновеніе Церкви и власти Предержащей, и въ сущности всѣ христіанскія обязанности и гражданскія добродѣтели.

Нынѣ торжество, поражающее враговъ Церкви и вѣры. Какимъ оружіемъ Церковь поражаетъ нынѣ враговъ своихъ? – Оружіемъ анаѳемы – отлученія. Этимъ мечемъ духовнымъ, обоюду-острымъ, Церковь разсѣкаетъ всякое общеніе съ еретиками, отдѣляетъ ихъ отъ своей ограды, отлучаетъ оть себя. Такой судъ Церкви на первый разъ представится можетъ слишкомъ строгимъ и грознымъ. Но строго ли поступаетъ всякое благоустроенное общество, когда изгоняетъ изъ своей среды мятежныхъ членовъ для охраны общаго спокойствія и блага? Можно ли назвать строгимъ поступокъ отца семейства, когда онъ выброситъ изъ своего дома ядоноснаго змія, угрызавшаго дѣтей его и домочадцевъ? Строго ли поступаетъ врачъ, когда отсѣкаетъ пораженный заразою членъ, дабы спасти цѣлое тѣло – всего человѣка? – Строгость ли отдѣляетъ зачумленнаго отъ общенія съ здоровыми? Нѣтъ, не строгость, а исполненная любви и благопопечительности мудрость и опытность дѣйствуетъ такъ во всѣхъ этихъ и подобныхъ случаяхъ. Чтоже такое еретикъ – развратникъ вѣры, какь не мятежникъ противъ Церкви и Бога, какъ не змій губитель, полный яда смертоноснаго, какъ не гнилой членъ, пораженный неисцѣльною и смертельно заразительною язвою? Послѣ сего терпѣть еретиковъ въ нѣдрахъ Церкви значить губить и разрушать цѣлую Церковь: отлучать же, анаѳематствовать еретиковъ – значить соблюдать и сберегать цѣлую Церковь. Изъ этого ясно: строгость или благопопечительная мудрость и любовь побуждаетъ св. Церковь поражать мечемъ анаѳемы- отлученія закоренѣлыхъ враговъ св. вѣры.

Постарайтесь, братья, сколь можно внимательнѣе слѣдить за молитвами, чтеніями и пѣснопѣніями предстоящаго богослуженія. Тогда вы до глубины души проникнитесь убѣжденіемъ, что въ церковномъ судѣ отлученія еретиковъ св. Церковь являетъ ту истинно-материнскую любовь, по которой Она готова снова страдать болѣзнями рожденія, чтобы возвратить отпадшихъ въ нѣдра свои. Какъ бы то ни было, все же анаѳема-отлученіе есть дѣйствіе прискорбное и страшное. Такъ. Но совершенно вѣрно то, что если Церковь гремитъ проклятіемъ – отверженіемъ, анаѳемою противъ сыновъ противленія, то именно потому, что анаѳема неизбѣжно-необходима въ Церкви воинствующей-земной, какъ необходимо оружіе на войнѣ. Только въ Градѣ небесномъ, въ Церкви торжествующей-небесной, въ Царствъ вѣчной славы Тайновидѣцъ не узрѣлъ анаѳемы, и возвѣстилъ намъ, что тамъ только, на новомъ небѣ и новой землѣ, анаѳемы не, будетъ; ибо тамъ не будетъ враговъ у Церкви. Тамъ уничтоженъ будетъ и послѣдній врагь-смерть. А Церковь земная повсюду окружена безчисленными врагами, непрестанно подвизается въ борьбъ сь ними, и доколѣ она имѣетъ необходимость въ оружіи противъ враговъ, дотолѣ въ ней необходимо и отлученіе – анаѳема. Въ раю до паденія первозданнаго не было анаѳемы: не будетъ ея и въ новомъ раю – въ царствѣ славы (Ааок. XXII, 3). Настанетъ вѣчность. Господь Вседержитель снова, какъ при сотвореніи міра и человѣка, воззритъ на дѣла рукъ безконечной любви своей, и опять узритъ, что вся добра зѣло. Тогда только не будетъ отлученій, ибо не будетъ отступленій. Тогда и тамъ будетъ обитать одна правда, а съ нею благословеніе Божіе, и въ немъ потечетъ чистая рѣка воды животворной, по изображенію Тайновидца, свѣтлая яко кристаллъ, исходящая отъ престола Божія и Агнча. потечетъ неизсякаемый источникъ вѣчнаго блаженства для всѣхъ святыхъ и праведныхъ, наслѣдниковъ царства славы; ибо тамъ скинія Божія вселится среди людей: и тіи людіе Его будутъ. И Самъ Богъ будетъ съ ними. Богъ ихъ, – и будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (Апок. гл. 21, 3; гл. 22). Тамъ будетъ едино стадо доброе, безпорочное, и единъ Пастырь всеблагій, и они будутъ едино. вѣчно и неизмѣнно. –

Будемъ же и всѣ мы вѣровать православно и жить благочестно, и молиться всеусердно: да причтетъ Господь и насъ всѣхъ ко избранному стаду своему, въ царствѣ вѣчной славы.

Заключимъ слово – поучительнымъ словомъ св. Апостола: вы же, возлюбленніи, святою вашею вѣрою назидающе себe, Духомъ святымъ молящеся, сами себе въ любви Божіей соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Іисуса Христа, въ жизнь вѣчную (Іуд. гл. 1, ст 20, 21). Аминь.

 

Протоіерей Ст. Семеновъ.

 

«Оренбургские Епархиальные Ведомости». 1892. № 7. Ч. Неофф. С. 179-185.

 


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: