Проповѣдническія темы на 14-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

1. Въ евангельскомъ чтеніи за литургіей въ 14-ю недѣлю по Пятидесятницѣ излагается причта Христова о бракѣ царскаго сына (Матѳ. XXII, 1-14). Притчею этою рѣшается вопросъ, имѣющій существенное отношеніе къ миссіонерскому дѣлу: почему не всѣ люда спасаются, хотя спасеніе предназначено Богомъ для всѣхъ? По указаніямъ притчи, одни не спасаются потому, что открыто пренебрегаютъ благодатію Божіею (ст. 1-8), а другіе не получаютъ спасенія потому, что не сообразуются съ Богомъ установленнымъ порядкомъ спасенія (ст. 9-14). Эти указанія притчи должны послужить предостереженіемъ для тѣхъ православныхъ христіанъ, которые не съ должнымъ благоговѣніемъ принимаютъ богоустановленныя благодатныя средства ко спасенію. Таковымъ легкомысленнымъ людямъ должно напомнить, что они не спасутся, если не покаются. Болѣе же подробно проповѣдникъ можетъ остановиться на выясненіи грѣха сектантовъ-баптистовъ по отношенію къ благодати Духа Святаго, необходимой для спасенія. Необходимости благодати для спасенія наши сектанты не отрицаютъ: въ ихъ вѣроученіи говорится, что оправданіе человѣка совершается «при постоянномъ вліяніи Духа Святаго». Грѣхъ сектантовъ состоитъ въ томъ, что они не признаютъ всѣхъ богоучрежденныхъ благодатныхъ средствъ къ спасенію. Въ своемъ вѣроученіи они говорятъ объ обращеніи грѣшника посредствомъ слова Божія, о святомъ крещеніи, о святой вечери, но нѣтъ здѣсь указанія на елеосвященіе, покаяніе, священство, именно какъ на богоустановленныя таинства, необходимыя для спасенія. Слову Божію они усвояютъ такія благодатныя дѣйствія, которыя, по указанію Св. Писанія и вѣрованію православной Церкви, преподаются въ таинствѣ крещенія. Святое крещеніе и святая вечеря въ истолкованіи сектантовъ являются не тѣмъ, чѣмъ они должны быть но Божественному установленію: «крещеніе есть плодъ вѣры и любви ко Христу», «святою вечерію каждый разъ оживляется въ сердцахъ воспоминаніе о Сынѣ Божіемъ, и Онъ снова въ ихъ душѣ является въ Своей кровавой красотѣ», – такъ говорятъ сектанты.

На основаніи ясныхъ свидѣтельствъ Свящ. Писанія (Іоан. I, 12-13; V, 3. 5; Дѣян. Ап. VII, 38; ХХII. 16; 1 Петр. IIІ, 21; Римл. VI. 6; 1 Кор. VI, 9-11; Гал. III, 27; Ефес. V, 25-27; Кол. II, 11-13; Евр. X, 21-22; Матѳ. XXVI, 28; Іоан. VI, 54-57; 2 Петр. 1, 4; 1 Кор. XI, 24; Евр. X, 29 и др.), проповѣдникъ долженъ выяснить, какъ заблуждаются сектанты въ ученіи о крещеніи и причащеніи. Обличающія сектантовъ свидѣтельства Свящ. Писанія показываютъ, что и само слово Божіе не служитъ для нихъ благодатнымъ богодарованнымъ средствомъ. Истинный путь ко спасенію можетъ указать только истинная-Христова Церковь, Церковь православная; спастись можетъ тотъ, кто по указанію Церкви, будетъ сообразоваться съ порядкомъ спасенія, установленнымъ Самимъ Богомъ.

2. Содержаніемъ апостольскаго чтенія въ 14-ю недѣлю по Пятидесятницѣ служитъ введеніе во 2-е посланіе къ Коринѳянамъ (2 Кор. I, 21-24; II, 1-4). Св. апостолъ Павелъ объясняетъ причины, по которымъ онъ не могъ быть въ Коринѳѣ, и разсѣиваетъ неосновательные слухи, распространенные его коринѳскими недоброжелателями, будто онъ невѣренъ и непостояненъ въ своемъ словѣ. Каждый христіанинъ, по словамъ св. ап. Павла, въ своемъ сердцѣ имѣетъ внутреннее свидѣтельство относительно вѣрности и непреложности истинъ Евангелія: «Утверждающій насъ съ вами во Христѣ и помазывающій насъ есть Богъ, Который и запечатлѣлъ насъ и далъ залогъ Духа въ сердца наши» (21-22). Въ этихъ словахъ св. ап. Павла наша православная Церковь видитъ указаніе на таинство мѵропомазанія. Такое апостольское указаніе проповѣдникъ и можетъ положить въ основаніе миссіонерскаго поученія о таинствѣ міропомазанія. Въ поученіи должно раскрыть слѣдующія положенія:

1) Христіанинъ, получившій даръ Духа Святаго въ таинствѣ крещенія, нуждается въ особомъ благодатномъ освященіи, которое укрѣпляетъ его въ христіанской жизни (Іоан. VIΙ, 37-39; Дѣян. Ап. VIΙΙ, 5-17; Римл. VIΙ, 14-15).

2) По волѣ Божіей, св. апостолы низводили благодать Духа Святаго на новокрещенныхъ христіанъ посредствомъ руковозложенія, которое называли помазаніемъ отъ Святаго, т. е. Духа (I Іоанн. II , 20. 27; 2 Кор. I, 21).

3) Согласно указаннымъ основаніямъ, въ православной Церкви непосредственно послѣ крещенія совершается таинство мѵропомазанія для сообщенія христіанину даровъ Духа Святаго, необходимыхъ для укрѣпленія въ душѣ христіанской истины и благочестія (Ефее. I, 17-19; III, 16-17).

4) Отрицаніе сектантами таинства мѵропомазанія, такимъ образомъ, противорѣчитъ Слову Божію, апостольскому ученію и практикѣ не только православной Церкви, но и другихъ христіанскихъ общинъ, считающихъ необходимымъ освященіе новокрещеннаго благодатію Св. Духа посредствомъ таинства, отдѣльнаго отъ крещенія.

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 35. Ч. Неофф. C. 820-822.

 

См. также:

Проф. Аѳанасій Ивановичъ Булгаковъ – Когда нужно креститься?




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: