Проф. Аѳанасій Ивановичъ Булгаковъ – Когда нужно креститься?

Единъ Господъ, едина вѣра, едино крещеніе. (Ефес. ІV, 5)

Исповѣдую едино крещеніе. (10 ч. Символа вѣры)

Церковь Христова отъ временъ апостоловъ въ теченіе полуторы тысячи лѣтъ во всѣхъ концахъ міра одинаково рѣшала этотъ вопросъ такъ: креститься нужно каждому человѣку, когда онъ можетъ сдѣлаться членомъ царства Божія и пользоваться его благами, т. е. когда онъ можетъ быть христіаниномъ. Такъ поступала Церковь, слѣдуя точно Слову Божію, которое говоритъ, что крещеніе необходимо для того, чтобы войти въ царствіе Божіе: Аще кто не родятся водою и духомъ, не можетъ внити въ царствіе Божіе (Іоанн. III, 5); а такъ какъ, по собственнымъ словамъ Господа нашего Iисуса Христа, дѣтямъ преимущественно принадлежить царство Божіе: Оставите дѣтей и не возбраняйте имъ пріити ко мнѣ: таковыхъ бо есть царство Божіе (Матѳ. XIX, 14); то съ самыхъ первыхъ временъ Церкви Христовой, когда въ ней не было еще никакихъ раздѣленій, крещеніе совершалось и надъ дѣтьми: каждое христіанское семейство крестило дѣтей, вѣруя въ благодатную силу таинства, установленнаго Господомъ Iисусомъ Христомъ. Исповѣданіе вѣры родителей и воспріемниковъ замѣняло при этомъ личную вѣру малолѣтняго. Родители же и воспріемники его давали обязательство научать дитя вѣрѣ по достиженіи имъ необходимыхъ къ тому лѣтъ.

Но спустя полторы тысячи лѣтъ послѣ Iисуса Христа появились на западѣ лжеучители, которые стали говорить, что крещеніе человѣка дѣйствительно только въ томъ случаѣ, когда онъ самъ лично можетъ исповѣдать свою вѣру. Слѣдовательно люди, получившіе крещеніе въ дѣтствѣ, не могутъ быть названы истинными христіанами; чтобы стать таковыми, они должны вновь креститься въ зрѣломъ возрастѣ, когда измѣнится ихъ смыслъ – изъ прежняго плотскаго грѣховнаго, въ новый духовный, свободный отъ грѣха, или иначе: когда произойдетъ возрожденіе, перерожденіе человѣка. Въ основаніе для таковыхъ разсужденій полагаются слова Iисуса Христа: Иже вѣру иметь и крестится, спасенъ будетъ (Марк. XVI, 16). Изъ этихъ словъ, – говорятъ, – видно, что вѣру свою исповѣдать человѣкъ долженъ еще до крещенія; только тогда онъ можетъ получить крещеніе и будетъ спасенъ, или станетъ членомъ Церкви Божіей. Таково въ общемъ ученіе всѣхъ перекрещенцевъ, въ послѣднее время распространяемое среди православнаго русскаго народа баптистами, меннонитами, молоканами, штундистами. Къ тому же клонится ученіе нѣкоторыхъ лютеранскихъ пасторовъ, которые, не имѣя твердой опоры въ прочно установленномъ догматическомъ ученіи, не стѣсняются провозглашать прямо баптистское ученіе, когда дѣло идетъ о таинствѣ крещенія. По сообщенію «Всеобщей Евангелико-Лютеранской газеты», недавно, пасторъ Д-ръ Зульце въ Саксоніи составилъ слѣдующій планъ принятія новорожденнаго христіанскаго дитяти въ общину (Allgemeine Evangelisch-Lutherische Kirchenzeitung, 1892, № 30: статья «Neologisches», ss. 722. 723).

I. Нѣсколько времени спустя послѣ рожденія дитяти, устрояется въ присутствіи родителей «церковное торжество», во время котораго духовное лице «отъ имени общины» высказывается, что она (община) благодаритъ Iисуса Христа, (за что?) даетъ и этому ребенку спасеніе (?) и обязываетъ его родителей сообщить сему ребенку по порученію общины и во имя служенія ей все, что необходимо для спасенія души. Родители даютъ обѣтъ, что съ Божіею помощію сдѣлаютъ все, чтобы воспитать ввѣренное имъ дитя до степени чадя Божія (zu einem Kinde Gottes). Если все это выполнено, то и сдѣлана замѣна принудительнаго (или необходимаго – Nothtaufe) крещенія.

II. До 14 лѣтъ дитя получаетъ образованіе въ школѣ и отъ духовнаго лица общины... Если дитя пожелаетъ креститься, то это ему можетъ быть дозволено. Крещеніе оглашенныхъ по прошествіи одного года должно происходить одновременно въ присутствіи общины... Оглашенные объявляютъ, что они принадлежатъ въ Церкви, несомнѣнно сохраняютъ вѣру во Отца и Сына и Св. Духа и хотятъ вести жизнь по вѣрѣ... Это исповѣданіе вѣры должно быть изложено примѣнительно къ пониманію дѣтскаго возраста... Крещеніе совершается чревъ окропленіе... Крещенные обѣщаются принять участіе въ конфирмаціонномъ обученіи, назначенномъ въ опредѣленное время церковью (общиною).

III. Въ теченіе этого обученія, продолжающагося 4 года, молодой человѣкъ знакомится съ истинами вѣры болѣе подробно, а въ концѣ обученія происходитъ конфирмація, какъ и теперь въ лютеранской церкви. Теперь человѣкъ уже получаетъ право участвовать въ причащеніи, при чемъ произносится уже настоящее исповѣданіе вѣры и дается обѣтъ принадлежать Церкви Христовой.

Изъ этого «плана» видно: 1) что крещеніе у нѣкоторыхъ лютеранъ, какъ и у перекрещенцевъ, не считается необходимымъ до нѣкотораго (раньше 14 лѣтъ) возраста: вмѣсто него считаютъ возможнымъ установить какое-то «церковное торжество»; 2) что крещеніе обращается въ простое символическое дѣйствіе; 3) что дѣтей воспитываютъ въ истинахъ христіанства, не сообщивъ имъ Св. Духа, какъ было съ учениками въ Ефесѣ{1}. Дѣтей въ 14 лѣтъ позволяется крестить, «если они сами пожелаютъ» (а если нѣтъ?). Вотъ до чего доходитъ дѣло въ тѣхъ случаяхъ, когда объ истинахъ христіанской вѣры начинаютъ разсуждать съ точки зрѣнія чистаго разума! Посему мы и задаемся цѣлію рѣшить вопросъ: когда нужно креститься?

Чтобы отвѣтить на этотъ вопросъ, нужно обратиться къ слову Божію и къ первымъ временамъ Церкви Христовой и найти тамъ всѣ мѣста, говорящія о крещеніи тѣхъ, которые вступали въ освованную Іисусомъ Христомъ и его учениками Церковь. Во-первыхъ, нужно рѣшить вопросъ о томъ, что такое крещеніе, какъ оно произошло и въ чемъ Его сущность, или главная сторона. Во-вторыхъ, нужно рѣшить вопросъ о возрожденіи, или духовномъ перерожденіи человѣка. Когда эта два вопроса будутъ правильно рѣшены, тогда самъ собою рѣшится вопросъ и о томъ, когда должно происходить крещеніе: послѣ перерожденія человѣка, или вмѣстѣ съ нимъ, или же раньше его.

Въ таинствѣ крещенія, какъ и во всѣхъ другихъ таинствахъ, есть двѣ стороны: внѣшняя и внутренняя. Внѣшняя сторона таинства крещенія, или его форма, имѣетъ весьма важное значеніе: она служитъ символомъ полнаго омовенія человѣка отъ всѣхъ грѣховъ, содѣянныхъ имъ до крещенія{2}. Апостолъ Петръ говоритъ: покайтеся и да крестится кійждо васъ во оставленіе грѣховъ и пріимете даръ Святаго Духа (Дѣян. II, 38); также и Ананія говоритъ Савлу (или Павлу): что медлиши; воставъ крестися и омой грѣхи твоя, призвавъ имя Господа (Іисуса) (Дѣяній, XXII, 16). Омовенія совершались и въ ветхомъ завѣтѣ, какъ символы очищенія сердечнаго. Таковы омовенія во время Синайскаго законодательства{3}, или при богослуженіи{4}. Совершенно иной смыслъ имѣло крещеніе водою, которое совершалъ предтеча и Креститель Господень Іоаннъ. По словамъ апостола Павла: Іоаннъ крести крещеніемъ покаянія, говоря людямъ, да во грядущаго по немъ вѣруютъ, сирѣчъ во Христа Іисуса (Дѣяній, XIX, 4); при этомъ крещеніи каждый раскаявался во грѣхахъ своихъ, исповѣдалъ ихъ и давалъ обѣщаніе исправить свою жизнь. Посему крещеніе Іоанна, или погруженіе въ воду и называется неоднократно крещеніемъ покаянія или въ покаяніе{5}. Покаяніе же есть полное измѣненіе прежнихъ мыслей и чувствъ{6}, а за нимъ слѣдуетъ намѣреніе исправить свою жизнь. Но раскаяніе во грѣхахъ и измѣненіе мыслей и чувствъ человѣка можетъ осуществиться сравнительно быстро; совершенно иное дѣло – исправленіе своей жизни: здѣсь недостаточно простаго желанія, – нужно привести желаніе къ исполненію, нужно бороться долго и упорно противъ господства грѣховной природы и побѣдить ее. До пришествія Iисуса Христа на землю такая борьба была совершенно безплодна: человѣкъ, не смотря на всѣ свои усилія, оставался рабомъ грѣха и чувствовалъ на себѣ всю его тяжесть; онъ каялся, но не могъ исправить своей жизни. Поэтому до пришествія Iисуса Христа и не было крещенія въ покаяніе: безъ заслугъ Iисуса Христа покаяніе не могло имѣть надлежащаго плода, а потому не могло быть дано и того обѣтованія, которое дается при крещеніи (обѣтованія объ отпущеніи грѣховъ). Нисходитъ на землю Сынъ Божій, и Его Предтеча Іоаннъ совершаетъ крещеніе покаянія, говоря, что теперь человѣку дано обѣтованіе о прощеніи грѣховъ, теперь есть уже Тотъ, Который возьметъ на Себя грѣхи міра{7}. Крещеніе, которое совершалъ Іоаннъ Предтеча, было залогомъ для человѣка въ томъ, что онъ не только будетъ освобожденъ отъ грѣховъ, но и отъ грѣховнаго сѣмени, рабомъ котораго онъ былъ до того времени. – Тоже самое значеніе имѣло и крещеніе учениковъ Іисуса Христа, которые крестили даже больше народа, чѣмъ Іоаннъ Предтеча. Крещенные ими были принимаемы въ число учениковъ Іисуса Христа и составляли, такъ сказать, цѣлую школу, возбуждавшую зависть у фарисеевъ и учениковъ Іоанна Крестителя{8}. Крещеніе Іоанново, крещеніе водою въ покаяніе, освящено было примѣромъ самого Іисуса Христа, крестившагося отъ Іоанна во Іорданѣ въ началѣ своего общественнаго служенія; и такъ какъ крещеніе Iисуса Христа сопровождалось изліяніемъ на Него Св. Духа, то крещеніе это и можно считать первообразомъ христіанскаго крещенія. Въ немъ проявилась полнота Божества (явился Богъ въ Троицѣ) и освящены были воды для благодатнаго крещенія во имя Отца и Сына и Св. Духа. Но христіанское крещеніе во имя Отца и Сына и Св. Духа могло начаться только послѣ совершенія искупительнаго дѣла Iисусомъ Христомъ, съ которымъ тѣсно связано ниспосланіе Святаго Духа въ 50-й день по воскресеніи. – Христіанское крещеніе въ словѣ Божіемъ имѣетъ различныя наименованія, которыми выражается его внутренняя сторона. Оно называется совлеченіемъ тѣла грѣховнаго плоти, обрѣзаніемъ нерукотвореннымъ{9}, облеченіемъ во Христа{10}, крещеніемъ въ смерть{11}, спогребеніемъ Христу{12}, крещеніемъ во оставленіе грѣховъ{13}. Но умирая о Христѣ въ крещеніи, ветхій человѣкъ и возстаетъ со Христомъ, и въ силу воскресенія Христова начинаетъ о Христѣ новую жизнь, что ясно видно изъ словъ апостола Павла: Спогребшеся Ему (Христу) крещеніемъ въ немъ – же и совостасте вѣрою (Колосс. II, 12). Отсюда ясно видно, что крещеніе есть вмѣстѣ съ тѣмъ возстаніе и начало новой жизни, – жизни обновленнаго человѣка. Сводя все сказанное о крещеніи къ одному, мы видимъ, что при крещеніи прощаются человѣку прежніе его грѣхи и дается обѣтованіе о прощеніи его будущихъ грѣховъ; что его прежнее грѣховное существо, или ветхая плоть (ветхій человѣкъ Адамъ, какъ говоритъ слово Божіе){14} совлекается и погребается во Христѣ; и вмѣсто этого человѣкъ облекается въ плоть новаго послѣдняго Адама, или во Христа. Отсюда ясно слѣдуетъ, что до крещенія человѣкъ остается тѣмъ, чѣмъ были всѣ люди до Христа, т. е. существомъ, подобнымъ своимъ прародителямъ Адаму и Евѣ; до крещенія человѣкъ не можетъ начать жизни о Христѣ: не можетъ начать своего возрожденія. Перекрещенцы говорятъ, что для крещенія человѣку необходима своя собственная личная вѣра, и въ подтвержденіе указываютъ на слова: иже вѣру иметь и крестится, спасенъ будетъ (Марк. XVI, 16). Отсюда, говорятъ они, слѣдуетъ, что крещенію должна предшествовать оправдывающая вѣра, иначе крещеніе не имѣетъ значенія. Но они не должны упускать изъ виду того, что если бы человѣкъ и до крещенія могъ достигнуть такой (оправдывающей) вѣры, то крещеніе было бы не нужно. Очевидно, что здѣсь говорится не о такой вѣрѣ, которая служитъ условіемъ оправданія, а о простомъ признаніи истинности евангелія; здѣсь говорится о вѣрѣ въ собственную грѣховность, о вѣрѣ, какъ о признаніи своего безсилія въ дѣлѣ собственнаго спасенія, и о вѣрѣ въ необходимость помощи Божіей. Подобнаго рода вѣра совсѣмъ недостаточна для спасенія; таковая вѣра не можетъ выразиться въ плодахъ, или добрыхъ дѣлахъ. Чтобы принести плоды, достойные покаянія, естественныя силы человѣка должны быть подкрѣплены сверхъестественною помощію. Таковую помощь подаетъ человѣку крещеніе. Если мы обратимся къ исторіи апостоловъ и ихъ дѣятельности, то увидимъ, что они только такой вѣры требовали отъ новообращенныхъ, которая выражалась въ признаніи своихъ грѣховъ и необходимости помощи Божіей для спасенія. Когда апостолъ Петръ сталъ говорить о Христѣ собравшемуся въ день сошествія Св. Духа народу, то народъ умилился сердцемъ и сталъ спрашивать у Петра и у прочихъ апостоловъ: что сотворимъ (Дѣяній, II, 37). Петръ отвѣчалъ имъ: Покайтеся и да крестится кійждо васъ во имя Іисуса Христа во оставленіе грѣховъ и пріимете даръ Святаго Духа (ст. 38), а далѣе говорится: Иже любезно пріяша слово его, крестишася, и приложишася въ день той душъ яко три тысящи (ст. 41). Такимъ образомъ видно, что предъ апостолами стояла громадная толпа народа, которая обнаружила только простую готовность послѣдовать ученію христіанскому. Три тысячи человѣкъ изъ этой толпы вняли съ любовію проповѣди о покаяніи и тотчасъ же (въ тотъ же день) были крещены. Можно ли говорить чтобы то ни было противъ столь очевиднаго факта? Только тѣ люди, которые имѣютъ неправильный взглядъ на крещеніе, могутъ доказывать, что въ числѣ крещенныхъ всѣ были возрожденные, имѣвшіе вѣру оправдывающую. Простому же непредубѣжденному читателю никогда не придетъ такая мысль. Всѣ три тысячи были люди, только впервые слышавшіе евангельское слово. – Возрожденіе, какъ и плотское рожденіе, происходитъ послѣ долгаго ряда перемѣнъ, или развитія; для такого ряда перемѣнъ въ настоящемъ случаѣ не было времени. Для полнаго возрожденія человѣка необходимо, чтобы воля человѣка измѣнила направленіе своей дѣятельности отъ одного пути (злаго) въ другому (доброму); необходимо, съ другой стороны, также, чтобы она вполнѣ оставила грѣхъ. Въ настоящей жизни такой переворотъ невозможенъ: безъ грѣха человѣкъ быть не можетъ, какъ объ этомъ ясно говоритъ апостолъ Іоаннъ{15}; отсюда слѣдуетъ что тогда невозможно было бы приступать и ко крещенію. Но это противорѣчитъ словамъ евангелія и другихъ книгъ новаго завѣта, говорящихъ о крещеніи, какъ о богоустановленномъ дѣйствіи, необходимомъ для каждаго христіанина. Наконецъ, полное возрожденіе человѣка можетъ быть только тогда, когда человѣкъ пріиметъ Духа Святаго; а это ниспосланіе Духа Святаго на человѣка, какъ видно изъ многихъ мѣстъ книги Дѣяній апостольскихъ, происходитъ только послѣ крещенія водою. Такъ, напр., апостолъ Филиппъ проповѣдалъ Iисуса Христа въ Самаріи (VIII гл.), и тѣ, которые вѣрили проповѣди его о царствѣ Божіемъ, крестились. Но эти крещаемые не получили даровъ Святаго Духа, слѣдовательно не окончательно были возрождены. Это видно изъ дальнѣйшаго разсказа: въ Самарію были отправлены апостолы Петръ и Іоаннъ: они сошедше помолишася, яко да пріимутъ Духа Святаго; еще бо ни на единаго ихъ пришелъ, но точію крещени быша во имя Господа Іисуса. Возрожденіе этихъ самарянъ и было дополнено апостолами Петромъ и Іоанномъ, которые низвели на нихъ Св. Духа возложеніемъ рукъ. Тоже самое должно сказать и относительно крещенія эѳіоплянина евнуха. Изъ разсказа видно, что евнухъ до встрѣчи съ апостоломъ Филиппомъ не зналъ ничего о Христѣ Іисусѣ Сынѣ Божіемъ. Филиппъ проповѣдалъ ему, сидя вмѣстѣ съ нимъ въ колесницѣ; а когда они подъѣхали къ водѣ, то евнухъ уже былъ крещенъ, потому что имѣлъ вѣру въ то, что Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій{16}. Ни о какомъ возрожденіи не можетъ быть рѣчи во время столь быстраго обращенія евнуха. Только послѣ крещенія, когда евнухъ вышелъ изъ воды, на него сошелъ Духъ Святой и только послѣ этого замѣчается у новокрещеннаго радостное настроеніе, свидѣтельствующее о началѣ внутренняго перерожденія, иди возрожденія евнуха. Тоже самое произошло и въ Ефесѣ, послѣ крещенія апостоломъ Павломъ нѣкоторыхъ учениковъ Іоанна Крестителя. Они даже не слышали о томъ, что есть Духъ Святый{17}; но послѣ проповѣди апостола они крестились христіанскимъ крещеніемъ, потомъ апостолъ Павелъ возложилъ на нихъ руки, чтобы низвести Св. Духа, и они привяли Св. Духа{18}.

Кажется, что достаточно этихъ примѣровъ для того, чтобы убѣдиться, что крещеніе происходитъ не послѣ перерожденія человѣка, а прежде его. Въ крещеніи человѣкъ начинаетъ новую жизнь, послѣ того, какъ грѣхи начинаютъ его тяготить, и онъ чувствуетъ склонность въ освобожденію отъ нихъ. Въ крещеніи человѣкъ получаетъ таинственное благодатное содѣйствіе для борьбы съ грѣховною природою своею: въ этомъ же священнодѣйствіи человѣкъ получаетъ обѣтованіе, что заслуги Iисуса Христа будутъ примѣнены и къ нему лично, т. е. новокрещенному; только подъ условіемъ этого обѣтованія въ человѣкѣ можетъ возрости спасительная плодотворная вѣра, обнаруживающаяся въ дѣлахъ, безъ которыхъ она мертва, по слову апостола{19}; а обновленная крещеніемъ природа становится способною совершать спасительныя дѣйствія; тяжесть прежнихъ грѣховъ, включая и первородный грѣхъ, уже не лежитъ на совѣсти человѣка; совѣсть теперь побуждаетъ человѣка идти на предлежащій подвигъ новой о Христѣ жизни и съ надеждою взирать наначальника вѣры и совершителя Іисуса{20}. По этой причинѣ истинная Христова Церковь никогда не отказывала и не отказываетъ желающимъ приступать ко крещенію; она не ожидаетъ отъ новообращенныхъ ко Христу какихъ-то великихъ событій въ родѣ сошествія Св. Духа на апостоловъ{21} или изліянія даровъ Св. Духа, которое указывается въ 1 посланіи ап. Павла къ Коринѳянамъ{22}, какъ дѣлаютъ мечтатели перекрещенцы. Церковь Христова не изгоняетъ вонъ приходящаго ко Христу, а спѣшитъ дать ему средство къ тому, чтобы соединиться со Христомъ и принять Св. Духа, обѣщаннаго крещающимся. Отказывать таковымъ въ крещеніи значитъ закрывать небо для нихъ, когда они стоятъ у дверей возрожденія. Перерожденіе человѣка происходитъ уже послѣ: оно бываетъ быстро или медленно; это зависитъ отъ разныхъ причинъ: отъ силы вкоренившихся грѣховныхъ склонностей, отъ степени воспріимчивости ко грѣху и отъ степени полученнаго благодатнаго свѣта. Человѣкъ получаетъ не всѣ таланты отъ Бога; но одному дается пять, другому два, а третьему одинъ, смотря по силамъ каждаго; съ другой стороны, одинъ оказывается рабомъ вѣрнымъ и хорошимъ полемъ для возростанія благодатнаго сѣмени, другой же – рабомъ лукавымъ и лѣнивымъ, какъ говоритъ самъ Iисусъ Христосъ{23}. Отъ этого зависитъ, что и крещеніе не у всѣхъ людей производитъ одинаковое дѣйствіе. Возьмемъ второй (худшій) случай, то есть когда крещеніе не произвело въ человѣкѣ надлежащаго дѣйствія: человѣкъ не пошелъ по пути возрожденія. Нужно ли повторять крещеніе? Перекрещенцы говорятъ, что въ такомъ случаѣ крещеніе, какъ не произведшее дѣйствія, не должно быть признано дѣйствительнымъ, потому что такое крещеніе не есть крещеніе. Но думать такъ противно какъ слову Божію, такъ и здравому разуму. Тѣ, которые говоритъ, что въ этомъ случаѣ крещеніе не имѣло силы, не произвело дѣйствія, допускаютъ два рода крещеніи: у однихъ крещеніе, имѣющее силу, а у другихъ – не имѣющее силы, какъ будто есть два разныхъ крещенія. Но слово Божіе ясно говоритъ, что для всѣхъ людей единъ Господъ, едина вѣра, едино крещеніе{24}. Съ единымъ для всѣхъ крещеніемъ Господь соединилъ указанныя ранѣе обѣтованія и Онъ вѣренъ и истиненъ, такъ что мы не должны сомнѣваться, что Онъ исполнитъ ихъ. Слово Божіе не однократно говоритъ: Вѣренъ Богъ, иже не оставитъ васъ{25}, вѣренъ Богъ, имже звани бысте{26}, вѣренъ призвавый васъ, иже и сотворитъ{27}, вѣренъ есть Господъ, иже утвердитъ, вы{28}, вѣренъ есть обѣщавый{29}, сѣдяй на престолѣ вѣренъ и истиненъ{30}. Изъ сопоставленія только что приведенныхъ мѣстъ съ другими, въ которыхъ говорится о крещеніи, мы ясно видимъ, что крещеніе, совершенное однажды надъ человѣкомъ, не можетъ быть у кого-нибудь безсильнымъ, – разъ оно совершено по вѣрѣ, оно должно произвести свое дѣйствіе, дѣйствіе таинственное, невидимое, но неизгладимое; и потому крещеніе не можетъ быть повторяемо. Съ другой стороны, апостолы никогда и нигдѣ не указываютъ, что крещеніе должно быть повторяемо. Когда кто-либо изъ христіанъ впадалъ въ тяжкіе грѣхи послѣ крещенія, апостолы приказывали требовать отъ таковыхъ покаянія, а не втораго крещенія. Такъ въ Коринѳѣ поступилъ ап. Павелъ съ кровосмѣсителемъ{31}. Почему же это такъ? А потому, что крещеніе есть смерть ветхаго человѣка и рожденіе новаго, съ другой стороны, потому, что крещеніе есть погребеніе со Христомъ, или спогребеніе Христу. Слѣдовательно требовать, чтобы крещеніе было повторяемо, значитъ требовать вторичной смерти уже умершаго существа, вторичнаго рожденія отъ родившагося уже новаго человѣка, хотя и нравственно больнаго по своему существу. Отъ такого существа нужно требовать исцѣленія его отъ болѣзни въ покаяніи, а не новаго рожденія, которое невозможно. Наконецъ, повторять крещеніе это значитъ вторично подвергать погребенію Iисуса Христа, или – какъ говорятъ одинъ изъ апостоловъ{32} и одинъ изъ учителей Церкви Вселенской, – это значитъ снова возносить Iисусъ Христа на крестъ{33}. Какъ благодатное средство, данное человѣку Богомъ, крещеніе для всѣхъ одинаково. Если же люди неодинаково пользуются имъ, то отсюда не слѣдуетъ, что волю Божію нужно подчинять волѣ человѣка и по произволу измѣнять ученіе о крещеніи, говоря, что въ нѣкоторыхъ людяхъ оно не имѣетъ силы или не производитъ дѣйствія. Тѣ, которые повторяютъ крещеніе, дѣлаютъ это потому, что въ крещеніи видятъ только его внѣшнюю сторону – погруженіе въ воду. Этому погруженію въ воду они придаютъ значеніе печати новаго завѣта, какъ обрѣзаніе ветхаго завѣта было печатію его. Противъ этого мы на основаніи слова Божія должны сказать слѣдующее. Крещеніе христіанское нигдѣ не называется печатію новаго завѣта. Новый завѣтъ, имѣющій значеніе духовное, долженъ имѣть и печать духовную (или духовное помазаніе), какъ говорится въ словѣ Божіемъ{34}; таковую печать новаго завѣта всего вѣрнѣе видѣть въ ниспосланіи даровъ Духа Святаго, о которомъ говорится въ нѣкоторымъ мѣстахъ св. Писанія{35}, гдѣ оно называется запечатлѣніемъ{36}. Но и помимо этого, если бы мы захотѣли сравнивать крещеніе съ обрѣзаніемъ, то и тогда не должны повторять правильио совершеннаго крещенія, такъ какъ обрѣзаніе по естественному ходу дѣла не повторяется. Повторить крещеніе можно было бы только такому человѣку, который не знаетъ или о которомъ неизвѣстно, совершено ли надъ нимъ крещеніе или нѣтъ, т. е. тому, кто не увѣренъ въ полученіи обѣтованій, которыя заключены въ таинствѣ крещенія. Въ такихъ случаяхъ Церковь Христова не отказываетъ въ крещеніи человѣку, чтобы не лишить его твердой опоры въ тѣхъ случаяхъ, когда въ душѣ его возникаютъ колебанія и сомнѣнія. – Перекрещенцы, когда отстаиваютъ свой взглядъ на повторяемость крещенія, ссылаются также на XIX главу книги Дѣяній Апостольскихъ, гдѣ говорится, что крещеніе было повторено апостоломъ Павломъ въ Ефесѣ. Но ясный разсказъ этого мѣста говоритъ совсѣмъ не о повтореніи крещенія, а наоборотъ – о необходимости крещенія христіанскаго для всякаго человѣка. Тѣ 12 человѣкъ, надъ которыми св. апостолъ Павелъ совершилъ крещеніе, были крещены крещеніемъ Іоанновымъ. А крещеніе Іоанново не одно и тоже съ крещеніемъ христіанскимъ. Крещеніе Іоанново совершалось вѣрою въ грядущаго Мессію, – оно только подготовляло къ истинному христіанскому крещенію и должно было превратиться, когда вошло въ силу христіанское крещеніе, необходимое для всѣхъ людей. Наоборотъ, крещеніе христіанское (во ими Отца и Сына и Святаго Духа) совершается по вѣрѣ Церкви въ пришедшаго и пострадавшаго и воскресшаго Искупителя, а потому даетъ начало истинному перерожденію человѣка и должно продолжаться всегда. Отсюда слѣдуетъ, что апостолъ Павелъ не повторилъ крещенія, но только совершилъ христіанское крещеніе надъ тѣми, которые еще не получили его: они были крещены крещеніемъ покаянія во грядущаго вѣруютъ, сирѣчь во Христа Іисуса, а потому должны были креститься въ пришедшаго уже Господа Іисуса{37}. Такимъ образомъ изъ ясныхъ мѣстъ священнаго Писанія о крещеніи и изъ примѣровъ Апостольской Церкви видно, 1) что крещеніе есть начало перерожденія человѣка, или начало новой живни его; 2) что безъ крещенія христіанскаго (во имя Отца и Сына и Святаго Духа) невозможно возрожденіе человѣка, происходящее постепенно подъ условіемъ, съ одной стороны, даровъ Св. Духа, сообщенныхъ вѣрующему послѣ крещенія (въ особомъ тайнодѣйствіи), а съ другой стороны – доброй воли человѣка, получившей опору для себя въ неложныхъ обѣтованіяхъ, данныхъ человѣку при крещеніи; 3) что крещеніе по своимъ внутреннимъ свойствамъ и внѣшнимъ знакамъ для всѣхъ людей едино, т. е. одинаково дѣйствуетъ на природу человѣческую, а потому не должно быть повторяемо, если оно совершено надъ кѣмъ бы то ни было; 4) что пользоваться благодатными свойствами крещенія не всѣ могутъ одинаково; отсюда и выходитъ какъ будто нѣкоторая разность въ дѣйственности крещенія на отдѣльныхъ лицъ, или даже полная (но тоже только кажущаяся) бездѣйственность его.

Послѣ всего сказаннаго можно приступить къ вопросу о томъ, когда же должно быть совершаемо крещеніе надъ человѣкомъ. Здѣсь можно указать два совершенно различныхъ случая.

Если дѣло идетъ о присоединеніи къ Церкви Божіей новаго уже взрослаго члена, то крещеніе должно быть совершено непосредственно послѣ того, какъ онъ искренно и чистосердечно изъявитъ желаніе быть христіаниномъ. Чистосердечное желаніе таковаго человѣка служитъ яснымъ доказательствомъ того, что благодать Божія призываетъ таковаго и что онъ отвераъ двери сердца ея призывному гласу, какъ говоритъ Откровеніе{38}; таковой человѣкъ можетъ быть еще не совершилъ достойныхъ царства Божія дѣлъ; но Господь уже входитъ въ домъ его, какъ Онъ вошелъ подъ кровъ Закхея мытаря, хотя тотъ и считалъ себя недостойнымъ. Церковь должна ободрить таковую удрученную совѣсть, подобную совѣсти Закхея, и дать человѣку надежду, что и онъ можетъ быть чадомъ Божіимъ: таковую надежду и подаетъ крещеніе во имя Отца и Сына и Святаго Духа чрезъ соединенныя съ нимъ обѣтованія; омывая человѣка отъ прежде содѣянныхъ грѣховъ и снимая тяжелый гнетъ съ души таковаго, Церковь чрезъ крещеніе укрѣпляетъ его на борьбу съ закономъ грѣховнымъ, воюющимъ въ членахъ человѣка противъ закона духовнаго, какъ говоритъ ап. Павелъ{39}. Борьба таковаго человѣка съ остатками грѣховнаго существа въ его природѣ можетъ принять двоякое направленіе: 1) человѣкъ можетъ устоять или не устоять въ борьбѣ, но какъ бы то ни было, онъ можетъ болѣе склоняться въ добру; въ такомъ случаѣ получается твердый или слабый въ вѣрѣ, но во всякомъ случаѣ истинный христіанинъ. Церковь Христова радуется о первыхъ и подаетъ помощь вторымъ богатствомъ благодатныхъ средствъ, ввѣренныхъ ей Господомъ нашимъ Iисусомъ Христомъ; 2) человѣкъ можетъ, – подобно рабамъ въ притчѣ, – получивъ благодатный талантъ (обѣтованія въ крещеніи и дары Св. Духа), скрыть этотъ талантъ въ землѣ и оказаться рабомъ лукавымъ и лѣнивымъ. О таковыхъ Церковь Христова скорбитъ, какъ мать о недостойныхъ дѣтяхъ, и всячески старается исправить ихъ и изъ рабовъ лукавыхъ и лѣнивыхъ сдѣлать рабовъ вѣрныхъ, на основаніи ясно выраженныхъ словъ Спасителя: аще... братъ твой... не послушаетъ ихъ (двухъ свидѣтелей), повѣждь Церкви: аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь (Матѳ. XVIII, 15-17).Такъ Православная Церковь поступала и поступаетъ теперь по примѣру апостоловъ. Всѣ перекрещенцы, видя въ Церкви Христовой такихъ согрѣшающихъ братій (христіанъ), говорятъ, что тамъ, гдѣ есть таковые члены, не можетъ быть истинной Церкви, потону что Церковь Христова свята и непорочна{40}, и не можетъ имѣть въ числѣ своихъ членовъ порочныхъ, или несвятыхъ людей. По такому представленію въ Церкви Божіей всѣ одинаковы, равны, всѣ воврождены и освящены. Но такое понятіе о Церкви совершенно неправильно, если судить на основаніи ясныхъ словъ св. Писанія. Апостолъ Павелъ, говоря о воскресеніи мертвыхъ, указываетъ, что люди воскресшіе будутъ различны по своей славѣ, по степени своихъ совершенствъ, какъ свѣтила неба по своему свѣту{41}, а это зависитъ отъ того, что они при жизни своей были не одинаковы: одинъ въ жизни своей воздѣлалъ два таланта, другой – три, третій – пять и т. д.{42}. Такимъ образомъ мы видимъ, что въ царствѣ небесномъ, т. е. въ Церкви Божіей, есть и большіе и меньшіе члены, какъ говоритъ Iисусъ Христосъ{43}; а изъ многихъ притчей Спасителя нашего видно, что въ царствѣ Его, или въ Церкви Божіей, до скончанія вѣка сего будутъ пребывать и злые члены. Іисусъ Христосъ говоритъ, что Царство небесное подобно человѣку, сѣявшему доброе сѣмя на полѣ своемъ; но когда спали слуги его, то пришелъ врагъ и посѣялъ тамъ сорную траву, и когда она возрасла, то рабы сказали господину: «Господи! не доброе ли сѣмя посѣялъ ты на полѣ своемъ; откуда же тамъ плевелы»? И господинъ отвѣчалъ имъ: Врагъ человѣкъ сіе сотвори. Раби же рѣша ему, хощеши ли убо, да шедше исплевемъ я; Онъ же рече имъ: да не когда восторгающе плевелы, восторгаете купно съ ними и пщеницу. Оставите расти обое купно до жатвы{44}. Что значитъ сія притча Iисуса Христа? Онъ Самъ объяснилъ её своимъ ученикамъ такъ. Сѣявый доброе сѣмя есть Сынъ человѣческій: А село (поле) есть міръ, доброе же сѣмя сіи суть сынове царствія: а плевелы сынове непріязненнін. А врагъ всѣявый ихъ есть діаволъ: а жатва кончина и жители ангела суть... тако будетъ въ скончаніе вѣка сего. Послетъ Сынъ человѣческій Ангелы своя и соберутъ отъ царствія его вся соблазны и творящія беззаконіе{45}. Ту же мысль доказываетъ и другая притча Iисуса Христа, въ которой Онъ уподобляетъ царство Свое неводу, который пойналъ множество всякаго рода рыбы; но разборъ этой рыбы происходитъ только тогда, когда неводъ окончательно наполнился. Однинъ словомъ обѣ притчи ясно показываютъ, что въ Церкви Христовой до самаго конца міра будутъ не одни только святые люди, а и грѣшные; и изъ общества святыхъ они будутъ удалены только во время страшнаго послѣдняго суда. Господь повелѣваетъ оставить плевелы вмѣстѣ съ пшеницею (дурныхъ членовъ Церкви внѣстѣ съ хорошими), чтобы не повредить пшеницѣ внѣстѣ съ плевелами. Спрашивается теперь: имѣютъ ли право перекрещенцы отдѣляться отъ Церкви Божіей, такъ какъ видятъ въ ней членовъ несвятыхъ? Конечно, нѣтъ! они поступаютъ противъ слова Божія. Если бы и дѣйствительно между ними были истинно святые люди, то и тогда они должны оставаться въ Церкви, чтобы быть солію земли и свѣтомъ міра{46} или доброю закваскою{47}, то есть предохранительнымъ средствомъ противъ испорченности или дурной закваски фарисейства{48}, или противъ тьмы, которая стала бы проникать въ Церковь по дѣйствію врага рода человѣческаго, подобно плевеламъ – на поле пшеницы, или дурному сорту рыбы – въ общій неводъ. Ивъ всего этого слѣдуетъ, что крещеніе должно быть совершаемо при такихъ именно условіяхъ, при которыхъ оно совершается надъ взрослыми людьми, хотящими присоединиться къ Православной Церкви.

Другой вопросъ, который необходимо рѣшить въ виду ученія перекрепленцевъ, – это вопросъ о томъ, когда нужно крестить дѣтей, родившихся въ христіанской семьѣ. На основаніи ясныхъ свидѣтельствъ слова Божія видно, что ихъ нужно крестить такъ, какъ крестили ихъ всѣ христіане до появленія секты перекрещенцевъ, т. е. нужно крестить въ дѣтствѣ, непосредственно послѣ рожденія. Не нужно давать имъ (дѣтямъ) умереть некрещенными, потому что самъ Iисусъ Христосъ сказалъ: Аще кто не родится водою и духомъ не можетъ внити въ царствіе Божіе (Іоанн. III, 5). Слѣдовательно тѣ люди, которые не хотятъ крестить дѣтей, лишаютъ дѣтей царства Божія. Перекрещенцы говорятъ, что дѣтей крестить нельзя потому, что они не могутъ выполнить тѣхъ условій, которыя требуются отъ крещаемаго, т. е. дѣти не могутъ имѣть вѣры во Христа, не могутъ выполнить покаянія. – Спрашивается: гдѣ же въ словѣ Божіемъ требуется отъ дѣтей все это? Природа дѣтей такова, что имъ болѣе, чѣмъ кому другому, принадлежитъ право на крещеніе. На нихъ отъ рожденія лежитъ первородный грѣхъ, который по наслѣдству переходитъ отъ родителей, которые въ беззаконіи зачинаютъ и во грѣхахъ рождаютъ дѣтей, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ{49}; а сами по себѣ дѣти чисты, т. е. не имѣютъ собственныхъ грѣховъ. Господь нашъ Іисусъ Христосъ говоритъ, что каждый человѣкъ, если будетъ, какъ дитя, будетъ большимъ вь царствѣ небесномъ, т. е. въ Его Церкви{50}. Отсюда слѣдуетъ, что дѣтямъ нѣтъ нужды приносить покаянія, потому что они и грѣховъ не совершали. Если что препятствуетъ дитати вступить въ царство Божіе, такъ это первородный грѣхъ его. Но первородный грѣхъ человѣка искупленъ Iисусомъ Христомъ и искупленіе простирается на всѣхъ тѣхъ, которые крестятся во оставленіе грѣховъ, умираютъ по ветхому человѣку и спогребшись Ему въ крещеніи воскресаютъ (въ крещеніи же) для новой жизни. Поэтому крестить дитя значитъ тоже, что похоронить ветхій грѣхъ Адама въ существѣ дитяти, омыть его отъ этого грѣха, поставити чистымъ предъ Господемъ, или посвятить Господу{51}. Перекрещенцы говорятъ, что дѣти не способны ощущать вѣры, или голоса призывающей благодати; а потому и нельзя ихъ принимать въ число христіанъ. Противъ этого мы должны сказать то, что самое рожденіе дѣтей отъ христіанскихъ родителей въ Христовой Церкви есть благодатное призваніе ихъ къ тому, чтобы получать дары благодати, которые обѣщаны крещающемуся, и которыми изобильно одарена Церковь Христова. Та вѣра, которой недостаетъ дѣтямъ, есть у ихъ родителей и этой вѣры вполнѣ достаточно, чтобы привести дитя къ крещенію и исповѣдать за него предъ Церковію то, что взрослый исповѣдуетъ самъ отъ своего лица. Если въ ветхомъ завѣтѣ милосердый Господь принималъ дѣтей, которыхъ посвящали Ему ихъ родители по вѣрѣ своей, то понятно, что теперь (въ новомъ завѣтѣ) Господь не отринетъ вѣры родителей и не отвергнетъ вѣры дѣтей, которой родители обѣщаются научить ихъ по мѣрѣ того, какъ дѣти будутъ приходить въ возрастъ. Если апост. Павелъ говоритъ, что мужъ невѣрный святится чрезъ вѣрную жену{52}, то понятно, что дѣти, воспитываемыя вѣрными родителями, будутъ возростать и освящаться въ вѣрѣ, которую потомъ пріиметъ отъ нихъ ихъ Господь. Поэтому истинная Церковь Христова креститъ только такихъ дѣтей, которые несомнѣнно будутъ научаемы вѣрѣ христіанской, и за которыхъ есть поручители въ томъ, что крестившееся дитя будетъ вѣровать во Евангеліе. Изъ нехристіанскихъ дѣтей Православная Церковь креститъ только такихъ, которыхъ она сама можетъ воспитывать въ вѣрѣ во Христа. А что вѣра родителей, или поручителей можетъ имѣть значеніе для судьбы дѣтей, за то есть доказательств въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ. Такъ, въ ветхомъ завѣтѣ обрѣзаніе младенцевъ совершалось по вѣрѣ родителей ихъ въ грядущаго Искупителя; совершаемое надъ дѣтьми обрѣзаніе имѣло такую же силу, какъ и обрѣзаніе взрослыхъ по собственной ихъ вѣрѣ. По вѣрѣ родителей Господь Iисусъ Христосъ исцѣлялъ и воскрешалъ дѣтей{53}; если же христіанское крещеніе ап. Павелъ называетъ обрѣзаніемъ{54}, то несомнѣнно, что и новозавѣтное обрѣзаніе нерукотворенное можетъ быть совершаемо надъ дѣтьми по вѣрѣ ихъ родителей. Раньше мы сказали, что прямыхъ запрещеній крестить дѣтей нѣтъ въ св. Писаніи. Но если бы Іисусъ Христосъ и Его апостолы видѣли въ крещеніи дѣтей серьезную опасность для Церкви Христовой, то въ новозавѣтныхъ книгахъ непремѣнно было бы выражено запрещеніе крестить дѣтей. Наоборотъ, въ св. Писаніи сказано, что каждый долженъ креститься во имя Господа Іисуса, во оставленіе грѣховъ{55}. Остается рѣшить вопросъ: крестили ли апостолы дѣтей? Прямаго указанія на это тоже нѣтъ въ св. Писаніи, какъ нѣтъ и прямаго запрещенія крестить дѣтей. Но изъ книги Дѣяній Апостольскихъ видно, что въ Христіанской Церкви во дни апостола Павла были дѣти, которыя допускались въ собранія вѣрующихъ къ богослуженію (къ таинству причащенія). Это видно изъ того, что въ Троадѣ при вечернемъ богослуженіи и бесѣдѣ Павла до полуночи былъ нѣкто Евтихъ, который заснулъ на окнѣ и сонный упалъ замертво на землю съ третьяго яруса. Этотъ человѣкъ въ двухъ различныхъ стихахъ названъ различно: «юноша» и «отрокъ»{56}; но ивъ происшедшаго съ нимъ случая, а также изъ греческаго названія его: «дитя» (παίς) видно, что это былъ совсѣмъ маленькій мальчикъ, который не вынесъ продолжительнаго богослуженія и бесѣды ап. Павла, и съ нимъ случилось то, что постоянно случается съ дѣтьми во время богослуженія: онъ заснулъ. Другой разсказъ, изъ котораго видно, что дѣти принимали участіе въ богослужебныхъ дѣйствіяхъ (въ общей молитвѣ), заключенъ тоже въ книгѣ Дѣяній апостольскихъ. Въ г. Тирѣ, пока корабль разгружался, апостолъ Павелъ провелъ время среди бывшихъ тамъ христіанъ; и когда настало время отплыть, то всѣ христіане провожали его на корабль съ женами и дѣтьми, даже за городъ и преклонивши колѣна при берегѣ помолились{57}. Не нужно поэтому порицать Православную Церковь за то, что она допускаетъ дѣтей въ участію въ общественномъ богослуженіи и въ принятію св. Даровъ въ таинствѣ причащенія: это дѣлается по примѣру Церкви Апостольской. Но что всего важнѣе въ данномъ случаѣ, это то, что дѣти участвуютъ въ такихъ событіяхъ, въ которыхъ участвовать могли только получившіе крещеніе. Крещеніе открываетъ дверь въ царство Христово; поэтому съ самыхъ древнихъ временъ въ ней, – по свидѣтельству христіанъ, оставившихъ свои сочиненія о Церкви, – только получившіе крещеніе приступали къ другимъ таинствамъ, и особенно въ таинству причащенія. – Косвенное доказательство того, что во времена апостоловъ крестились и дѣти, можно видѣть въ тѣхъ мѣстахъ изъ книги Дѣяпій, въ которыхъ говорится, что апостолы крестили цѣлыя семьи, или цѣлые дома: домъ Стефаниновъ{58}, домъ нѣтоторой женщины богатой Лидіи{59}, домъ стража темницы со всѣми принадлежавшими къ нему{60}, домъ Криспа начальника{61}; не можетъ быть, чтобы во всѣхъ этихъ домахъ не было ни одного ребенка, если вспомнить, что тогдашніе богатые и начальствующіе люди имѣли по множеству рабовъ, которые жили у своихъ господъ цѣлыми семействами (съ женами и дѣтьми). Приведя всѣ раньше изложенныя доказательства, мы спрашиваемъ перекрещенцевъ: правильно ли они поступаютъ, крестя вновь взрослыхъ, уже получившихъ крещеніе христіанъ, и не желая крестить дѣтей?

Православная Церковь ведетъ свои крещальныя дѣйствія съ самыхъ древнихъ временъ Церкви Христовой; о крещеніи дѣтей говорится у многихъ древнихъ знаменитыхъ церковныхъ писателей, словамъ которыхъ вѣрятъ всѣ христіане (и православные и католики и лютеране и англикане и мн. другихъ), и не вѣрятъ только одни перекрещенцы, да нѣкоторые лютеранскіе пасторы, которые по своей нетвердости въ вѣрѣ готовы сдѣлать уступку перекрещенцамъ{62}. Но мы уже раньше имѣли случай говорить объ отношеніи въ крещенію дѣтей въ древней Церкви и приводить свидѣтельства писателей церковныхъ, доказывающихъ правоту православнаго ученія о крещеніи{63}; а потому въ настоящемъ случаѣ только ограничимся замѣчаніемъ, что ученіе о крещеніи у перекрещенцевъ и ихъ единомышленныхъ лютеранскихъ пасторовъ есть ученіе, основанное на произвольныхъ соображеніяхъ разума, а не на истинномъ пониманіи откровеннаго ученія объ этомъ святомъ таинственномъ учрежденіи Господа вашего Іисуса Христа. На дѣдѣ изъ такого неправильнаго, основаннаго на человѣческихъ соображеніяхъ ученія о крещеніи выходитъ то, что въ настоящее время и заграницею и у насъ въ отечествѣ оказывается много людей, изъ которыхъ одни совершенно не получили таинства крещенія, – потому что не были крещены въ дѣтствѣ, а теперь не хотятъ креститься или по своему невѣрію, или изъ-зa ложнаго представленія о своемъ личномъ недостоинствѣ приступить ко крещенію (или о недостаткѣ вѣры, слѣдовательно тоже по невѣрію), – а другіе крестились по два и больше разъ, переходя изъ личныхъ выгодъ отъ одной общины или секты къ другой. Если перекрещенцы и имѣютъ право нѣкоторыхъ православныхъ христіанъ называть «несвятыми», «несовершенными»; то мы имѣемъ гораздо большее право всѣхъ людей, не получившихъ крещенія по установленію Господа нашего Iисуса Христа, называть «нехристіанами» и даже «язычниками». А общины перекрещенцевъ (баптистовъ, молоканъ, штундистовъ), допуская въ свою среду «нехристіанъ», не исполняютъ повелѣнія апостола: Да крестится кійждо васъ во имя Іисуса Христа во оставленіе грѣховъ{64}; они забываютъ, что кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити въ царствіе Божіе{65}.

 

А. Б-въ.

 

«Труды Кіевской Духовной Академіи». 1892. Т. 3. № 12. С. 629-652.

 

{1} Дѣяній, XIX, 1-7.

{2} Посему нужно строго держаться древней формы крещенія чрезъ троекратное погруженіе, которая заповѣдана апостолами выражается греческимъ словомъ βαπτίζειν. Нужно избѣгать по возможности крещенія чрезъ обдливаніе, окропленіе или помазаніе водою, какъ это дѣлается на западѣ, и въ нѣкотрмхь мѣстахъ Православной Церкви.

{3 Исходъ, XIX, 10. 14.

{4} Исходъ, XXIX, 4, XXX, 17-21.

{5} Дѣяній, XIX, 4.

{6} Это ясно видно жъ греческаго слова μετάνοια, которое передано словомъ «покаяніе» въ переводѣ новаго завѣта.

{7} Іоанн. I, 29.

{8} Іоанн. III, 26; IV, 1. 2.

{9} Колосс. II, 11. 12.

{10} Галат. III, 27.

{11} Римл. VI, 3.

{12} Римл. VI, 4.

{13} Дѣяній, III, 38.

{14} Колосс. III, 9.

{15} 1 Іоанн. I, 8.

{16} Дѣяній, VIII, 5-12.-16. 29-39.

{17} Дѣяній, XIX, 2.

{18} Тамъ же. ст. 6.

{19} Іаков. II, 17-26.

{20} Евреямъ, ХII, 1. 2.

{21} Дѣяній, II, 1-4.

{22} XII гл. 4-11.

{23} Матѳ. XXV, 14-27.

{24} Ефес. IV, 5.

{25} 1 Коринѳ. X, 13.

{26} 1 Коринѳ. I, 9.

{27} 1 Солун. V, 24.

{28} 2 Солун. ІІІ, 3.

{29} Евреямъ, X, 23.

{30} Апокал. XIX, 11.

{31} 1 Коринѳ. V, 1-5.

{32} Евреямъ, VI, 1. 2.

{33} Іоаннъ Дамаскинъ. О правосл. вѣрѣ, книга 4, глава 10.

{34} 1 Іоанн. II, 20. 27.

{35} 2 Коринѳ. I, 21.

{36} 2 Коринѳ. I, 21. 22.

{37} Дѣяній, XIX, 4. 5.

{38} Апокал. III, 20. 21.

{39} Римл. VII, 20 и дальше.

{40} Ефес. V, 27.

{41} 1 Коринѳ. XV, 41. 42.

{42} Матѳ. XXV, 14. 15.

{43} Матѳ. V, 19; Луки, VII, 28; XXII, 26.

{44} Матѳ. ХIII, 24-30.

{45} Тамъ же. стт. 37-41.

{46} Матѳ. V, 13. 14.

{47} Луки, XIII, 21.

{48} Матѳ. XVI, 6; Марк. VIII, 15; Луки, ХII, 1.

{49} Псал. 50-й ст. 7.

{50} Матѳ. XVIII, 2. 3. 4.

{51} Луки, II, 22.

{52} 1 Коринѳ. VII, 14.

{53} Марк. IX, 24; Луки, VII, 13.

{54} Колосс. II, 11. 12.

{55} Дѣяній, II, 38.

{56} Дѣяній, XX, 7-12. Ср. ст. 9: сѣдяше юноша и ст. 12 приведоша отрока (παίς).

{57} Дѣяній, XXI, 5.

{58} 1 Коринѳ. I, 16.

{59} Дѣяній, ХVI, 15.

{60} Дѣяній, ХVI, 31-34.

{61} Дѣяній, ХVIII, 8.

{62} Какъ вышеназванный пасторъ изъ Саксоніи Dr. Sulze, «планъ» котораго изложенъ раньше.

{63} См. «Баптизмъ», статью въ «Трудахъ Кіевской дух. Академіи», 1890 г. № 10, стр. 195, 196.

{64} Дѣяній, II, 38.

{65} Іоанн. II, 5.

 

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Крещеніе, совершенное однажды надъ человѣкомъ, не можетъ быть у кого-нибудь безсильнымъ, – разъ оно совершено по вѣрѣ, оно должно произвести свое дѣйствіе, дѣйствіе таинственное, невидимое, но неизгладимое; и потому крещеніе не можетъ быть повторяемо... Крещеніе есть смерть ветхаго человѣка и рожденіе новаго, съ другой стороны, потому, что крещеніе есть погребеніе со Христомъ, или спогребеніе Христу. Слѣдовательно требовать, чтобы крещеніе было повторяемо, значитъ требовать вторичной смерти уже умершаго существа, вторичнаго рожденія отъ родившагося уже новаго человѣка, хотя и нравственно больнаго по своему существу. Отъ такого существа нужно требовать исцѣленія его отъ болѣзни въ покаяніи, а не новаго рожденія, которое невозможно. Наконецъ, повторять крещеніе это значитъ вторично подвергать погребенію Iисуса Христа, или – какъ говорятъ одинъ изъ апостоловъ (Евр. VI, 1. 2) и одинъ изъ учителей Церкви Вселенской, – это значитъ снова возносить Iисусъ Христа на крестъ (Іоаннъ Дамаскинъ. О правосл. вѣрѣ, кн. 4, гл. 10.). Какъ благодатное средство, данное человѣку Богомъ, крещеніе для всѣхъ одинаково. Если же люди неодинаково пользуются имъ, то отсюда не слѣдуетъ, что волю Божію нужно подчинять волѣ человѣка и по произволу измѣнять ученіе о крещеніи, говоря, что въ нѣкоторыхъ людяхъ оно не имѣетъ силы или не производитъ дѣйствія. Тѣ, которые повторяютъ крещеніе, дѣлаютъ это потому, что въ крещеніи видятъ только его внѣшнюю сторону – погруженіе въ воду. Этому погруженію въ воду они придаютъ значеніе печати новаго завѣта, какъ обрѣзаніе ветхаго завѣта было печатію его. Противъ этого мы на основаніи слова Божія должны сказать слѣдующее. Крещеніе христіанское нигдѣ не называется печатію новаго завѣта. Новый завѣтъ, имѣющій значеніе духовное, долженъ имѣть и печать духовную (или духовное помазаніе), какъ говорится въ словѣ Божіемъ (1 Іоан. II, 20. 27); таковую печать новаго завѣта всего вѣрнѣе видѣть въ ниспосланіи даровъ Духа Святаго, о которомъ говорится въ нѣкоторымъ мѣстахъ св. Писанія (2 Кор. I, 21), гдѣ оно называется запечатлѣніемъ (2 Кор. I, 21. 22). Но и помимо этого, если бы мы захотѣли сравнивать крещеніе съ обрѣзаніемъ, то и тогда не должны повторять правильио совершеннаго крещенія, такъ какъ обрѣзаніе по естественному ходу дѣла не повторяется. Повторить крещеніе можно было бы только такому человѣку, который не знаетъ или о которомъ неизвѣстно, совершено ли надъ нимъ крещеніе или нѣтъ, т. е. тому, кто не увѣренъ въ полученіи обѣтованій, которыя заключены въ таинствѣ крещенія. Въ такихъ случаяхъ Церковь Христова не отказываетъ въ крещеніи человѣку, чтобы не лишить его твердой опоры въ тѣхъ случаяхъ, когда въ душѣ его возникаютъ колебанія и сомнѣнія.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: