Проповѣдническія темы на 1-ю недѣлю по Пятидесятницѣ, – Всѣхъ Святыхъ.

Въ евангельскомъ чтеніи 1-й недѣли по Пятидесятницѣ изображаются свойства истиннаго послѣдователя Христова (Матѳ. X, 32-33; 37-33; XIX, 27-30), а въ апостольскомъ чтеніи указаны въ лицѣ ветхозавѣтныхъ праведниковъ достоподражаемые примѣры вѣры, спасающей человѣка (Евр. XI, 33-XII, 2).

1. По указанію евангельскаго чтенія 1-й недѣли по Пятидесятницѣ проповѣдникъ можетъ начертать въ своемъ словѣ величественный образъ истиннаго христіанина. Каждый послѣдователь Іисуса Христа долженъ по слову Его: а) съ вѣрою сердца соединять исповѣданіе вѣры, какъ необходимое ея выраженіе (ст. 32-33); б) имѣть къ Господу Іисусу Христу такую крѣпкую любовь, чтобы ни родство и дружба, ни радости и удовольствія земныя не могли охладить этой любви (ст. 37); в) нести крестъ свой съ терпѣніемъ (ст. 38), утѣшая себя надеждою на Бога, Который сторицею вознаградитъ всякія для него пожертвованія и лишенія, какъ въ настоящей жизни, такъ и въ будущей (XIX, 27-29), и не превозносясь своими подвигами, ибо «многіе первые будутъ послѣдними и послѣдніе первыми» (ст. 30). Носящихъ имя Христово нынѣ великое множество; но среди множества христіанъ какъ мало такихъ, въ которыхъ не потускнѣлъ бы свѣтлый образъ истиннаго послѣдователя Христова, изображенный въ св. Евангеліи! Терніе житейскихъ заботъ заглушаетъ въ сердцѣ христіанина святое сѣмя вѣры въ Бога, и она теряетъ свойство выраженія себя въ исповѣданіи; чрезмѣрныя привязанности земныя охлаждаютъ въ христіанахъ любовь къ Господу, и она становится неспособной на самоотверженные подвиги; вслѣдствіе охлажденія вѣры въ Бога и любви къ Богу христіане не съ кротостію и терпѣніемъ несутъ свой жизненный крестъ, а съ раздраженіемъ и ропотомъ; съ потерею христіанами надежды на правосуднаго Бога-Мздовоздателя не остается у нихъ истиннаго утѣшенія въ постигающихъ ихъ скорбяхъ и лишеніяхъ. Прямой долгъ христіанскаго проповѣдника призвать христіанъ, носящихъ только имя Христово, а не оправдывающихъ жизнью и дѣлами своего высокаго званія во Христѣ, – къ истинному послѣдованію за Христомъ, отрѣшившись отъ пагубнаго ослѣпленія земными пристрастіями.

2. Господь Іисусъ Христосъ, призывая послѣдователей Своихъ къ исповѣданію вѣры въ Него, указываетъ на ряду съ этимъ тяжесть грѣха отреченія отъ вѣры: «Кто отречется отъ Меня предъ людьми, – говоритъ Спаситель, – отрекусь отъ того и Я предъ Отцомъ Моимъ Небесвымъ» (ст. 33). Тяжкое, грѣховное и пагубное отреченіе отъ вѣры во Христа въ наше время стало явленіемъ очень нерѣдкимъ. Въ иныхъ случаяхъ грѣхъ отреченія отъ вѣры во Христа выступаетъ съ нѣкоторымъ прикрытіемъ, напримѣръ, въ формѣ укоровъ христіанамъ за усердное внѣшнее выполненіе церковныхъ обрядовъ, за частое исполненіе долга исповѣди и причастія недостойными и т. п.; а въ другихъ случаяхъ грѣхъ отреченія отъ вѣры во Христа заявляетъ себя съ полной беззастѣнчивостію, то въ видѣ наглаго издѣвательства надъ св. Евангеліемъ, св. Церковію и вѣрными чадами ея, то въ видѣ перехода изъ православія въ иновѣріе. Какъ грозны были рѣчи ветхозавѣтныхъ пророковъ въ обличеніе іудеевъ, впадавшихъ въ грѣхъ идолослуженія! Какою силою дышало боговдохновенное слово апостольскаго прещенія на отметающихся отъ Христа! И слово нынѣшняго проповѣдника о грѣхѣ отреченія отъ Христа должно бытъ преисполнено духомъ строгаго и со властію обличенія на всѣхъ нынѣшнихъ измѣнниковъ вѣрѣ во Христа.

3. Апостольское чтеніе 1-й недѣли по Пятидесятницѣ даетъ проповѣдническую тему о свойствахъ вѣры спасающей человѣка. Ветхозавѣтные праведники, на которыхъ св. апостолъ Павелъ указываетъ, какъ на достоподражаемые примѣры вѣры спасающей, хотя при жизни своей и «не получили обѣщаннаго» Спасителя, однако, по обѣтованію о Немъ, имѣли всецѣлую, твердую и живую вѣру въ Него, и силою этой вѣры совершали великіе и изумительные подвиги благочестія (Евр. XI, 33-40).

Такими же свойствами должна отличаться и вѣра христіанъ, т. е. христіане должны вѣровать во всѣ богооткровенныя истины, не допуская колебаній въ вѣрѣ даже въ самомъ малѣйшемъ, и вѣра христіанъ должна быть «любовію споспѣшествуема» (Гал. V, 6). Только такая вѣра и является той нравственной силой, при помощи которой каждый христіанинъ можетъ содѣвать свое спасеніе.

4. Въ 1-ю недѣлю по Пятидесятницѣ св. Церковь прославляетъ всѣхъ Святыхъ Угодниковъ Божіихъ, просіявшихъ вѣрою въ грядущаго и пришедшаго Искупителя. Какъ благовременно въ этотъ воскресный день въ проповѣди раскрыть глубокій смыслъ почитанія Церковію Святыхъ Угодниковъ! Проповѣдь на эту тему тѣмъ болѣе необходима, что наше сектантство стремится ниспровергнутъ православное ученіе о почитаніи святыхъ.

Въ основу поученія о почитаніи святыхъ можно положить текстъ изъ воскреснаго апостольскаго членія: «Тѣмже и мы, толикъ имуще облежащъ насъ обликъ свидѣтелей... да течемъ на предлежащій намъ подвигъ» (Евр. XII, 1). Этими словами св. апостолъ Павелъ побуждаетъ христіанъ къ преуспѣянію въ вѣрѣ и благочестію по примѣру ветхозавѣтныхъ праведниковъ. Съ такою же цѣлію и св. Церковь совершаетъ въ 1-ю недѣлю по Пятидесятницѣ память всѣхъ Святыхъ не только новозавѣтныхъ, но и ветхозавѣтныхъ, а именно, – чтобы ихъ примѣромъ побудить, чадъ своихъ къ подвигамъ вѣры и благочестія.

Въ противосектантскомъ поученіи о почитаніи святыхъ необходимо раскрыть двѣ слѣдующія мысли. I) Кого св. православная Церковь именуетъ святыми? – Тѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, которые, по свидѣтельству свящ. Писанія, такъ угодили Богу своею вѣрою и добрыми дѣлами, что «весь міръ не былъ достоинъ ихъ» (Евр. XI, 38; Іак. II, 21-23; Римл. XIV, 3); тѣхъ праведныхъ мужей и женъ, которыхъ Господь Іисусъ Христосъ во время земной жизни Своей именовалъ матерію, братьями, сестрами и «друзьями» своими (Матѳ. ХII, 50; Іоан. XV, 14; Іак. II, 23); – тѣхъ членовъ Церкви Христовой, которые, будучи возрождены водою и Духомъ въ таинствѣ крещенія, вѣрою и благочестіемъ достигли высокой степени совершенства и прославлены Самимъ Богомъ, – какъ избранные сосуды Божественной благодати (2 Петр. I, 34; Римл. VIII, 29-30; 2 Ѳесс. I, 10), – чудотвореніями и знаменіями при жизни ихъ (Іоан. XIV, 12; Дѣян. III, 3-9; V, 15-16; IX, 33-34. 40; XIX, 12; XX, 9-10), праведною ихъ кончиною (Псал. СХV, 6; Лук. XVI, 22; Евр. XI, 5), и увѣнчаніемъ ихъ славою по смерти (Іоан. XIV, 2. 3; ХVII, 24; Лук. XXIII, 43; 2 Кор. V, 1. 8; Филипп. I, 23; 2 Тим IV, 7. 8; Откр. IV, 4; VI, 9-11; VII, 9 и др.).

II) Какъ Церковь православная почитаетъ святыхъ? – Призываніемъ ихъ въ молитвѣ, подражаніемъ ихъ вѣрѣ и благочестію, чествованіемъ ихъ чудотворныхъ останковъ (св. мощей) и сооруженіемъ въ память о нихъ святыхъ иконъ и храмовъ.

Молитвенное призываніе святыхъ основывается на вѣрѣ въ молитвенное предстателъство ихъ (2 Кор. I, 11) за людей предъ Богомъ и «ходатаемъ Бога и человѣковъ» (1 Тим. II, 5-6) – Іисусомъ Христомъ (Іерем. XV, 1; 2 Макк. XV, 14; 1 Петра III, 12; 2 Петр. I, 14; Откр. V, 8; VIII, 3. 4 и др.).

О подражаніи святымъ въ вѣрѣ и благочестіи подробно раскрывается въ воскресномъ апостольскомъ чтеніи.

Почитаніе останковъ святыхъ – св. мощей основывается на Божественномъ попеченіи объ этихъ останкахъ, проявляемомъ въ нетлѣніи ихъ, и на чудотвореніяхъ, явленныхъ и являемыхъ чрезъ св. мощи (Псал. ХХХIII, 20-21; Матѳ. ХХVII, 52; Дѣян. II, 27; Іуд. 9 ст.; 1 Кор. XV, 53; Исх. ХIII, 19; Втор. XXXIV, 5-6; 4 Цар. ХIII, 21; Сир. ХLVІII, 14-15; 4 Цар. ХХIIІ, 17-18).

Иконы святыхъ угодниковъ Божіихъ для православныхъ христіанъ являются такими же священными вещественными памятями о святыхъ, какъ чудодѣйственная тѣнь св. ап. Петра (Дѣян. V, 15-16), какъ чудотворные платки и опоясанія св. ап. Павла (Дѣян. XIX, 12).

Такимъ образомъ, прославляя святыхъ, православная Церковь прославляетъ «Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ» (Псал. LXVII, 36), и мы – православные, почитая святыхъ, почитаемъ благодать Божію, въ нихъ обитающую и дѣйствующую и чрезъ нихъ просимъ помощи у Бога. Праздникъ въ память всѣхъ Святыхъ, которыхъ «Богъ, богатый милостію, оживотворилъ со Христомъ..., и посадилъ съ Нимъ на небесахъ» (Ефес. II, 4. 6), наглядно показываетъ всю необъятность заслугъ Искупителя міра и силы благодати спасающей и служитъ для насъ одушевленіемъ и ободреніемъ на многотрудномъ поприщѣ спасенія, ибо «вѣрою» въ Искупителя и мы «получили доступъ къ той благодати», въ которой стояли и коею прославлены всѣ угодники Божіи (Римл. V, 2).

 

«Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 22. Ч. Неофф. С. 515-520.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: