• О ВНУТРЕННЕМ, ДУХОВНОМ ВОСКРЕСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ХРИСТИАНИНА И О ДУХОВНОМ ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Слово на Пасху св. прав. о. Иоанна Кронштадтского.

    О ВНУТРЕННЕМ, ДУХОВНОМ ВОСКРЕСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ХРИСТИАНИНА И О ДУХОВНОМ ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Слово на Пасху св. прав. о. Иоанна Кронштадтского.

    Христос Воскресе!

    Кончились страдания и смертные скорби Богочеловека Христа! Он почил, умер на кресте плотью, предав дух в руки Богу Отцу Своему, и в третий день воскрес силою Божества Своего, разрушив ад и смерть. В Своем воскресении Он явился величайшим Победителем, какого никогда не видал и никогда не увидит более мир: ибо Он Своим воскресением положил начало воскресению всего человеческого рода, имеющему совершиться в последний день.

    Но, чтобы победить смерть, пленившую весь человеческий род, надо было, чтобы Победитель был величайшим Праведником, совершенно отчужденным греха: ибо оброки греха – смерть; смерть чрез грех первых человеков вошла, как неотъемлемое наследетво, во весь род человеческий, повинный грехам всякого рода и растленный во всем естестве своем всеродно. А совершенным Праведником мог быть только Богочеловек, т. е. Иисус Христос.

    14 April 2018 читать далее


  • Архиеп. Аверкий (Таушев) - Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу.

    Архиеп. Аверкий (Таушев) - Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу.

    "Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас" (Иоан. 16, 22).

    "Веселимся Божественне... Христос бо воста – веселие вечное" (Канон Пасхи).

    Наша православная христианская вера – это никогда не престающая, вечно живущая в сердцах наших радость. Это – радость о Воскресшем Господе, радость Воскресения, радость пасхальная.

    Не без особого глубокого значения, как свидетельствует об этом великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, в пасхальную ночь, а затем и в течение всего пасхального периода читается в храмах наших боговдохновенная книга Деяний Апостольских. Она, как никакая другая книга, живо и ярко говорит нам о величайшей истине христианства – о Воскресении Христовом и "содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения" (Творения св. Иоанна Златоуста, том IX, стр. 5-8). Из нее мы узнаем, что свв. Апостолы, проповедуя евангельское учение, благовествовали прежде всего о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, и эта именно проповедь оказывала такое могущественное действие на слушателей, пленяя тысячи сердец в послушание Христово.

    Это и понятно, ибо ничего так не жаждет человечество, как избавления от многообразных скорбей, неизбежно сопряженных с "оброком греха" – смертью (Рим. 6, 23). Воскресением Христовым побеждена смерть, попрана адская сила греха, и потому Пасха торжественно прославляется нами, как "избавление скорби" (см. стихиры Пасхи).

    Вот почему так чутко и восприимчиво сердце человека к светлой пасхальной радости!

    Но вся полнота пасхальной радости доступна нам лишь при хранении нами безусловной верности Христу Воскресшему, всецелой преданности Ему, как Богу и Спасителю нашему, и полной непримиримости к врагам Его.

    11 April 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    «Бодрствуйте, стойте в вере мужайтеся, утверждайтеся!»
    (1 Коринф. 16, 13)

    «Содержите Христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христовой,

    и твердо стойте в нем, не покушаясь изменять, или отменять что в нем,  

    а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его!»

    (Еп. Феофан – «О Православии».)

    Приближается к концу св. Четыредесятница – время подвига, время покаяния. После поклонения Кресту св. Церковь приводит нам на память два дивных образа – преп. Иоанна Лествичника и преп. Марии Египетской.

    Преп. Иоанн Лествичник с его замечательной «Лествицей» внушает нам, что истинное христианство заключается в непрестанном стремлении к христианскому совершенству, в полном согласии со словами-увещанием Христа Спасителя: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5, 48). А его «Лествица, возводящая на небо», указывает путь к этому совершенству чрез непрестанную борьбу со своими греховными страстьми и похотьми и чрез насаждение в своей душе противоположных им добродетелей.

    Преп. Мария Египетская для всех грешников являет высокий пример истинного и действенного покаяния, которое способно изглаждать все грехи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь к тому же христианскому совершенству для тех, кто, казалось бы, столь далек был от него.

    И вот, после дивного чуда Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господня в Иерусалим, Церковь вводит нас в святые и великие дни Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его крестные страдания, «нас ради человек и нашего ради спасения», и погребение.

    01 April 2018 читать далее


  • Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) – Сила истиннаго покаянія.

    Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) – Сила истиннаго покаянія.

     

    «Блудами первѣе преисполнена всяческими,

    Христова невѣста днесь п о к а я н і е м ъ явися,

    ангельское жительство подражающи».

    (Кондакъ преп. Маріи Египетской)

     

    Кто эта «Христова невѣста»? — Преподобная Марія Египетская, память которой св. Церковь всегда празднуетъ въ пятую недѣлю Великаго поста. Силою покаянія она изъ величайшей грѣшницы стала величайшей праведницей, «ангельское естество» строгостью житія своего «удививши».

    Но что имѣла въ виду св. Церковь, устанавливая это празднованіе памяти этой необыкновенной ангелоподобной подвижницы? — А вотъ что!

    Въ предшествовавшій воскресный день — недѣлю 4-ю Великаго поста — праздновалась память преподобнаго Іоанна, Игумена Синайской горы, по прозванію Лѣствичника. Живописуя передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ его дивный образъ «пустыннаго жителя и въ тѣлеси ангела», св. Церковь призывала всѣхъ насъ, христіанъ, подражая ему, идти путемъ христіанскаго совершенства, слѣдуя завѣту Христову: «Будите убо вы совершени, яко-же Отецъ вашъ небесный совершенъ есть» (Матѳ. 5, 48) и предлагала намъ въ руководство для этого составленную этимъ великимъ подвижникомъ «Лѣствицу Духовную, возводящую на небо».

    24 March 2018 читать далее


  • Святитель Нектарий Пентапольский - Пророчества о колене, роде, доме, отечестве и месте рождения Мессии

    Если бы и не принимали Его, пришедшего к ним, соплеменники Господа нашего Иисуса Христа, тем не менее Ему суждено было прийти, ибо и человеческая генеалогия Спасителя Мессии в точности описана в пророчествах, как и время Его явления. Божество лица Мессии ясно возвешается в Ветхом Завете и удостоверяется Новым Заветом, также как и вочеловечивание Его, что в конечном счете Бог стал совершенным человеком.

    Певрое проречение, произнесенное устами Бога, впоследствии исполнившееся в полноту времени, такое:

    «И рече Господь Бог ко змию (диаволу): вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя».

    08 January 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – Идеал Русской Православной государственности.

    «Не в силе Бог, а в правде». Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, КОМУ оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 23 ноября по старому стилю (день его отпевания) и вторично – 30 августа по старому стилю (день перенесения его святых мощей из г. Владимира в царствующий град св. Петра).

    Святой благоверный великий князь Александр Невский – подлинное воплощение русской православно-христианской государственности. Это – светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народного вождя-правителя, мужественно-обнажающего свой меч в защиту поругаемой веры. Это – безстрашный исповедник истинной веры Христовой, самоотверженный и доблестный защитник Православной Церкви от грубого насилия иноплеменников иноверцев.

    06 December 2017 читать далее


  • Архіепископъ Аверкій (Таушев) – О ПОЛОЖЕНІИ ПРАВОСЛАВНАГО ХРИСТІАНИНА ВЪ СОВРЕМЕННОМЪ МІРѢ.

    Положеніе православнаго христіанина въ современномъ мірѣ, можно безъ всякаго преувеличенія рѣшительно сказать это, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всѣхъ ея проявленіяхъ, такъ или иначе, направлена ПРОТИВЪ него. Вѣдь ВСЕ въ ней, по существу, является сплошнымъ отрицаніемъ истиннаго христіанства. И если еще въ апостольскія времена возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ могъ писать, что «весь міръ лежитъ во злѣ» (1 Іоан. 5, 19), то съ гораздо большимъ правомъ можемъ мы сказать это о нашемъ времени. Быть истиннымъ ПРАВОСЛАВНЫМЪ христіаниномъ, готовымъ до смерти соблюсти свою вѣрность Христу-Спасителю, въ наши дни много труднѣе, чѣмъ въ первые вѣка христіанства. Тогда преслѣдовали христіанъ враги неразумные, не вѣдавшіе Христовой вѣры, имѣвшіе о ней представленія превратныя, зачастую нелѣпыя. Да и гоненія эти носили попреимуществу характеръ ВНѢШНИХЪ гоненій. Не принося ущерба душѣ, они обрекали на муку и смерть тѣла первыхъ христіанъ. И тогдашніе христіане, хорошо помня завѣтъ Христовъ: «не бойтесь убивающихъ тѣло, душу же не могущихъ убить» (Матѳ. 10, 28) и будучи подкрѣпляемы благодатью Божіею, съ радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гоненія не только не угашали духа, а наоборотъ — еще болѣе окрыляли и возгрѣвали его, и кровь мученическая, по мѣткому выраженію одного изъ тогдашнихъ апологетовъ, дѣйствительно становилась сѣменемъ христіанства.

    НЕ ТО теперь.

    31 August 2017 читать далее