• Архиепископ Аверкий (Таушев) – Готовимся ли мы к празднику Рождества Христова?

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – Готовимся ли мы к празднику Рождества Христова?

    Среди зимы — 25 декабря по нашему православному календарю встречаем мы великий и радостный праздник Рождества Христова. Это — явление в наш грешный мир Самого Воплотившегося Бога Слова. Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом, для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти, тяготевших над человечеством после грехопадения наших прародителей Адама и Евы. «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» — так говорит об этом величайшем в истории человеческого рода событии св. Апостол и Евангелист Иоанн (Иоан. 1, 14).

    «Вот настает», поучает великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, праздник честнейший и важнейший всех праздников. Кто назовет его матерью всех праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это — Рождество Христово по плоти; в этом празднике имеют начало и основание и Богоявление и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это — праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это — Пасха; и не послал бы Святаго Духа, а это — Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки» (Беседа VI о бл. Филогонии).

    Понятно поэтому, что св. Церковь всех нас, христиан, еще задолго призывает готовиться к встрече этого великого и радостного праздника. Она желает, чтобы мы приготовили свои души к его торжественному празднованию постом и покаянием, заранее вошли в дух и настроение этого праздника, дабы тем самым разумно и сознательно, плодотворно и спасительно для души было наше празднование.

    02 January 2019 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) - Как мы, христиане, должны встречать Новый Год?

    «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною,

    чтобы воздать каждому по делам его»

    (Апок. 22, 12).

    Вот и еще один год нашей жизни канул в вечность. Благость Божия даровала нам новый год. Ценим ли мы эту милость Божию к нам, благодарим ли Бога за это?

    Увы! как мало осталось ныне людей, которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встречают его ничем не оправдываемым безумным, безсмысленным, разнузданным веселием, а наши «православные» русские люди делают это нередко даже дважды — и по новому и по старому стилю, как бы желая использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря, никакого нет.

    О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу — могиле, а для многих из нас — что этот новый год, быть может, будет последним годом их жизни.

    Есть ли тут повод к веселию?

    30 December 2018 читать далее


  • Архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Слово въ день памяти святителя Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, Чудотворца.

    Свят. Николай Чудотворец. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г.

    Мы празднуемъ сегодня память одного изъ величайшихъ святителей Церкви Христокой — иже во святыхъ отца нашего Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, Чудотворца, котораго, какъ никого другого, высоко и свято чтили во всѣ времена всѣ народы земли — и не только христіане, но и мусульмане и даже многіе язычники.

    — «Я вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ землей и приносящее сладостное утѣшеніе скорбящимъ и страждущимъ», — такъ воскликнулъ посвящавшій его въ санъ пресвитера епископъ Патарскій: — «счастлива та паства, которая будетъ имѣть его своимъ руководителемъ: онъ укрѣпить ее въ вѣрѣ въ Господа, онъ наставитъ ее въ добродѣтельной и благочестивой жизни, онъ будетъ усерднымъ помощникомъ для всѣхъ бѣдствующихъ».

    Вся жизнь св. Николая была блистательнымъ исполненіемъ этихъ пророческихъ словъ прозорливца-епископа. Св. Николай отъ самой юности своей весь горѣлъ пламенной вѣрой въ Бога, будучи строгимъ и непреклоннымъ ревнителемъ чистоты Православія; онъ проводилъ самую суровую подвижническую жизнь въ непрестанныхъ бдѣніяхъ, постахъ и молитвахъ; забывая себя, онъ самоотверженно помогалъ бѣднымъ, утѣшалъ страждущихъ, защищалъ несправедливо обиженныхъ, осужденныхъ и обездоленныхъ, укрѣплялъ и наставлялъ колеблющихся въ вѣрѣ и малодушныхъ — онъ никогда не уставалъ совершать всевозможныя дѣла христіанской любви и милосердія по отношенію ко всѣмъ людямъ.

    18 December 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – Правда, как она есть (о лицемерии Константинопольского патриархата).

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – Правда, как она есть (о лицемерии Константинопольского патриархата).

    «Темже отложше лжу, глаголите

    истину, кийждо ко искреннему своему»

    (Ефес. 4, 25)

    Апостол учит, что христиане не должны лгать, а говорить друг другу только правду. Если это должны делать все христиане вообще, то тем более — лица, носящие сан священства, и, конечно, прежде всего епископы.

    И эта правда, эта истина должна быть не чисто-внешней, лишь формальной (под которой нередко, а особенно в наше время, скрывается вопиющая неправда), а истиной по существу, ибо только такая истина и есть действительная, настоящая истина, а не одна обманчивая видимость истины.

    Но вот в наше время, когда истина на каждом шагу попирается, а ложь торжествует, нагло поднимая голову, мы со скорбью видим, как редко можно слышать голос такой чистой истины. Личные интересы, личные выгоды и лукавые соображения часто совсем затмевают истину. И приходится слышать явную ложь, иногда даже очень плохо завуалированную и замаскированную, причем сторонники и приспешники этой лжи с ожесточением от всех требует, чтобы эта ложь признавалась за истину.

    12 December 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – С какой "вселенской церковью" учат нас объединяться? (против папы римского).

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – С какой

    "Папа (Римский) есть божественный человек и человеческий Бог. Посему никто не может судить его, или о нем. Папа имеет божескую власть, и власть его неограниченна. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. Что сделано папою, то все равно что сделано Богом. Заповеди его должно исполнять, как заповеди Божии. Только один Бог подобен папе; папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог в мире или что душа в теле. Власть папы выше всякой сотворенной власти, ибо она некоторым образом распространяется на предметы небесные, земные и преисподние, да оправдываются в нем слова Писания: "вся покорил еси под нозе его". Во власть и волю папы отдано все, и никто и ничто не может ему противиться. Если бы папа увлек за собою в ад миллионы людей, то никто бы из них не имел права спросить его: отец святой, зачем ты это делаешь?

    Папа непогрешим, как Бог, и может делать все, что Бог делает.

    Воля Бога, а следовательно и папы, который есть наместник Бога, — имеет верховную власть повсюду. Он опоясан двумя мечами, то есть властвует над духовными и мирскими: над патриархами и епископами, над императорами и королями. Все люди на свете — его подданные. Он — все, выше всего и содержит в себе все. Что он хвалит или порицает, то должны все хвалить или порицать.

    12 December 2018 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей».

    Мы только что отпраздновали великое и радостное торжество. Ежегодно, в день 29 июня нашей св. Церковью прославляется светлая мученическая кончина двух величайших Апостолов, более всех потрудившихся в проповеди Евангелия – святых Петра и Павла. В богослужебных песнопениях этого дня св. Церковь едва находит слова, дабы достойным образом отметить их апостольскую ревность, почтить их самоотверженные благовестнические труды.

    «Апостолов первопрестольники», «вселенныя учителие», «Богопроповедников первостоятели», «руце Евангелия благодати», «нозе истиннаго проповедания», «реки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенныя питатели», «Новаго Завета Богописанныя скрижали», «основания Церкве истинные столпы и стены», «всего мира предстатели» – такими возвышенными именами и выражениями прославляет Церковь этих верных своих служителей, обоих равно – заметим это! – не делая предпочтения одному перед другим, но обоих одинаково называя «первоверховными» и «первостоятелями».

    Велика должна быть радость и духовное ликование верующих, которых не напрасно св. Церковь готовит к встрече этого дня даже особым, так наз. «Апостольским», или «Петровым» постом, как это бывает только перед немногими другими важнейшими праздниками, и, казалось бы, в этом торжестве веры должны были бы соединиться все христиане, осознав себя учениками и последователями великих первоверховных Апостолов.

    14 July 2018 читать далее


  • ЕРЕТИКИ – ЛИСИНЯТА В ВИНОГРАДНИКЕ ГОСПОДНЕМ.

    ЕРЕТИКИ – ЛИСИНЯТА В ВИНОГРАДНИКЕ ГОСПОДНЕМ.

    Поверженный еретик Арий. Фреска XIV в., Сербия.

    Из трактата Святителя Амфилохия, епископа Иконийского – «Против еретиков. О подложном подвижничестве» (CPG 3242; Contra haereticos: de falsa ascesi.).

    Они не размышляют горним образом, у них отсутствует человеческое благородство, они не осмеливаются приблизиться к свету или вступить в беседу с рассудительным человеком, войти в христианский город как вожди других ересей, которые пытаются увлечь некоторых людей «философиею и пустым обольщением» (Кол. 2:8). Итак, используя свою врожденную смекалку, а также Писание, пытаются они к своим измышлениям привлечь простых людей, и тем самым их обмануть. Писание подобно лекарству, которое надлежащим образом применяемое лечит, однако убивает, если подается неверно или неумело. Поэтому справедливо называются они «лисинятами» (Песнь 2:15).

    20 May 2018 читать далее