Поученіе въ день введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

Когда преблагословенной Дѣвѣ Маріи исполнилось три года отъ роду, то св. родители ея, Іоакимъ и Анна, вспомнили обѣщаніе свое посвятить ее Богу. Они созвали въ Назаретъ, гдѣ жили, всѣхъ своихъ родственниковъ и ликъ непорочныхъ дѣвицъ, и одѣвши пресвятую Дѣву съ царскимъ благолѣпіемъ, отправились въ Іерусалимъ. Достигши на третій день Іерусалима, они вошли туда со свѣчами и пѣніемъ псалмовъ. Ихъ встрѣтила Анна пророчица, и къ шествію ихъ на пути присоединилось множество народа посмотрѣть на обрядъ посвященія отроковицы Господу. И не только граждане дольнаго Іерусалима, но и жители Іерусалима горняго, видя введеніе во храмъ пресвятыя Дѣвы, удивишася, по выраженію церковнаго пѣснопѣнія, како Дѣва вниде во святая святыхъ[1]. Святый Григорій никомидійскій говоритъ: «когда родители вели Дѣву къ церковнымъ дверямъ, то ее окружали ангелы и веселились о Ней». Этого мало, Пресвятой Дѣвѣ, сему одушевленному кивоту, невидимо предшествовалъ самъ Царь небесный, утѣшитель, Духъ истины, какъ свидѣтельствуется о семъ въ церковномъ пѣснопѣніи: во святая святыхъ, святая и непорочная Святымъ Духомъ вводится[2]. Самое вшествіе пресвятой Дѣвы во храмъ сопровождалось на небѣ пѣснопѣніемъ ангельскимъ[3], и на землѣ псаломскими пѣснями дѣвицъ, провожавшихъ Божественную отроковицу. Радуются, воспѣваетъ Церковь, Іоакимъ и Анна духомъ и дѣвственніи лицы Господеви поютъ, псаломски воспѣвающе и чтуще Матерь Его[4]. Св. Тарасій говоритъ, что они пѣли при этомъ пророческія слова Давида: слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего, и возжелаетъ Царь доброты твоея (Псал. 49, 11. 12). По свидѣтельству блаж. Ѳеофилакта, въ срѣтеніе славному введенію Богоотроковицы вышли изъ храма священники и встрѣтили съ пѣніемъ будущую Матерь Великаго Архіерея, прошедшаго небеса.

На лѣстницѣ ведшей въ храмъ было, пишетъ блаж. Іеронимъ, пятнадцать ступеней, по числу пятнадцати степенныхъ псалмовъ. Праведные родители Пресвятой Дѣвы поставили ее на первую ступень, но на прочія она, не смотря на свое малолѣтство, взошла сама и привела тѣмъ въ удивленіе всѣхъ. Но особенно изумился этому первосвященникъ Захарія, и проразумѣвая Духомъ высокое предназначеніе вводимой во храмъ отроковицы, съ радостною душею повелъ ее въ храмъ. Богоотроковица послѣдовала за нимъ съ радостію и веселіемъ. При этомъ Захарія сдѣлалъ дивное и небывалое дѣло. Онъ ввелъ отроковицу въ самую внутреннюю скинію, во святая святыхъ, гдѣ стоялъ ковчегъ завѣта, и куда не только никто изъ женскаго пола, но и изъ мужщинъ не смѣлъ входить, исключая первосвященника; да и тотъ входилъ во святая святыхъ только одинъ разъ въ годъ. Сіе же сдѣлалъ первосвященникъ по таинственному Божіему наученію. Онъ, по словамъ блаж. Ѳеофилакта, будучи тогда объятъ Богомъ, уразумѣлъ, что эта отроковица есть селеніе Божественной благодати, что она достойнѣе его предстоять всегда лицу Божію, и потому осмѣлился, вопреки закону, ввести ее во святая святыхъ.

Блаженный Іеронимъ повѣствуетъ, что праведные родители Пресвятой Дѣвы, вручивъ священникамъ обычныя дары въ жертву и всесожженіе, возвратились въ домъ съ своими родственниками, а преблагословенная Отроковица помѣщена была для жительства при храмѣ, въ отдѣленіи, гдѣ жили дѣвицы, посвятившія себя Богу до замужества. Здѣсь Пресвятая Дѣва, по свидѣтельству св. Амвросія, изучала священное Писаніе, а по словамъ св. Епифанія, была остроумна и прилѣжна въ ученію и не только поучалась въ священномъ Писаніи, но училась прясть и шить. Дѣлала же она наипаче такія вещи, которыя пригодны были священникамъ при богослуженіи и пріучалась къ такому рукодѣлію, которымъ впослѣдствіи могла бы пріобрѣтать себѣ безбѣдное содержаніе. Большую же часть дня она проводила въ храмѣ. И вотъ какъ она проводила время, по сказанію блаж. Іеронима. «Святая Дѣва», говоритъ онъ, «еще въ дѣтствѣ и младенчествѣ своемъ, когда жила въ храмѣ съ прочими дѣвицами, своими сверстницами, провождала житіе свое весьма чинно; ибо отъ утра до третьяго (по нашему до девятаго) часа стояла на молитвѣ, отъ третьяго до девятаго (9-12) упражнялась въ рукодѣлій или чтеніи книгъ. Отъ девятаго часа (съ 12) опять начинала свою молитву и продолжала молиться до тѣхъ поръ, пока являлся ей ангелъ, который обыкновенно приносилъ ей пищу. Пищу же, которую давали ей отъ храма, она всегда раздавала нищимъ».

Первосвященникъ Захарія, по замѣчанію Георгія никомидійскаго, видя частое явленіе пресвятой Дѣвѣ ангеловъ Божіихъ, сначала недоумѣвалъ, какъ Дѣва въ младенчествѣ сподобилась такихъ даровъ, что и ангелы ей служатъ, но потомъ, по вразумленію Духа Божія, началъ проразумѣвать, не сбудутся ли на Ней пророческія иредреченія о воплощеніи Еммануила отъ Дѣвы, и считалъ себя блаженнымъ, что сподобился такого видѣнія и таковую Дѣву уготовлялъ въ невѣсту Слову. «Если бы меня спросили», говоритъ блаж. Іеронимъ, «какъ провождала въ храмѣ Пресвятая Дѣва время юности своея, то я отвѣчалъ бы: это извѣстно самому Богу и архангелу Гавріилу, неотступному хранителю ея, съ иными св. ангелами, часто къ Ней приходившими и любезно съ Нею бесѣдовавшими». Такъ-то Пречистая Дѣва, пребывая съ ангелами во святомъ святыхъ, возжелала пребыть вѣчно въ дѣвственной чистотѣ.

По свидѣтельству святыхъ учителей – Григорія нисскаго. Іеронима и другихъ, она первая изъ дѣвъ дѣвство свое обручила Богу; ибо въ ветхомъ завѣтѣ не было въ обычаѣ дѣвамъ не выходить замужъ, и супружество считалось честнѣе дѣвства. Пречистая же Дѣва первая въ мірѣ предпочла дѣвство супружеству, и уневѣстившись Богу, въ чистомъ своемъ дѣвствѣ служила Ему день и ночь. Духъ же пресвятый, благоволеніемъ Бога Отца, готовилъ въ ней селеніе Богу Слову. Итакъ, да будетъ слава и благодареніе пресвятой, единосущной и нераздѣльной Троицѣ, пречистой же Владычицѣ нашей Богородицѣ, Приснодѣвѣ Маріи честь и похвала отъ всѣхъ родовъ во вѣки. Аминь.

 

Составлено на основаніи «сказанія о введеніи пречистыя и преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы въ церковь Госнодню», находящагося въ Четь-Минеи, 21 ноября.

К. Д.

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1869. Т. 3. № 47. С. 381-384.

 

[1] Канон, пѣсн. 9.

[2] На велик, вечери, стихир.

[3] Кондакъ на введен.

[4] Стихир. на велик, вечерни 21 ноября.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: