Поклоны и колѣнопреклоненія у православныхъ и католиковъ.

Съ первыхъ вѣковъ христіанства Православная Церковь употребляетъ при своемъ Богослуженіи различныя символическія дѣйствія, какъ необходимые знаки для выраженія молитвеннаго расположенія сердца. Къ числу такихъ дѣйствій относятся, между прочимъ, поклоны и колѣнопреклоненіе. Стремясь къ тому, чтобы при Богослуженіи все было «по чину и благообразно», Православная Церковь, допуская названныя символическія дѣйствія, указала и то, какъ они должны быть совершаемы. Въ частности, церковное законоположеніе относительно поклоновъ мы находимъ въ особой статьѣ Устава, которая надписывается такъ: «О поклонахъ и молитвѣ церковное законоположеніе» (Тріодь, Типиконъ, Послѣдованіе понедѣльника 1-й недели Великого поста). Изъ этой статьи мы узнаемъ прежде всего, что поклоны бываютъ великіе и малые, или легкіе, а затѣмъ, что «образъ творенія» тѣхъ и другихъ не одинаковъ.

Относительно образа творенія великихъ поклоновъ, которые по уставу слѣдуетъ полагать въ дни Великаго поста, особенно при чтеніи молитвы св. Ефрема Сирина, въ Типиконѣ сказано слѣдующее: «великій (поклонъ), не просто глаголется великій, но есть величество, елико человѣкъ можетъ, право стоя и нимало наклоняся, главою на землю поклонитися, и безъ нѣкоего прибавленія, еже иніи скамейцы представляютъ себѣ, иніи же ино что, и свою лѣность симъ удобряютъ, и мнятся съ право трудившимися сравнятися во святыхъ великихъ поклонѣхъ. И се есть образъ великихъ поклоновъ». Изъ этого описанія видно, что полагая великій поклонъ, непремѣнно нужно «главою на землю поклонитися», а чтобы сдѣлать это, предварительно необходимо преклонить колѣни. Но, по требованію вышеприведеннаго описанія, при положеніи великаго поклона какъ-будто не слѣдуетъ преклонять колѣнъ, ибо тамъ сказано: «елико человѣкъ можетъ, право стоя и нимало наклонася, главою на землю поклонитися». Дѣйствительно, здѣсь о преклоненіи колѣнъ не упоминается, но что оно необходимо, это слѣдуетъ, во 1-хъ, изъ того, что иначе человѣкъ не можетъ «главою довести до земли», а во 2-хъ – это видно изъ описанія малыхъ, или легкихъ поклоновъ. Противополагая «просто поклонъ» (г. е. малый поклонъ) великому поклону, уставъ замѣчаетъ: «поклонъ-же именуется, елико можетъ человѣкъ, право стоя, поклоиптися, не падая колѣнми». Оговорка, что не слѣдуетъ «падать колѣнми» при малыхъ поклонахъ, даетъ понять, что при великихъ колѣнопреклоненіе необходимо. Но если такъ, то что-же значитъ выраженіе устава: «право стоя и нимало наклоняся«»? Это значитъ, что, полагая великіе поклоны, не должно стоять все время на колѣняхъ, какъ это въ большинствѣ случаевъ и дѣлается, а нужно поступать такъ: «стоя право (т. е. прямо) и неуклонно зря къ Богу душевнѣ и тѣлеснѣ», выслушать первую часть молитвы св. Ефрема Сирина, а затѣмъ уже сотворить великій поклонъ, преклонивъ для этого колѣни. Потомъ, «восклонився и ставъ право, паки управився, якоже и прежде» (т. е. принявъ прежнее положеніе), нужно выслушать вторую часть молитвы и опять прежнимъ порядкомъ положить великій поклонъ и т. д.

Указывая «образъ великихъ поклоновъ», Уставъ въ то же время предписываетъ творить ихъ неспѣшно, равнымъ образомъ и молитву св. Ефрема Сирина читатъ не торопясь. Въ статьѣ «О поклонахъ» осуждается тотъ, который, «аки изумленный», спѣшитъ проговорить молитву: «Господи и Бладыко живота моего», который и «вся молитвы поспѣшаетъ съ поклоны управити, и отъ тѣхъ мнимыхъ безчестныхъ поклоновъ, и отъ безумнаго моленія своего востанетъ, аки юродъ, ниже самъ себе вѣсть, что творилъ, ниже зрятъ на предстоятеля церкве, но инъ инаго предваряетъ, мятутся, аки тростіе вѣтромъ колеблемы, не смотря лучшаго, ниже хотятъ научитися: но елико кто какъ составилъ свой нравъ, тако и утверждается быти». Изъ приведеннаго замѣчанія видно, что молящіеся должны смотрѣть на священника и полагать поклоны тогда, когда и онъ ихъ полагаетъ, чтобы не было безпорядка, смятенія.

Кромѣ великихъ поклоновъ, въ уставѣ церковномъ указываются еще поклоны малые, или просто поклоны. Относительно этихъ поклоновъ въ статьѣ «О поклонахъ» сказано: «поклонъ же именуется, елико можетъ человѣкъ, право стоя, поклонитися, не падая колѣнми, ниже главу приклоняти до земли, и се есть образъ легкаго поклона».

Малые поклоны иногда называются въ Уставѣ метаніями (см., напр., Типик, гл. 9: «и сотворше другъ другу метаніе, идемъ на мѣста своя»). Названіе это происходитъ отъ греческаго слова [хгтаѵоіа, что значитъ покаяніе. Почему именно поклоны получили такое названіе. объясняется исторически. Въ древности кающіеся извѣстнаго разряда должны были, присутствуя при Богослуженіи, стоять на колѣняхъ и полагать поклоны. Отсюда поклонъ, соединенный съ колѣнопреклоненіемъ, или, что тоже, великій поклонъ, какъ знакъ покаянія, самъ получилъ названіе [ъетаѵсіа,. Съ теченіемъ времени, съ развитіемъ монашеской дисциплины, вошло въ обычаи совершать особый видъ поклоновъ безъ колѣнопреклоненія, т. е. такъ называемые малые поклоны. И такъ какъ монашество разсматривается, какъ состояніе постояннаго покаянія, то и эти поклоны получили названіе метаній. Въ отличіе отъ поклоновъ, соединенныхъ съ колѣнопреклоненіемъ, которые въ греческомъ Уставѣ получили названіе великихъ метаній, малые поклоны названы были малыми метаніями, или просто метаніями. Въ нашемъ же Уставѣ выраженіе «великое метаніе» не встрѣчается, замѣняясь выраженіемъ «великій поклонъ»; но малые поклоны иногда называются метаніями.

Относительно образа совершенія метаній, или, что тоже, малыхъ поклоновъ, въ Уставѣ, кромѣ вышеприведеннаго описанія, есть еще замѣчаніе, что при совершеніи ихь человѣкъ долженъ такъ наклониться, чтобы могъ достать рукой до земли. Во 2-й главѣ Типикона сказано: «не до земли творитъ поклоны (предстоятель предъ цѣлованіемъ евангелія и послѣ него), но малые, преклоняя главу, дондеже рукою достигнетъ до земли».

Какъ при совершеніи великихъ поклоновъ бываютъ нарушенія требованіи Устава, такъ нарушенія бываютъ и при совершеніи метаній. Первое нарушеніе усматривается въ томъ, что поклоны иногда «творятъ вкупѣ съ молитвою», тогда какъ ихъ нужно совершать «не вкупѣ съ молитвою, но прежде молитву, и по молитвѣ поклоны». Затѣмъ нарушается и то требованіе, чтобы при совершеніи поклоновъ настолько нагибаться, чтобы достать рукой до земли. Вмѣсто этого нѣкоторые, какъ замѣчаетъ уставъ, «поклонився единою, нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою киваютъ, и тѣмъ своимъ безчиніемъ аки чинъ наполняютъ преданныхъ отъ отецъ поклоновъ: ниже молитвою умнѣ и душевнѣ къ Богу молятся, но, елико время сгорбився, творятъ суетная своя поклоны».

Великіе поклоны, какъ замѣчено выше, назначаются главнымъ образомъ на время Великаго поста и совершаются съ молитвой св. Ефрема Сирина. Иногда при чтеніи этой молитвы полагаются три великіе поклоны, иногда же четыре. Въ послѣднемъ случаѣ послѣ трехъ великихъ поклоновъ совершается двѣнадцать малыхъ, а потомъ – одинъ великій. Когда слѣдуетъ полагать три великихъ поклона, а когда четыре, относительно этого имѣются особыя предписанія устава. Но великіе поклоны совершаются иногда и безъ молитвы св. Ефрема Сирина. Такъ, послѣ 9 часа въ Великомъ посту, послѣ пѣнія: «Помяни насъ, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ» – «поклонъ единъ вси равно до земли» (см. Типиконъ, Послѣдованіе понедѣльника 1-й недели Великого поста); равнымъ образомъ на литургіи, послѣ произнесенія словъ: «преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ», священнослужители совершаютъ поклонъ до земли предъ св. Дарами, – и въ нѣкоторыхъ другихъ случаяхъ.

Несравненно чаше употребляются малые поклоны, и притомъ не только при Богослуженіи, но и внѣ сферы богослужебныхъ отправленій. По обычаю Православной Церкви слѣдуетъ совершать малые поклоны послѣ каждаго прошенія ектеніи, а также послѣ тѣхъ возгласовъ и при чтеніи и пѣніи тѣхъ молитвословій, которыя своимъ содержаніемъ указываютъ на необходимость совершенія поклона, каковы, напр., возглашенія: «Пріидите, поклонимся и припадемъ ко Христу»... или: «Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Св. Духу»... и др.

Внѣ сферы богослужебныхъ отправленій малые поклоны, или метанія, употребляются монашествующими, которыхъ уставъ обязываетъ творить метанія предъ игуменомъ монастыря, епископомъ и нѣкоторыми другими лицами; равнымъ образомъ и священнослужители, являясь къ епископу, обязаны творить предъ нимъ метаніе.

Поклоны, какъ сказано, соединяются иногда съ колѣнопреклоненіемъ. Примѣры этого символическаго дѣйствія встрѣчаются еще въ Ветхомъ Завѣтѣ. Извѣстно, что съ колѣнопреклоненіемъ молился Соломонъ въ новосозданномъ храмѣ и пророкъ Даніилъ въ плѣну Вавилонскомъ. Въ Новозавѣтное время употребленіе колѣнопреклоненія освятилъ Своимъ примѣромъ Самъ Іисусъ Христосъ и Апостолы (Лук. 32, 41; Дѣян. 20, 36). Какъ и поклонъ, колѣнопреклоненіе есть символъ покаянія п смиренія; оно выражаетъ сознаніе нашей грѣховности предъ Богомъ и желаніе такимъ самоуничиженіемъ умилостивить Его и испросить у Него прощеніе и помилованіе. Потому-то Церковь предписываетъ преклонять колѣна не въ праздничные дни, а въ будничные, преимущественно же въ дни поста и покаянія. Этотъ древній обычаи христіане настолько уважали, что считали дерзостію преклонять колѣна въ воскресный день. По преданію Апостольскому, подтвержденному первымъ Вселенскимъ соборомъ (20 правило), христіане въ дни воскресные, и дни отъ Пасхи до Пятидесятницы должны были молиться стоя, чтобы напоминать себѣ воскресеніе свое со Христомъ и обязанность стремиться къ горнему. Въ древнія времена один только кающіеся должны были и въ эти дни приносить свои молитвы съ колѣнопреклоненіемъ. Въ Великій же постъ, когда все Богослуженіе направлено главнымъ образомъ къ тому, чтобы возбудить грѣшниковъ къ раскаянію и умолить Господа быть милостивымъ къ нимъ, колѣнопреклоненныя молитвы почти непрерывны. Кромѣ того, съ колѣнопреклоненіемъ совершаются молитвословія по особымъ случаямъ, напр., по случаю общественныхъ бѣдствій, также при воспоминаніи особенно тяжкаго посѣщенія Божія и явленнаго въ то же время милосердія, какъ бываетъ у насъ въ день Рождества Христова на молебнѣ и проч. Отсюда установленъ точный и древній порядокъ для всѣхъ христіанъ – преклонять колѣна лишь во время, указанное Церковью.

По обычаю Православной Церкви, христіане должны преклонять оба колѣна, и только рукополагаемый во діакона, по требованію чина, преклоняетъ одно колѣно.

Не такова практика Церкви Западной относительно поклоновъ и колѣнопреклоненій. Въ ней поклоны различаются трехъ родовъ: низкій (profunda), когда значительно наклоняется голова и все тѣло; средній (media), состоящій въ умѣренномъ наклоненіи головы и плечъ, и малый (infima), состоящій въ наклоненіи одной головы. Послѣдній снова подраздѣляется на три вида и состоитъ или въ значительномъ наклоненіи головы съ небольшимъ наклоненіемъ плечъ (maxima minimarum), что дѣлается при произнесеніи имени Іисуса Христа и поклоненіи кресту, – или въ значительномъ наклоненіи одной головы (media minimarum), при произнесеніи, напр., имени Пресвятой Дѣвы Маріи, – или, наконецъ въ легкомъ наклоненіи головы (minima minimarum), которое дѣлается при произнесеніи имени какого-нибудь святаго пли папы. Такимъ образомъ, самый низкій поклонъ латинскій соотвѣтствуетъ нашему малому; великіе же поклоны вовсе неупотребительны при латинскомъ Богослуженіи.

Что касается колѣнопреклоненіи, то послѣднія у католиковъ весьма часты. Предъ колѣнопреклоненіемъ у насъ священникъ или діаконъ, по большей части, возглашаетъ: «паки и паки преклонше колѣна, Господу помолимся», а у католиковъ діаконъ восклицаетъ: «преклонимъ колѣна», а иподіаконъ тотчасъ-же присовокупляетъ: «встаньте». Православные обыкновенно преклоняютъ оба колѣна, между тѣмъ какъ католики иногда одно, иногда оба, смотря по предмету поклоненія; напр., предъ св. Тайнами положено у нихъ преклонять оба колѣна, при входѣ въ церковь и выходѣ изъ нея – одно колѣно.

Первый Вселенскій соборъ, какъ мы видѣли, постановилъ, дабы вѣрующіе не преклоняли колѣнъ въ дни воскресные и въ дни періода Пятидесятницы; у католиковъ это обязательно только для причта церковнаго (и то не всегда), но не для мірянъ.

Подъ вліяніемъ практики католической церкви, въ которой наичаще употребляется преклоненіе одного колѣна – «клянченіе», послѣднее привилось въ нѣкоторыхъ мѣстахъ и у насъ, такъ что и православные, вопреки обычаю Православной Церкви, позволяютъ себѣ при Богослуженіи преклонять одно лишь колѣно, т. е. «клянчить» по-католически. Въ виду этого долгъ пастырей – разъяснить прихожанамъ, какъ слѣдуетъ совершать колѣнопреклоненія.

А. Н.

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 11-12. Ч. Неофф. С. 303-309.

 

Другие материалы посвященные этой теме:

Церковный уставъ о поклонахъ

Чинъ совершенія поклоновъ.

Митрофорный протоіерей Борисъ Молчановъ – О ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНАХЪ.

Замѣтка о поклонахъ въ праздникъ Благовѣщенія.

Замѣтка о литургіи преждеосвященныхъ даровъ и о поклонахъ св. Четыредесятницы.

Сообразно ли съ духомъ церкви назначать въ наказаніе при исповѣди положеніе земныхъ поклоновъ и колѣнопреклоненіе въ церкви? (Разъясненіе недоумѣній).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: