Митрофорный протоіерей Борисъ Молчановъ – О ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНАХЪ.
Когда воинская часть проходить черезъ деревянный мостъ, тогда она не можетъ «идти въ ногу», ибо при ритмнчномъ шагѣ марша вся сила давленія на мостъ увеличивается во много разъ и можетъ проломить его. Такова сила ритма.
Тотъ же естественный законъ дѣйсвутетъ и въ духовномъ мірѣ. Индивидуальная молитва одного человѣка не можетъ имѣть такого дѣйствія, какое свойственно правильной общественной молитвѣ. Послѣдняя въ единомъ ритмѣ души многихъ, пріобрѣтаетъ такую силу, которая въ состояніи пройдти въ небеса. «Истинно говорю вамъ, что если двое (или многіе) изъ васъ согласятся на землѣ просить о всякомъ дѣлѣ, то чего бы ни попросили, будешь имъ отъ Отца Моего Небеснаго» (Мѳ. ХVIII, 19).
Къ сожалѣнію, наша общественная молитва часто представляетъ собою печальное явленіе. Многіе безъ всякого согласія другъ съ другомъ молятся своею индивидуальною молитвою, совершая земные поклоны, сообразуясь не съ церковнымъ Уставомъ, предписывающимъ одинаковыя дѣйствія для всѣхъ, а со своимъ личнымъ религѣознымъ настроеніемъ. Каждая духовная овца бредетъ въ свою сторону, не слушая призыва своего Пастыря – къ полному духовному сліянію всѣхъ молящихся въ единомъ духовномъ ритмѣ соборной молитвы, чтобы «едиными устами и единымъ сердцемъ» обращаться къ Богу.
Для достиженія внутренняго единства въ общественной молитвѣ отъ каждаго изъ насъ требуется: 1) поcлушаніе внѣшней дисциплинѣ во время Богослуженія, т. е. точное исполненіе Церковнаго Устава, и 2) полное сосредоточеніе своего вниманія на содержаніи Богослуженія, раскрывающагося въ словахъ чтенія, пѣнія и священныхъ возглашеній, но отнюдь не на своихъ мысляхъ.
Конечно, полная сосредоточенность на словахъ Богослуженія – дѣло не легкое, требующее постоянныхъ усилій и тренировки активнаго вниманія. Первою ступенью въ развитіи сосредоточенной молитвы и въ достиженш единаго духовнаго ритма въ ней является однообразная внѣшняя дисциплина въ храмѣ, требующая одинаковаго исполненія всѣхъ обрядовъ, предписываемыхъ Церковнымъ Уставомъ.
1. Мы должны знать, что Церковный Уставъ предписываетъ намъ въ опредѣленные моменты Богослуженія дѣлать земные поклоны, сразу же вставая съ колѣнъ. Стояніе на колѣняхъ допускается въ рѣдкихъ случаяхъ, о которыхъ вѣрующіе часто извѣщаются спеціальнымъ возгласомъ священника: «преклонивъ колѣна... помолимся».
2. Правилами Св. Отцевъ и постановленіями Вселенскихъ Соборовъ земные поклоны въ дни воскресныя (начинающіеся съ воскресной всенощной въ субботу) и въ дни Господскихъ праздниковъ запрещаются.
а) Во время воскресной утрени подходящій къ Евангелію «не до земли творить поклоны, но малые, преклоняя главу, дондеже рукою достигнетъ до земли (поясные). Въ недѣлю бо (въ воскресный день) и Владычній праздникъ и въ Пятидесятницу отъ Пасхи до Троицына дня колѣна не преклонять» (Типиконъ гл. 2-я Утреня).
б) «Въ день Господень и во дни Пятидесятницы, дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно Св. Собору, да стояще приносить молитвы Богу» (Правило 20-е I Вселенскаго Собора).
в) «Отъ Богоносныхъ Отецъ нашихъ канонически предано намъ не преклонить колѣнъ во дни воскресные ради чести Воскресенія Христова» (Правило 90-е VI Вселенскаго Собора).
г) «День сей (воскресный) есть какъ бы нѣкоторый образъ чаемаго (будущаго) вѣка... Посему церковные уставы научаютъ насъ предпочитать въ сіи дни прямое положеніе тѣла во время молитвы..., какъ бы переселяя нашу мысль отъ настоящаго въ будущее (гдѣ уже не будетъ колѣнопреклоненій). Но, у меня, – скажеть кто либо, – есть усердіе именно земной поклонъ сотворить. – Умѣрь твое усердіе, такъ не кстати и не во время родившееся. Для земныхъ поклоновъ есть дни будничные. А въ праздники ихъ отъ насъ не только не требуготъ, но и запрещаютъ правила Св. Церкви» (Св. Василій Великій).
Въ этихъ правилахъ не трудно усмотрѣть – какое значеніе придавала Церковь земнымъ поклонамъ въ воспитаніи одинаковаго религіознаго настроенія у всѣхъ молящихся. И потому всякое излишнее усердіе къ колѣнопреклоненіяхъ, нарушающее Церковный Уставъ, не только не принесетъ никакой духовной пользы нарушителю, но и лишить его самаго важнаго – возможности войти въ полную гармонію, въ единый ритмъ съ Соборомъ молящихся.
Значеніе земныхъ поклоновъ въ воспитаніи релнгіознаго чувства прекрасно раскрывается въ одномъ древнемъ отеческомъ повѣствованіи:
«Однажды пришелъ къ аввѣ Iоаниу крестьянинъ и, разсказавъ ему про свою крайнюю нужду, просилъ у него въ долгъ номисму (4 рубля). Старецъ пожалѣлъ его и занялъ для него эту сумму въ обители. Прошло два года, но крестянинъ къ старцу больше не являлся. Между тѣмъ, блаженный авва узналъ, что крестьянииъ сталъ вести безпечную жизнь и вовсе пересталъ заботиться о своей семьѣ. Долго думалъ старецъ – какъ помочь горю? И, наконецъ, призвавъ къ себѣ того крестьянина, сказалъ ему: "Верни же мнѣ долгъ, брать". – "Видитъ Богь нечѣмъ мнѣ заплатить тебѣ", – отвѣчалъ крестьянинъ. "А я вотъ помогу тебѣ расплатиться", – сказалъ старецъ. – "когда только ты будешь свободенъ, приходи ко мнѣ и клади передъ иконой по 30 поклоновъ, я буду давать тебѣ за это всякій разъ по кератѣ (18 копеекъ)". И сталъ крестьянинъ очень часто приходить въ монастырь и вмѣстѣ со старцемъ класть земные поклоны. "Зачѣмъ ты это дѣлаешь"? – спрашивала братія старца, – "полезны ли крестьянину одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлялъ его"... На это старецъ отвѣчалъ: "Духовная жизнь въ крестьянинѣ угасла, и она но можеть появиться въ немъ сразу. Плодъ растенія никогда не созрѣваетъ мгновенно. Каждому плоду предшествуетъ цвѣтъ. Цвѣту предшествуетъ листъ, а листу – почка и оживленіе вѣтвей. Не знаете ли, что даръ истинной молитвы и духовной жизни есть плодъ. Много нужно потрудиться, пока этотъ плодъ созрѣетъ. Поклоны же – это какъ бы первая окопка деревьевъ. Среди поклоновъ неизбѣжно проявятся и начатки молитвеинаго духа". И старецъ оказался правъ. Онъ продолжалъ упражнять крестьянина въ поклонахъ до тѣхъ поръ, пока послѣдній такимъ способомъ не уплатилъ ему всего своего долга. Но и послѣ этого крестьянина часто видѣли у старца. Онъ уже добровольно приходилъ молиться съ нимъ класть земные поклоны. Въ деньгахъ крестьянинъ пересталъ нуждаться, потому что съ той поры онъ началъ трезвую трудолюбивую жизнь» («Лугъ духовный»).
Оказалось, что земные поклоны – эти простыя механических движенія, – вскрыли заснувшее въ душѣ крестьянина сокрушенное сознаніе своей грѣховной жизни.
Теперь намъ станетъ понятно – почему земные поклоны умѣстны и полезны на будничныхъ Богослуженіяхъ и во дни Великаго Поста, когда отъ вѣрующихъ требуется сокрушеніе о грѣхахъ своихъ, и почему они не умѣстны и не полезны въ дни воскресные и во дни Господскихъ праздниковъ и Пятидесятницы, когда отъ вѣрующихъ требуется радостное переживаніе побѣды Христа надъ адомъ и смертью и чаяніе будущаго торжества Церкви.
Во всякій обрядъ нужно не только всмотрѣться, но и глубоко практически войти въ него, чтобы внутренняя его сила ожила для нашего сердца. Вѣдь всякій обрядъ въ свое время созданъ великою мыслью, великимъ вдохновеніемъ вѣры и молитвы. И тѣ святые моменты высокаго подъема духовной жизни Церковь намѣренно и закрѣпила въ обрядѣ, остановила ихъ, такъ сказать, на вѣки съ цѣлью духовнаго воспитаиія послѣдующихъ поколѣній.
Вотъ почему очень важно еще, въ раннемь дѣтствѣ нашихъ дѣтей не только учить Закону Божію и молитвамъ, но и практически втягивать въ церковную обрядность. Пусть обряды для нихъ вначалѣ будутъ непонятными, исполняемыми механически: они постепенно къ болѣе зрѣлому возрасту раскроютъ имъ свою великую духовную силу.
Всѣ наши церковные обряды – это тѣ ступени, по которымъ милліоны вѣрующпхъ восходили къ Богу. Мы должны не пренебрегать, а лобызать этотъ путь, эти слѣды святыхъ милліоновъ...
«Монреальский Приходской Листокъ» (РПЦЗ). 2004. № 7. Апрель
Биографическая справка: Митрофорный протоиерей Борис Молчанов (1896-1963) Родился 24 іюля в Петербургѣ въ семьѣ протодіакона. Окончилъ Петербургскую семинарію (1916) и Свято-Сергіевский православный богословскій институтъ въ Парижѣ (1928). Рукоположенъ въ 1927 г. Настоятель приходовъ въ Медонѣ (1927-1933), Лондонѣ (1933-1938), Бейрутѣ (1938), в Белой Церкви (1938-1941). Старшій священникъ Русскаго охраннаго корпуса (1941-1945). Настоятель различныхъ приходовъ во Франціи (1945-1955). Переѣхалъ въ Америку (1956). До своей кончины служилъ вторымъ священникомъ кафедральнаго собора Знаменія Божьей Матери в Нью-Йоркѣ. Скончался 22 августа въ Нью-Йоркѣ.
Другие материалы посвященные этой теме:
Замѣтка о поклонахъ въ праздникъ Благовѣщенія.
Замѣтка о литургіи преждеосвященныхъ даровъ и о поклонахъ св. Четыредесятницы.