ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВЪ О ПОКЛОНАХЪ.

Въ Церкви Божіей, по слову святаго апостола Павла, все должно быть благопристойно и чинно (I Кор. 14 гл., 40 ст.). Святые отцы, согласно сему наставленію святаго апостола Павла, изложили уставъ о поклонахъ въ церковныхъ службахъ для того, чтобы церковное богослуженіе было благопристойно и чинно. По уставу святыхъ отецъ въ церковной службѣ нельзя произвольно творить поклоны, чтобы тѣмъ не нарушить порядокъ церковнаго благочинія, но вмѣстѣ съ тѣмъ нельзя и оставлять тѣ поклоны, которые заповѣдываются уставомъ и приняты святою Церковью во всеобдержность.

Въ предисловіяхъ къ древнимъ псалтирямъ сказано: «Поклоновъ кромѣ уставныхъ никако же-дерзнемъ творити, да не будемъ соблазнъ людямъ.... А яко же нѣцыи творятъ поклоны во время святыя литургіи, или во иныя службы, кромѣ уставнаго повелѣнія, и то творятъ не по преданію святыхъ отецъ, ниже во спасеніе себѣ, но и паче въ грѣхъ. Подобаетъ бо въ церковныхъ собраніяхъ христіанскомъ хранити уставное повелѣніе, еже предано святыми отцы. Аше ли кто мощенъ, и отъ произволенія или усердія своего къ Богу, хощетъ вящьше уставнаго повелѣнія поклоны творити, или молитвы, се не въ церковныхъ собраніяхъ и службахъ исправляетъ, но въ келіи и дома особнѣ, келія и домъ бо устава не имѣютъ, но кождою убо бываетъ на произволеніе хотящаго спасгися». Въ настоящее время уставное повелѣніе о поклонахъ предано забвенію не только мірянами, но и священно-церковнослужителями, такъ какъ ими, большею частью, оставляются тѣ поклоны, которые показаны и требуются уставомъ и приняты во всеобдержность святою Церковію, и позволяютъ произвольно творить поклоны въ церковныхъ собраніяхъ и службахъ и тѣмъ нарушаютъ тишину и порядокъ церковнаго благочинія. – Поэтому полезно знать и исполнять уставъ святыхъ отецъ о поклонахъ въ церковныхъ собраніяхъ и службахъ.

Необходимо каждому мірянину или монаху, исходящему изъ дома или изъ келіи направляющему стопы своя въ церковь, совершить такъ называемый семипоклонный началъ какъ въ домѣ или келіи, такъ и въ церкви, – или такъ называемые исходные и приходные поклоны. Въ церкви во время чтенія молитвы Святому Духу, когда ею начинается какая-либо служба, нужно ограждать себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, который полагается только въ Великомъ посту. На Трисвятомъ полагаются три поклона въ поясъ, безъ поклоновъ поется Трисвятое послѣ великаго славословія и предъ чтеніемъ апостола. Во время пѣнія или чтенія молитвы Господней на литургіи полагается также поясной поклонъ, во всѣхъ же другихъ службахъ не полагается. На «Пріидите поклонимся) – три поясныхъ поклона, кромѣ этого, когда въ псалмахъ, стихиряхъ или тропаряхъ встрѣчаются слова: «кланяюсь, поклоняюсь, кланяемся, поклоняемся, или поклонимся», всегда нужно кланяться въ поясъ. На Аллилуіа послѣ славы за какимъ либо псалмомъ всегда нужно класть три поясныхъ поклона, только среди шестопсалмія аллилуіа читается безъ поклоновъ. – Во время чтенія на вечернѣ «Сподоби Господи» и во время пѣнія на всенощномъ бдѣніи «Буди Имя Господне»... полагаются также по три поясныхъ поклона. На вечернѣ, равно и на утренѣ предъ отпустомъ полагается четыре поясныхъ поклона: одинъ послѣ «Честнѣйшую».., одинъ на «Слава Отцу»..., одинъ на «И нынѣ и присно»..., и два на «Господи помилуй», «Господи помилуй. Господи благослови» На «Честнѣйшую Херувимъ», когда сія пѣснь бываетъ и въ срединѣ какого либо послѣдованія, всегда полагается поясной поклонъ. На припѣвахъ великаго и малаго повечерія: «Пресятая Владычицѣ Богородице моли о насъ грѣшныхъ»... полагается по поклону поясному. На «слава въ вышнихъ Богу» на этихъ же службахъ полагаются три поясныхъ поклона. На отпустѣ повечерій поклоновъ нѣтъ, такъ какъ положено прощеніе. На полунощницѣ при началѣ на слава Тебѣ Боже нашъ... нужно оградить себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, тоже самое нужно сдѣлать на утренѣ въ началѣ шестопсалмія. – Во время перваго и послѣдняго величанія празднику на утренѣ, когда бываетъ поліелей, полагается по одному земному поклону, на цѣлованіе праздничной иконы, или Евангелія въ воскресные дни или же креста въ крестный праздникъ до цѣлованія два земныхъ поклона и по цѣлованіи – третій также земной. На «Слава Тебѣ Господи» предъ чтеніемъ и послѣ чтенія Евангелія также полагается по одному поклону поясному. Послѣ осѣненія Евангеліемь отъ Царскихъ вратъ, послѣ цѣлованія его, полагается одинъ поясной поклонъ. – На начальныхъ запѣьахъ первой и послѣдней пѣсни во всѣхъ канонахъ всегда полагается по одному поясному поклону. На 8-ой катавасіи утренняго канона также полагается одинъ поклонъ, на пѣснь Богородицы: «Величитъ душа моя Господа»... съ «Честнѣйшую Херувимъ» полагаются 6 поясныхъ поклоновъ по числу 6 стиховъ, а послѣдній поклонъ – земный. Если же въ какой-либо праздникъ не поется: «Величитъ душа моя», то на ирмосахъ и начальныхъ припѣвахъ 9-й пѣсни полагается по одному поясному поклону. – Въ «Достойно есть» или на то, что поется вмѣсто «Достойно есть»... всегда полагается земной поклонъ. – На великомъ славословіи въ началѣ его всегда три поясныхъ поклона полагается, а на отпустѣ утрени, какъ и на вечернѣ, четыре таковыхъ же поклона. На отпустѣ 1-го часа три поясныхъ поклона. На литургіи полагаются слѣдующіе поклоны: на каждомъ прошеніи великой ектиніи по одному поясному поклону, на «Единородный Сынѣ»... нужно оградить себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, на выходѣ съ Евангеліемъ – поклонъ земный, предъ чтеніемъ и послѣ чтенія Евангелія на словахъ: «Слана Тебѣ Боже»... – по одному поясному поклону, на переносѣ святыхъ Даровъ – три поклона: два поясныхъ и послѣдній земной, предъ чтеніемъ или пѣніемъ: «Вѣрую» нужно оградить себя крестнымъ знаменіемъ безъ поклона, на возглашеніи Господнихъ Словъ: «Пріимите и ядите»... одинъ поясной поклонъ, на словахъ: «Пійте отъ Нея вси»... также одинъ поясной поклонъ, послѣ освященія Святыхъ Даровъ одинъ земной поклонъ, послѣ «Достойно» также одинъ земной поклонъ. На словахъ: «Со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите»... «Всегда и нынѣ и присно и но вѣки вѣковъ» и на Господи помилуй по заамвонной молитвѣ по одному поясному поклону, на «Буди имя Господне»... три поясныхъ поклона, на огражденіи крестомъ отъ царскихъ вратъ на отпустѣ поясной поклонъ, но при огражденіи порознь каждый знаменуетъ себя крестомъ безъ поклона и цѣлуетъ крестъ въ правую ножку Спасителя. – На отпустѣ литургіи три поясныхъ поклона.

На молебнахъ на начальныхъ запѣвахъ первой и послѣдней пѣсни каноновъ по одному поясному поклону, на всѣхъ катавасіяхъ во всѣхъ пѣсняхъ по одному поясному поклону, а по катавасіи на трикратномъ Господи помилуй по три поклона.

На панихидахъ, когда поютъ 40 разъ Господи помилуй, по одному поясному поклону, а также и на литургійной заупокойной ектеніи по одному поясному поклону. Когда священникъ начинаетъ какую либо службу возгласами: «Благословенъ Богъ Нашъ», или «Слава Святый», или же «Благословенно Царство», то предъ сими возгласами всегда полагаетъ три поясныхъ поклона съ молитвою: «Боже, очисли мя грѣшнаго». «Создавый мя Господи и помилуй мя» и «Безъ числа согрѣшихъ, Господи помилуй и прости мя грѣшнаго». Такіе же поклоны онъ полагаетъ у престола и предъ выходомъ съ кадиломъ и Евангеліемъ и когда закончитъ кажденіе, а также когда выходитъ предъ царскія двери читать вечернія и утреннія молитвы среди шестопсалмія.

Когда какая нибудь необходимость вынудитъ кого нибудь прежде отпуста выйти изъ церкви, то при выходѣ и по возвращеніи такой человѣкъ по три поясныхъ поклона полагаетъ.

Когда монахъ или мірянинъ послѣ отпуста литургійнаго выходитъ изъ церкви, то по входѣ въ домъ или келію, поетъ или читаетъ: «Достойно есть...», послѣ чего полагаетъ земной поклонъ, также читаетъ или поетъ: «Слава и Нынѣ», – «Господи помилуй», два раза «Господи благослови» и полагаетъ при этомъ три поясныхъ поклона, послѣ чего произноситъ «Молитвами Пречистыя Твоея Матери (святаго, его же день) и всѣхъ святыхъ Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй насъ».

Предъ обѣдомъ послѣ: «Благословенъ Богъ нашъ»... полагается одинъ поясной поклонъ, послѣ «Отче нашъ»... «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», такой же поклонъ, послѣ «и нынѣ и присно...» такой же поклонъ, послѣ «Господи помилуй» два раза «Господи благослови» – таковой же поклонъ. Послѣ молитвы: «Христе Боже! Благослови...» полагается три поясныхъ поклона при словахъ: «Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному», «Создавый мя Господи и помилуй мя» и «Безъ числа согрѣшихъ. Господи, помилуй и прости мя грѣшнаго». Послѣ обѣда при словахъ: «Благословенъ Богъ нашъ всегда...» поясной поклонъ, послѣ «Достой о есть...» такой же поклонъ, послѣ: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» такой же поклонъ, послѣ «Господи помилуй» два раза «Господи благослови» такой же поклонъ. Послѣ словъ: «Благословенъ Богъ милуя у питая насъ отъ своихъ богатыхъ даровъ, тою благодатію и человѣколюбіемъ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ» полагаются 12 поясныхъ поклоновъ съ молитвою Іисусовою, послѣ которыхъ благодарятъ хозяина и затѣмъ еще три поклона при словахъ: «Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному», (поклонъ), «Создавый мя Господи и помилуй мя» (поклонъ) и «Безъ числа согрѣшихъ, Господи, помилуй и прости мя грѣшнаго» (поклонъ). Таковые и столько же поклоновъ поддается какъ предъ вечерью, такъ и послѣ вечери, т. е. предъ ужиномъ и послѣ ужина.

Какъ должны совершаться по уставу поклоны поясные и земные? Поклоны поясные называются иначе малыми и, по ученію церковнаго устава, совершаются чрезъ такое наклоеніе головы, при которомъ можно рукою достать до земли, или «елико можетъ человѣкъ право (т. е. прямо) стоя поклонитися, не падая колѣнами, ниже голову приклонити до земли». Земные поклоны называются еще великими и совершаются «елико мощи головою до земли довести»; для сего предъ каждымъ такимъ поклономъ кланяющійся долженъ принимать прямое положеніе тѣла, долженъ распрамляться во весь ростъ, а не гнуться въ дугу. Церковный уставъ обличаетъ тѣхъ, которые спѣшно творятъ поклоны и которые, по словамъ устава, «бываютъ аки юродѣ, ниже сами себя видятъ, что творятъ», а равно и тѣхъ, которые, когда творятъ поклоны не «зрятъ на предстоятеля церкви, но инъ инаго предворяютъ, мятутся, аки тростіе вѣтромъ колеблемы, не смотря лучшаго, ниже хотятъ научитися, но елико кто какъ составилъ свой нравъ, такъ и утверждается быти».

Нѣтъ сомнѣнія, что достоинство поклоновъ заключается не въ одномъ ихъ внѣшнемъ приличіи и благообразіи, но и во внутреннемъ душевномъ расположеніи кланяющагося. Вотъ свидѣтельство церковнаго устава объ этомъ: «Въ поклонахъ и молитвахъ будемъ подражательны глаголющему: Духъ есть Богъ, духомъ и истиною кланяющихся хощетъ». Истинное благочестіе требуетъ, чтобы мы служили Богу всѣмъ нашимъ существомъ: душою и тѣломъ. Поэтому худо поступаютъ тѣ, которые видятъ сущность богомолья въ однихъ только поклонахъ и другихъ наружныхъ дѣйствіяхъ, безъ участія духа, а равно и тѣ, которые кланяются однимъ духовнымъ служеніемъ Богу, а тѣломъ своимъ не упражняются въ подвигахъ благочестія. – Христіанская религія, это религія – духа и свободы. Поэтому, не стѣсняетъ ли церковный уставъ своимъ ученіемъ о поклонахъ свободу чадъ Церкви? Нисколько. Церковь, какъ мать чадолюбивая, не стѣсняетъ порывовъ благочестиваго чувства своихъ чадъ, но съ любовію взираетъ на тѣхъ изъ молящихся, души коихъ все болѣе и болѣе возвышаются къ Богу, но при этомъ во время общественныхъ и церковныхъ молитвъ не допускаетъ произвольныхъ дѣйствій, могущихъ нарушить тишину и порядокъ церковнаго благочинія. Вотъ доказательство этой истины. Колѣноприклоненіе употреблялось при богослуженіи какъ въ старомъ завѣтѣ (3 Цар. VIII, 54 ст. и Даніил. пр. VI, 10 ст.), такъ и въ новомъ (Еванг. Луки XXII, 41., Дѣян. VII., 60, IX, 40 ст., XX, 36., XXI, 5 ст. и Апокал. IV, 10 и VII., 11), а равно и древними христіанами, о чемъ свидѣтельствуютъ: Евсевій, святый Василій великій и многіе другіе; тѣмъ не менѣе это внѣшнее священное дѣйствіе Церковь своимъ чадамъ воспретила въ свои воскресные дни и въ дни отъ пасхи до пятидесятницы. Писатель второго вѣка – Тертуліанъ свидѣтельствуетъ объ этомъ слѣдующимъ образомъ: «Въ день Господенъ (т. е. воскресный) мы считаемъ неприличнымъ поститься или преклонять колѣна: той же свободою мы пользуемся отъ пасхи до пятидесятницы». Въ 20-мъ правилѣ 1-го вселенскаго собора читаемъ: «По елику суть нѣкоторые, преклоняющіе колѣна въ день Господень и во дни пятидесятницы: то дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносятъ молитвы къ Богу». То же гласитъ и 90-е правило Трульскаго собора, – которое поясняетъ, что отъ богоносныхъ отецъ канонически предано не преклоняти колѣнъ во дни воскресные ради чести воскресенія Христова.

Какъ указанными церковными законопопоженіями не стѣсняется свобода христіанская по вопросу о колѣнопреклоненіяхъ, такъ точно не стѣсняется, а тѣмъ болѣе не ограничивается эта свобода и по вопросу о поклонахъ ученіемъ церковнаго устава о семъ предметѣ. По уставу полагается 300 дненощныхъ поклоновъ, бываемыхъ въ церкви, кромѣ иолуношницы. Поклоны, воображенныя отъ святыхъ отцевъ, «нѣсть лѣпо презирати неже великому законоположителю», – читаемъ въ церковномъ уставѣ. Не презираютъ ли церковные поклоны тѣ, которые, считая ихъ лишними, ненужными, а потому безполезными, не кланяются по уставу Церкви? Да такіе христіане презираютъ церковные поклоны, такіе христіане охотно исполняютъ требованія земныхъ учрежденій, имѣющихъ своею цѣлью временное благополучіе человѣка, требованія – иногда мелочный, иногда прямо вредныя для людей, а не подчиняются требованію божественнаго учрежденіи – Церкви Христовой, – имѣющей своею цѣлью не только временное, но и вѣчное благополучіе своихъ чалъ.

– Святые, болѣе совершенные среди людей, считали и считаютъ церковные поклоны полезными и необходимыми. и потому и уставъ о нихъ положили. О ливійскомъ инокѣ Павлѣ древніе повѣствуютъ, что онъ ежедневно возносилъ З00 молитвъ, сопровождая каждую молитву поклономъ, а чтобы не сшибиться въ счетѣ ихъ, онъ клалъ за пазуху 300 камешковъ и при каждомъ поклонѣ и при каждой молитвѣ выбрасываль по одному. Если святые такъ смотрѣли на поклоны, то какое основаніе какое побужденіе и какіе молитвы мы, грѣшные, имѣемъ къ неповиновенію ученію Церкви о поклонахъ? Неужели свитымъ поклоны нужны, а намъ грѣшнымъ не нужны? Неужели поклоны для святыхъ были полезны, а для насъ грѣшныхъ вредны? Почему святые отцы сами употребляли поклоны во время молитвы и намъ заповѣдали такъ поступать? Они такъ поступали потому, что поклоны считали однимъ изъ лучшихъ средствъ къ приведенію духа вь молитвенное состояніе. Чрезъ поклоны тѣло приводится въ движеніе, получаетъ бодрость, легкость и живость и, такимъ образомъ, становится послушнымъ орудіемъ духа въ его молитвенныхъ занятіяхъ, и не только не препятствуетъ, а содѣйствуетъ имъ. Поэтому, тѣ христіане, которые тяготятся поклонами вообще и церковными поклонами осебенности, и неохотно творятъ ихъ, по уставу Церкви, не желаютъ сдѣлать плоть свою, всегда склонную ко сну, покою, нѣгѣ и, вообще, привязанную къ землѣ, послушнымъ орудіемъ своего безсмертнаго духа вь его молитвенныхъ занятіяхъ.

Возлюбленные отцы и дорогіе братіе! Потщимся во имя взаимнаго назиданія и нашего спасенія соблюдать и исполнять уставъ о церковныхъ поклонахъ, что бы въ нашей церкви, согласно наставленію апостола, было все благообразно и по чину и чтобы нашимъ нерадѣніемъ въ этомъ отношеніи не соблазнялись отщепенцы отъ Церкви Христовой, чадами которой, по милости Божіей, мы состоимъ.

 

Кишиневскій Епархіальный миссіонеръ, священникъ Ѳеодосій Воловей.

 

«Кишиневскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 31. Отд. Неофф. С. 1239-1246.

 

Другие материалы посвященные этой теме:

Чинъ совершенія поклоновъ.

Митрофорный протоіерей Борисъ Молчановъ – О ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНАХЪ.

Замѣтка о поклонахъ въ праздникъ Благовѣщенія.

Замѣтка о литургіи преждеосвященныхъ даровъ и о поклонахъ св. Четыредесятницы.

Сообразно ли съ духомъ церкви назначать въ наказаніе при исповѣди положеніе земныхъ поклоновъ и колѣнопреклоненіе въ церкви? (Разъясненіе недоумѣній).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: