О святой Пелагіи Палестинской.

Глубоко поучительна и трогательна исторія обращенія язычницы и великой грѣшницы Пелагіи на путь покаянія и праведной жизни. Преподобная Пелагія, память которой чтится православною Церковью 8-го октября, жила въ V вѣкѣ по Р. X., въ столицѣ Сиріи – Антіохіи. Она была извѣстна всѣмъ своимъ легкомысленнымъ и безнравственнымъ образомъ жизни, что обусловливалось самой ея профессіей танцовщицы. Ея необыкновенная красота привлекла къ ней вниманіе самыхъ богатыхъ гражданъ Антіохіи, не жалѣвшихъ ни денегъ, ни драгоцѣнностей, чтобы доставить ей удовольствіе и добиться ея расположенія. Дорогія ткани, золото, жемчугъ и драгоцѣнные камни въ изобиліи сыпались къ ногамъ прекрасной и легкомысленной плясуньи-комедіантки. Жизнь ея протекала среди роскоши, пировъ и веселья, и никогда мысль о пустотѣ и грѣховности такой жизни не приходила въ ея голову. Трудно было такой грѣшницѣ обратиться на путь спасенія, но все возможно у Господа, Который не только не отвергаетъ грѣшниковъ, но съ великимъ долготерпѣніемъ ожидаетъ ихъ раскаянія и посылаетъ Свою благодатную помощь для ихъ спасенія.

Орудіемъ, посланнымъ Богомъ для обращенія грѣшной Пелагіи, явился святой Ноннъ, бывшій въ то время епископомъ одного изъ палестинскихъ городовъ Иліополя. Святой Ноннъ былъ уже тогда извѣстенъ своей высокой подвижнической жизнью и трудами по обращенію ко Христу многихъ язычниковъ изъ числа жителей Иліополя, а особенно крещеніемъ 30.000 сарацинъ или арабовъ. Вмѣстѣ съ семью другими окрестными епископами святой Ноннъ былъ вызванъ въ Антіохію мѣстнымъ архіепископомъ для обсужденія церковныхъ дѣлъ. Съ нимъ прибылъ и его діаконъ Іаковъ, который впослѣдствіи, будучи очевидцемъ, написалъ житіе преподобной Пелагіи. Прибывшіе помѣщены были въ келіяхъ при церкви св. мученика Іуліана Тарсянина.

Однажды епископы, собравшись въ церкви св. Іуліана по повелѣвію Антохійскаго архіепископа, сѣли передъ входомъ въ церковь и попросили святого Нонна сказать для нихъ поученіе, которое и слушали съ благоговѣйнымъ вниманіемъ. Въ это время мимо церкви, сидя на ослѣ, проѣхала, окруженная толпой нарядныхъ и веселыхъ юношей и дѣвицъ, прекрасная Пелагія. На ней были великолѣпныя дорогія одежды, со множествомъ блестящихъ украшеній изъ золота, жемчуга и драгоцѣнныхъ камней, что еще болѣе увеличивало ея красоту. Запахъ мускуса и другихъ ароматовъ исходилъ отъ ея роскошныхъ одеждъ. Голова ея была не покрыта, шея и руки обнажены. Увидѣвъ Пелагію и ея друзей, благочестивые епископы сокрушенно вздохнули и поспѣшили отвернуться отъ такого зрѣлища, какъ отъ великаго грѣха и соблазна, но святой Ноннъ пристально и долго смотрѣлъ на прекрасную грѣшницу, пока она не скрылась изъ виду, и затѣмъ, обратившись къ епископамъ, сказалъ: «Развѣ вы не замѣтили красоты этой женщины?». Но тѣ молчали. Блаженный же Ноннъ, плача, склонилъ свое лицо къ колѣнямъ и смочилъ слезами не только платокъ, бывшій у него въ рукахъ, но и колѣни свои. Вздыхая изъ глубины души, опять спросилъ онъ епископовъ: «Неужели не понравилась вамъ красота той женщины?». И опять епископы отвѣчали молчаніемъ. Тогда Ноннъ сказалъ: «А я истинно увлеченъ красотою ея и многому научился отъ нея. Женщину эту поставитъ Господь на страшномъ судѣ Своемъ и ею осудитъ насъ. Какъ думаете, возлюбленные, сколько времени провела эта женщина въ своей комнатѣ, моясь, одѣваясь, украшая себя и осматриваясь въ зеркало, – и все это для того только, чтобы угодить своимъ временнымъ поклонникамъ? А мы, имѣя на небесахъ Жениха Безсмертнаго, Который даруетъ любящимъ Его награду вѣчную, не заботимся объ украшеніи окаянной души нашей, не стараемся омыть ее слезами покаянія и одѣть красотою добродѣтелей, чтобы явилась она благоугодной предъ очами Божіими». Окончивъ это поученіе, блаженный Ноннъ вмѣстѣ съ діакономъ Іаковомъ вошелъ въ свою келію и, павъ на землю, молился со слезами, говоря: «Господи Іисусе Христе! прости меня грѣшнаго и недостойнаго! Заботы сей женщины объ украшеніи тѣла превзошли всѣ мои попеченія объ окаянной моей душѣ. Сколько старанія показала та женщина, чтобы угодить своимъ тлѣннымъ поклонникамъ, которымъ она желала и обѣщала нравиться, а я обѣщалъ быть угоднымъ Тебѣ, Богу моему, и солгалъ, ибо пребываю въ лѣности и нерадѣніи». Также и о Пелагіи молился святой Ноннъ: «Господи! не погуби созданія рукъ Твоихъ, да не пребудетъ такая красота въ развратѣ, во власти бѣсовъ, но обрати ее къ Себѣ, да славится въ ней Имя Твое святое, ибо для Тебя все возможно». Господь услышалъ молитву святого епископа и въ ту же ночь далъ ему таинственное указаніе на скорое обращеніе Пелагіи. Праведный Ноннъ увидѣлъ во снѣ покрытую грязью черную голубку, которая летала вокругъ него въ то время, какъ онъ совершалъ литургію, и внезапно исчезла, когда діаконъ возгласилъ: «оглашениіи, изыдите», по окончаніи службы голубка снова прилетѣла, и тогда Ноннъ поймалъ ее и омылъ въ стоявшей въ притворѣ храма водѣ, послѣ чего голубка, совершенно чистая и бѣлая, какъ снѣгъ, поднялась въ высь и стала невидимой. На утро святой Ноннъ разсказалъ свой сонъ Іакову и вмѣстѣ съ нимъ и прочими епископами пошелъ въ церковь мученика Іуліана совершать служеніе. Послѣ службы архіепископъ Антіохійскій предложилъ Нонну сказать поученіе народу.

По внушенію Святого Духа, епископъ Ноннъ началъ говорить о страшномъ судѣ и будущемъ воздаяніи праведныхъ и грѣшниковъ. Народъ плакалъ, слушая его простыя, искреннія и мудрыя слова. Въ это время, руководимая Промысломъ Божіимъ, зашла въ церковь никогда не бывшая въ ней легкомысленная и грѣшная язычница – Пелагія. Проповѣдь Нонна пробудила въ душѣ Пелагіи совѣсть: ей стало страшно и стыдно за свою порочную суетную жизнь. Искренно сокрушаясь и каясь въ своихъ грѣхахъ, она такъ плакала, что никакъ не могла остановить своихъ горькихъ слезъ. Выйдя изъ церкви, она поручила бывшимъ съ нею слугамъ узнать, гдѣ живетъ епископъ Ноннъ, и написала ему такое письмо: «Святому ученику Христову – грѣшница и ученица діавола. Слышала я о Богѣ твоемъ, что Онъ сошелъ съ неба на землю не для праведныхъ, а для спасенія грѣшниковъ. Тотъ, на Кого херувимы взирать не смѣютъ, имѣлъ общеніе съ мытарями и грѣшниками и бесѣдовалъ съ самарянкой и блудницами. Если ты, какъ я слышала отъ христіанъ, истинный ученикъ Его, то не отвергнешь меня, желающую черезъ тебя видѣть Спасителя». Блаженный Ноннъ отвѣчалъ на письмо Пелагіи такъ: «Какой-бы ты ни была, Богу извѣстны и дѣла твои и твое желаніе. Но прошу тебя, не искушай смиренія моего: я грѣшный служитель Божій. Если же ты искренно желаешь увѣровать въ Бога и видѣть меня, то приходи и увидишь меня въ присутствіи другихъ епископовъ, наединѣ же тебѣ видѣться со мною не должно».

Обрадованная Пелагія поспѣшила въ церковь св. Іуліана. Узнавъ объ ея приходѣ, епископъ Ноннъ пригласилъ къ себѣ другихъ епископовъ и велѣлъ позвать Пелагію. Припавъ къ ногамъ блаженнаго Нонна, Пелагія со слезами стала умолять его сдѣлать ее христіанкой и омыть святымъ крещеніемъ море ея грѣховъ. Всѣ дивились такой вѣрѣ бывшей великой грѣшницы и плакали отъ умиленія. Пелагія же не переставала обнимать ноги святого Нонна, омывая ихъ своими слезами и отирая волосами своими, подобно Евангельской грѣшницѣ.

Такъ была приведена ко Христу блаженнымъ епископомъ Нонномъ грѣшница Пелагія, прозванная жителями Антіохіи Маргаритою или Жемчужиной за ея красоту и драгоцѣнные уборы, которыми она себя украшала. Воспріемницей ея при крещеніи была діаконисса Романа. Велика была радость Нонна и другихъ христіанъ о спасеніи грѣшницы. Но не радовался этому врагъ человѣческаго спасенія – діаволъ. Когда послѣ крещенія святой Ноннъ съ новокрещенною и другими епископами и христіанами вкушали трапезу съ виномъ и елеемъ въ знакъ духовнаго торжества, діаволъ за дверью громко вопилъ и упрекалъ св. Нонна за то, что тотъ отнялъ у него его жертву Пелагію, которую онъ также упрекалъ за измѣну. Но святая крестнымъ знаменіемъ отогнала его. Черезъ два дня діаволъ опять явился Пелагіи въ то время, когда она спала ночью вмѣстѣ со святою Романою. Пелагія разбудила свою духовную мать, чтобы та помолилась съ нею, и діаволъ исчезъ и больше не являлся. На третій день послѣ крещенія св. Пелагія собрала всѣ свои дорогія украшенія, золото, серебро и драгоцѣнные камни и передала ихъ епископу Нонну для раздачи сиротамъ и убогимъ. Такъ пріобрѣтенное грѣхомъ употреблено было на доброе и святое дѣло. Раздавъ свое имущество нищимъ, св. Пелагія отпустила также и слугъ своихъ на волю, наградивъ ихъ серебромъ и золотомъ. Прощаясь со своими слугами, она сказала имъ: «Я освобождаю васъ отъ временнаго рабства, вы же постарайтесь освободиться отъ рабства суетному міру и грѣху, чтобы намъ, жившимъ вмѣстѣ здѣсь на землѣ, встрѣтиться и на небѣ».

На 8-й день послѣ крещенія, когда по обычаю слѣдовало снять бѣлыя одежды, св. Пелагія рано утромъ сняла свои бѣлыя одежды, надѣла власяницу и, взявъ съ собою ветхую одежду епископа Нонна, тайно удалилась изъ Антіохіи. Св. Романа плакала о ней, но блаженный Ноннъ, которому Богъ открылъ мѣстопребываніе Пелагіи, утѣшалъ ее, говоря: «не плачь, дочь моя, а радуйся: Пелагія, подобно Маріи, избрала благую часть, которая не отымется отъ нея». Вскорѣ послѣ этого созванные въ Антіохію епископы были отпущены каждый въ свой городъ. Возвратился въ Иліополь и блаженный Ноннъ съ діакономъ Іаковомъ. Однажды, спустя три или четыре года послѣ описанныхъ событій, Іаковъ попросилъ у своего епископа разрѣшенія отправиться въ Іерусалимъ для поклоненія Воскресенію Господа Іисуса Христа. Отпуская его, св. Ноннъ поручилъ ему найти въ Іерусалимѣ одного инока, по имени Пелагій, бесѣда съ которымъ можетъ принести ему великую пользу для души, такъ какъ этотъ инокъ уже нѣсколько лѣтъ живетъ въ затворѣ и извѣстенъ своей строгой подвижнической жизнью. Никто не зналъ, что подъ видомъ этого инока скрывалась преподобная Пелагія, подвизавшаяся въ маленькой тѣсной кельѣ съ однимъ оконцемъ, на горѣ Елеонской, гдѣ нѣкогда молился Спаситель. Прибывъ въ Іерусалимъ, Іаковъ осмотрѣлъ святыя мѣста и поклонился Гробу и Воскресенію Христову, а потомъ началъ разыскивать указаннаго ему епископомъ Нонномъ инока. Подошедши къ его кельи и постучавъ въ окошко, онъ увидѣлъ св. Пелагію, которую принималъ за инока и не узналъ. Да и трудно было узнать прежнюю юную красавицу въ этомъ изможденномъ святыми подвигами и изсохшемъ, какъ скелетъ, отъ чрезмѣрнаго поста монахѣ съ глубоко ввалившимися глазами. Преподобная Пелагія узнала діакона Іакова, бывшаго свидѣтелемъ ея обращенія, но сама не открылась ему. Бесѣдуя съ нимъ, она попросила его передать епископу Нонну ея просьбу помолиться о ней. Послѣ этого она закрыла свое окошко и начала пѣть третій часъ, а Іаковъ, помолясь, удалился, радуясь бесѣдѣ своей съ подвижницей. Вѣсть о святомъ инокѣ распространилась по всей Палестинѣ, всѣ говорили о немъ и его славномъ подвигѣ, такъ что Іаковъ пожелалъ еще разъ увидѣть его и побесѣдовать съ нимъ. Но когда онъ подошелъ на этотъ разъ къ его келіи и постучалъ въ окошко, назвавъ инока по имени, тотъ ему ничего не отвѣчалъ. Думая, что святой молится или почиваетъ, Іаковъ подождалъ немного и опять сталъ звать его. Но и на этотъ разъ не было никакого отвѣта. Три дня пробылъ Іаковъ у келіи затворника, умоляя его отворить окошко и показать свое святое лицо, – такъ сильно было его желаніе получить благословеніе и наставленіе отъ подвижника. Наконецъ, онъ рѣшился самовольно открыть окно келіи – и увидѣлъ инока мертвымъ. Тогда онъ поспѣшилъ въ Іерусалимъ, чтобы извѣстить живущихъ тамъ святыхъ отцовъ и преставленіи Пелагія. На погребеніе честнаго тѣла его собрались всѣ монахи изъ окрестныхъ монастырей, во главѣ съ патріархомъ Іерусалимскимъ, и всѣ жители Іерусалима, Іерихона и другихъ окрестныхъ городовъ Палестины. Только когда по обычаю стали тѣло подвижника умащать ароматами, открылось, что это была женщина. Тайну преподобной Пелагіи сначала хотѣли скрыть отъ народа, но Господь открылъ и прославилъ рабу свою. Всѣ присутствующіе со слезами восклицали: «Слава Тебѣ, Боже нашъ, что имѣешь Ты на землѣ сокровенныхъ святыхъ не только мужей, но и женъ»! Для погребенія преподобной Пелагіи стеклось также множество инокинь со всѣхъ монастырей, съ зажженными свѣчами и кадилами, съ пѣніемъ псалмовъ и погребальныхъ пѣснопѣній. Честное тѣло преподобной Пелагіи погребено въ той самой келіи, гдѣ она подвизалась.

Св. Пелагія, за свою внѣшнюю красоту и обиліе драгоцѣнныхъ украшеній, называвшаяся въ язычествѣ Маргаритой, съ принятіемъ христіанства явилась истинной жемчужиной по своей духовной красотѣ и нравственному совершенству.

 

«Приходское Чтеніе». 1913. № 44. С. 1282-1286.

***

Преп. Пелагіи Палестинской, тропарь, гл. 4: Отъ тернія, якоже шипокъ благоуханный/ въ Церкви, Пелагіе, показалася еси,/ добродѣтельными дѣлы радующи насъ./ Тѣмже и принесла еси, яко воню благоуханія удивльшему тя/ житіе твое, преподобная./ Егоже умоли спастися намъ отъ страстей всяческихъ,// душевныхъ же и тѣлесныхъ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: