О РАЗВИТІИ ДОГМАТОВЪ (I). Извлеченіе изъ дневника протоіерея Александра Горскаго.

1836. Іюня 19. Вчера разсказывалъ о. Ректоръ, что Владыка въ бесѣдѣ о разсужденіяхъ между прочимъ выразилъ ему мысль о недостаткѣ у насъ сочиненій духовныхъ. Ученые духовные наши, – говорилъ онъ, – ничего не пишутъ. – Да какъ и писать? Что ни будетъ написано со стараніемъ раскрыть новую сторону въ предметѣ, – все это покажется ересью. Вотъ наприм. ересь: мысль о развитіи догмата, т. е. нельзя сказать, чтобы догматъ оставался однимъ и тѣмъ же въ сущности своей, не прибавляясь, не уменьшаясь въ своемъ содержаніи, впослѣдствіи становился въ умахъ яснѣе, опредѣленнѣе отъ особенныхъ обстоятельствъ, которыя побуждали христіанъ заниматься болѣе этимъ догматомъ, прежде принятымъ только посредствомъ чувства. Какъ же смотрѣть на христіанскую догматику? Ужели она всегда была одна и таже и по количеству объясненныхъ истинъ, и по опредѣленности этихъ истинъ?

Когда разсматривается догматъ, какъ мысль Божественная, онъ единъ и неизмѣненъ, самъ въ себѣ полонъ, ясенъ, опредѣленъ. Но когда разсматривается догматъ какъ мысль Божественная, усвоенная или еще усвояемая умомъ человѣческимъ, то его внѣшняя массивность небходиио съ теченіемъ времени возрастаетъ. Онъ прилагается къ различнымъ отношеніямъ человѣка, встрѣчается съ тѣми или другими мыслями его и, соприкасаясь, объясняетъ ихъ и самъ объясняется; противорѣчія, возраженія выводятъ его изъ спокойнаго состоянія, заставляютъ раскрывать свою Божественную энергію. Иногда вѣка, народы его не понимаютъ, отвергаютъ; наконецъ онъ беретъ верхъ. Правда онъ не былъ побѣжденъ и тогда, когда ложь надъ нимъ торжествовала: по крайней мѣрѣ люди не такъ думали. Новыя открытія ума человѣческаго въ области истины, постепенно возрастающая опытность его, – прибавляютъ ему новую ясность. Въ чемъ прежде можно было еще сомнѣваться, то теперь было уже несомнѣннымъ, дѣльно рѣшеннымъ.

Такимъ образомъ каждый догматъ имѣетъ свою сферу, которая съ теченіемъ времени возрастаетъ, тѣснѣе и тѣснѣе соприкасается съ прочими частями догматики христіанской и съ другими началами, лежащими въ умѣ человѣческомъ; все это сростается, воплощается въ одно тѣло, оживляется однимъ духомъ; вся область ума отъ того просвѣтляется; всѣ науки, чѣмъ болѣе которая соприкосновенна догматикѣ, отъ того выигрываютъ въ точности, положительности; съ теченіемъ времени все болѣе и болѣе становится возможною полная, строгая система знанія. Вотъ ходъ развитія догмата, вотъ жизнь его! Это звѣзда небесная. Для неопытнаго и невооруженнаго глаза эта звѣзда была небольшею свѣтящеюся точкою. Чѣмъ болѣе онъ потомъ всматривался въ нее, дольше сталъ наблюдать ее, болѣе употребилъ нужныхъ къ тому пособій, тѣмъ яснѣе стала для него необычайная огромность этой точки (онъ ошибался прежде); онъ сталъ различать на этой точкѣ различныя особенности; потомъ онъ дозналъ ея отношеніе къ прочимъ ее окружающимъ: эти разнообразныя звѣзды стали для него одною правильною системою. Догматы – тоже самое.

 

«Прибавленія къ твореніямъ св. Отцовъ». 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 126-128.

 

См. также:

О РАЗВИТІИ ДОГМАТОВЪ (II). Изъ иноческаго дневника «Въ объятіяхъ Отчихъ» новосвмуч. Іосифа, митр. Петроградскаго.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: