О молитвѣ, какъ пастырской добродѣтели, по примѣру Господа Іисуса Христа.
Я – Эммануилъ, что значитъ: съ нами Богъ. Не забывай же, пастырь Мой о Моемъ божественномъ присутствіи, – Я, Богъ твой, всегда съ тобою.
Непостижимо для тебя Я всегда съ тобою. Блаженъ будешь ты, если дашь Мнѣ возможность обитать и въ самомъ тебѣ Моею благодатію. Если будешь всегда помнить о Моемъ божественномъ вездѣприсутствіи, то научишься цѣнить его, ибо будешь ощущать благодать Мою, вносящую миръ въ душу твою.
Помни, что нѣтъ ничего ни въ тебѣ, ни около тебя такого, что было бы къ тебѣ ближе, чѣмъ Я, Богъ твой.
Сердце твое – престолъ Моего безконечнаго величества; вѣруй сему и особенно въ молитвѣ не забывай сего: молиться отъ сего будешь внимательнѣе и усерднѣе. Тогда ты самъ будешь ощущать, чтъ Я – Богъ съ тобою.
Я указалъ тебѣ Своимъ примѣромъ, какъ ты долженъ молиться; не забывай сего примѣра.
Какъ совершать молитву общественную, тебя научаетъ сему св. Церковь. Водимая Духомъ Моимъ Святымъ, она указываетъ тебѣ, какъ, когда и о чемъ должно тебѣ молиться.
А чтобы тебѣ молиться, какъ должно, взирай на то, какъ Я молился въ саду Геѳсиманскомъ и на крестѣ вися. Верномъ Моей молитвы была всецѣлая преданность Моей воли волѣ Отца Моего.
Въ саду Геѳсиманскомъ Я такъ молился Отцу: «не Моя, но Твоя воля да будетъ» (Лук. 22, 42), а на крестѣ: «Отче, въ руки Твои предаю духъ Мой» (Лук. 23, 46)!
Проси у Меня всего, что находишь полезнымъ, но молись всегда съ полною преданностію волѣ Моей, съ полною преданностію вручай себя Мнѣ.
Въ саду Геѳсиманскомъ Я трижды повторялъ одну и ту жо молитву, какъ сказано о Мнѣ: «молился Іисусъ въ третій разъ, сказавъ то же слово» (Матѳ. 26, 44), и это для того, чтобы Мнѣ и тебя научить повторять молитвы, но повторяй ихъ все съ большимъ усердіемъ и съ большею покорностію Мнѣ.
Чтобъ тебя научить молиться, Я молился рано утромъ, удаляясь для сего въ мѣста уединенныя, какъ сказано о Мнѣ: «утромъ, вставъ весьма рано, Іисусъ вышелъ и удалился въ пустынное мѣсто и тамъ молился» (Марк. 1, 35), а иногда и цѣлыя ночи проводилъ въ молитвѣ къ Богу (Лук. 6, 12).
Старайся же и ты съ ранняго утра возноситься духомъ къ небу, избирая для сего мѣсто по возможности уединенное, дабы тебѣ что не мѣшало или не развлекало тебя. Какъ училъ Я объ этомъ, вспомни: «ты же когда молишься, говорилъ Я, войди въ комнату свою и затвори дверь свою, помолись Отцу твоему, Который втайнѣ» (Матѳ. 6, 6).
Не непремѣнно требую отъ тебя проводить въ молитвѣ цѣлыя ночи; но когда пробудишься отъ сна, то по крайней мѣрѣ тогда вознесись мыслію горѣ и принеси Мнѣ сердце сокрушенное и смиренное, молитву и хвалу, какъ научаетъ тебя пророкъ: «отъ нощи воздвигните руки ваши во святая и благословите Господа» (Пс. 133, 2).
Ты живешь среди суеты мірской, а потому долженъ беречься, какъ бы не отвлекла она мысли твоей отъ вѣчной истины и не опорочила сердца твоего.
Размышляй, каковы по своему достоинству блага земныя и каковы – небесныя, какъ первыя ничтожны и какъ напротивъ важны послѣднія. Чтеніе Св. Писанія и житій Моихъ святыхъ побудитъ тебя къ такому размышленію.
Представляя себѣ Мое вездѣприсутствіе, ты научишься бесѣдовать со Мною, сердце твое согрѣется огнемъ любви ко Мнѣ и духъ твой сольется съ духомъ Моимъ.
Тогда и молитва твоя будетъ возноситься ко Мнѣ, какъ благовонное кадило, подобно той молитвѣ, какую возносилъ Я къ Отцу Моему; а если при этомъ будешь желать того, чего желаю Я, то и всѣ молитвы твои будутъ услышаны.
Научайся отъ Меня и тому, чтобы приступать ко всякому доброму дѣлу, предварительно приготовившись молитвой. Какъ усердно молился Я предъ избраніемъ себѣ апостоловъ (Лук. 6, 12), а также предъ вступленіемъ Моимъ на горькій путь страданій (Матѳ. 26, 43).
Этимъ ты достигаешь того, что святыя намѣренія совершатся, и ты совершишь не малое только, но и великое, ибо не ты, а Самъ Я, призванный къ тебѣ твоею молитвою, совершу все.
Кромѣ времени, употребленнаго тобою на молитву, оставляй время и на нѣкоторый отдыхъ отъ твоихъ пастырскихъ трудовъ, дабы заняться исключительно содѣлованіемъ своего собственнаго спасенія, ибо бываетъ нерѣдко, что пастырь, употребляющій всѣ усилія на то, чтобы дѣлать благо другимъ, заботу о своемъ собственномъ спасеніи оставляетъ.
Въ такихъ случаяхъ, пастырь Мой, оставляй на время мысль о ближнихъ, отдохни и займись исключительно самимъ собой.
Такъ поступать училъ Я и Своихъ апостоловъ. Когда они собрались и разсказали Мнѣ все, что сдѣлали и чему научили, Я сказалъ имъ: «пойдите вы одни въ пустынное мѣсто, и отдохните немного» (Марк. 6, 31).
Поступай и ты такъ. Удаляйся на время въ уединеніе и тамъ предавайся духовнымъ подвигамъ.
Уединеніе обновитъ духъ твой, укрѣпитъ его, и полезно сіе будетъ не для тебя только, но и для ближнихъ твоихъ. Самъ съ новымъ усердіемъ принявшись снова за свое дѣло, ты тѣмъ самымъ возбудишь и ввѣренныхъ твоему попеченію усерднѣе работать Мнѣ.
Наконецъ помни всегда, что молитва есть средство къ достиженію всѣхъ остальныхъ добродѣтелей.
Молитва Мнѣ пріятна; но лучшая и пріятнѣйшая для Меня молитва есть принесеніе безкровной жертвы, поелику сія жертва собственнаго Моего тѣла и крови есть молитва и просительная, и умилостивительная, и хвалебная, и имѣетъ безконечно важное значеніе.
Сія молитва совершенно Моя, она – вѣнецъ Моихъ дѣлъ, въ ней наилучшимъ образомъ выразилась Моя божественная власть и сила и эта, молитва приносится Мнѣ при твоемъ посредствѣ, мой пастырь!
Вспомни, что Я когда впервые имѣлъ совершить и принести жертву сію, и совершилъ ее достойнымъ Меня способомъ и въ мѣстѣ приличномъ – «въ горницѣ большой, устланной, готовой» (Марк. 14, 15).
Такою большою, устланною, готовою горницею да будетъ твое сердце, когда имѣешь приносить Мнѣ сію жертву.
Большою горницей пусть будетъ сердце твое чрезъ твою полную довѣренность къ Моей безконечной благости; не считай никакой милости столь великою, чтобы тебѣ нельзя было надѣяться получить ее отъ Меня для себя или для другихъ.
Приступай къ Моему престолу для совершенія безкровной жертвы съ самымъ горячимъ, охватывающимъ все сердце твое желаніемъ совершать сію жертву и самому вкусить ее и говори со Мною: «очень желалъ я ѣсть сію Пасху» (Лук. 22, 15).
Приступай съ самымъ горячимъ желаніемъ этой сладкой и питательной манны, заключающей въ себѣ всѣ блага, какихъ ни пожелаешь. Надѣйся, крѣпко надѣйся, что не только всѣ желанія твои исполнятся, но и преисполнятся вслѣдствіе того благословенія, какое Я изливаю на тебя въ то время, когда приносишь Мнѣ сію святую жертву.
Приступай къ Моему алтарю для принееенія безкровной жертвы съ сердцемъ умиленнымъ, убраннымъ, достойнымъ того, чтобы Мнѣ войти въ него и по неизреченной любви Моей къ тебѣ вечерять въ немъ съ тобою.
Всѣми прекрасными качествами должно отличаться сердце твое, когда имѣешь принести безкровную жертву Мнѣ.
Еслибы ты только разъ въ твоей жизни имѣлъ принести безкровную жертву, то и тогда ты долженъ бы приготовиться къ сему важному дѣлу святою жизнію. Какъ же велико должно быть это твое стремленіе жить свято, когда ты такъ часто приступаешь къ нему. Вѣдь ты почти ежедневно приступаешь къ Моему алтарю!
Такъ же старайся подготовлять и украшать достойно и сердца вѣрующихъ, которыхъ Я допускаю къ Моей божественной трапезѣ; помни, что и для нихъ Я есмь хлѣбъ насущный.
Помни сіе и отнюдь не поставляй никакихъ преградъ къ тому, чтобы удержать вѣрующихъ отъ частаго приступленія къ Моей трапезѣ; Я Самъ таковыхъ вѣрующихъ исполняю сильнаго желанія сей трапезы, ибо и съ ними желалъ бы Я вечерять ежедневно, какъ и съ тобою.
Для всѣхъ тѣхъ, кто съ дѣйствительнымъ отвращеніемъ относится ко грѣху, шире раскрывай дверь, ведущую въ Мою горницу. Знай и всегда помни, что Я не устраняю отъ Себя никого до тѣхъ поръ, пока сами не устраняютъ Меня.
Не относись слишкомъ строго къ недостаткамъ и несовершенству вѣрующихъ: вѣдь здѣсь они найдутъ средство избѣгать сихъ недостатковъ; знай, что есть недостатки и у тебя, и ты не совершенъ и, быть можетъ, менѣе совершенъ, чѣмъ они, однако приступаешь такъ часто.
И неужели твои недостатки менѣе извинительны только потому, что ты самъ – пастырь?
«Руководство для сельскихъ пастырей». 1884. Т. 1. № 9. С. 200-204.