Новосвмуч. Кириллъ (Смирновъ), митр. Казанский – Слово въ день празднованія Владимірской иконы Божіей Матери.

Помни весь путь, которымъ велъ тебя Господь Богъ твой

(Втор. 8, 2).

 

Моисей, прощаясь съ народомъ еврейскимъ, внушалъ ему хранить память о чудесахъ, и милости, и прещеніяхъ, явленныхъ ему Господомъ Богомъ въ 40 лѣтнее странствованіе по пустынѣ и воспитавшихъ Израиля въ народъ, имѣвшій особое назначеніе отъ Господа.

Этотъ же призывъ повторяется въ исторіи человѣчества и во всѣ послѣдующія времена. Народы, внимательно относящіеся къ своей жизни, не могутъ не слышать его каждый въ путяхъ своей исторической жизни.

Особенно ясно призывъ этотъ долженъ звучать для насъ, танъ какъ народъ русскій взысканъ милостями Господа не менѣе народа Израильскаго. Господь томилъ Израиля и голодомъ, и жаждою, но Онъ же питалъ его и манною и являлъ ему неожиданно помощь Свою, поборая всѣхъ враговъ Израиля, какъ своихъ собственныхъ. Тѣ же средства воспитанія примѣнялъ Господь и къ нашему народу. Они, именно, выковывали Русь среди бѣдствій, испытаній и сдѣлали ее крѣпкою, сильною. Такою она останется всегда, если памятованіе о посѣщеніяхъ Господнихъ, постигавшихъ ее, будетъ храниться народомъ нашимъ въ долготу дней.

26-го августа, день празднованія Владимірской Иконы Божіей Матери, особенно памятный въ нашей исторіи, такъ какъ въ этотъ день неоднократно явлена народу русскому милость Божія чрезъ посредство чудотворной Иконы Божіей Матери.

517 лѣтъ тому назадъ въ предѣлы Руси вторгся грозный завоеватель Тамерланъ. Онъ дошелъ уже до княжества Рязанскаго. Москва ждала разгрома. Благочестивый князь Василій Димитріевичъ выставилъ на берега Оки войско, а митрополиту и людямъ поручилъ творить молитву. Съ постомъ, съ сокрушеніемъ о грѣхахъ молился народъ объ избавленіи отъ угрожавшаго бѣдствія. Заступленію Богоматери поручилъ князь свой Стольный городъ и Россію. По его приказанію изъ Владиміра принесенъ былъ Чудотворный образъ Владимірской Божіей Матери. Встрѣченъ онъ былъ на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь находится Срѣтенскій Монастырь. Колѣнопреклоненно молилась Москва предъ Чудотворною Иконою Божіей Матери. И чудо милости Божіей совершилось... Восточный деспотъ въ ночномъ видѣніи увидѣлъ сіяющую свѣтозарную Дѣву, окруженную небесными воинами, гнѣвно на него устремлявшимися. Въ трепетѣ бѣжалъ онъ изъ предѣловъ нашего отечества. Россія осталась невредима и цѣла. Это было откровеніемъ на всѣ времена, что Владычица намъ «Нерушимая Стѣна» и «Огражденіе» отъ всякаго зла. Въ этой вѣрѣ крѣпли и утверждались русскіе люди новыми и новыми знаменіями милости Божіей, изливавшейся по молитвенному предстательству Богоматери, и всегда готовы были въ бѣдахъ и напастяхъ повергнуться съ мольбою предъ иконою Одигитріи.

Такъ и 100 лѣтъ тому назадъ поверглись предъ Нею вожди и воины Россійскіе, защищая Родину и святыни ея отъ дерзкаго завоевателя. Одушевленные вѣрою въ помощь и заступленіе Дѣвы, нося въ сердцѣ какъ бы отраженіе Ея Чудотворнаго Образа, на Бородинскомъ полѣ они показали чудеса самоотверженія и храбрости

– и – «не будь на то Господня воля

«не отдали-бъ Москвы»...

Но это попущенное Господомъ Богомъ униженіе Москвы нужно было какъ могущественное средство воспитательнаго воздѣйствія на народъ, верхніе слои котораго начали преклоняться предъ всякой иноземщиной, обучаясь у чужихъ людей не только уму-разуму, но всякимъ непотребствамъ. Нужно было именно тогда показать настроеніе этихъ нашихъ учителей; нужно было, чтобы они пришли въ Москву и проявили во всемъ ужасѣ свое внутренне разложеніе. Храмы, обращенные въ конюшни, иконы, разрубленныя на дрова, престолы святые, употребленные для непотребныхъ пиршествъ, показали русскимъ людямъ, что тѣ, ученію которыхъ они ревновали, не могутъ ничему учить, кромѣ всякой мерзости, кощунства и богохульства. Тогда постигли мы, что необходимо беречь вѣру, которая создала Россіи государственный укладъ, при какомъ она дошла до славы. И когда вся родина вспоминаетъ посѣщеніе Божіе и милости, то хотя бы въ эти дни надо дать себѣ отчетъ: не продолжаемъ-ли мы увлекаться иноземщиной, которая довела насъ въ свое время до позора. Не склоняемся-ли къ условіямъ жизни намъ чуждымъ...

Благодаря Господа за избавленіе насъ отъ вражескаго нахожденія, будемъ молить, да избавитъ Онъ насъ и отъ вражьяго навожденія, начиная отъ модъ парижскихъ и до чуждаго намъ западнаго строя порядковъ жизни. Будемъ просить у Господа пониманія драгоцѣнныхъ началъ, на какихъ созидалась Русь. Будемъ просить Его укрѣпить въ насъ любовь къ своему отечеству и ко всему родному и дадимъ обѣтъ ни во внѣшнемъ поведеніи, ни во внутреннемъ настроеніи не позволять себѣ что-либо чуждое ставить выше родныхъ исконныхъ началъ жизни. Аминь.

 

Слово, произнесенное за всенощнымъ бдѣніемъ 25-го августа 1912 г.

 

«Тамбовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1912. № 35. Ч. Неофф. С. 1523-1526.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: