Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – Праздникъ Божественнаго смиренія.

Насъ ради родися Отроча младо – превѣчный Богъ.

Сегодня праздникъ Божественнаго смиренія. Сегодня превѣчный Богъ сталъ Отроча младо – малымъ Младенцемъ, рождаемымъ отъ Дѣвы, сегодня всемогущій и премудрый Творецъ всѣхъ міровъ и видимыхъ и невидимыхъ, единородный Сынъ превѣчнаго Отца, явился во плоти яко единъ отъ земнородныхъ, Царь небесный низшелъ на грѣшную землю, и притомъ – не въ раззолоченные чертоги царей земныхъ, а въ смиренный вертепъ, не въ роскошную колыбель, а въ убогія ясли, – Простирающій небо, какъ шатеръ, и Одѣвающій его облаками, Повивающій море туманами, какъ пеленами, – сегодня Самъ рубищемъ пеленается, яко сынъ бѣднаго назаретскаго древодѣла... Поистинѣ сегодня небо сошло на землю, и вертепъ сталъ небомъ! Поистинѣ неизреченно смиреніе Сына Божія, неоказанна любовь Божія къ роду человѣческому. Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но иматъ животъ вѣчный (Іоан. 3, 16).

Еще въ ветхомъ завѣтѣ царственный пророкъ въ благоговѣйномъ созерцаніи премудрости и благости Божіей въ отношеніи къ ничтожному творенію – человѣку – молитвенно взывалъ ко Господу: что есть человѣкъ, яко помниши его, или сынъ человѣчъ, яко посѣщавши его! Стоитъ ли это ничтожное созданіе, этотъ червь, прахъ, пепелъ, пребывающій гдѣ-то на землѣ, которая и сама-то есть ничтожная пылинка мірозданія, – стоитъ ли онъ того, чтобы Ты, Всевышній Непостижимый Боже, помнилъ его, посѣщалъ его благостію Твоею, осыпалъ щедротами Твоими? А между тѣмъ – Ты умалилъ его малымъ чѣмъ отъ Ангелъ, славою и честію вѣнчалъ ecи его, поставилъ ecu надъ дѣлы руку Твоею, вся покорилъ ecu подъ нозѣ его... О, какъ величественно, какъ дивно и славно имя Твое по всей землѣ! (Пс. 8. 5-7, 10).

Но что сказалъ бы сей благоговѣйный созерцатель великихъ дѣлъ Божіихъ, если бы онъ во-очію узрѣлъ то, что мы вѣрою созерцаемъ нынѣ, что въ дѣйствительности совершилось на землѣ, – если бы онъ узрѣлъ Бога во плоти. Бога – яко Отроча младо, Отроча – Бога въ убогихъ ясляхъ, въ бѣдныхъ пеленахъ, въ мрачномъ вертепѣ смиренно почивающаго?.. Какой дивный псаломъ воспѣлъ бы онъ своему преблагословенному Потомку по плоти, нынѣ родившемуся въ родномъ ему градѣ Виѳлеемѣ!

Но вмѣсто священной арфы Богоотца Давида въ тишинѣ ночи на поляхъ Виѳлеемскихъ слышатся скромныя свирѣли смиренныхъ пастырей, а вмѣсто дивнаго, богодухновеннаго псалма здѣсь раздаются звуки пѣсни ангельской, пресладостной сердцу пѣсни о мирѣ на землѣ и о благоволеніи Божіемъ къ роду человѣческому...

Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14).

И дѣйствительно, какимъ чуднымъ, благодатнымъ миромъ вѣетъ на насъ отъ смиренныхъ яслей Божественнаго Дитяти! Се возлежитъ Онъ, Всемогущій Творецъ всѣхъ міровъ видимыхъ и невидимыхъ, яко безпомощный Младенецъ, повитый пеленами... и сіе – насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія! Се присѣдитъ у Его смиренной колыбели, у этихъ яслей, Его Пречистая Матерь-Дѣва, вся погруженная въ благоговѣйное созерцаніе дивныхъ и предивныхъ дѣлъ Божіихъ, черезъ Нее совершающихся. Съ какою несказанною нѣжностію любуется Она на Свое Божественное Отроча, о Коемъ уже знаетъ, что Оно спасетъ людей Своихъ отъ грѣха ихъ! Съ какою заботливою любовію слагаетъ Она въ чистомъ боголюбивомъ сердцѣ Своемъ все, что видитъ и слышитъ здѣсь, все, что потомъ съ Ея словъ записали для насъ святые евангелисты Матѳей и Лука! А вотъ и достоблаженный старецъ, Ея обручникъ, Ея попечитель, смиренный древодѣлъ изъ Назарета Іосифъ въ благоговѣйномъ размышленіи склонилъ сѣдую главу свою надъ яслями своего нареченнаго сына – Богомладенца. Вотъ являются съ полей своихъ со стражи ночной пастыри, только что бывшіе свидѣтелями дивнаго явленія ангеловъ, отъ ангеловъ узнавшіе, что во градѣ Давидовѣ родился нынѣ Спаситель, Иже есть Христосъ Господъ. Радостью и счастіемъ сіяютъ ихъ лица, съ боголѣпнымъ благоговѣніемъ склоняются они до праха земного предъ священными яслями и первые изъ земнородныхъ приносятъ Христу въ даръ отъ стадъ своихъ непорочнаго агнца. А за ними, по нѣкоемъ времени, приходятъ и цари-мудрецы съ Востока, изъ далекой Персіи, изъ предѣловъ Вавилоніи, – приходятъ, водимые чудесною звѣздою, и, повергаясь ницъ предъ почивающимъ въ ясляхъ новорожденнымъ Царемъ Іудейскимъ, паче же рещи – Царемъ всего міра, всей вселенной, отверзаютъ свои сокровища и приносятъ Ему злато, ливанъ и смирну. Такъ простота и мудрость, убожество и богатство, смиренное званіе и царское достоинство встрѣчаются у колыбели Христовой и вмѣстѣ склоняются передъ Тѣмъ, Кто въ убогихъ пеленахъ не престаетъ быть Владыкою неба и земли, Кому всѣ люди дороги и близки, Кто праведныхъ съ любовію пріемлетъ и грѣшныхъ благостію милуетъ, Чье сердце, Чьи объятія одинаково раскрыты и для бѣдныхъ и богатыхъ, и для знатныхъ и незнатныхъ, и для простецовъ, и для мудрецовъ... Лишь бы всѣ они были духомъ смиренны, сердцемъ сокрушенны, лишь бы всѣ стремились уподобиться Ему, насъ ради плотію младенчествовавшему, во исполненіе завѣта Его. Аминъ глаголю вамъ: аще не будете яко дѣти, не внидете въ царствіе небесное... (Мѳ. 18, 3).

Братіе христіане! Когда переносишься мыслію къ священнымъ событіямъ сей благословенной ночи Христова Рождества, когда созерцаешь въ дали вѣковъ минувшихъ этотъ дорогой нашему сердцу вертепъ, эти убогія ясли – колыбель Царя царствующихъ и Господа господствующихъ, то въ грѣшной совѣсти невольно раждается вопросъ: а для тебя, именующаго себя ученикомъ Христовымъ, есть ли мѣсто въ этомъ вертепѣ? Достоинъ ли ты хотя издалече поклониться Сему Отрочати малому – превѣчному Богу?... И что ты принесешь Ему отъ нищеты твоей духовной?... Вѣдь было же время, время твоего дѣтства, когда твое сердце, тогда еще невинное, радостно трепетало отъ одной мысли, отъ одного напоминанія, что приближается великій праздникъ Рождества Христова, что скоро запоютъ въ церкви: Христосъ раждается – славите... Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсія мірови свѣтъ разума... и это торжественное: Дѣва днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ... Было время, когда твоему дѣтскому воображенію, дѣтскому сердцу, были милы и дороги эти ясли, въ коихъ съ тихой младенческой улыбкой почивало Отроча младо – превѣчный Богъ. И душа твоя тянулась тогда къ этимъ яслямъ, и сіялъ и согрѣвалъ ее оттуда свѣтъ Христовъ, просвѣщающій всякаго человѣка. И никакихъ вопросовъ не зарождалось тогда въ твоей совѣсти: съ дѣтской простотой ты устремлялся къ иконѣ Рождества Христова и съ беззавѣтной любовью и благоговѣніемъ лобызалъ изображеніе Богомладенца и Его Пречистой Матери... О, если бы можно было вернуть себѣ невинность дѣтства, нѣжность дѣтскаго сердца и простоту дѣтской вѣры, чтобы снова и снова переживать благодатныя впечатлѣнія, какими тогда была полна душа!

Увы, братіе, теперь мы живемъ въ святые дни праздниковъ нашей Матери-Церкви большею частію только воспоминаніями своихъ дѣтскихъ впечатлѣній!... Но кто же препятствуетъ намъ эти воспоминанія обратить въ живую дѣйствительность? Вѣдъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ вчера и днесь, Той же и во вѣки. Вѣдь за тѣмъ Онъ и пришелъ къ намъ на землю, и Младенцемъ сталъ, и во ясляхъ почивалъ, и на крестѣ пострадалъ, чтобы сломить въ насъ нашу гордыню, чтобы не только возвратить намъ невинность дѣтства, но и, омывъ грѣхи наши Своею кровію, пересоздать всего нашего внутренняго человѣка. Онъ все сдѣлалъ, все готовъ сдѣлать, чтобы согрѣть наше хладное сердце Своимъ миромъ благодатнымъ, чтобы облагоухать его вѣяніемъ Святаго Духа, чтобы содѣлать его яслями для себя, обителію Своею, и внити въ него, и обитати въ немъ... Онъ все сдѣлалъ, а мы – ничего! Но Онъ съ клятвою увѣряетъ насъ чрезъ пророка: хотѣніемъ не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему (Іез. 38, 11). Значитъ, и для насъ есть мѣсто у колыбели Спасителя міра. Припадемъ же къ Нему въ простотѣ сердца скорбящаго и кающагося, пожалуемся Ему на самихъ себя, восплачемся предъ Нимъ, Спасителемъ нашимъ, и призовемъ себѣ на помощь Пречистую Матерь Его:

Господи Іисусе Христе Боже нашъ, нашего ради спасенія нынѣ плотію родится отъ Дѣвы изволивый и во ясляхъ возлегій! Ты реклъ еси пречистыми усты Твоими: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ (Мѳ. 11, 28). Ты реклъ еси: безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Ты заповѣдалъ еси: аще не будете яко дѣти, не внидете въ царство небесное. Сподоби насъ въ сей великій и спасительный день Рождества Твоего цѣлымъ сердцемъ и всею душею нашею припасти къ священнымъ яслямъ Твоимъ и облобызать святѣйшія пелены Твои. Пріими вмѣсто дара наше грѣшное сердце и молитвами Пречистыя Твоея Матере сердце чисто созижди въ насъ, духъ правый обнови, смиреніе и простоту вѣры даруй намъ, силы ко исполненію заповѣдей Твоихъ нисносли и, имиже вѣси судьбами, помилуй насъ. Аминь.

 

Никонъ, епископъ Вологодскій и Тотемскій.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1911. № 51-52. С. 2231-2234.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: