Не слѣдуетъ уходить изъ храма до окончанія службы (Древне-русское поученіе).

Поученіе это передается нами по славяно-русскому Прологу, гдѣ оно помѣщается подъ 30 числомъ апрѣля подъ падписаніемъ: «Слово отъ Патерика, яко не достоитъ идти отъ церкви, егда поютъ» (См. А. Пономаревъ. Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Вып. IV, 192-193).

Одинъ изъ вѣрныхъ повѣдалъ такую повѣсть. – Былъ нѣкоторый мужъ богобоязненный. имѣвшій единственнаго сына. Случился сильный голодъ въ той странѣ, гдѣ жилъ сей мужъ. Обѣднѣлъ онъ и говоритъ сыну своему: «чадо, вотъ мы обѣднѣли и не имѣемъ пропитанія; хочешь ли – я продамъ тебя (въ рабство) и ты будешь живъ, и мы, твои родители, не умремъ голодною смертью?» Сынъ отвѣчалъ: «твори, отче, что желаешь». Отецъ, взявъ сына, отвелъ, его къ нѣкоему вельможѣ и получилъ за него плату. Прощаясь съ сыномъ, онъ сказалъ: «чадо, вотъ что заповѣдаю тебѣ: когда будетъ служба и услышишь пѣніе въ церкви, иди въ нее в не выходи, пока служба окончится». Сказавъ сіе, отецъ ушелъ. Отрокъ же съ тщаніемъ исполнялъ заповѣдь отца.

Прошелъ годъ. Рабъ-отрокъ увидѣлъ, что жена вельможи впала въ блудъ съ однимъ изъ сеоихъ слугъ. Никому не открылъ онъ объ этомъ, но молился, чтобы Богъ избавилъ отъ грѣха и госпожу, и слугу. Госпожа же, боясь срама, разгнѣвалась на отрока и задумала погубить его- Она сказала своему мужу: «сей новокупленный рабъ – человѣкъ злой; помышляетъ онъ о твоей головѣ; лучше убить его прежде, чѣмъ онъ убьетъ тебя – жизнь мою». Такъ говорила льстивая, блудная жена. Мужъ повѣрилъ лукавымъ словамъ жены и осудилъ праведнаго отрока на смерть. Отрокъ не зналъ о рѣшеніи вельможи. Вельможа же пошелъ къ епарху (начальнику области) и уговорился съ нимъ такъ: «кого пришлю къ тебѣ съ полотенцемъ, тому отсѣки голову и отдай ее пришедшему послѣ него», при этомъ не назвалъ имени ни одного изъ своихъ слугъ. Епархъ сдѣлалъ нужное распоряженіе мечнику (палачу).

Пришедъ домой, вельможа послалъ праведнаго отрока къ епарху, давъ ему полотенце. Отрокъ пошелъ, не зная, что идетъ на смерть. Случилось проходить ему мимо церкви. Услышавъ пѣніе церковное, онъ вспомнилъ наставленіе отца своего, вошелъ въ храмъ и оставался тамъ до окончанія службы. Госпожа же, будучи одержима сильнымъ гнѣвомъ, хотѣла скорѣе узнать о казни праведнаго отрока и послала виноватаго слугу (съ которымъ грѣшила) къ мечнику. Виноватый пошелъ и увидѣлъ праведнаго въ церкви. Праведный спросилъ виноватаго: «куда идешь?» Виноватый отвѣтилъ: «мнѣ велѣно идти къ мечнику». Праведный сказалъ: «и я посланъ къ нему же съ полотенцемъ; снеси его ты, чтобы не трудиться намъ обоимъ». Виноватый, какъ и праведный, не зналъ о сговорѣ вельможи съ епархомъ, взялъ поэтому полотенце и пошелъ. Мечникъ же отсѣкъ ему голову и завернулъ ее въ полотенце. Когда окончилась божественная служба, праведпый отрокъ, обезпокоенный долгимъ отсутствіемъ виноватаго, пошелъ къ мечнику. Мечникъ, взявъ голову виноватаго, завернутую въ полотенце, отдалъ ее праведному и сказалъ, «неси господину твоему». Отрокъ исполнилъ слова мечника. Вельможа и госпожа удивились, когда увидѣли, что посланный на смерть пришелъ живымъ, а ушедшій за его головой погибъ, и стали разспрашивать вернувшагося о случившемся. Праведный отрокъ повѣдалъ предъ всѣми: «я не пренебрегъ заповѣди отца моего и стоялъ въ церкви до окончанія службы; товарищъ же мой, зайдя въ храмъ, скоро вышелъ изъ него, взявъ отъ меня полотенце; и вотъ онъ умеръ злою смертью, а я пришелъ живымъ». И всѣ прославили Бога, что избавленъ былъ Господомъ отъ смерти праведный отрокъ.

Слышавъ сіе, братіе и сестры, не выходите изъ церкви прежде окончанія службы, особенпо въ часъ литургіи, да избавитесь отъ бѣдъ и благополучно будете жить. Богу нашему слава нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ.

 

«Приходское чтеніе». 1914. № 3. С. 112-113.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: