Митрополитъ Петръ Могила – Размышлeнie о томъ, сколь великое счастіе быть при подножіи Креста Господня.

Нѣтъ человѣка, который не желалъ бы обладать благомъ, услаждающимъ всѣ горести души нашей. Мы скитаемся по распутіямъ міра, обтекаемъ море и сушу, предаемся неусыпнымъ трудамъ и непрестаннымъ заботамъ, стараясь найти вожделѣнное для насъ счастіе. И, какъ часто концемъ всѣхъ усилій нашихъ бываетъ одно и тоже крушеніе духа!

Чтожъ причиною, что мы не наслаждаемся счастіемъ, котораго столь пламенно желаемъ, и усильно ищемъ? То, что по слѣпотѣ ума мы всего чаще прибѣгаемъ къ кладенцамъ сокрушеннымъ (Іер. 2, 13), и почерпая изъ нихъ горькую воду, думаемъ утолить ею жажду души нашей. Обличая тщету такой надежды, вѣнценосный Пророкъ взываетъ къ людямъ: сынове человѣчестіи, доколѣ тяжкосердіи; вскую любите суету, и ищете лжи (Пса. 4, 3)?

Знаете ли, гдѣ течетъ свѣтлая и чистая струя счастія для души нашей? – Нигдѣ болѣе, какъ при подножіи Креста Господня. Великое, и ни съ чѣмъ на землѣ несравненное счастіе по истинѣ нашли тѣ, которые удостоились быть при семъ источникѣ всемірнаго спасенія! Смотрите, одинъ изъ таковыхъ, при подножіи Креста Христова, пріобрѣлъ счастіе быть усыновленнымъ Матери Божіей (Іоа. 19, 26); другой, услышавъ гласъ Іисуса: Отче! въ руцѣ Твои предаю духъ Мой (Лук. 23, 46), имѣлъ счастіе въ тоже время изречь слово спасительнаго исповѣданія: воистину Божій Сынъ бѣ сей (Мат. 27, 54). Счастливъ былъ и Праотецъ нашъ Адамъ; поелику на главу его прямо струилась съ Кресла Господня животворящая кровь, омывшая грѣховную скверну его, и всѣхъ потомковъ его{*}. Счастливы наконецъ были и тѣ усопшіе святые, гробы коихъ находились близъ Креста Христова; ибо они востали, и явившись во святомъ градѣ, первые показали на себѣ всемогущую силу умершаго Господа (Мат. 27, 52. 53).

Не думай, Христіанинъ, что подобное счастіе уже не можетъ быть твоимъ удѣломъ. Просвѣти только духовное око свое вѣрою, очисти любовію, расшири надеждою: и тебѣ не трудно будетъ сдѣлаться участникомъ благъ, обрѣтаемыхъ при подножіи Креста Христова. Ежели ты любишь своего Спасителя всѣмъ сердцемъ, всею душею, и всею крѣпостію твоею: то можешь быть усыновленъ также, какъ и Апостолъ Іоаннъ, святой и пренепорочной Матери – Христовой Церкви. Ежели ты имѣешь такую же вѣру въ страждущаго Богочеловѣка, какую возимѣлъ Сотникъ, стоявшій при Крестѣ Его: то можешь усты своими исповѣдать Его во спасеніе (Рим. 10, 10) истинньмъ Сыномъ Божіимъ. Ежели ты, потомокъ Адама, столь же твердо надѣешься на Іисуса, какъ Праотецъ твой надѣялся на сіе обѣгованное Сѣмя жены (Быт. 3, 15): то и твои беззаконія будутъ омыты безцѣнною кровію Спасителя міра. Ибо Онъ силенъ, по слову Пророка, погрузитъ неправды наша, и ввергнутъ во глубины морскія вся грѣхи наша (Мих. 7, 19). Пусть ты, какъ смертный, подвергаешься смерти, но если будешь имѣть живую вѣру въ Сына Божія: то Онъ освободитъ и тебя отъ узъ ея, и воскреситъ въ животъ вѣчный. Все это несомнѣнно пріобрѣтешь ты въ силѣ вѣры, надежды и любви, какъ бы дѣйствительно находясь при самомъ подножіи Креста Господня!

О, какое зрѣлище представится тебѣ, Христіанинъ, когда ты духовно поставишь себя при подножіи Креста Христова! Здѣсь лежитъ неистощимое сокровище благъ, которыя уготовила для тебя любовь Божественная. Смотри, Господь славы избираетъ престоломъ своимъ крестъ, дабы сіе древо казни содѣлать для тебя древомъ жизни. Его глава увѣнчана терновымъ вѣнцемъ, дабы избавить тебя отъ наказанія за суетное превозношеніе мірскою славою и честію. Его руки распростерты на крестѣ, дабы ты всегда стремился въ отверстыя объятія Его милосердія. Его ноги пригвождены ко кресту, дабы ты не дерзалъ болѣе ходить по путямъ неправды и беззаконія. Онъ напаяется оцтомъ, дабы ты испилъ всю полноту небесныхъ наслажденій. Онъ прободается копіемъ, дабы изъ язвы Его свободно текла на тебя благодать спасенія. Онъ умираетъ поносною смертію, дабы ты жилъ вѣчно блаженною жизнію!

И что еще? – Въ цѣломъ мірѣ нѣтъ для тебя, бѣдствующій Христіанинъ, лучшаго мѣста, какъ при подножіи Креста Христова. Только взирай на него неуклонно, и стой неподвижно! Если скорбишь; то сей Крестъ утѣшитъ тебя. Если ослабѣваешь въ силѣ; то сей Крестъ подкрѣпитъ тебя. Если болѣзнуешь духомъ; то сей Крестъ исцѣлитъ тебя. Если падаешь подъ тяжестію золъ; то сей Крестъ воздвигнетъ тебя. Если терпишь горькую нищету: то сей Крестъ обогатитъ тебя. Пригвоздившіе очи сердца своего къ Кресту Христову открыто свидѣтельствуютъ, что никакія злоключенія не могли препобѣдить ихъ мужества. Мы, говорятъ они, въ бѣдахъ, въ тѣснотахъ, въ ранахъ, въ темницахъ, въ изгнаніяхъ: однакожъ являемся міру, яко скорбяще, присно же радующеся; яко нищи, а многи богатяще; яко ничтоже имуще, а вся содержаще (9. Кор. 6, 5. 10). Видишь ди, сколь завидно будетъ твое положеніе, Христіанинъ, когда, съ чувствомъ благоговѣнія, ты станешь при подножіи Креста Господня?

Но будь внимательнѣе, и больша сихъ узриши (Іоа. 1, 50)! При Крестѣ Христовомъ совершаются столь дивныя чудеса, что величія ихъ не можетъ изобразить и самый языкъ Ангельскій. Тамъ любовь Бога Отца, предающая Сына Своего распинанію; любовь Сына Божія, добровольно пріемлющая распинаніе; любовь Духа Святаго, торжествующая побѣду надъ всѣмъ силою Распятаго. Въ смерти Богочеловѣка открылся на землѣ неисчерпаемый источникъ небесной жизни. Враги Христовы думали, что крестная смерть навсегда положитъ конецъ Его жизни: но она тѣмъ обильнѣе излилась изъ прободеннаго ребра Его на все, умерщвленное грѣхомъ, человѣчество. Видишь ли, чей крестъ стоитъ по правую страну Креста Христова? Примѣчаешь ли, какъ скоро зрѣютъ плоды райской жизни при Крестѣ Христовомъ? – Кающійся разбойникъ едва успѣлъ воззвать къ Іисусу: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ; и тотчасъ крестъ его сдѣлался благоухающею вѣтвію, на коей мгновенно созрѣлъ плодъ во святыню. Днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 42. 43), сказалъ ему Спаситель. О, какую же, Христіанинъ, ощутишь ты радость въ сердцѣ своемъ, стоя при подножіи Креста Христова, отъ котораго недалеко небо, близъ котораго рай!

Итакъ не медли, Христіанинъ, мысленно итти къ подножію животворящаго Креста Господня; явись туда съ вѣрою, надеждою и любовію: и ты будешь счастливъ, неизреченно счастливъ!

 

«Христіанское чтеніе». 1837. Ч. II. С. 106-112.

 

{*} Преданіе говорить, что Крестъ Спасителя стоялъ на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ погребена была глава Адамова.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: