Митрополитъ Евсевій (Никольскій) – Важность и необходимость Священнаго Преданія наряду съ Священнымъ Писаніемъ.

Какъ въ Ветхомъ, такъ и въ Новомъ Завѣтѣ воля Божія была передана людямъ первоначально устно. До Моисея совсѣмъ не было священныхъ книгъ. И въ Новомъ Завѣтѣ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ преподалъ ученикамъ Свое Божественное ученіе и установленія словомъ и примѣромъ, а не письменно. Апостолы Христовы какъ ученіе, такъ и дѣла и установленія Господа передали сначала тоже изустнымъ словомъ и примѣромъ, а не писаніемъ. Только послѣ, подобно тому какъ въ Ветхомъ Завѣтѣ Моисей и другіе святые мужи написали свои книги, нѣкоторые св. Апостолы написали четыре Евангелія, книгу «Дѣяній» и посланія, и этимъ какъ-бы восполнили и напомнили о томъ, что было всѣмъ извѣстно по преданію, чрезъ изустное наставленіе. Св. Церковь, принявши священныя книги богодухновенныхъ писателей, не забывала и того, что эти и другіе богодухновенные проповѣдники слова Божія возвѣстили имъ изустно; она издревле и всегда вѣровала и вѣруетъ, что св. Преданіе такъ же, какъ и св. Писаніе, есть истинное слово Божіе. Но еще въ древнія времена въ Церкви начали появляться различные еретики и отступники, которые въ томъ или другомъ пунктѣ уклонялись отъ общецерковнаго вѣрованія. Нашлись и такіе отступники отъ св. Церкви, которые не только не захотѣли относиться съ должнымъ благоговѣніемъ къ св. Преданію, какъ къ слову Божію, и отказались соблюдать его, но прямо и открыто стали отвергать его, какъ нѣчто ненужное, безполезное и даже вредное для чистоты и святости вѣры. Такого взгляда на св. Преданіе у насъ на Руси въ настоящее время держатся штундисты и нѣкоторые другіе отступники отъ св. Христовой и апостольской Церкви, слѣдуя въ этомъ, какъ и во многомъ другомъ, своему главному вождю – Лютеру и вообще протестантамъ. Штундисты и подобные имъ еретики и отступники отъ св. Церкви какъ-бы гордятся даже тѣмъ, что они ничего, кромѣ св. Писанія, не признаютъ источникомъ своихъ вѣрованій, находя въ этомъ ручательство чистоты и неповрежденности своей вѣры. Не трудно, однако, видѣть, что всѣ такіе отступники отъ св. Церкви, отвергая св. Преданіе и признавая только св. Писаніе единственнымъ источникомъ вѣроученія, впадаютъ въ глубокое заблужденіе, идутъ по дорогѣ невѣрія вообще, по дорогѣ, ведущей къ вѣчной погибели.

Испытайте писаній, яко вы мните въ нихъ имѣти животъ вѣчный (Іоан. 5, 39), сказалъ однажды Господь нашъ Іисусъ Христосъ іудеямъ въ подтвержденіе Своихъ словъ о томъ, что Онъ, какъ Мессія, Сынъ Божій, единосущенъ и равночестенъ Богу Отцу. Это изреченіе Спасителя вполнѣ можно приложить и къ тѣмъ, которые отвергаютъ св. Преданіе{1}. И по отношенію къ нимъ можно сказать: испытайте, изслѣдуйте Писанія и вы, штундисты, молокане, духоборцы и другіе еретики, отвергающіе св. Преданіе и думающіе только чрезъ св. Писаніе имѣть жизнь вѣчную, – изслѣдуйте безпристрастно, съ должнымъ вниманіемъ, и вы найдете, что само св. Писаніе говоритъ о важности и необходимости св. Преданія наряду съ св. Писаніемъ, и что уже по одному этому вы, подобно іудеямъ, только мните, думаете имѣть чрезъ св. Писаніе жизнь вѣчную, но не имѣете и не можете имѣть ее. Въ самомъ дѣлѣ, содержаніе книгъ св. Писанія ясно показываетъ, что у благовѣстниковъ Христовыхъ совсѣмъ не было цѣлію обстоятельно и подробно написать о всемъ, что должно служить содержаніемъ христіанской религіи и что совершилъ Божественный Основатель этой религіи; ихъ писанія явились по частнымъ случаямъ, не столько для изложенія догматовъ вѣры и правилъ нравственности, сколько для большаго внушенія особенно важныхъ или забытыхъ истинъ, для разрѣшенія недоумѣній, для опроверженія предразсудковъ или еретическихъ и вообще неправильныхъ мнѣній и т. п. (Лук. 1, 1-4; посл. ап. Іуды; 2 Солун. 3, 14 и др.). Поэтому священные писатели нѣкоторые догматы излагали въ подробности, а нѣкоторые оставляли безъ объясненія; одни предлагали въ ясномъ свѣтѣ, а на другіе дѣлали только указанія; объ однихъ говорили часто и въ нѣсколькихъ писаніяхъ, а о другихъ упоминали только однажды, приспособляясь во всѣхъ этихъ случахъ къ нуждамъ и состоянію наставляемыхъ. Сами священные писатели, посылая вѣрующимъ свои писанія, часто прямо и ясно говорятъ, что они далеко не все передаютъ имъ въ письмени, но иное оставили ненаписаннымъ, и что это ненаписанное они надѣются восполнить впредь во время устной бесѣды (2 Іоан. 1, 12; 3 Іоан. 1, 13; 1 Кор. 11, 34), а о дѣлахъ Спасителя они прямо заявляютъ, что написать о нихъ всего и невозможно, что если бы всѣ эти дѣла по единому писана быша, ни самому всему міру вмѣстити пишемыхъ книгъ (Іоан. 20, 30; 25, 21). Если, такимъ образомъ, сами богодухновенные писатели заявляютъ, что они въ своихъ писаніяхъ не всѣ или не съ надлежащею подробностію изложили истины, имѣющія отношеніе къ проповѣданной ими религіи, что о многомъ они передали только устно, при личномъ свиданіи, то какъ же можно утверждать, что св. Преданіе излишне и что св. Писаніе есть единственный источникъ вѣроученія? Вѣдь утверждать такъ значитъ считать себя въ правѣ одно изъ переданнаго св. Апостолами, одни наставленія ихъ (письменныя) принимать, а другія (устныя) отвергать, и, такимъ образомъ, признавать за словами или ученіемъ св. Апостоловъ авторитетъ только въ томъ случаѣ, если они это ученіе записывали. А между тѣмъ сами же св. Апостолы въ своихъ писаніяхъ не только не даютъ ни малѣйшаго повода думать, что они этими писаніями устраняютъ важность и необходимость устнаго наученія, даютъ право не слѣдовать и даже не помнить того, что они передали и имѣютъ передать устно, но, напротивъ, одобряютъ тѣхъ, которые хранили преданіе и со всею ясностію и опредѣленностію заповѣдуютъ имъ хранить его точно такъ же, какъ и ученіе, преподанное въ письмени: хвалю вы, братіе, писалъ св, апостолъ Павелъ Коринѳянамъ, яко вся моя помните, и, якоже преданъ вамъ, преданія держите (1 Кор. 11, 2), а Солунянамъ тотъ же апостолъ прямо заповѣдалъ: тѣмже, братіе, стойте и держите преданія, имже научистеся или словомъ, или посланіемъ нашимъ (2 Сол. 2, 15). Этими послѣдними словами Апостолъ Христовъ особенно настойчиво и опредѣленно убѣждаетъ вѣрующихъ стоятъ твердо въ богопреданномъ ученіи, преподанномъ какъ посредствомъ письма, такъ и сказанномъ устно, на словахъ или посредствомъ примѣра переданномъ. Разницы между писаннымъ и сказаннымъ св. Апостолъ не полагаетъ: одинаково должно быть свято и ненарушимо соблюдаемо вѣрующими какъ св. Писаніе, такъ и св. Преданіе. Изъ посланій апостола Павла къ ученику епископу Тимоѳею видно ясно, что устное наученіе было въ то время преимущественнымъ и болѣе распространеннымъ способомъ проповѣданія слова Божія. Св. апостолъ и внушаетъ Тимоѳею хранить преданное ему (1 Тим. 6, 20), держаться образца здраваго ученія, которое Тимоѳей слышалъ отъ него (2 Тим. 1, 13), и заповѣдуетъ ему не посланія, не книти писать для наученія другихъ, особенно же тѣхъ, которые сами должны стать учителями другихъ, а просто поучать устно, какъ и самъ онъ наученъ отъ него: яже слышалъ еси отъ мене многими свидѣтели, сія предаждь вѣрнымъ человѣкомъ, иже довольни будутъ и иныхъ научити (2 Тим. 2, 2).

Taкъ ясно и опредѣленно само св. Писаніе говорить въ пользу необходимости и важности св. Преданія, а между тѣмъ штундисты и подобные имъ противники св. Преданія осмѣливаются еще утверждать, что они по всемъ слѣдуютъ св. Писанію! Не ясно ли, что, отвергая св. Преданіе, они не вѣрятъ или, по крайней мѣрѣ, не во всемъ вѣрятъ и св. Писанію? Неудивительно послѣ этого, если отвергающіе св. Преданіе станутъ отвергатъ и все св. Писаніе. Нѣкоторые изъ нихъ уже и на самомъ дѣлѣ пытались дѣлать это: и та книга св. Писанія не подходитъ подъ ихъ личный взглядъ, и другая тоже. Да это и естественно: отверженіе св. Преданія можетъ и должно вести рано или поздно и къ отверженію св. Писанія, такъ какъ самыя книги св. Писанія утверждаются на св. Преданіи. У отвергающихъ же св. Преданіе естественно и сами собою должны возникнуть такіе неразрѣшимые для нихъ вопросы: откуда извѣстно, что книги св. Писанія, вошедшія въ составъ Библіи, дѣйствительно всѣ написаны св. Апостолами и по внушенію Св. Духа? откуда извѣстно, что столько, а не болѣе и не менѣе ихъ написано? откуда извѣстно, что всѣ онѣ не повреждены и цѣлы? – Но допустимъ, что и противники Церкви и св. Преданія какимъ-либо образомъ убѣдятся въ богодухновенности и неповрежденности книгъ св. Писанія и примутъ всѣ эти книги. Какъ же они могуть увѣриться въ томъ, что, читая св. Писаніе, они правильно понимаютъ его, что они не искажаютъ истиннаго смысла того или другаго мѣста изъ св. Писанія? Вѣдь только Церковь, одушевляемая Св. Духомъ, подъ руководствомъ св. Преданія, правильно и непогрѣшитедьно разумѣетъ и изъясняетъ смыслъ св. Писанія, гдѣ буквальный, прямой, гдѣ таинственный, высшій. Только св. апостольская и вселенская Церковь, которая есть столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15), правильно учитъ по преданію апостольскому, что св. Писаніе дѣйствительно есть произведеніе Св. Духа, что написано не болѣе и не менѣе священныхъ книгъ, сколько она приняла, что смыслъ въ нихъ – такой, а не иной. Когда каждый станетъ внѣ руководства св. Церкви и церковнаго Преданія, тогда остается только руководство человѣческаго разума, вообще погрѣшительнаго, ограниченнаго, особенно же въ дѣлѣ разумѣнія таинъ Божіихъ. И выходитъ тогда, что уже не человѣкъ становится предъ судомъ св. Писанія, а, напротивъ, самъ является судіей для св. Писанія, для слова Божія. Не дерзко ли это? Не есть ли это высшая степень самомнѣнія, кичливости и ослѣпленія человѣческаго разума? Напрасно противники св. Преданія говорить, что они имѣютъ внутреннее наученіе отъ Св. Духа и что, поэтому, они правильно вѣруютъ въ св. Писаніе и непогрѣшителгно принимаютъ его. Кто и чѣмъ увѣряетъ ихъ, что въ нихъ говорить Св. Духъ? Зачѣмъ и чтеніе св. Писанія, когда всему учитъ Св. Духъ? Да и что за горделивое и безумное самообольщеніе думать, что Духъ Святый каждый разъ непосредственно озаряетъ или научаетъ всякаго читающаго книги св. Писанія? «Было бы, справедливо пишетъ по этому поводу преосвященный Сильвестръ, горделивою мечтою каждому и каждый разъ по своему личному желанію разсчитывать на такое особеннѣйшее дѣйствіе Духа, когда мы на это не имѣемъ права, когда свои дары самъ Духъ раздѣляетъ властію коемуждо, якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11). Если въ апостольской Церкви многіе вѣрующіе изобиловали особеннѣйшими дарами Св. Духа, а всѣ вѣрующіе, по слову ап. Іоанна, пріявши помазаніе отъ святаго, знали все и не имѣли нужды, чтобы кто училъ ихъ, такъ какъ это самое помазаніе учило ихъ всему (1 Іоан. 2, 20. 27); то не нужно забывать того, что всѣ они были воспитаны въ вѣрѣ подъ руководствомъ самихъ Апостоловъ и были въ постоянномъ общеніи съ учащею Церковію. Нужно, поэтому, претендующимъ на непосредственное озареніе Св. Духа скорѣе всего опасаться того, чтобы за такое озареніе не принять внушеніи своего собственнаго разума»{2}. Такъ дѣйствительно и бываетъ съ противниками св. Преданія и отступниками отъ св. Церкви. Какъ люди самообольщенные, они увѣрены, что, читая св. Писаніе, они понимаютъ его правильно, при непосредственномъ озареніи Св. Духа, тогда какъ въ дѣйствительности они зачастую извращаютъ подлинный смыслъ св. Писанія. Такое извращеніе подлиннаго смысла св. Писанія невѣждами и неутвержденными въ вѣрѣ, но людьми самообольщенными, по свидѣтельству самого св. Писанія, началось уже со временъ апостольскихъ (2 Петр. 3, 16); оно продолжалось и послѣ нихъ, въ первые вѣка христіанства, когда возникали ереси и расколы. Еретики и раскольники доказывали свои неправильныя мнѣнія тоже св Писаніемъ. Такъ, аріане, не признававшіе Господа нашего Іисуса Христа истиннымъ Богомъ, доказывали эту ересь свою св. Писаніемъ ветхозавѣтнымъ и новозавѣтнымъ. И только Церковь, одушевляемая Св. Духомъ и руководимая истиннымъ апостольскимъ преданіемъ, охраняла подлинный смыслъ св. Писанія. Новѣйшіе еретики и отступники отъ св. Церкви, отвергнувъ св. Преданіе и признавъ св. Писаніе единственнымъ источникомъ вѣроученія, впали не въ меньшія, а скорѣе даже въ большія или, по крайней мѣрѣ, въ болѣе многочисленныя заблужденія, чѣмъ древніе. «Они сократили и сокращаютъ ученіе вѣры. Сколько догматовъ, вѣковѣчно хранящихся въ Церкви, они отвергли, отметнувъ св. Преданіе! Сколько правилъ благочестія, спасительныхъ, высокихъ, они отринули! Священства у нихъ не стало. Не стало и прочихъ таинствъ, кромѣ крещенія. Нѣтъ для нихъ единой, святой, соборной и апостольской Церкви на землѣ, – они сами созидать стали церковь свою. Нѣтъ для нихъ и небесной Церкви, живой, блаженной, дѣятельною любовію къ земной Церкви преисполненной, – ни съ кѣмъ изъ святыхъ Божіихъ, сущихъ на небѣ, они не имѣютъ общенія молитвой вѣры и любви, и, такимъ образомъ, никто изъ нихъ святымъ угодникамъ Божіимъ, а наипаче преблагословенной Матери Божіей, не воздаетъ подобающаго почтенія прославленіемъ и призываніемъ въ молитвахъ. Оказалось излишнимъ у нихъ поминать усопшихъ при св. Жертвѣ Христовой въ храмѣ и дома. Не повѣрили они нетлѣнію тѣлъ св. угодниковъ Божіихъ. Презрѣли они св. иконы, какъ древніе еретики – иконоборцы. Осудили они дѣвство, иночество, цвѣтъ, красоту святыни Церкви Христа, – всесвятаго Богочеловѣка. Поругались они надъ постами, какъ будто они не читали въ Евангеліи о людяхъ, жившихъ во времена Ноя и Лота (Лук. 16, 26. 27. 28)»{3}. Такъ много они сдѣлали столь важныхъ отступленій отъ обще-церковнаго вѣрованія! А между тѣмъ, всѣ эти отступленія и вообще всѣ свои измышленія они основываютъ на св. Писаніи, влагая въ него, конечно, свой личный, а не подлинный смыслъ. Нужно еще замѣтить, что и сами отступники эти отъ Церкви и противники св. Преданія далеко не всегда и не во всемъ согласны между собою. Неужели же всѣ эти измышленія и даже всѣ противорѣчія во взглядахъ виновниковъ этихъ измышленій основываются въ самомъ дѣлѣ на св. Писаніи и исходятъ отъ Св. Духа, при непосредственномъ руководствѣ котораго противники св. Преданія и отступники отъ Церкви, какъ утверждаютъ сами они, читаютъ и понимаютъ св. Писаніе? Не ясно ли, что всѣ указанныя измышленія суть плодъ поврежденнаго грѣхомъ и ограниченнаго, но все же надменнаго, кичливаго человѣческаго разума, который не захотѣлъ быть въ послушаніи вѣрѣ, задумалъ понимать и объяснять св. Писаніе по своему, а не такъ, какъ учитъ одушевляемая Св. Духомъ и подъ руководствомъ св. Преданія св. Церковь?

Итакъ, св. Преданіе совершенно необходимо уже для признанія богодухновенности св. Писанія и еще болѣе для правильнаго пониманія и объясненія его. Да если бы, наконецъ, и можно было какъ-нибудь и безъ св. Преданія дойти до признанія всѣхъ книгъ св. Писанія богодухновенными, если бы можно было, затѣмъ, и понимать ихъ правильно безъ руководства св. Церкви и церковнаго преданія, то и въ такомъ случаѣ все же никакъ нельзя было бы отвергать св. Преданіе, какъ излишнее, а тѣмъ болѣе какъ вредное. Оно и въ такомъ случаѣ не только не было бы излишне, а напротивъ совершенно необходимо. Вѣдь въ св. Преданіи есть очень много такого, чего нѣтъ въ св. Писаніи, но что имѣетъ весьма важное значеніе для насъ – христіанъ. Въ св. Писаніи очень мало или даже совсѣмъ ничего ее говорится о священныхъ дѣйствіяхъ при совершеніи святыхъ таинствъ, о различныхъ церковныхъ обрядахъ, о правилахъ церковнаго управленія. «Напримѣръ, скажемъ словами св. Василія Великаго: кто возложившихъ упованіе на имя Господа нашего Іисуса Христа письменно научилъ знаменовать себя крестнымъ знаменіемъ? Какое писаніе научило насъ – въ молитвѣ обращаться къ востоку? Кто изъ святыхъ оставилъ намъ на письмѣ слова призыванія при показаніи{4} Хлѣба благодаренія и Чаши благословенія? Благословляемъ же и воду крещенія, и елей помазанія, и даже самого крещаемаго по какимъ изложеннымъ въ Писаніи правиламъ? Не по соблюдаемому ли въ молчаніи и таинственному преданію? Что еще? Самому помазанію елеемъ научило ли какое писанное слово? Откуда и троекратное погруженіе крещаемаго человѣка? Изъ какого писанія взято и прочее, относящееся къ крещенію, – отрицаться сатаны и ангеловъ его? Не изъ этого ли необнароданнаго и сокровеннаго ученія, которое отцы наши соблюдали въ непытливомъ и скромномъ молчаніи, очень хорошо понимая, что достоуважаемостъ таинствъ охраняется молчаніемъ?... Недостанетъ мнѣ и дня пересказать о всѣхъ неизложенныхъ въ Писаніи таинствахъ Церкви»{5}. Неужели можно думать, что все это и многое другое, имѣющее свое единственное основаніе въ св. Преданіи, не нужно для нашего спасенія? Какъ мы можемъ безъ св. Преданія спастись, когда даже и таинства, чрезъ которыя подается намъ необходимая для нашего спасенія благодать, совершаются всѣ, главнымъ образомъ, по преданію? «Если бы вздумали мы, пишетъ тотъ же св. Отецъ, отвергать неизложенные въ Писаніи обычаи, какъ неимѣющіе большой силы, то непримѣтнымъ для себя образомъ исказили бы самое главное въ евангеліи, лучше же сказать, обратили бы проповѣдь въ пустое имя»{6}.

Принимая все сказанное во вниманіе, нельзя не воскликнуть вмѣстѣ съ Апостоломъ: тѣмъ же убо, стойте и держите преданія, ижем научистеся или словомъ, или посланіемъ (2 Сол. 2, 15) Апостоловъ и другихъ богодухновенныхъ писателей, вообще, содержите и соблюдайте все, чему учитъ и что повелѣваетъ соблюдать святая, соборная и апостольская Церковь. Свято слово святой вселенской Церкви, какъ слово Самого Бога, живущаго и дѣйствующаго въ ней. Учитъ ли св. Церковь по устно-преданному апостольскому преданію, учитъ ли она по писаніямъ апостольскимъ, – все это одно и то же слово Тріединаго Бога, премудрое, живоносное и спасительное для вѣрующихъ.

 

Ев. Никольскій.

 

«Могилевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1887. №№ 19-20. Ч. Неофф. С. 303-311.

 

{1} Лютеране и вообще отвергающіе св. Преданіе видятъ въ изреченіи Спасителя: испытайте писанія и пр. подтвержденіе своего взгляда на св. Писаніе, какъ на единственный источникъ вѣроученія. Но что такое пониманіе указаннаго изреченія неправильно, это до очевидности ясно. Этимъ изреченіемъ Спаситель сказалъ, очевидно, не то, что только св. Писаніе можетъ служить единственнымъ основаніемъ при рѣшеніи вопросовъ религіи (такую мысль указанному изреченію Спасителя придавать совершенно невозможно, не прибѣгая къ очевидной натяжкѣ), а только то, что и св. Писаніе (Ветхаго Завѣта) свидѣтельствуетъ о Немъ, какъ о Мессіи, и, притомъ, свидѣтельствуетъ то же, что и Самъ Онъ говоритъ о Себѣ.

{2} Опытъ Православно-Догматическаго Богословія. Архим. Сильвестра, т. 1-й, изд. 2-е, стр. 14-15.

{3} О Священномъ Писаніи и Священномъ Преданіи, какъ одномъ и томъ же словѣ Божіемъ, – ректора Екатеринославской дух. семинаріи, прот. М. Разногорскаго. См. Екатер. Епарх. Вѣдом. за 1886 г, № 3, стр. 62-63.

{4} То есть, Богу Отцу, какъ читается въ литургіи св. Василія Великаго въ молитвѣ во время трисвятой пѣсни: Святъ, Святъ, Святъ и проч.

{5} Твор. Василія Великаго, ч. III, въ соч. о Св. Духѣ, гл. 27, стр. 332-333. 335. По русск. пер., изд. при Моск. дух. академіи.

{6} Тамъ же, стр. 332.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: