Протоіерей Михаилъ Разногорскій – О Священномъ Писаніи и Священномъ Преданіи, какъ одномъ и томъ же словѣ Божіемъ.

Штундисты и другіе отступники отъ св. Христовой Церкви, держащіеся «Нѣмецкой вѣры», увѣряютъ себя и другихъ въ чистотѣ, неповрежденности своихъ вѣрованій особенно тѣмъ, что они ничего, кромѣ св. Писанія, не признаютъ источникомъ, началомъ, правиломъ своихъ вѣрованій. А что св. Церковь преподаетъ по устному, отъ св. Апостоловъ принятому, св. Преданію, то эти противники Церкви отвергаютъ, какъ нѣчто ненужное, безполезное и даже вредное для чистоты и святости вѣры. Слѣдуетъ ли вѣрить этимъ увѣреніямъ? Не слѣдуетъ, потому что онѣ ложны и пагубны. И держась только св. Писанія, легко видѣть, что ни Лютеръ, ни послѣдователи его разныхъ видовъ, прямые и косвенные, ни наши штундисты, ни наши молокане и духоборцы, ни въ какомъ случаѣ не могутъ называться людьми евангельской вѣры, какъ сами они себя называли и называютъ. Ибо что значитъ отвергать св. Преданіе? Отвергать св. Преданіе – значитъ отвергать какъ святую Христову Церковь, благовѣстницу слова Божія, единую непогрѣшимую, такъ и самое св. Писаніе. А затѣмъ дорога идетъ уже по склону прямо въ бездну невѣрія, нечестія и вѣчной погибели.

Св. Церковь Христова съ самаго начала, своего существованія и до нынѣ руководилась св. Преданіемъ. Она то есть хранила и возвѣщала истины вѣры, преданныя отъ Самого Основателя ея Іисуса Христа чрезъ св. Апостоловъ устно, и не записанныя въ богодухновенныхъ Апостольскихъ Писаніяхъ, св. книгахъ Новаго Завѣта. Когда уже написаны были св. Апостолами священныя книги, и тогда, еще при самихъ св. Апостолахъ, Церковь научалась и поучала устно преданнымъ апостольскимъ ученіемъ. Св. Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ, возлюбленный ученикъ Господа, даетъ намъ знать это во всѣхъ трехъ своихъ Посланіяхъ. Я, пишетъ Онъ въ первомъ своемъ Посланіи, написалъ вамъ не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее (Іоан. 2, 21). И потому вы знаете все, что имѣете помазаніе отъ Святаго (Духа) (20 ст.), и съ тѣмъ вмѣстѣ потому, что вы слышали слово истины (18 ст.), слышали отъ начала (24. ст.). И такъ, что вы слышали отъ начала, то и да пребываетъ въ васъ: если пребудетъ въ васъ то, что вы слышали отъ начала, то и вы пребудете въ Сынѣ и въ Отцѣ (24 ст.). Во второмъ своемъ Посланіи св. ап. Іоаннъ Богословъ ясно говорятъ, что распространеніе и истиннаго ученія и лжеученія въ его время совершалось обычно такъ, что желающій такъ или иначе учить самъ приходилъ въ домъ и очевидно, не писменно, но устно самъ сообщалъ свое ученіе домохозяевамъ и домочадцамъ. Посему вотъ какую заповѣдь Апостолъ-Старецъ даетъ избранной госпожѣ и дѣтямъ ея, ходящимъ въ истинѣ (1 ст. 5 ст.): кто приходитъ къ вамъ, и не приноситъ сего ученія, – ученія объ Іисусѣ Христѣ, воплотившемся Сынѣ Божіемъ, того не принимайте въ домъ, и не привѣтствуйте его (10 ст. 7 ст.). Многое имѣлъ писать св. Апостолъ избранной госпожѣ и дѣтямъ ея, но не написалъ, а оставилъ до времени личнаго прибытія своего къ нимъ: не хочу, пишетъ Онъ, писать на бумагѣ чернилами, а надѣюсь прійти къ вамъ и говорить устами въ устамъ, чтобы радость ваша была полна (12 ст.). Тоже самое открывается и изъ третьяго Посланія св. ап. Іоанна Богослова. И здѣсь Апостолъ говоритъ о проповѣданіп истины Христовой (8 ст.) устно преданіемъ, а не писаніемъ только. Какъ видно изъ этого Посланія, проповѣданіе Евангелія, это св. дѣло Божіе, совершали братія и странники (5 ст.) и между язычниками (7 ст.), для чего и ходили съ одного мѣста въ другое (7 ст.). И здѣсь и о себѣ самомъ, какъ благовѣстникѣ, Онъ также пишетъ, какъ и во второмъ своемъ Посланіи, слѣдующее: многое имѣлъ я писать (тебѣ), возлюбленному Гаію, котораго я люблю по истинѣ; но не хочу писать къ тебѣ чернилами и тростію, а надѣюсь скоро увидѣть тебя и поговорить устами къ устамъ (3 Іоан. 1 ст. и 13-14 ст.). О чемъ поговорить? Не о чемъ иномъ, какъ о дѣдѣ вѣры и о благоустроеніи Церкви (9 ст. 10 ст.). Вотъ свидѣтельство Друга Христова въ пользу Преданія! Болѣе чѣмъ другіе св. Апостолы, написалъ богодухповенныхъ книгъ св. Апостолъ Павелъ. Всѣ Посланія его скоро распространились и между христіанами изъ язычниковъ, и между христіанами изъ іудеевъ; даже невѣждамъ и неутвержденнымъ въ истинной вѣрѣ онѣ были извѣстны, какъ пишетъ Ап. Петръ (2 Петр. 3, 15. 16). Писалъ св. Ап. Павелъ и цѣлымъ Церквамъ, и частнымъ лицамъ. Что-же? Даетъ ли св. Апостолъ, хоть какой-либо поводъ думать, что своими посланіями, столь многочисленными, Онъ устраняетъ важность и необходимость устнаго наученія, бывшаго или будущаго? Отнюдь нѣтъ! Такъ, самъ лично научивъ Коринѳянъ св. Вѣрѣ (1 Кор. 15. 1. 2). Апостолъ Павелъ похваляетъ ихъ уже въ Посланіи къ нимъ, что они все преданное имъ отъ него помнятъ, и держатъ преданія такъ, какъ онъ передалъ имъ (1 Кор. 11, 2). Св. Апостолъ многому поучаетъ ихъ въ Посланіи и, однакожъ, не ограничиваясь Посланіемъ, обѣщается придти къ нимъ для благоустроенія ихъ Церкви: прочее, пишетъ Онъ, устрою, когда прійду (1 Кор. 11, 34). Что же именно благоустроилъ св. Апостолъ въ Коринѳской Церкви, о томъ намъ не извѣстно по Писанію. Проповѣдуя слово Бога живаго и истиннаго и устно и письменно, св. Ап. Павелъ поучалъ Христіанъ твердо держаться всего, и тѣмъ, и другимъ способомъ, преподаннаго имъ отъ него, и вотъ какъ Онъ написалъ Солунскимъ христіанамъ: братія, стойте и держите преданія, которымъ вы научены или словомъ, или посланіемъ нашимъ, т. е. и первымъ, и этимъ вторымъ, въ которомъ находятся эти слова (2 Солун. 2, 15). Изъ Посланій же Ап. Павла къ ученику епископу Тимоѳею видно ясно, что устное наученіе было преимущественнымъ и болѣе распространеннымъ способомъ проповѣданія слова Божія. Апостолъ и внушаетъ Тимоѳею – хранить преданное ему (1 Тим. 6, 20), держаться образца здраваго ученія, которое Тимоѳей слышалъ отъ него (2 Тим. 1, 13), и заповѣдуетъ ему не посланія, не книги писать для наученія другихъ, особенно же тѣхъ, кои сами должны стать учителями другихъ, а просто устно поучать по слуху, какъ и самъ онъ наученъ отъ Него по слуху устно: что слышалъ (ты, сынъ мой), отъ меня, при многихъ свидѣтеляхъ, пишетъ Ап. Павелъ Тимоѳею, то передай вѣрнымъ людямъ, которые были бы способны и другихъ научать (2 Тим. 2, 2). Отселѣ ясно, что св. Апостолы не имѣли намѣренія излагать въ своихъ писаніяхъ все откровеніе, все вѣроученіе. Такъ еще при св. Апостолахъ важно было въ Церкви не только св. Писаніе, но и св. Преданіе! Значитъ, и для будущихъ временъ Церкви Христовой должно быть неизмѣнно свято св. Преданіе вмѣстѣ съ св. Писаніемъ. И извѣстно, что св. Церковь принимала, хранила и хранитъ какъ истинное слово Божіе то, что предали и устно и св. Апостолы, ученики ихъ, и ближайшіе ихъ преемники, пастыри и учители первыхъ вѣковъ христіанства. св. Преданіемъ Церковь Божія обличала, какъ и теперь обличаетъ, всякія лжеученія, говоря, что она не приняла отъ св. Апостоловъ и отъ св. Отцевъ Церкви такъ вѣровать и учить, какъ отъ своего слышленія вѣруютъ и учатъ лжеучители. Церковь не вводила новаго ученія, но только возвѣщала и изъясняла отъ св. Апостоловъ преданное ученіе. Если же такъ вѣровала, учила и дѣйствовала во всѣ времена своего существованія св. Церковь, которая есть Тѣло Христово, домъ Божій, словесное стадо Небеснаго Пастыреначальника – Іисуса Христа; то спрашивается: какъ назвать тѣхъ, кои, вопреки Церкви, вопреки Самому Тріединому Господу Богу, дерзаютъ отметать св. Преданіе Церкви, хотя и удерживаютъ священныя книги, св. Писаніе? Отвѣтъ на этотъ вопросъ мы имѣемъ въ Евангеліи. Самъ Господь назвалъ таковыхъ язычниками и беззаконниками. Если и Церкви (братъ твой) не послушаетъ; то да будетъ онъ тебѣ какъ язычникъ и мытарь (Мѳ. 18, 17).

Церковь, какъ домъ Бога живаго, естѣ столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15). Она знаетъ, что угодно Святому Духу (Дѣян. 15, 28). Пребывающій съ нею вовѣкъ Духъ истины, ниспосланный отъ Отца во имя Христа, научаетъ ее всему и напоминаетъ ей все, что говорилъ Своимъ ученикамъ Господь Іисусъ Христосъ (Іоан. 14, 16. 17. 26). Посему Церковь и знаетъ, и не упускаетъ возвѣщать всю волю Божію, спасительную для всѣхъ вѣрующихъ и послушныхъ (Дѣян. 20, 20. 27), единую и нераздѣльную. Проповѣдуетъ ли она по Преданію, читаетъ ли и изъясняетъ св. Писаніе, она возвѣщаетъ принятое и хранимое ею одно и тоже слово Тріединаго Бога, святое и неизмѣнное какъ святъ и неизмѣненъ Господь Богъ. Кто всецѣло покоренъ ей, тотъ пріемлетъ къ своему спасенію всю истину. Кто же не покаряется всему ея ученію и, удерживая св. Писаніе, отвергаетъ ученіе ея по Преданію Апостольскому, тотъ пріемлетъ не всю истину, тотъ разсѣкаетъ, такъ сказать, ее и, очевидно, повреждаетъ святое Божіе ученіе. Такъ вотъ и поступаютъ всѣ противники Церкви, отвергающіе св. Преданіе. Они сократили и сокращаютъ ученіе Вѣры. Сколько догматовъ, вѣковѣчно хранящихся въ Церкви, они отвергли, отметнувъ св. Преданіе! Сколько правилъ благочестія, спасительныхъ, высокихъ, они отринули! Священства у нихъ не стало. Не стало и прочихъ таинствъ, кромѣ крещенія. Нѣтъ для нихъ единой св. соборной апостольской Церкви на землѣ, – они сами стали созидать Церковь свою. Нѣтъ для нихъ и Небесной Церкви, живой, блаженной, дѣятельною любовію къ земной Церкви преисполненной, – ни съ кѣмъ изъ Святыхъ Божіихъ сущихъ на небѣ они не имѣютъ общенія молитвой вѣры и любви, и такимъ образомъ никто изъ нихъ Святымъ Угодникамъ Божіимъ, а наипаче Преблагословенпой Матери Божіей, не воздаетъ подобающаго почтенія прославленіемъ и призываніемъ въ молитвахъ. Оказалось излишнимъ у нихъ поминать усопшихъ при Св. Жертвѣ Христовой въ храмѣ и дома. Не повѣрили они нетлѣнію тѣлъ св. угодниковъ Божіихъ. Презрѣли они св. иконы, какъ древніе еретики – иконоборцы. Осудили они дѣвство, иночество, цвѣтъ, красоту святыни Церкви Христа, – всесвятаго Богочеловѣка. Поругались они надъ постами, какъ будто они не читали въ Евадгеліи о людяхъ, жившимъ во времена Ноя и Лота (Лук. 16, 26. 27. 28). Если бы и на этомъ остановились штундисты и имъ подобные; раболѣпные поклонники нѣмецкой вѣры, то и того довольно для показанія погибельности отступленія отъ Церкви и отверженія св. Преданія. Вѣдь это все – правила вѣры и жизни, данныя Церкви Самимъ Богомъ. Ихъ вѣковѣчно хранитъ св. Церковь, домъ Бога живаго, столпъ и утвержденіе истины. Не напрасно далъ ихъ Церкви Господь Богъ. Не тщетно блюдетъ ихъ Церковь. Какъ же можно безъ вреда для себя отвергать ихъ и тѣмъ сокращать ученіе вѣры и дѣятельности христіанской? Какъ страшно убавлять или прибавлять въ вѣроученіи и нравоученіи христіанскомъ, объ этомъ пишетъ Ап. Павелъ къ Галатамъ такъ: если бы даже мы, или Ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будетъ, анаѳема. Какъ прежде мы сказали, такъ и теперь еще говорю: кто благовѣствуетъ вамъ не то, что вы приняли, да будетъ анаѳема (Галат. 1, 8. 9).

Одушевляемая Святымъ Духомъ, Духомъ истины, Церковь только разумѣетъ и изъясняетъ истинный смыслъ св. Писанія, гдѣ буквальный, прямой, гдѣ таинственный, высшій. А противники Церкви, искажая все вообще ученіе вѣры и жизни христіанской, преданное Церкви отъ Самого Бога, повреждаютъ и смыслъ св. Писанія, хотя иные изъ нихъ и всѣ .ниги св. Писанія принимаютъ и объясняютъ Писаніе Писаніемъ же. Истинно, что св. Писанія могутъ умудрить во спасеніе, что все писаніе Богодухновенно и полезно для наученія, для обличенія, для исправленнія, для наставленія въ праведности, да будетъ совершенъ Божій человѣкъ ко всякому доброму дѣлу приготовленъ (2 Тим. 4, 15. 16). Но и то по Писанію же неоспоримо, что никакого пророчества въ Писаніи нельзя разрѣшить самому собою; ибо никогда пророчество не было произносимо по волѣ человѣческой, но изрекали его Святые Божіи человѣки, будучи движимы Духомъ Святымъ (2 Петр. 1, 20. 21). Неудобовразумительное находится и не въ однихъ только пророчествахъ. Какъ свидѣтельствуетъ св. Ап. Петръ, и въ посланіяхъ Ап. Павла есть нѣчто неудобовразумительное, что невѣжды и неутвержденные, къ собственной своей погибели, превращаютъ (2 Петр. 3, 16). Таковые люди превращали, какъ свидѣтельствуетъ тотъ же св. Апостолъ, и прочія Писанія (16 ст.). Это было при самихъ св. Апостолахъ. Это было и послѣ нихъ въ первые вѣка Церкви, когда возникали ереси и расколы; напримѣръ, еретики Аріане, не признававшіе Іисуса Христа истиннымъ Богомъ, доказывали свою ересь тоже св. Писаніемъ ветхозавѣтнымъ и новозавѣтнымъ. Почему же подобнаго извращенія смысла св. Писанія не могло быть съ 16-го столѣтія, когда Лютеръ возсталъ не только противъ ложныхъ предапій католической Церкви, но съ тѣмъ вмѣстѣ и противъ св. Преданія вселенской Церкви, отъ св. Апостоловъ и ближайшихъ ихъ преемниковъ ею принятаго? Да, это и на самомъ дѣлѣ было, и при томъ такъ, что учители отступленія отъ Церкви сами противорѣчили одинъ другому. Одинъ напр. говоритъ, что въ Евхаристіи преподается тѣло Христово въ хлѣбѣ, подъ хлѣбомъ и съ хлѣбомъ, а другой, что хлѣбъ и вино суть только знаки, сѵмволы тѣла и крови Господа, опять иной, – что это – только внѣшніе знаки единенія между христіанами и т. д. Кого же слушать? Кто изъ нихъ говоритъ по чистому смыслу св. Писанія? Никто! Каждый изъ нихъ говоритъ по своему смыслу, а этотъ свой личный смыслъ влагаетъ въ Писаніе, да и выдаетъ за истину Божію. Развѣ это отъ Святаго Духа? Развѣ Онъ, Духъ истины, можетъ говорить вопреки Себѣ?

Вразумляемая Св. Духомъ, Церковь знаетъ, какія Писанія Богодухновенны, какія подлинно написаны св. Апостолами, какія нѣтъ. Отъ Церкви приняли св. Писаніе и древніе, и новѣйшіе отступники отъ нея. Но отвергая св. Преданіе, противники Церкви не только извращаютъ подлинный смыслъ св. Писанія, а сверхъ того повреждаютъ и составъ книгъ св. Писанія, не признаютъ богодухновенными то тѣ, то другія книги св. Писанія, смотря по тому: больше или меньше они встрѣчаютъ въ св. книгахъ обличеній своимъ человѣческимъ измышленіямъ. Такъ Лютеръ не призналъ посланія св. Ап. Іакова подлиннымъ и богодухновеннымъ. Такъ поступали п древніе еретики, о чемъ мы знаемъ по согласному свидѣтельству древнихъ учителей Церкви. Это понятно. Когда каждый станетъ внѣ руководства Св. Церкви, тогда остается только руководство человѣческаго разума, тогда человѣкъ слѣдуетъ своимъ личнымъ взглядамъ и вкусамъ, вообще погрѣшительнымъ, особенно-же въ дѣлѣ разумѣнія таинъ Божіихъ. И выходитъ тогда, что уже не человѣкъ становится предъ судомъ св. Писанія, а, напротивъ, самъ является судіей для св. Писанія, для слова Божія. Какая дерзость! Какое ослѣпленіе!

Не удивительно, послѣ этого, если отвергающіе св. Преданіе станутъ отвергать и все св. Писаніе, какъ это уже и на самомъ дѣлѣ было. И та книга св. Писанія не подходитъ подъ личный взглядъ и вкусъ непокорнаго Св. Церкви, и другая тоже. Да и все св. Писаніе есть такое правило для мысли и жизни, которое всегда себѣ требуетъ покорности души – ума, сердца и воли, – покорности всецѣлой. Посему и все св. Писаніе отринетъ самомнительный и самочинный. У злаго человѣка изъ злаго сокровища сердца его истекаетъ и злая мысль, и злая воля противъ Господа, противъ воли Его, противъ святаго слова Его. Но и независимо отъ всего этого, отверженіе св. Преданія можетъ и должно вести рано или поздно и къ отверженію св. Писанія, по естественному ходу человѣческой мысли. Являются тогда сами собою такіе нерѣшимые вопросы: откуда извѣстно, что св. книги, вошедшія въ составъ Библіи, дѣйствительно написаны по внушенію Св. Духа? Откуда извѣстно, что столько, а не болѣе и не менѣе ихъ написано? Откуда извѣстно, что всѣ онѣ неповреждены и цѣлы?

Обыкновенно противники Церкви и св. Преданія говорятъ, что и ученіе въ св. книгахъ высоко и свято, и христіане имѣютъ внутреннее наученіе отъ Св. Духа, и что посему они удобно вѣруютъ въ св. Писаніе. Но развѣ въ этомъ отвѣтѣ не поставляется личное человѣческое разумѣніе выше св. Писанія? А отселѣ произойдетъ и происходитъ и несогласіе въ сужденіяхъ о св. Писаніи: для однихъ оно – Божія истина, а для другихъ – чисто человѣческое писаніе. Если ссылаются на наученіе отъ Св. Духа при сужденіи о св. Писаніи, то этимъ не избавляются отъ другихъ неудоборѣшимыхъ вопросовъ: кто и чѣмъ увѣряетъ ихъ, что въ нихъ говоритъ Св. Духъ? Зачѣмъ и чтеніе св. Писанія, когда всему учитъ Св. Духъ? И такъ, когда-же дойдетъ человѣкъ самъ до убѣжденія, что Библія – точно богодухновенное св. Писаніе? Не тогда ли, когда пріобрѣтетъ навыки мысли и жизни, противныя св. Писанію? Не тогда ли, когда и вѣра утратится? Такъ это и было. Совершенное невѣріе во Христа и совершенное безбожіе и возникли, и распространились на западѣ вслѣдъ за отдѣленіемъ св. Писанія отъ св. Преданія.

Совсѣмъ иное дѣло, если съ вѣрою во вселенскую Церковь Христову, какъ хранительницу и благовѣстницу истины Христовой, соединяютъ и вѣру въ св. Преданіе. Церковь Вселенская, Церковь Святая учитъ по преданію апостольскому, что св. Писаніе, дѣйствительно, есть произведеніе Св. Духа, что написано не болѣе и не менѣе священныхъ книгъ, сколько она приняла, что смыслъ въ нихъ – такой, а не иной. Свято слово Церкви Вселенской, какъ слово Самого Бога, живущаго и дѣйствующаго въ ней, учитъ ли она по устно-преданному апостольскому преданію, учитъ ли она по Писаніямъ апостольскимъ. Все это одно и тоже слово Тріединаго Бога, премудрое, живоносное и спасительное для вѣрующихъ. При такой же вѣрѣ нѣтъ мѣста спорамъ и раздѣленіямъ, нѣтъ потери времени для пріобрѣтенія истинныхъ убѣжденій, нѣтъ опасности принять волка за пастыря и въ слѣпотѣ идти за слѣпцомъ, нѣтъ неизбѣжной опасности – подлежать отлученію отъ единой святой соборной и апостольской Церкви и вѣчному осужденію отъ Господа Бога, учредившаго Церковь для спасенія людей во вся дни до скончанія вѣка. При такой вѣрѣ познаются и усвояются всѣ тайны Царствія Божія, и все то, что говорилъ Іисусъ Христосъ ученикамъ Своимъ о Царствіи Божіемъ по воскресеніи Своемъ въ продолженіи сорока дней (Дѣян. 1, 3), и что не написано въ св. Писаніи.

Противники св. Преданія, имѣя въ виду ложныя преданія въ католической Церкви, какъ будто и правы, что не принимаютъ св. Преданія. Но почему же они не помышляютъ о Вселенской Церкви и о вселенскомъ преданіи? Развѣ это не вѣрный признакъ истинности вселенскаго Преданія, что оно, и вездѣ въ Православной Церкви принято, и имѣетъ свое начало въ первыхъ вѣкахъ Церкви? Да и развѣ оно само не записано въ Церкви? Оно записано: и въ древнѣйшихъ символахъ Вѣры, и въ писаніяхъ св. Отцевъ и учителей первыхъ четырехъ или пяти вѣковъ, и въ правилахъ Апостольскихъ, и въ опредѣленіяхъ помѣстныхъ и вселенскихъ соборовъ. Мало того, Апостольское Преданіе неизгладимо запечатлѣлось въ Церкви, въ обычаяхъ вѣковѣчныхъ, въ учрежденіяхъ священнѣйшихъ, напримѣръ въ совершеніи Литургіи, въ крещеніи младенцевъ, въ осѣненій крестнымъ знаменіемъ. Любитель истины можетъ узнать это и изъ науки, называемой Церковной Исторіею. Наконецъ и то сказать должно, что нѣтъ въ Церкви ни одного преданія, которое было бы недостойно Церкви и которое бы противорѣчпло св. Писанію. Свято и спасительно, утѣшительно и плодотворно и св. Преданіе, какъ свято и спасительно, утѣшительно и плодотворно св. Писаніе.

И такъ, братія, стойте твердо въ святой православной вѣрѣ и держите Преданія, которымъ вы научены или словомъ или посланіемъ св. Апостоловъ (2 Солун.), и которыя хранятся и проповѣдуются въ Св. Православной вселенской Церкви, названной у Ап. Павла, сосуда благодати (Дѣян. 9, 15), домомъ Божіимъ, столпомъ и утвержденіемъ истины (1 Тим. 3, 15). А «ежели, чего не дай Богъ, – отважимся отвергать неписанные обычаи (Церкви), какъ будто не великую важность имѣющіе: то непримѣтно повредимъ Евангелію въ самомъ главномъ, или паче, отъ проповѣди Апостольской оставимъ пустое имя» (Св. Василій Великій прав. 97; о Св. Духѣ, гл. 27).

 

Ректоръ Семинаріи, Протоіерей Михаилъ Разногорскій.

 

«Екатеринославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. № 3. Отд. Неофф. С. 57-68.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: