Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – О молитвахъ, читаемыхъ священикомъ на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ.

Въ составъ литургіи преждеосвященныхъ Даровъ введено немало молитвъ, заимствованныхъ изъ другихъ церковныхъ чинопослѣдованій. Такъ въ качествѣ молитвъ перваго, втораго и третьяго антифоновъ употребляются первая, вторая и третья молитвы свѣтильничныя, взятыя изъ послѣдованія вечерни: во время чтенія предначинательнаго псалма на литургіи преждеосвященныхъ Даровъ эти молитвы нарочито отлагаются и читаются лишь 4-я, 5-я, в-я и 7-я изъ свѣтильничныхъ молитвъ, усвоенныхъ этому времени. Молитва входа взята также изъ послѣдованія вечерни, молитва прилѣжнаго моленія (во время ектеніи сугубой) изъ полной литургіи.

Первая молитва, составляющая особенность литургіи преждеосвященныхъ Даровъ, есть молитва объ оглашенныхъ. Молиться объ оглашенныхъ особенно свойственно времени св. Четыредесятницы. «Какое время такъ сродно крещенію, какъ день Пасхи? спрашиваетъ Василій Великій; этотъ день есть памятникъ воскресенія, а крещеніе есть сильное средство къ (нашему) воскресенію: посему въ день воскресенія и принимаемъ благодать воскресенія. Для того и Церковь высокимъ проповѣданіемъ задолго прежде созываетъ своихъ питомцевъ, чтобы тѣхъ, которыми давно уже болѣзновала, породить въ это время». Въ наше время нѣтъ или почти нѣтъ оглашенныхъ, какъ внѣшне опредѣленнаго и отдѣльнаго отъ другихъ разряда вѣрующихъ; но за то какое множество людей, души которыхъ озаряются уже восходящимъ для нихъ свѣтомъ Христовой истины, уже находятся какъ бы въ преддверіи вѣры, но еще не переступили черезъ порогъ сомнѣній, колебаній и грѣховныхъ наклонностей! Положеніе ихъ опасное; они находятся въ бореніи, для нихъ потребна молитвенная помощь, чтобы они, исшедши отъ насъ и ставши не нашими (I Іоан. 2, 19), снова въ вѣрѣ и любви соединились съ нами. Какъ идетъ. къ нимъ эта молитва! Боже – хотяй всѣмъ спастися, и въ разумъ (познаніе) истины пріити – избави ихъ древнія прелести, отъ древнѣйшей лжи, которою смутилъ сопротивный (діаволъ) прародительницу, будто не въ Тебѣ заключается для человѣка источникъ истины и достоинства, – призови ихъ къ вѣчной жизни, — сопричитая ихъ словесному (мысленному) Твоему стаду, на немже имя Твое святое нарицается, какъ на Твоемъ жилищѣ, какъ на мѣстѣ пребыванія Твоего. Молитва объ оглашенныхъ въ послѣдованіяхъ какъ полной литургіи, такъ и литургіи преждеосвященныхъ Даровъ надписывается такъ: молитва о оглашенныхъ, прежде святаго возношенія. Подъ «возношеніемъ» въ чинѣ полной литургіи разумѣется проскомидія, совершавшаяся въ древности послѣ молитвъ объ оглашенныхъ (предъ временемъ великаго входа, когда и теперь совершается проскомидія архіереемъ). Такое же надписаніе молитвы объ оглашенныхъ въ послѣдованіи литургіи преждеосвященныхъ Даровъ (когда проскомидія не имѣетъ мѣста) объясняется, какъ взятое изъ полной литургіи и понятое о возношеніи Даровъ съ жертвенника на святую трапезу.

Къ молитвамъ объ, оглашенныхъ съ половины Поста присоединяются моленія объ особомъ разрядѣ оглашенныхъ, а именно о тѣхъ, которые готовятся въ скоромъ времени, въ предстоящій праздникъ Пасхи, принять св. крещеніе, или о готовящихся ко святому просвѣщенію. Яви, Владыко, лице Твое (милостивое) на иже ко святому просвѣщенію готовящихся – извѣсти (утверди) я въ вѣрѣ – уды честны Христа Твоего покажи, содѣлай достойными членами Церкви, которая есть тѣло Христово. Употребленіе этой молитвы въ наше время, при отсутствіи готовящихся къ крещенію, напоминаетъ намъ о предназначеніи Православной Церкви ко всемірному распространенію, побуждаетъ молиться, да изведетъ Господь на жатву Свою дѣлателей, которые бы собрали къ Нему расточенныхъ во всемъ мірѣ чадъ Его въ единое стадо съ единымъ Пастыремъ (Матѳ. 9, 38; Іоан. 10, 16).

Первая молитва вѣрныхъ имѣетъ предметомъ нравственное освященіе вѣрующихъ благодатнымъ воздѣйствіемъ Божіимъ. Чувства страстнаго умерщвленія свободи, освободи отъ той мертвенности, въ состояніи которой нашъ слухъ закрытъ, какъ у мертваго, для спасительнаго Слова Божія, зрѣніе закрыто для созерцанія чудесныхъ дѣлъ Божіихъ. Благаго тѣмъ владыку внутренній помыслъ приставивъ; пусть внутренній помыслъ, здравый разумъ, будетъ для нашихъ чувствъ добрымъ руководителемъ, такъ чтобы, какъ говорится далѣе, око не пріобщно было лукаваго зрѣнія, соблазняющаго и влекущаго къ грѣху, слухъ не входенъ (недоступенъ) былъ для словъ праздныхъ, языкъ да очистится отъ глаголъ неподобныхъ – руки да устраняются (ошаятися) отъ злыхъ дѣяній.

Вторая молитва вѣрныхъ, древность которой очевидна изъ извѣстія александрійской хроники подъ 615 годомъ, представляетъ самое ясное выраженіе вѣры Церкви въ истинное пребываніе Сына Божія въ Евхаристіи подъ внѣшнимъ видомъ хлѣба и вина.. Достойны насъ сотвори подъятія единороднаго Твоего Сына, и Бога нашего, Царя славы; се бо пречистое Его тѣло и – кровь, въ настоящій часъ входящая, на тайнѣй (таинственной) сей предложитися хощетъ трапезѣ, отъ множества воинства небеснаго невидимо дориносима – да тѣми (Тѣломъ и Кровію и соединеннымъ съ ними Божествомъ Христа) мысленнымъ окомъ озаряеми (освѣщаемые – чрезъ духовное наше зрѣніе, чрезъ око ума, служащее проводникомъ небеснаго свѣта), сынове свѣта и дне будемъ по дару Христа (сказавшаго намъ: вѣруйте во свѣтъ, да сынове свѣта будете, Іоан. 12, 36).

Послѣ перенесенія преждеосвященныхъ Даровъ и положенія ихъ на св. трапезѣ, читается молитва св. Аѳанасія Великаго къ Богу неизреченныхъ и невидимыхъ таинствъ, назначившему насъ (священниковъ) приносить Ему дары и жертвы о своихъ грѣхахъ и заблужденіяхъ народа (о людскихъ невѣдѣніихъ), – да призритъ Онъ на насъ предстоящихъ, аки херувимскому престолу (о которомъ см. Исаіи, 6, 1), сему жертвеннику, на которомъ Сынъ Божій почиваетъ въ предлежащихъ страшныхъ Тайнахъ (въ Своемъ Тѣлѣ и Крови), – да освятитъ и священниковъ, и весь народъ неотъемлемымъ освященіемъ, дабы Слово Божіе вселилось въ насъ и ходило съ нами, дабы намъ быть храмомъ Пресвятаго Духа и получить обѣтованныя блага со всѣми святыми, отъ вѣка (отъ начала) благоугодившими Господу.

Послѣ пѣнія молитвы Господней читается при общемъ главопреклоненіи молитва (Боже единый благій – въ высокихъ живый и на смиренныя призираяй, на высотѣ живущій и на пребывающихъ долу милостивно взирающій) о неосужденномъ пріобщеніи св. Таинъ.

Послѣднею отличительною принадлежностію этой литургіи въ числѣ священническихъ молитвъ является заамвонная молитва. Въ александрійской церкви она читалась и на литургіи Василія Великаго, какъ назначенная вообще для Четыредесятницы. Только въ позднѣйшее время она была усвоена литургіи преждеосвященныхъ Даровъ и составила ея особенную принадлежность. Вся она проникнута желаніемъ достойнаго прохожденія поста. Подаждь и намъ, Блаже, подвигомъ добрымъ подвизатися, точеніе поста совершити. – Какъ радостный свѣтильникъ, издалека привлекающій взоры странника, вливающій въ душу его надежду на сладкій отдыхъ подъ гостепріимнымъ кровомъ, свѣтитъ христіанину, находящемуся въ борьбѣ съ врагами его спасенія, свѣтлое Воскресеніе, къ которому приближается онъ путемъ св. Четыредесятницы; а потому здѣсь и говорится: (подаждь) неосужденно – поклонитися и святому воскресенію!

 

С. Кохомскій.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1897. Т. 1. № 12. С. 253-257.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: