ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!

Вотъ слова, которыя часто слышимъ мы въ храмѣ Божіемъ, повторяемъ сами во время утренней и вечерней молитвы, произносимъ и въ другихъ многихъ случаяхъ.

Это есть первая молитва каждаго изъ насъ, ибо она легче всего печатлѣется въ слабой памяти младенческой. Она есть и послѣдняя молитва, которую на смертномъ одрѣ произноситъ умирающій, отходя въ другую жизнь. Въ какомъ бы горестномъ состояніи человѣкъ ни былъ: грѣхъ ли тяготитъ душу, скорбь ли раздираетъ сердце, болѣзнь ли изнуряетъ тѣло его, – во всѣхъ сихъ случаяхъ онъ взываетъ къ Творцу своему: Господи, помилуй!

Что это значитъ? – Это самый естественный вопль уязвленной грѣхомъ души нашей, самое вѣрное выраженіе нашей немощи духовной. Молитва: Господи, помилуй, напоминаетъ наше грѣховное состояніе: это вопль души, кающейся во грѣхахъ своихъ. Но въ этомъ скорбномъ воплѣ заключается для насъ и утѣшеніе: въ немъ заключается вѣра въ существованіе помилованія. Пока можемъ произносить: Господи, помилуй! – намъ все еще есть надежда спасенія.

Не напрасно св. Церковь Православная установила многократное повтореніе: Господи, помилуй. Вы попробуйте хоть на домашней, вечерней, уединенной молитвѣ произносить эти два слова ясно, внимая имъ и самимъ себѣ; углубитесь въ нихъ всѣмъ умомъ и помышленіемъ своимъ, – и вы непремѣнно ощутите необыкновенное расширеніе вашей молитвы, вы даже не договорите: Господи, помилуй и 50 разъ однимъ и тѣмъ же голосомъ, какъ у васъ займется духъ, закипятъ въ сердцѣ слезы, и вы только умственно станете произносить ихъ, повергшись въ прахъ предъ Вѣчнымъ Судіею и Искупителемъ вашимъ. Это имѣла въ виду и Церковь, учреждая литіи. Для того она и установила многократное повтореніе Господи, помилуй, чтобы и самый разсѣянный человѣкъ вошелъ въ самого себя, вникнулъ въ смыслъ этой краткой, но многознаменательной молитвы. А смыслъ ея очень глубокъ и всеобъемлющъ. Не напрасно же святые Отцы называютъ ее сокращеніемъ всѣхъ молитвъ...

Душа христіанская! произноси чаще съ вѣрою и умиленіемъ эту краткую молитву, не оставляй ее никогда, до самой смерти: оставь ее тогда только, когда ты соединишься съ Ангелами и съ ними вмѣстѣ воспоешь Богу: аллилуіа!

 

Благословеніе Казанско-Богородицкаго мужскаго монастыря, Харбинъ.

 

«Православная Жизнь». 1966. № 8 (Августъ). С. 4.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: