Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Поученіе о Церкви Истинно-Православной.

Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей.

(Матѳ. 18, 16).

 

Это сказалъ самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Начальникъ нашей Вѣры и Совершитель спасенія. А такъ какъ Слово Божіе, непреложно и неизмѣнно; то св. Церковь Христова получившая отъ Него свое начало, насажденная во всѣхъ концахъ земли Его св. Апостолами, и управляемая Пастырями и учителями ея, существуетъ вотъ уже девятнадцать вѣковъ, и будетъ существовать до скончанія міра.

Но что такое, Истинно-Православная, Христова Церковь, которую основалъ и пребываетъ Главою ея Іисусъ Христосъ? Какія свойства сей Церкви? Какой смыслъ и значеніе ея въ родѣ человѣческомъ?

Православная Христова Церковь есть общество истинно вѣрующихъ во Іисуса Христа. Посему, Членами Православной Церкви состоятъ всѣ истинно вѣрующіе въ Іисуса Христа, т. е. всѣ тѣ, которые искренно и съ несомнѣннымъ убѣжденіемъ принимаютъ Его Божественное ученіе, содержатъ спасительныя таинста, повинуются Богомъ установленному священноначалію, и т. е. пребываютъ въ нѣдрахъ Православной церкви, оказывая послушаніе Церковнымъ заповѣдямъ и уставамъ, какъ покорныя дѣти. Таково общество истинно вѣрующихъ во Іисуса Христа! Оно единомысленно и единодушно: всѣ члены этого общества имѣютъ какъ бы одну душу и одно сердце, и живутъ всегда въ мирѣ, любви и согласіи между собою. Къ такому обществу, т. е. къ истинной Христовой Церкви никакъ не могутъ принадлежать всѣ отступники отъ вѣры, т. е. тѣ, которые были истинными Христіанами, но потомъ отверглись Господа Іисуса Христа, или отверглись истиннаго ученія Вѣры, содержимаго Православною Церковію, и предались нечестивому вольномыслію или невѣрію и суевѣрію. Также не принадлежатъ къ Церкви Христовой еретики, которые или не вполнѣ принимаютъ ученіе Вѣры, или превратно изъясняютъ догматы Вѣры, вопреки ученію Апостольскому и ученію Вселенской Церкви. Таковыхъ всѣхъ св. Церковь анаѳематствуетъ и отлучаетъ отъ своего общества. Впрочемъ, св. Церковь терпитъ въ нѣдрахъ своихъ и членовъ слабыхъ, но вѣрующихъ, – терпитъ и грѣшниковъ, но кающихся, которыхъ всѣми мѣрами старается спасти, доколѣ они пребываютъ въ единеніи съ Церковію. Иначе и быть не можетъ; потому что этого требуютъ самыя свойства истинно-христіанской Православной Церкви.

Какія же свойства Церкви Христовой? Въ Символѣ Вѣры мы исповѣдуемъ и вѣруемъ во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь. Вотъ ея истинныя свойства! Она едина, потому что одинъ Іисусъ Христосъ, ея Основатель и Глава, Одинъ и Духъ Святый ее освящающій и въ ней дѣйствующій всѣ истинно вѣрующіе составляютъ одно тѣло и одно благодатное Царство Христово Церковь. Христова называется святою, потому что Іисусъ Христосъ освятилъ ее Своими страданіями и крестною смертію; а Духъ Святый всегда освящаетъ ее Своимъ присутствіемъ и благодатными дѣйствіями, и – потому, что свято ея ученіе, святы таинства, и главная цѣль ея есть освященіе вѣрующихъ въ Іисуса Христа: все въ ней свято. Называется Церковь Христова Соборною, т. е. вселенскою, повсемѣстною, потому она простирается на всѣ времена и на всѣ мѣста по вселенной, до скончанія вѣка. Истинно вѣрующіе во Христа всегда были и всегда будутъ изъ всѣхъ странъ вселенной. Называется Церковь Христова Апостольскою, потому что не кто другой, а Христовы Апостолы первоначально насадили и распространили ее по всѣмъ странамъ міра, и чрезъ Апостоловъ она получила отъ Самаго Іисуса Христа Евангельское ученіе и спасительныя Таинства. Вотъ свойства Церкви! Такъ мы вѣруемъ и исповѣдуемъ, что Церковь истинная основана Господомь Іисусомъ Христомъ; что Духъ Св. всегда пребываетъ и дѣйствуетъ въ ней; что она въ чистотѣ содержитъ Божественное ученіе и Богоустановленныя спасительныя таинства, съ священноначаліемъ; что она, какъ Единая, Святая, Соборная и Апостольская, есть одна только истинная Церковь, всегда и во всѣхъ странахъ міра. Другихъ истинныхъ церквей, кромѣ ея, или за предѣлами ея, нигдѣ никогда не было и быть не можетъ. Слышите: истинной Церкви, кромѣ Церкви православной, нигдѣ нѣтъ, никогда не было и быть не можетъ!

Какой же теперь смыслъ и какое значеніе Истинно-Православной Церкви Христовой для рода человѣческаго? Значеніе и смыслъ ея одинъ – спасать родъ человѣческій, чтобы понять этотъ смыслъ и значеніе ея, обратимъ вниманіе на ковчегъ Ноевъ. – Когда люди, жившіе до потопа потеряли и исказили всякую вѣру, и развратились до послѣдней крайности; тогда Богъ опредѣлилъ смыть ихъ съ лица земли – всемірнымъ потопомъ. Для сего Онъ повелѣлъ Hою строить ковчегъ и призывать людей ко спасенію отъ всеобщаго развращенія и потопа. Сто двадцать лѣтъ Ной призывалъ людей и строилъ ковчегъ. Его не только не слушали, но надъ нимъ смѣялись; а онъ исполнялъ повелѣніе Божіе – строилъ и выстроилъ ковчегъ; взялъ въ него, какихъ было нужно, животныхъ, и самъ – съ своимъ семействомъ изъ 8 душъ – вошелъ въ ковчегъ. Пошелъ дождь, поднялась вода выше всѣхъ земныхъ горъ, – все и всѣ потонули, а онъ съ семействомъ и животными спасся въ ковчегѣ, и снова населилъ землю. Ковчегъ Ноевъ былъ прообразомъ Церкви Божіей на землѣ.

Истинная Церковь Божія и Христова никогда не находилась въ мирномъ и спокойномъ состояніи, на нашей грѣшной землѣ. – Отъ самаго начала своего и до нынѣ, она, подобно кораблю, плыветъ по бурному житейскому морю, борется съ разными мірскими волнами – постоянно, и въ великой тугѣ собираетъ въ нѣдра свои достойныхъ увѣровать и могущихъ спастися отъ всеобщаго грѣховнаго потопленія. – Истинные и вѣрные пастыри постоянно находятся въ тревожномъ и неспокойномъ состояніи, съ одной стороны, заботясь ограждать стадо Христово отъ волковъ, а съ другой, – всѣми мѣрами стараясь удержать своихъ пасомыхъ на высотѣ ихъ призванія... Они часто испытываютъ съ Ап. Павломъ: бѣды въ рѣкахъ, бѣды отъ разбойникъ, бѣды отъ сродникъ, бѣды отъ языкъ, бѣды во градѣхъ, бѣды въ пустыни, бѣды въ мори, бѣды отъ лжебратіи: въ трудѣ, въ подвизѣ, во бдѣніяхъ множицею, во алчбѣ и жаждѣ, въ пощеніяхъ многащи, въ зимѣ и наготѣ (2 Кор. 11, 26-27). Борьба истинной Церкви съ равными невзгодами и врагами, борьба ожесточенная идетъ постоянно, – идетъ на животъ и на смерть. И сколько въ житейскомъ морѣ погибающихъ на всегда!!.

Но, смотрите: Кораблемъ св. Церкви управляетъ Самъ Основатель и Кормчій ея – Господь нашъ Іисусъ Христосъ; около Него и сь Нимь св. Апостолы, Пастыри и Учители Церкви, заботящіеся о безопасности ея, и молящіеся о спасеніи плывущихъ съ нимъ. Подъ ихъ руководствомъ и за ихъ молитвами, всякая вѣрующая душа св. Духомъ живится и чистотою возвышается; и св. Церковь Христова, на всѣхъ парусахъ своихъ, цѣла и невредима, идетъ по бурному житейскому морю къ своиму тихому пристанищу, не смотря на то, что ее, со всѣхъ сторонъ, окружаютъ и усиливаются вредить ей злѣйшіе враги ея – изчадія ада. Аминь.

 

Е. Іустинъ.

«Уфимскія Епархіальныя Вѣдомости». 1897. № 15. Отд. Неофф. С. 568-572.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: