Епископъ Антоній (Флоренсовъ) – Поученіе на Богородичный праздникъ.
Замѣчательное по силѣ назидательности, выразительности и краткости поученіе это принадлежитъ одному высокопочитаемому духовному старцу-іерарху Русской Церкви. Владыка Антоній въ Москвѣ считался мѣстночтимымъ какъ великій правѣдникъ и подвижникъ. Имя его было занесено во многіе сотни и тысячи поминаній вѣрующихъ Москвы. Ред.
Первѣе написавшейся Твоей иконѣ Евангельскихъ таинъ благовѣстникомъ и къ Тебѣ Царицѣ принесеннѣй, да усвоиши ту и сильну содѣлаеши спасти чествующія Тя яко сущи Милостива, спасенія нашего Содѣтельница; и на ту зрящи глаголала ecи: Съ симъ образомъ благодать Моя и сила.
Эти слова изъ службы Казанской Божіей Матери, стихира на литіи 22 октября, а Евангельскихъ таинъ благовѣстникъ – это Св. Евангелистъ Лука. Онъ написалъ три иконы Божіей Матери. На первой иконѣ Она изображена одна безъ Единороднаго Сына Своего: на второй Она изображена съ Предвѣчнымъ Младенцемъ, и Младенецъ у Ней на правой рукѣ: а на третьей иконѣ Она изображена тоже съ Предвѣчнымъ Младенцемъ, но Младенецъ у Ней на лѣвой рукѣ. И вотъ эта-то третья икона называется Одигитріей, по гречески ὁδὸς – путь и ἂγω – веду, а по русски Путеводительницей. Правая рука у Ней свободна, она нужна Ей для того, чтобы взять за руку того, кого Ей нужно вести въ пути. Вести за руку нужно слѣпого, потому что онъ не видитъ дороги, не знаетъ, куда идти, можетъ оступиться, споткнуться, упасть и убиться. И первое чудо отъ этой иконы было двумъ слѣпымъ въ Константинополѣ во Влахернскомъ храмѣ. Они не знали, какъ туда пройти. И вотъ Она, Пресвятая Богородица, привела ихъ въ храмъ, поставила ихъ предъ Своею иконою, на которой у Ней Младенецъ на лѣвой рукѣ, и даровала имъ зрѣніе. И больше всего чудесъ отъ этой иконы Одигитріи – слѣпымъ. Когда Св. Равноапостольный Великій Князь Владиміръ крестился самъ и народъ русскій, то ему дана была въ благословеніе изъ Константинополя отъ греческихъ императоровъ икона Одигитріи.
Чудотворныя иконы въ Россіи все больше – Одигитріи. Владимірская икона – Одигитрія, Смоленская – Одигитрія, Иверская – Одигитрія, Казанская – Одигитрія; и первое чудо отъ нея въ самый день ея обрѣтенія было тоже двумъ слѣпымъ; одинъ изъ нихъ Іосифъ три года былъ слѣпымъ и ничего не видѣлъ, но какъ только приложился къ иконѣ, то прозрѣлъ; также и другой слѣпой Никита, когда приложился къ иконѣ, тоже прозрѣлъ.
Больше всего покровительствуетъ русскому народу Одигитрія. Что же это значитъ? Да значить то, что у насъ очень много слѣпыхъ. Ужасна эта болѣзнь – слѣпота. Вѣдь слѣпой это самый жалкій, несчастный человѣкъ. Онъ ничего не видитъ, и самъ никуда не можетъ идти; всякій можетъ его обидѣть и всего онъ боится; онъ можетъ даже умереть съ голоду, если никто не дастъ ему кусокъ хлѣба. Да, тяжела эта болѣзнь – тѣлесная слѣпота! Но еще ужаснѣе слѣпота духовная. Многое множество у насъ цѣлыя тысячи тѣлесныхъ слѣпыхъ, а вотъ духовныхъ слѣпыхъ такъ это еще больше, особенно въ послѣднее время. И откуда это? – Откуда?! – Оть сердца! – Ибо сердце вмѣщаетъ въ себѣ вѣру. «Сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе» (Рим. 10, 11). Оно вмѣстилище вѣры, и въ немъ горитъ этотъ свѣтильникъ, если оно чисто. Поэтому береги свое сердце... И если оно неблагополучно, дрябло и не въ порядкѣ, то значитъ къ нему приближается духовная слѣпота. «Отъ сердца бо», говоритъ Христосъ, «исходятъ помышленія злыя, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, татьбы, лжесвидѣтельства, хулы» (Матѳ. 15, 19). Все это сквернитъ человѣка, сквернитъ наше сердце (Матѳ. 15, 18. 20). И вотъ отъ этой-то скверны и начинается въ сердцѣ духовная слѣпота, т. е. невѣріе. Заводится въ немъ какъ бы гнѣздо, и въ немъ цѣлые милліоны и милліарды разныхъ бациллъ. Слѣпой это тотъ, кто не исповѣдуетъ Іисуса Христа «во плоти пришедша» (Іоан. 4, 3) и не вѣруетъ во Евангеліе (Мр. 1, 15. 16, 15).
Какое же средство отъ этой слѣпоты? Средство это – покаяніе. Можетъ быть, вы думаете, что это постъ и молитва? Конечно, и это покаяніе, но это не все. Вѣдь и фарисеи много постились и молились и милостыню подавали, но сердце у нихъ было страшное, мрачное, злое, гордое, и они остались слѣпыми, т. е. невѣрующими, слѣпые вожди слѣпыхъ. (Мѳ. 15, 14. 23, 16) и не вошли въ царствіе небесное. Слово покаяніе по славянски непонятно. Нужно знать его по гречески. Когда Іоаннъ Предтеча началъ проповѣдывать, то первыя слова его проповѣди были: «Покайтеся, приближибося царствіе небесное» (Матѳ. 3, 2). И Христосъ, когда началъ проповѣдывать, то и у Него первыя слова были тѣ же: «Покайтеся, приближибося царствіе небесное» (Матѳ. 4, 17). Покайтеся по гречески μετανοεἱτε – μετὰ – перемѣнять и νόος, νοῦς – умъ, сердце, значитъ перемѣните ваши сердца. Сердце злое, – сдѣлай его добрымъ, оно лукаво, фальшиво, сдѣлай его честнымъ, правдивымъ, искреннимъ, оно суетно, прелюбодѣйно, сдѣлай его дѣвственнымъ, цѣломудреннымъ, оно грязно, нечисто, и ненависть и зависть, и злоба, тщеславіе, и всякая грязь, здѣлай его чистымъ, очисти его отъ всей этой грязи и скверны, перемѣни его, сдѣлай ему оборотъ слѣва направо; вотъ это и значитъ покаяніе. Оно должно быть постоянно, не только каждый день и часъ, но и каждую минуту.
Мы собрались помолиться Пресвятой Владычицѣ Одигитріи. Перемѣнимъ на это время, на эти святыя минуты во время молитвы свои сердца, и будемъ вѣровать, что Она, яко сущи Милостива, услышитъ нашу молитву и не оставитъ и посѣтитъ насъ милостію Своею.
«Орловскія Епархіальныя Вѣдомости». 1906. № 49. Отд. Неофф. С. 1340-1342.