Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Свиданіе Пресвятой Богородицы съ Елисаветою (Лук. 1, 39-56).

Воставши же Маріамь во дни тыя, иде въ горняя со тщаніемъ, во градъ Іудовъ: и вниде въ домъ Захаріинъ и цѣлова Елисаветь. И бысть, яко услыша Елисаветь цѣлованіе Маріино, взыграся младенецъ во чревѣ ея: и исполнися Духа свята Елисаветь, и возопи гласомъ веліимъ, и рече: Благословена Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего! И откуду мнѣ сіе, да пріидетъ Мати Господа моего ко мнѣ? Се бо, яко бысть гласъ цѣлованія Твоего во ушію моею, взыграся младенецъ радощами во чревѣ моемъ. И блаженна вѣровавшая, яко будетъ совершеніе глаголаннымъ Ей отъ Господа. И рече Mаріамь:

«Величитъ душа Моя Господа, и возрадовася духъ Мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ: яко призрѣ на смиреніе рабы своея.

Вѣчное Евангеліе.

Cе бо отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Яко сотвори Мнѣ величіе Сильный, и свято имя Его: и милость Его въ роды родовъ боящимся Его.

Сотвори державу мышцею своею: расточи гордыя мыслію сердца ихъ: низложи сильныя со престолъ, и вознесе смиренныя: алчущія исполни благъ, и богатящіяся отпусти тщи (– ни съ чѣмъ).

Воспріятъ израиля отрока своего, помянути милости, якоже глагола ко отцемъ нашимъ, Аврааму и сѣмени его до вѣка».

Пребысть же Маріамъ съ нею яко три мѣсяцы: и возвратися въ домъ свой.

⸭    ⸭    ⸭

Слышанное отъ Архангела Пресвятая Дѣва все сложила въ глубинѣ Своего смущеннаго сердца. Но общительная душа Ея, по самому естественному влеченію, не могла не желать подѣлиться съ кѣмъ-либо изъ близкихъ Ей чувствами, переполнявшими душу Ея послѣ необычайнаго явленія небожителя и его благовѣщенія. И всего лучше было подѣлиться съ тою Ея родною, о которой упомянулъ Ей Архангелъ при благовѣщеніи. Судьба праведной Елисаветы и младенца ея казалась Ей тѣсно связанною съ Ея собственною судьбою, въ дѣлѣ домостроительства Божія о спасеніи міра. Посѣщеніе Божіе ихъ обоихъ сближало ихъ еще болѣе чѣмъ родство тѣлесное. Пресвятая Дѣва хотѣла порадоваться радостію Елисаветы, а вмѣстѣ съ тѣмъ сообщить Ей и о своей радости, желала и дѣло узнать точнѣе. Это желаніе окрылило Ее; и Она поспѣшила къ Елисаветѣ, не смотря на дальность, трудность и опасность пути – отъ Назарета до мѣста – пребыванія Праведныхъ Захаріи и Елисаветы.

Въ тихомъ и укромномъ жилищѣ Захаріи и Елисаветы совсѣмъ не ожидали Пресвятой Дѣвы Маріи. Но Промыслу Божію угодно было, въ свиданіи двухъ избраницъ, полнѣе открыть имъ, что совершающееся съ ними есть дѣло Божіе. Едва Елисавета заслышала голосъ привѣтствія Маріи, какъ взыгралъ младенецъ во чревѣ ея. Елисавета исполнилась Святаго Духа и громкимъ голосомъ воскликнула: благословена Ты между женами и благословенъ плодъ чрева Твоего! И откуда это мнѣ, что пришла Матерь Господа моего ко мнѣ? Ибо когда голосъ привѣтствія Твоего дошелъ до слуха моего, – взыгралъ младенецъ радостно во чревѣ моемъ. И блаженна увѣровавшая; потому что совершится сказанное ей отъ Господа. «Много женъ во Израилѣ почтенныхъ чадородіемъ, славныхъ добродѣтелями, какъ бы такъ говорила Елисавета Пресвятой Дѣвѣ, но Ты безмѣрно превзошла всѣхъ, потому что чрезъ Тебя является въ міръ давно ожидаемый Мессія. Младенецъ мой – будущій Предтеча, ощутивъ присутствіе своего Господа въ Тебѣ воплотившагося, радостно привѣтствуетъ Его. И мнѣ Ты сдѣлала великую радость пришествіемъ своимъ, потому что я вижу въ Тебѣ не простую мою родственницу – дщерь Іоакима и Анны, а Дѣву Марію, возвеличенную Богомъ до недосягаемой высоты – быть Матерію Спасителя міра – Сына Божія. Тебѣ возвѣщено отъ Господа о великой тайнѣ вочеловѣченія въ Тебѣ Мессіи. Воистину блаженна Ты, повѣрившая сему, потому что все совершится такъ, какъ возвѣщено Тебѣ».

Услышавъ – въ началѣ привѣствія Елисаветы повтореніе словъ Архангела, а – въ заключеніи прямое указаніе на то, что тайна Благовѣщенія ей открыта, Пречистая прониклась тою благодатною силою, которая дастъ возможность обнять однимъ взоромъ прошедшее, настоящее и будущее. Это было какъ бы новое привѣтствіе Божіе съ неба, новое подтвержденіе вѣсти, полученной Маріей. Тогда сердце Ея излилось въ свѣтлой, торжественной пѣсни. Она не могла болѣе слушать похвалъ Себѣ, – Она пользуется случаемъ открыть Господу свое сердце и прославить Его за Его милость и дары: одна похвала восиламеняетъ другую. – Едва кончина хвалу свою Елисавета, какъ начинаетъ Марія и изливаетъ всѣ свои чувствованія въ извѣстной міру пѣсни: «Величитъ душа моя Господа Господа»!

Величественвая пѣснь Ея по характеру подобна пѣснямъ Анны – Матери Самуила (1 Цар. 2, 1 и дал.), Моисея и Маріамны (Исх. 15, 1 и дал.); Пророчицы Деворы (Суд. 5, 1 и дал.) и Давида (2 Цар. 22, 1 и дал. Псал. 113 и 117). Вѣрующая душа Маріи, жившая Словомъ Божіимъ и изъ него почерпавшая Себѣ пищу, не могла иначе выражать Свои нѣжнѣйшія и глубочайшія чувствованія, какъ только словами Библіи; и именно эти слова, наиболѣе всего, соотвѣтствовали Ея состоянію. Марія какъ начала свою пѣснь изображеніемъ милости Божіей къ Ней самой, такъ и окончила изображеніемъ Божіей милости, только уже ко всему міру. Какъ земля обращается около солнца, такъ и хвала Ея сердца и устъ движется вокругъ Господа: Онъ былъ для Нея все.

Въ дивно – чудномъ пѣснопѣніи, воспѣтомъ Пречистою Дѣвою Маріею, во славу Божію и Спасителя міра, и по внѣшнему составу – четыре совершенно правильныхъ отдѣла. Въ 1-мъ отдѣлѣ выражено чувство благоговѣнія Пресвятой Дѣвы Маріи предъ Богомъ, въ такихъ словахъ. Величитъ душа моя Господа; и возрадовался духъ мой о Богѣ Списителѣ Моемъ, – что призрѣлъ Онъ на смирьніе рабы Своей. (Лук. 1, 46 до пол. 48). Здѣсь смиренная Дѣва, чуждая даже и тѣни превозношенія относитъ къ устроенію Божію все величіе, въ которомъ зритъ Ее Праведная Елисавета, какъ Преблагословенную Матерь Господа. Во 2-мъ отдѣлѣ заключается благодареніе Богу за благодѣяніе Ей и всему роду человѣческому, въ слѣдующщихъ словахъ: се бо отнынѣ будутъ ублажать Меня всѣ роды, – что сотворилъ Мнѣ сильный величѣ, и свято имя Его, и милость Его въ роды родовъ къ боящился Его. (– съ пол. 48 до 50). Здѣсь Матерь, Божія благодаритъ и прославляетъ Господа, что Онъ такъ призрѣлъ на смиpenie Ея, что Ее будутъ ублажать всѣ народы, потому что Всемогущій Господь, имя Котораго Свято, и милосердіе въ роды родовъ всѣмъ боящимся Его, сотворилъ съ Нею великое, избравъ Ее Матерію Мессіи. Въ 3-мъ отдѣленіи изображается всемогущество, святость и милосердіе Божіе – слѣдующими словами: Явилъ силу мышцы своей, разсѣяхъ надменцыхъ помышленіями сердца ихъ; низложилъ сильныхъ съ престоловъ, и вознесъ смиренныхъ; алчущихъ исполнилъ благъ, а боготящихся отпусшилъ ни съ чѣмъ (– 51-53). Здѣсь Она созерцаетъ духомъ распространяющееся по всей земли Царство Спасителя, и предсказываетъ, какъ бы видя предъ глазами, какъ всѣ гордые разсѣеваются, какъ всѣ сильные, неподчиняющіеся Ему, низлагаются съ своихъ престоловъ, какъ всѣ богатые, не желающіе знать духовной нищеты, лишаются всего, какъ – напротивъ – всѣ смиренные возвышаются, и алчущіе правды насыщаются богатствомъ Божіей благодати. Въ 4-мъ отдѣлѣ, содержится прославленіе Бога за исполненіе обѣтованій, данныхъ Аврааму и сѣмени его: Воспринялъ Израиля, Отрока Своего, воспомянувъ милостъ, какъ говорилъ Отцамъ нашимъ, къ Аврааму и сѣмени его до вѣка (– 54-55). Въ этихъ словахъ. Она прославляетъ Бога, что въ вѣрности своей Онъ исполнилъ обѣщанія, данныя отцамъ, воспринялъ народъ Свой – Израиля и воспомянулъ милость, обѣщанную Аврааму и потомкамъ его.

Послѣ радостнаго свиданія и вдохновенныхъ привѣтствій, тихо потекла жизнь Пречистой въ мирномъ жилищѣ праведныхъ Захаріи и Елисаветы. Избранницы Божіи проводили время въ святыхъ и поучительныхъ бесѣдахъ о дѣлахъ Божіихъ. Общія молитвы ихъ были чисты и пламенны. Время шло незамѣтно. Марія и Елисавета, ежедневно дѣлясь мыслями чистыхъ и любящихъ сердецъ своихъ, болѣе и болѣе углублялись въ непостижимую тайну, которой не могли ясно понять ни пророки, ни даже Ангелы. Такъ прошло цѣлыхъ три мѣсяца, наступило время рожденія Елисаветою Іоанна Предтечи; и Марія, укрѣпленная въ вѣрѣ, что бы скрыться отъ глазъ любопытныхъ людей, имѣющихъ, по случаю рожденія, собраться у Захаріи и Елисаветы, возвратилась въ домъ свой – въ Назаретъ.

Замѣчаніе Евангелиста, что Марія возвратилась въ домъ свой, а не въ домъ Іосифа, ясно даетъ видѣть, что Пресвятая Дѣва, по обрученіи своемъ, не вдругъ перешла въ домъ Іосифа, что, слѣдовательно, какъ благовѣстіе Ангела было въ Ея собственномъ домѣ, такъ и путешествіе къ Елисаветѣ. Она совершила изъ своего дома, и только по возвращеніи въ Назаретъ перешла въ домъ обручника своего, гдѣ на первыхъ же порахъ Ей предстояло великое испытаніе (Прав. Собес. 1885 г. Ч. III, стр. 3): Цѣломудренный Іосифъ, замѣтивъ Ея беременность, возымѣлъ внутри себя цѣлую бурю сумнительныхъ помышленій; онъ смутился, думая, что небрачная и непорочная бракоокрадована; но, увѣдавъ зачатіе Чистыя отъ Духа Свята, возопи: Аллилуія!

 

Вѣчное Евангеліе. Чтеніе 4-е. Приб. особое. «Уфимскія Епархіальныя Вѣдомости». 1897. № 3. С. 25-40.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: