Изъ Распоряженіи Епархіальныхъ Начальствъ: О порядокѣ первостоянія священнослужителей при соборныхъ Богослуженіяхъ.

О томъ, кто долженъ предсѣдательствовать на благочинническихъ съѣздахъ, совѣтахъ и т. п., а равно первенствовать при оффиціальныхъ служеніяхъ, если въ вѣдомствѣ благочиннаго священника состоятъ протоieреи.

По возбужденному однимъ изъ благочинныхъ Таврической епархіи вопросу, о томъ: кто долженъ предсѣдательствовать на благочинническихъ съѣздахъ, если въ вѣдомствѣ благочиннаго священника состоятъ протоіереи; б) кто долженъ первенствовать при оффиціальныхъ служеніяхъ, если къ таковымъ будетъ приглашенъ благочинный священникъ и здѣсь же будетъ приходскій или сторонній протоіерей; в) кто изъ протоіереевъ, при оффиціальныхъ служеніяхъ, имѣетъ старшинство одинъ предъ другимъ, старшій-ли по заслугамъ или приходскій, хотя онъ и младшій и г) настоятели церквей – протоіереи и священники непосредственно-ли сносятся съ епархіальнымъ начальствомъ по дѣламъ своихъ церквей, или должны въ извѣстныхъ случаяхъ имѣть сношеніе и чрезъ благочинныхъ священниковъ, Таврическая духовная консисторія, съ разрѣшенія преосвященнѣйшаго Гурія, епископа Таврическаго и Симферопольскаго, постановила: 1) на благочинническихъ съѣздахъ, совѣтахъ и т. п. предсѣдательствуетъ благочинный, священникъ-ли онъ или протоіерей; 2) во всѣхъ священнодѣйствіяхъ въ церкви или внѣ церкви первенствуетъ протеіерей, хотя бы находился при томъ и благочинный священникъ; 3) гдѣ настоятель церкви – протоіерей, а къ соборному служенію, въ числѣ священнослужителей, былъ бы приглашенъ тоже имѣющій санъ протоіерея, то первенствуетъ изъ нихъ старшій по службѣ, причемъ городской становится выше сельскаго и имѣющій ученую степень выше неимѣющаго; 4) такъ какъ благочинные составляютъ посредствующую инстанцію между спархіальнымъ начальствомъ и спархіальнымъ духовенствомъ, то настоятели церквей должны сноситься съ епархіальнымъ начальствомъ чрезъ благочинныхъ; только въ экстренныхъ, нетерпящихъ ни малѣйшаго замедленія случаяхъ, или по особымъ предписаніямъ, могутъ относиться къ епархіальному начальству непосредственно.

«Херсонскія Епархіальныя Вѣдомости». 1870. № 24. С. 676-677.

⸭    ⸭    ⸭

Обязательный порядокъ размѣщенія духовенства по старшинству при архіерейскихъ соборныхъ богослуженіяхъ, а также при совершеніи таинствъ и требъ. 

Предложеніе Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Димитрія, Епископа Подольскаго и Браилавскаго, отъ 4 Ноября 1891 года за № 8084.

«Усматривая, что при Архіерейскихъ и соборныхъ Богослуженіяхъ, а также при совершеніи таинствъ и требъ соборне, духовенство, по заведенному обычаю, размѣщается въ стояніи соотвѣтственно старшинству полученныхъ наградъ и въ тоже время правильно отдавая безъ относительно къ наградамъ преимущество чести однимъ, забываетъ таковое же право другихъ, я нахожу необходимымъ установить на будущее время слѣдующій обязательный для всего духовенства епархіи порядокъ: при всѣхъ безъ исключенія Архіерейскихъ и соборныхъ Богослуженіяхъ, а также при совершеніи таинствъ и требъ соборне духовенство размѣщается въ стояніи въ слѣдующемъ порядкѣ: на первыхъ мѣстахъ стоятъ архимандриты ио старшинству наградъ или службы, старшее послѣ нихъ мѣсто принадлежитъ каѳедральному протоіерею, послѣ коего становится Ректоръ семинаріи (если онъ не архимандритъ), за нимъ размѣщаются члены консисторіи по старшинству сана, наградъ или службы, имѣя во главѣ во всякомъ случаѣ соборнаго ключаря, который становится послѣ членовъ лишь въ томъ случаѣ, если не принадлежитъ къ составу ихъ, за симъ становятся игумены по старшинству наградъ или службы послѣ нихъ инспекторъ семинаріи, затѣмъ мѣстный благочинный, послѣ коего размѣщаются приходскіе, учебныхъ заведеній и заштатные протоіереи и іереи и іеромонахи по старшинству наградъ или службы. Наблюденіе за точнымъ исполненіемъ сего при Архіерейскихъ Богослуженіяхъ принадлежитъ соборному ключарю, а за отсутствіемъ его старшему изъ сослужащихъ, при соборныхъ же Богослуженіяхъ и требахъ тому священнослужителю, который имѣетъ первенствовать въ силу сего распоряженія».

Настоящее распоряженіе Подольская духовная консисторія объявляетъ къ точному и неукоснительному исполненію со стороны духовенства епархіи.

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1891. № 45. С. 610-611.

⸭    ⸭    ⸭

Опредѣленіе Донскаго епархіальнего начальства отъ 10-17 мая 1894 г. о разъясненіи обязанностей старшихъ священниковъ въ многоклирныхъ церквахъ и отношеній ихъ къ другимъ священникамъ.

Донская духовная консисторія имѣли сужденіе о томъ, что въ 1892 г. епархіальнымъ начальствомъ изданы правила объ отношеніяхъ между церковными причтами Донской eнархіи; въ этихъ правилахъ изложены и обязанности старшихъ священниковъ; затѣмъ въ 1893 году поручено было благочинническимъ совѣтамъ избрать въ многоклирныхъ приходахъ старшихъ священниковъ для исполненія упомянутыхъ правилъ, и избранныя на сіи обязанности лица утверждены eпархіальнымъ начальствомъ. Но нѣкоторые изъ назначенныхъ старшими священники неправильно поняли свои права и обязанности, вслѣдствіе чего стали обнаруживаться недоразумѣнія и раздоры между священниками въ многоклирныхъ приходахъ, а у епархіальнаго начальства изъ-за этого возникаетъ излишняя переписка: нѣкоторые священники съ названіемъ «старшій» соединяютъ понятіе о первенствѣ, о настоятельствѣ, въ офиціальныхъ бумагахъ подписываются «старшій» священникъ, другіе обращаются къ спархіальному начальству съ просьбами о назначеніи ихъ старшими священниками и т. п. Приказали и Его Преосвященство утвердилъ: разъяснить духовенству Донской епархіи, что епархіальное начальство, назначая старшихъ священниковъ въ многоклирныхъ приходскихъ церквахъ, имѣло въ виду не возстановленіе упраздненнаго правительствомъ въ 1885 г. настоятельства, а установленіе болѣе опредѣленнаго порядка въ завѣдываніи церковнымъ имуществомъ и распоряженіяхъ въ церквахъ вообще и особенно въ хозяйственномъ отношеніи; на старшаго священника возлагается преимущественное наблюденіе за чистотою и порядкомъ въ храмѣ, исправнымъ исполненіемъ своихъ обязанностей низшими членами причта и другаго рода обязанности, изложенныя въ изданныхъ спархіальнымъ начальствомъ въ 1892 г. правилахъ объ отношеніяхъ между церковными причтами. Но это отнюдь не даетъ права, такъ названнымъ, старшимъ священникамъ присвоивать себѣ начальственную роль надъ другими священниками, равными между собою по обязанностямъ службы, и не исключаетъ права и послѣднихъ имѣть наблюденіе за порядкомъ и благоустроеніемъ церковно-приходскихъ дѣлъ, что также предусмотрѣно вышеупомянутыми правилами. Гордость и честолюбіе не должны здѣсь имѣть мѣста. Однимъ словомъ, выраженіемъ «старшій» не даются права начальниковъ, а только наблюдателей за исполненіемъ всего того, что изложено въ тѣхъ же правилахъ. Что же касается старшинства при богослуженіяхъ, т. е. первостоянія, то таковое вовсе не соединяется съ обязанностію назначеннаго старшимъ священника, оно по прежнему принадлежитъ священникамъ, старшимъ по лѣтамъ службы или по заслугамъ, исключая благочинныхъ, которые по сей должности, во всякомъ случаѣ, должны считаться старшими и по своей церкви и имѣть первостояніе между другими священниками (а не протоіереями) при соборныхъ служеніяхъ въ церквахъ, ввѣренныхъ имъ благочиній.

«Донскія Епархіальныя Вѣдомости». 1894. № 12. Отд. Офиц. С. 223-225.

⸭    ⸭    ⸭

О томъ, кто изъ священнослужителей долженъ первенствовать при соборныхъ Богослуженіяхъ.

Во исполненіе Архипастырской резолюціи отъ 4 декабря 1902 года за № 3944 объявляется духовенству Херсенской епархіи, что при соборныхъ богослуженіяхъ: 1) іерей долженъ безусловно уступать мѣсто протоіерею, молодой священникъ старѣйшему по рукоположенію, неимѣющій наградъ вмѣющему таковыя, если только они не состоятъ старшими священниками въ одной церкви; 2) благочинный изъ священниковъ уступаетъ мѣсто только протоіерею, хотя онъ и не унизитъ своего званія, если предоставитъ первое мѣсто болѣе заслуженному и старѣйшему священнику, особенно духовнику; 3) ученые священники и протоіереи пресмуществуютъ предъ неучеными, хотя бы сіи послѣдніе и раньше были рукоположены въ священный санъ и 4) если храмоздатель или прихожане приглашаютъ для освященія храма или по другому случаю кого-либо изъ протоіереевъ, то онъ предстоятельствуетъ въ служеніи, хотя бы это дѣло и поручено было благочинному священнику, который долженъ руководить порядкомъ богослуженія

«Херсонскія Епархіальныя Вѣдомости». 1903. № 4. С. 78-79. Переп. въ «Руков. д. сел. паст.». 1903. Т. 1. № 12. С. 344.

⸭    ⸭    ⸭

О поведеніи священно-церковно-служителей въ храмѣ Божіемъ.

Съ внушительнымъ и назидательнымъ наставленіемъ обратился Томскій преосвященный ко всѣмъ священно-церковнослужителямъ епархіи о томъ, какъ должно вести себя въ храмѣ Божіемъ. Въ устраненіе соблазновъ отъ служителей дома Божія объявляется всѣмъ, кому о томъ знать должно, слѣдующее: «въ алтарь входить съ благоговѣніемъ, какъ въ мѣсто особеннаго присутствія Божія. При входѣ туда творить благоговѣйное поклоненіе предъ святымъ престоломъ, а священнослужителямъ послѣ поклоненія цѣловать святый престолъ. При выходѣ изъ алтаря творить то же. А также и мимо горняго мѣста не проходить безъ поклоненія и безъ крайней нужды этимъ священнымъ мѣстомъ лицамъ не посвященнылъ не проходить; 2) въ алтарѣ ненужныхъ, пустыхъ, шуточныхъ разговоровъ не производить, а о нужномъ спрашивать или говорить тихо; 3) со всякимъ благоговѣніемъ священнослужители да приступаютъ ко святому престолу. Ни священники безъ епитрахили, ни діаконы безъ стихиря, кромѣ лобзанія, да не прикасаются къ престолу, или къ чему-либо священному, на немъ лежащему; 4) возжигающіе свѣчи на престолѣ или предъ иконами должны дѣлать это съ благоговѣніемъ. Служители Церкви и алтаря, благоговѣйно чествуя святыню дома Божія, да воздаютъ и другъ другу подобающую честь. Младшіе да воздаютъ честь старшимъ. Священнослужители да привѣтствуютъ другъ друга взаимнымъ лобзаніемъ въ уста, или, ио древнему обычаю, цѣлуютъ руку одинъ другаго. Младшіе да привѣтствуютъ старшихъ поклоненіемъ, и старшіе да отвѣтствуютъ имъ тѣмъ же. Діаконы и церковнослужители да лобызаютъ руку священника, когда пріемлютъ отъ него благословеніе или священный сосудъ, или кадило, а также, когда подаютъ послѣднее. Старшіе пресвитеры, подавая во всемъ благой примѣръ, да вразумляютъ безчинныхъ. Измемъ злое отъ насъ самихъ».

«Руоковдство для сельскихъ пастырей». 1895. Т. 3. № 36. С. 23-24.

⸭    ⸭    ⸭

О старшинствѣ службы въ священномъ санѣ.

Первенство при соборномъ служеніи пріобрѣтается не столько учеными степенями, сколько старшинствомъ службы въ священномъ санѣ и вмѣстѣ знаками служебныхъ отличій, каковы-камилавка, наперсный крестъ, палица и т. под. Отступленіе отъ такого обычнаго порядка можетъ быть допускаемо только по особенному распоряженію мѣстной епархіальной власти.

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1901. № 55-52. С. 1896.

⸭    ⸭    ⸭

Порядокъ стоянія при соборномъ служеніи.

При соборномъ служеніи іерей безусловно долженъ уступить мѣсто протоіерею, затѣмъ, неимѣющій набедренника – священнику, награжденному имъ, и т. д. до скуфьи, камилавки, синодальнаго наперснаго креста и пр. Кромѣ этихь іерархическихъ условій, есть условія служебныя, въ силу которыхъ благочинные изъ священниковъ уступаютъ мѣсто только протоіереямъ, а въ остальныхъ случаяхъ только первенствуютъ, хотя бы находились священники болѣе заслуженные, такъ какъ священники должны оказывать благочинному всякое почтеніе (Инстр. бл., 61). Точно также первенствуютъ и окружные духовники, какъ отцы духовные, избранные самими же священниками. Кромѣ этого, въ нашей Церкви искони существуютъ отличія ученыя, на основаніи которыхъ священникъ, окончившій курсъ академіи, первенствуетъ предъ священниками изъ семинаристовъ, точно также и протоіерей академикъ предъ протоіереемъ изъ семинаристовъ, хотя бы эти священники и протоіереи-семинаристы были награждены набедренниками, скуфьями и т. д., а тѣ нѣтъ. Настоятель мѣстной церкви съ семинарскимъ образованіемъ, состоящій въ священномъ санѣ уже много лѣтъ и даже награжденный наперснымъ крестомъ, имѣетъ всѣ права на старшинство при соборномъ служеніи передъ молодымъ священникомъ съ кандидатскимъ крестомъ (Ц. В., 1888, № 6). Если настоятель извѣстной церкви изъ неокончившихъ курсъ, а служащіе съ нимъ священники хотя и моложе его, но окончили полный семинарскій курсъ, то изъ нихъ долженъ первенствовать въ священнослуженіи настоятель мѣстной церкви. Въ данномъ случаѣ право старшинства обусловливается не степенью школьнаго образованія, а служебнымъ положеніемъ священнослужитлей (Ц. В. 1880, № 21). Если же служатъ лица равной іерархической или служебной степени и ученаго положенія, то первенствуетъ раньше рукоположенный или раньше получившій протоіерейство, камилавку и т. п. Впрочемъ, пастыри всячески должны избѣгать у престола Господня споровъ о мѣстѣ, помня заповѣдь Спасителя, чтобы болій между ними былъ, яко мній, и старѣй, яко служай, тѣмъ болѣе, что первенство ничего не прибавляетъ къ достоинствамъ пастыря и, напротивъ, смиреніе его нисколько не унижаетъ (Рук. д. с. п. 1885 г., № 36. Сборн. С. В. Булгакова, стр. 471).

«Руоковдство для сельскихъ пастырей». 1904. Т. 1. № 7. С. 199-200.

⸭    ⸭    ⸭

О причащеніи священнослужителей при соборномъ служеніи.

Порядокъ причащенія священнослужителей указанъ въ служебникѣ только на тотъ случай, когда Божественную Литургію совершаетъ одинъ священникъ съ діакономъ, о причащеніи же при соборномъ служеніи ничего не сказано.

Общее правило причащенія священнослужителей при соборномъ служеніи таково:

По произнесеніи словъ: «теплота вѣры....» всѣ священнослужители читаютъ молитву: «ослаби, остави....» (діакона въ это время стоятъ у горняго мѣста) и творятъ земной поклонъ (отъ Св. Пасхи до Троицы – поясной), а потомъ кланяются на всѣ стороны, говоря: «Простите ми, Отцы Святіи и братіе». Засимъ, предстоятель творитъ второй земной поклонъ, говоря: «се прихожду....», цѣлуетъ Св. Престолъ и лѣвой рукой полагаетъ на правую Св. Причастіе, произнося: «Честное и Пресвятое Тѣло....», отходитъ мало къ правой сторонѣ Св. Престола. Тогда второй священникъ (по старшинству) и всѣ рядомъ съ нимъ стоящіе обходятъ по горнему мѣсту вокругъ Св. Престола и подходятъ къ дискосу съ лѣвой стороны въ порядкѣ старшинства, пріемлютъ Пречистое Тѣло, произнося тѣ же слова, что и предстоятель, цѣлуются съ нимъ въ плечо со словами: «Христосъ посредѣ насъ – и есть и будетъ», и отходятъ къ правой сторонѣ Св. Престола и такимъ образомъ всѣ станутъ вокругъ престола. Здѣсь нужно слѣдить, дабы іерей, пріявшій Св. Причастіе не обходилъ за спиной другихъ приступающихъ; его нужно пропустить возлѣ Престола.

Когда всѣ іереи причастятся Пречистаго Тѣла, тогда предстоятель произноситъ: «діаконе, приступи» и преподаетъ ему Св. Тѣло. Подходитъ діаконъ тоже съ правой стороны; кладетъ земной поклонъ, цѣлуетъ Св. Престолъ, преподающую руку и плечо предстоятеля и становится у Св. Престола послѣ младшаго священника.

Потомъ предстоятель причащается отъ Св. Чаши, а за нимъ и остальные священники, подходя уже съ правой стороны Св. Престола по порядку стоянія.

Послѣдній свяшенникъ, причастившись самъ, причащаетъ діакона, который тоже подходитъ съ правой стороны.

Это правило почти всегда нарушается сельскими батюшками, непривыкшими къ соборний службѣ. Напримѣръ, Св. Тѣло преподаютъ діакону до причащенія священниковъ; пріявши Св. Тѣло, отходятъ на лѣвую сторону Св. Престола и такимъ образомъ заставляютъ другихъ переходить направо, или обходить за ихъ спиной; подходятъ къ Св. Чашѣ съ лѣвой стороны, а еще чаще, причастившись Св. Тѣла, толпятся между Св. Престоломъ и царскими вратами. Все сіе неправильно, и нарушаетъ благочиніе, которое особенно надлежитъ соблюдать въ столь важный моментъ.

С. З. С.

Холмская церковная жизнь. 1913. № 24. Ч. Неофф. С. 707-708.

 

Сост. Ред.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: