Дмитрій Петровичъ Брянцевъ – Явленіе женамъ-мироносицамъ въ день Воскресенія (Mѳ. 28:1-10; Мк. 16:1-11, Лк. 24:1-11; Ін. 20:1-18).

Явленіе Воскресшаго Христа женамъ-мироносицамъ. Критская икона XVI в. Археологический музей, Ираклион.

 

Повѣствованія евангелистовъ о явленіяхъ женамъ мироносицамъ отрицательной критикой представляются полными противорѣчій, и противорѣчія эти, по словамъ Штрауса, непримиримы.

Штраусъ прежде всего обращаетъ вниманіе на то, что евангелисты говорятъ о неодинаковомъ числѣ женъ мироносицъ. Ев. Матѳей говоритъ о двухъ, ев. Маркъ о трехъ, ев. Лука о трехъ и о нѣкоторыхъ другихъ, а ев. Іоаннъ только объ одной Маріи Магдалинѣ. Противорѣчіемъ Штраусъ считаетъ и то, что евангелисты говорятъ о различномъ числѣ ангеловъ, которыхъ видѣли женщины въ день Воскресенія. Ев. Матѳей и Маркъ говорятъ только объ одномъ, а евангелисты Лука и Іоаннъ о двухъ; обращаетъ Штраусъ вниманіе и на другія особенности евангельскихъ повѣствованій, но эти двѣ онъ считаетъ наиболѣе важными и къ тому же такими, которыя совершенно нельзя примирить.

Еще первые христіанскіе аполлогеты, касаясь числа ангеловъ, видѣнныхъ у гроба, неодинаковое количество объясняли тѣмъ, что евангелисты говорятъ о различныхъ моментахъ событія: однѣ женщины видѣли ангеловъ у гроба (ев. Матѳей), другія во гробѣ (Маркъ, Лука и Іоаннъ).

По поводу же того недоумѣнія: развѣ при гробѣ были не одни и тѣ же ангелы, Лессингъ замѣчаетъ, что въ тотъ день у гроба были милліоны ангеловъ.

Объясненія аполлогетовъ имѣютъ свое основаніе въ самомъ характерѣ евангельскихъ повѣствованій. Ев. Матѳей напр., ясно говоритъ объ ангелѣ, сидѣвшемъ на отваленномъ камнѣ, который и предлагаетъ женщинамъ войти во гробъ. Другіе же евангелисты говорятъ объ ангелахъ, которыхъ женщины видѣли во гробѣ. И они указываютъ женамъ: «вотъ мѣсто гдѣ лежало Тѣло Іисуса». Недостаточно яснымъ представляется только то, что ев. Маркъ говоритъ объ одномъ ангелѣ во гробѣ, а евангелисты Лука и Іоаннъ вполнѣ опредѣленно упоминаютъ о двухъ. Но и это найдетъ достаточное объясненіе, когда мы сопоставимте повѣствованія евангелистовъ Матѳея и Марка.

Что же касается возраженія Штрауса о неодинаковомъ числѣ женщинъ, о которыхъ говорятъ евангелисты, то современные аполлогеты и между прочимъ прот. Т. Буткевичъ стараются это объяснить такимъ образомъ. Евангелисты, говорятъ они, обращаютъ внимаіе на главное и въ этомъ они вполнѣ согласны; во второстепенномъ же, каковымъ въ этомъ случаѣ является количество женщинъ, то они разнятся между собой, потому что не придаютъ этому большого значенія. При этомъ въ частности, по мнѣнію прот. Т. Буткевича, первые три евангелиста въ общемъ вполнѣ согласны: они одинаково говорятъ о путешествіи ко гробу женъ мироносицъ въ день Воскресенія. И ев. Матѳей, именуя только двухъ, несомнѣнно разумѣетъ и другихъ, о которыхъ говорятъ ев. Маркъ и особенно ев. Лука. О Маріи же Магдалинѣ онъ упомянулъ, какъ о наиболѣе извѣстной и заслуживающей довѣрія. Прибавленіе же или измѣненіе имени одной изъ женщинъ еще не составляетъ не только «непримиримаго противорѣчія», но даже и такого разногласія, которое могло бы служить основаніемъ недовѣрія къ истинности священныхъ повѣствованій. («Раціоналистическія гипотезы о Воскресеніи». Харьковъ, 1910 г., стр. 198). Приводя такіе доводы, прот. Т. Буткевичъ только вскользь бросаетъ замѣчанія, что въ существѣ дѣла евангелисты говорятъ о различномъ, именно, что по евангелисту Марку мироносицы пришли помазать Тѣло ароматами, а по евангелисту Лукѣ мироносицы возвѣстили апостоламъ о всемъ случившемся. Также онъ вскользь же опровергаетъ и возраженіе противъ повѣствованія ев. Іоанна о явленіяхъ одной Маріи Магдалинѣ, сказавъ, что объ этомъ же явленіи говоритъ и ев. Маркъ. Но обо всемъ этомъ прот. Буткевичъ только упоминаетъ, видимо, не придавая большого значенія ни мысли о различіи событій, упоминаемыхъ въ Евангеліяхъ, ни мысли о различномъ настроеніи женщинъ, посѣтившихъ гробъ въ день Воскресенія. Напротивъ того, заканчивая свою рѣчь, направленную противъ возраженій Штрауса, онъ опять только вскользь упоминаетъ, что Марія Магдалина предприняла путешествіе ко гробу сначала одна, когда было еще темно, а другія женщины пришли ко гробу на разсвѣтѣ или даже при восходѣ солнца. Все свое вниманіе онъ сосредоточиваетъ на мысли, что въ евангельскихъ повѣствованіяхъ нѣтъ противорѣчій, потому что въ общемъ евангелисты согласны.

Сдѣланныя прот. Т. Буткевичемъ разъясненія, видимо, правильны. Нельзя же предположить, что евангелисты совѣщались между собой; они писали вполнѣ самостоятельно; а при этомъ естественны различія въ несущественномъ. Но тѣмъ не менѣе своими доводами онъ колеблетъ силы возраженій Штрауса. Вся сила его возраженій заключается въ томъ, что они всецѣло утверждаются на евангельскихъ повѣствованіяхъ. Онъ совершенно правильно указываетъ, что ев. Іоаннъ говоритъ объ одной, ев. Матѳей о двухъ, а евангелисты Маркъ и Лука о большемъ количествѣ женщинъ. Какъ не объясняйте, а одной женщины не сведешь къ тремъ или даже большимъ. И прот. Т. Буткевичъ самъ принужденъ согласиться, что евангелисты говорятъ не объ одинаковомъ числѣ женъ, и хотя это, по его мнѣнію, неособенно важно, однако вопросъ объ этомъ остается нерѣшеннымъ и возраженія Штрауса неопровергнутыми.

Штраусъ говоритъ, что евангелисты повѣствуютъ о различномъ количествѣ женщинъ; и это совершенно вѣрно. Если даже совершенно правильна мысль, что ев. Матѳей, говоря о двухъ женщинахъ, имѣетъ въ виду трехъ, то еван. Іоаннъ вполнѣ опредѣленно говоритъ только объ одной. Такимъ образомъ совершенно вѣрно, что евангелисты говорятъ о неодинаковомъ числѣ женъ, посѣтившихъ гробъ. И этотъ выводъ нельзя считать неважнымъ; напротивъ, онъ важенъ вотъ въ какомъ отношеніи. Для свидѣтельства истинности весьма важно, чтобы больше было достовѣрныхъ свидѣтелей. И въ этомъ случаѣ весьма важно, что явленій Іисуса и бесѣдъ съ Нимъ удостоилась не одна, а нѣсколько женщинъ. Не однимъ, а двумя или тремя свидѣтелями устанавливается правильность свидѣтельства. Не одна Марія Магдалина, а и другая Марія видѣли Господа, слышали Его рѣчь, обнимали Его ноги. Развѣ это не важно? Поэтому-то и самый вопросъ о числѣ женщинъ имѣетъ весьма важное значеніе.

Но какъ тогда объяснить различіе евангельскихъ повѣствованій? Или же и въ самомъ дѣлѣ здѣсь наблюдается противорѣчіе и притомъ непримиримое?

Да, противорѣчіе есть. И оно будетъ оставаться непримиримымъ до тѣхъ поръ, пока мы будемъ повѣствованія евангелистовъ разсматривать, какъ разсказы объ одномъ и томъ же путешествіи женщинъ, бывшемъ въ первый день недѣли. Если Іоаннъ, и Матѳей, и Маркъ повѣствуютъ объ одномъ и томъ же, тогда нельзя примирить не только числа женщинъ, но и самыхъ разсказываемыхъ эпизодовъ. Противорѣчія будутъ совершенно непримиримыми. Но дѣло будетъ обстоять совершенно иначе, если смотрѣть на евангельскія повѣствованія, какъ на различныя событія, хотя и случившіяся въ первый день недѣли и при томъ раннимъ утромъ. Тогда вопросъ о женщинахъ потеряетъ свою остроту, да и другія обстоятельства получатъ совершенно другое освѣщеніе.

Но есть-ли для этого какія-либо основанія? Основанія есть и при томъ нѣсколько. Ихъ можно раздѣлить на внѣшнія и внутреннія.

Но прежде чѣмъ говорить объ этихъ основаніяхъ, умѣстно остановиться на самой мысли о различныхъ посѣщеніяхъ гроба въ день Воскресенія и о различныхъ событіяхъ у гроба. Если Лессингъ говоритъ, что ангелы въ день Воскресенія могли окружать гробъ цѣлымъ милліономъ, то не менѣе естественно допустить нѣчто подобное и о вѣрующихъ. Естественно допустить, что вѣрующими, при извѣстіи, что Тѣла нѣтъ Его въ гробѣ, что нѣкоторые видѣли ангеловъ, охватило великое волненіе и многіе изъ нихъ устремились ко гробу, чтобы провѣрить услышанное. И ев. Лука подтверждаетъ это устами путниковъ, шедшихъ въ Эммаусъ. Бесѣдуя со Христомъ, они говорятъ, что кромѣ женщинъ и нѣкоторые изъ нашихъ пошли ко гробу и нашли такъ, какъ и женщины говорили (ХХІV, 24). Но женщинами охватило особенное волненіе и онѣ преимущественно предъ другими хотѣли удостовѣриться въ справедливости сказаннаго другими. Этому нисколько не противорѣчитъ замѣчаніе ев. Марка, что женщины, возвратясь отъ гроба, «никому ничего не сказали, потому что боялись» (XVII, 8). Однѣ изъ нихъ, дѣйствительно, могли испугаться и никому ничего не сказать, а другія могли извѣстить о бывшемъ ученикамъ Іисусовымъ, какъ о томъ и утверждаютъ другіе евангелисты (ев. Лука XXIV, 9, Іоан. XX, 18).

Теперь перейдемъ къ тѣмъ основаніямъ, которыя заставляютъ насъ думать, что евангелисты говорятъ не объ одномъ, а о различныхъ событіяхъ.

Мы уже сказали, что основанія для этого внѣшнія и внутреннія.

1) Къ внѣшнимъ основаніямъ должно быть отнесено во 1-хъ, самое количество женщинъ, о которомъ говорятъ евангелисты. Совершенно вѣрно, что ев. Матеей, повѣствуя только о двухъ Маріяхъ, имѣлъ въ виду и другихъ женщинъ, потому что и въ другихъ мѣстахъ (XXVII, 61) онъ тоже говоритъ только о нихъ, хотя другіе евангелисты при тѣхъ же обстоятельствахъ упоминаютъ и о другихъ (Маркъ XV, 40). Но ев. Іоаннъ вполнѣ опредѣленно разсказываетъ только объ одной Марія Магдалинѣ. Здѣсь уже нѣтъ возможности утверждать, что Онъ, повѣствуя объ одной, имѣлъ въ виду и другихъ. О явленіи Господа одной Маріи Магдалинѣ упоминаетъ и ев. Маркъ (XVI, 9). Онъ прямо говоритъ: «воскресши рано утромъ въ первый день недѣли Іисусъ явился сперва Маріи Магдалинѣ». Здѣсь евангелистъ вполнѣ опредѣленно отмѣчаетъ, что прежде всѣхъ и при томъ рано утромъ Христосъ явился одной Маріи Магдалинѣ. Итакъ, совершенно вѣрно, что ев. Іоаннъ повѣствуетъ только объ одной Маріи Магдалинѣ. Ев. Маркъ повѣствуетъ о трехъ женщинахъ. А ев. Лука говоритъ, что кромѣ Маріи Магдалины, Маріи Іаковлевой и Іоанны были и нѣкоторыя другія (XXIV, 10). Такимъ образомъ этотъ послѣдній утверждаетъ, что у гроба было больше трехъ женщинъ. Итакъ евангелисты говорятъ о различномъ числѣ женщинъ и они, видимо, вполнѣ достовѣрно знаютъ то, о чемъ говорятъ.

2) Невольно бросается въ глаза и различное время посѣщенія гроба женщинами, указываемое евангелистами. Ев. Іоаннъ говоритъ, что Марія Магдалина пришла къ гробу очень рано, когда еще было темно (XX, 1). Ев. Матвей говоритъ, что Марія Магдалина и другая Марія пришли ко гробу на разсвѣтѣ перваго дня (XXVIII, 1). А ев. Маркъ утверждаетъ, что женщины пришли ко гробу «весьма рано, при восходѣ солнца» (XVI, 2). Только ев. Лука говоритъ о времени посѣщенія довольно неопредѣленно, что женщины пришли очень рано (XXIV, 1). Такимъ образомъ евангелисты вполнѣ ясно указываютъ на различное время путешествій женщинъ ко гробу. И нѣтъ основаній утверждать, что они не придаютъ своимъ словамъ значенія, но имѣютъ въ виду одно и тоже время. Основываясь на смыслѣ евангельскихъ выраженій, нужно придти къ мысли, что евангелисты имѣютъ въ виду различное время.

3) Различному времени путешествій женщинъ ко гробу соотвѣтствуетъ и различное число женщинъ. Очень рано, еще темно приходитъ ко гробу только одна; нѣсколько позже, на разсвѣтѣ приходятъ двѣ или три и еще позже идутъ туда же и другія. Только исключительно преданныя натуры могли прибѣжать ко гробу въ то раннее время когда мракъ ночи еще покрывалъ землю.

Мы указали на внѣшнія основанія. Но еще большее вниманіе обращаютъ на себя внутреннія данныя.

1) Нельзя не обратить вниманія на то различное настроеніе, съ которымъ идутъ женщины ко гробу. Еван. Іоаннъ не говоритъ, почему такъ рано пришла Марія Магдалина. Но ев. Матѳей опредѣленно указываетъ, что Марія Магдалина и другая Марія пришли посмотрѣть гробъ (XXVIII, 1). По евангелистамъ же Марку и Лукѣ женщины пришли ко гробу, чтобы помазать Тѣло Іисуса (Маркъ XV, 1; Лука XXIV, 1). Марія Магдалина и другая Марія не несутъ съ собой ароматовъ, онѣ спѣшатъ ко гробу съ пустыми руками но конечно не отъ недостатка усердія, а вслѣдствіе тайной надежды, что ароматы, можетъ быть, и не понадобятся. Другія же женщины идутъ съ ароматами, думая, что нужно помазать Тѣло Іисуса, сдѣлать то, чего не сдѣлали, какъ слѣдуетъ, въ пятницу при поспѣшномъ погребеніи.

2) Весьма важными являются и различія въ самыхъ повѣствованіяхъ евангелистовъ. Повѣствованія ихъ существенно различаются между собой. Совершенно вѣрно, что всѣ евангелисты говорятъ о явленіяхъ въ день Вокресенія; но о какихъ? Кто является женщинамъ? Гдѣ происходятъ явленія? Всѣ ли женщины видятъ одно и то же? Нѣтъ, не всѣ женщины видятъ одно и то же. Однимъ изъ нихъ является Самъ Господь; другія видятъ только ангеловъ; да и Христосъ сначала является одной только Маріи Магдалинѣ. Евангелисты Іоаннъ и Матѳей говорятъ о явленіяхъ Іисуса и ангеловъ; а евангелисты Маркъ и Лука только о явленіяхъ ангеловъ. Впрочемъ ев. Маркъ упоминаетъ, что въ первый день недѣли Господь явился Маріи Магдалинѣ и ап. Петру, но объ этомъ онъ только упоминаетъ (XXI, 9). Ясное дѣло, что каждый изъ нихъ имѣетъ въ виду различное, а всѣ вмѣстѣ взаимно дополняютъ другъ друга.

3) Наконецъ, существенныя различія замѣчаются и въ самыхъ бесѣдахъ явившихся съ женщинами. Различны бесѣды Господа съ женами, какъ о томъ повѣствуетъ ев. Іоаннъ, съ одной стороны, и какъ о томъ говоритъ ев. Матѳей съ другой. По евангелисту Іоанну явившійся Господь говоритъ Маріи Магдалинѣ: «не прикасайся ко Мнѣ, ибо я еще не восшелъ ко Отцу Моему; иди же ко братьямъ моимъ и скажи имъ...» (XX, 17). По евангелисту же Матѳею явившійся Господь привѣтствуетъ женщинъ возгласомъ: «радуйтесь!». И женщины «приступивши ухватились за ноги Его и поклонились Ему (XXVIII, 9). Только при этомъ явленіи, позволивъ женщинамъ прикоснуться, Господь отдаетъ повелѣніе, чтобы ученики Его шли въ Галилею, на гору, гдѣ они и увидятъ Его (ХХVIII, 10). У ев. Іоанна явно выдвигается и причина, почему женщина не должна прикасаться къ Нему: Онъ еще не восшелъ къ Отцу и Богу послѣ своего воскресенія. У ев. Матѳея чувствуется другая причина, почему Господь позволилъ женщинамъ прикоснуться. Господь возвратился отъ Бога и Отца и отъ Него приноситъ всѣмъ примиреніе и прощеніе, поэтому «радуйтесь!» – Евангелисты Матѳей, Маркъ и Лука разсказываютъ, что ангелы бесѣдовали съ женщинами; но тонъ обращеній ангеловъ неодинаковый. Евангелисты Матѳей и Маркъ передаютъ, что ангелы обратились къ женщинамъ со словами ободренія: «не бойтесь, не ужасайтесь! Іисуса ищите Назарянина распятаго, Его нѣтъ здѣсь. Онъ воскресъ», и передаютъ имъ повелѣніе, чтобы ученики шли въ Галилею, и тамъ они Его увидятъ (Мѳ. ХХVIII, 5-7, Мрк. XVI, 7). Слова же ангеловъ, какъ они переданы у ев. Луки, носятъ явный характеръ укоризны и какъ бы нѣкотораго недовольства на женщинъ. «Что вы ищете живаго между мертвыми? Его нѣтъ здѣсь! Онъ воскресъ». И далѣе, чтобы убѣдить женщинъ въ истинности своихъ словъ, ангелы напоминаютъ имъ, какъ Господь еще при жизни говорилъ, что Сыну Человѣческому надлежитъ быть распятому и въ третій день воскреснуть (ХХІV, 5-8). – Изъ указаннаго видно, что Христосъ и ангелы при своихъ явленіяхъ говорятъ различно. И различія эти существенны. Очевидно, евангелисты передаютъ о различныхъ событіяхъ.

Мы привели нѣсколько данныхъ и они настолько характерны, что на основаніи ихъ есть полное основаніе утверждать, что евангелисты повѣствуютъ не объ одномъ, а о нѣсколькихъ событіяхъ, хотя и случившихся въ одно утро въ день воскресенія Господа.

Противъ мысли о различныхъ событіяхъ явленій Іисуса Христа можетъ быть приведено одно на первый взглядъ сильное возраженіе. Какъ можно говорить, что у евангелистовъ говорится о различныхъ событіяхъ, если всѣ они говорятъ одинаково о Маріи Магдалинѣ, т. е. въ общемъ объ однѣхъ и тѣхъ же лицахъ. Несомнѣнно, что это въ значительной степени является причиной того, что на явленія женамъ мироносицамъ смотрятъ какъ на одно событіе. – Мы уже видѣли, что именно неодинаковое число женщинъ было одной изъ причинъ для возраженій Штрауса. Что всѣ евангелисты одинаково говорятъ о Маріи Магдалинѣ, а первые три и о другой Маріи, то для этого необходимо искать другихъ объясненій и ниже мы укажемъ на это. Теперь же перейдемъ къ вопросу о томъ, о сколькихъ же событіяхъ разсказываютъ евангелисты.

Для опредѣленія числа событій, случившихся въ день воскресенія, правильнѣе всего принять во вниманіе внутреннія данныя, каковыми въ этомъ случаѣ являются съ одной стороны лица, явившіяся женамъ, и съ другой, что они сказали имъ. Что же касается указаній на число женщинъ, то оно не можетъ служить несомнѣннымъ свидѣтельствомъ въ данномъ вопросѣ, потому что не всѣ евангелисты одинаково точно говорятъ объ этомъ. Да къ тому же этотъ вопросъ теряетъ свое центральное положеніе, если въ евангеліяхъ говорится не объ одномъ, а о нѣсколькихъ событіяхъ. Итакъ, какія же событія можно различать въ евангельскихъ повѣствованіяхъ?

1) Среди евангельскихъ повѣствованій ев. Іоанна о явленіи Маріи Магдалинѣ сначала ангеловъ, а потомъ и Самого Господа, это занимаетъ первое мѣсто. Ев. Іоаннъ объ этомъ разсказываетъ такъ: Марія Магдалина пришла ко гробу одна и при томъ тогда, когда еще было совершенію темно. Здѣсь въ открытомъ гробѣ она встрѣчаетъ двухъ ангеловъ, а потомъ у гроба Самого Господа. Явившись ей, Господь запрещаетъ прикасаться къ Нему, потому что Онъ идетъ къ Богу и Отцу; она же должна идти и извѣстить братьевъ объ этомъ. – Всѣ эти особенности повѣствованія ев. Іоанна настолько характерны, что разсказъ объ этомъ нѣтъ возможности смѣшивать съ разсказами другихъ евангелистовъ о событіяхъ этого утра. Поэтому явленіе ангеловъ и Господа одной Маріи Магдалинѣ необходимо считать какъ совершенно самостоятельное. Да и ев. Маркъ подтверждаетъ то же самое. Въ послѣдней главѣ своего Евангелія онъ разсказываетъ: «Воскресши рано въ первый день недѣли, (Христосъ) явился сперва Маріи Магдалинѣ, изъ которой изгналъ семь бѣсовъ» (XVI, 9). Характерно въ этомъ случаѣ замѣчаніе ев. Марка, что Господь явился Маріи Магдалинѣ и при томъ рано утромъ. Этими словами онъ ясно свидѣтельствуетъ, что это явленіе было первымъ и что за нимъ послѣдовали и другія и между прочимъ апостолу Петру, Итакъ явленіе Маріи Магдалинѣ рано утромъ нужно считать какъ совершенно отдѣльное, и повѣствованіе о немъ какъ совершенно самостоятельное.

2) Вторымъ событіемъ этого утра необходимо считать явленіе ангеловъ одного у гроба на камнѣ, другого во гробѣ, когда Марія Магдалина возвратилась ко гробу съ другой Маріей (Маріей Іаковлевой) и Соломіей, о чемъ разсказываютъ евангелисты Матѳей и Маркъ (Мѳ. ХХVIII, 1-3, 5-8, Маркъ XVI, 1-8). Повѣствованія этихъ евавгелистовъ необходимо считать однородными и взаимно дополняющими другъ друга. Ев. Матѳей разсказываетъ о томъ, что сказалъ женамъ ангелъ, сидѣвшій на камнѣ у гроба; а ев. Маркъ говоритъ о явленіи и словахъ ангела во гробѣ. Самыя же слова ангеловъ по мыслямъ совершенно тождественны, да и по выраженіямъ весьма близки. И тотъ, и другой ангелы одинаково ободряютъ женщинъ: одинаково говорятъ, что Іисусъ воскресъ, что Его нѣтъ здѣсь; и одинаково передаютъ повелѣніе, чтобы ученики шли въ Галилею, и тамъ они увидятъ Его. Различаются они тѣмъ, что ев. Матѳей говорить объ ангелѣ, сидѣвшемъ на камнѣ у гроба. Этотъ ангелъ приглашаетъ женщинъ пойти во гробъ и посмотрѣть мѣсто, гдѣ лежалъ Господь. Правда, ев. Матѳей не передаетъ, что женщины, дѣйствительно, входили и осматривали гробъ. Но онъ передаетъ немного ниже, что женщины вышли изъ гроба и поспѣшили къ ученикамъ Господа (Mѳ. ХХVIII, 8). Яснее дѣло, что и по словамъ ев. Матѳея женщины входили во гробъ, но объ этомъ онъ не разсказываетъ. Евангелистъ же Маркъ разсказываетъ только о томъ, что видѣли женщины во гробѣ и что сказалъ тамъ имъ ангелъ Господень. Такимъ образомъ тонъ, характеръ разсказа у обоихъ евангелистовъ совершение одинаковый. Очевидное дѣло, что они говорятъ объ одномъ и томъ же, пн дополняя одинъ другого. Однако это повѣствованіе евангелистовъ нельзя смѣшивать съ повѣствованіемъ ев. Іоанна. Тамъ Марія не разговариваетъ съ ангелами; здѣсь же женщины выслушиваютъ ихъ, осматриваютъ гробъ и спѣшатъ отъ гроба, чтобы передать повелѣніе. Ясное дѣло, что оба евангелиста разсказываютъ о новомъ событіи этого утра.

3) Ев. Матѳей не говоритъ о томъ что видѣли женщины во гробѣ. Его вниманіе всецѣло устремлено на то, что случилось съ женами, когда онѣ пошли отъ гроба. Случилось же то, что, идя отъ гроба, онѣ встрѣтили Іисуса. Для Маріи Магдалины это была вторая встрѣча съ Христомъ. Встрѣтя, Христосъ привѣтствовалъ ихъ словомъ: «радуйтесь!». А женщины съ радостью припадаютъ къ Его ногамъ и обнимаютъ ихъ. Характеръ этой встрѣчи существенно отличенъ отъ встрѣчи, о которой разсказываетъ ев. Іоаннъ, Тамъ Господь является одной Маріи и говорить ей: «не прикасайся ко Мнѣ»; здѣсь Онъ самъ привѣтствуетъ ихъ и позволяетъ имъ прикоснуться и обнять Его ноги. Поэтому это явленіе необходимо разсматривать какъ третье въ это утро. На этотъ разъ Господь явился двумъ, Маріямъ, а скорѣе всего тремъ женщинамъ, потому что ев. Маркъ упоминаетъ и о Соломіи.

4) Наконецъ, о новомъ явленіи разсказываетъ, ев. Лука. Этотъ евангелистъ разсказываетъ о явленіи женамъ ангеловъ во гробѣ. Ев. Лука разсказываетъ, что ко гробу пришли кромѣ Маріи Магдалины, Маріи, Матери Іакова, Іоанна и нѣкоторыя другія. Женщины, по словамъ евангелиста, шли ко гробу, чтобы помазать тѣло Іисуса благовоніями. И ангелы обращаются съ ними совсѣмъ не такъ, какъ они обращались съ женами, согласно съ повѣствованіями Матѳея и Марка: не ободряютъ ихъ, не показываютъ имъ мѣста, гдѣ лежало тѣло Іисуса; напротивъ, они обращаются къ нимъ со словами укора: «что вы ищите живого между мертвецами?» и говорятъ имъ о предсказаніи Самого Господа о своей смерти и воскресеніи. – Характеръ этого повѣствованія совершенно непохожъ ни на разсказъ ев. Матѳея и Марка, ни на разсказъ ев. Іоанна. На этотъ разъ женщины не получаютъ никакого приказанія. – Все это ясно свидѣтельствуетъ, что и повѣствованіе ев. Луки передаетъ о совершенно новомъ явленіи въ то утро.

Итакъ, основываясь па внутреннихъ данныхъ, необходимо придти къ выводу, что въ день воскресенія было четыре явленія женамъ мироносицамъ, при чемъ при всѣхъ этихъ явленіяхъ одинаково присутствовала Марія Магдалина.

Но въ такомъ случаѣ, въ какомъ порядкѣ и какъ произошли всѣ эти событія? По нашему мнѣнію, все это случилось такимъ образомъ.

***

Христосъ умеръ на крестѣ въ третьемъ часу пополудни. До начала великаго еврейскаго праздника оставалось только три часа. И за это короткое время слѣдовало сдѣлать весьма многое, чтобы совершить погребеніе. Нужно было испросить позволеніе у игемона снять съ креста Умершаго, нужно было найти гробъ, куда можно было бы положить Почившаго; слѣдовало запастись пеленами и ароматными мазями. Поэтому вполнѣ естественно, что погребавшіе могли совершить только самое необходимое; подробности же естественно должны были или вовсе опустить, или же отложить до другого времени. Евангелисты Маркъ (XVI, 1) и Лука (XXIV, 5-6) разсказываютъ, что женщины купили ароматы, чтобы по прошествіи Субботы помазать Тѣло Іисуса и съ ними онѣ и рѣшили идти ко гробу рано утромъ.

Но Марія Магдалина опередила всѣхъ прочихъ. Она поспѣшила и пришла ко гробу еще въ то время, когда было темно. Можетъ быть, она жила тайной надеждой увидѣть своего Учителя живымъ; а можетъ быть, она хотѣла удостовѣриться, осталось-ли все такъ, какъ было въ день погребенія. Но придя ко гробу, она видитъ, что камень отваленъ отъ двери гроба. И перѣое, что приходитъ ей въ голову, это – что унесли Господа изъ гроба. И она не входитъ во гробъ, не осматриваетъ его, но бѣжитъ къ Петру и Іоанну и говоритъ имъ: «унесли Господа изъ гроба и не знаемъ гдѣ положили Его» (XX, 1-2).

Петръ и Іоаннъ, услыхавъ объ этомъ, поспѣшили ко гробу, придя осмотрѣли его и удалились; «а Марія стояла у гроба и плакала». Новое горе охватило преданную женщину. Мало того что умертвили Господа, теперь «унесли Его изъ гроба»; и преданная женщина остается у пустого гроба и плачетъ. И вотъ когда она такъ плакала, то «наклонилась во гробъ и видитъ двухъ ангеловъ, одѣтыхъ въ бѣлое и сидящихъ одного у изголовья, а другого у ногъ, гдѣ лежало Тѣло Іисуса». Мы не знаемъ, какія мысли и чувства охватили женщину, когда она увидѣла неизвѣстныхъ ей мужей во гробѣ; нѣтъ возможности судить и о томъ, признала-ли она въ нихъ небесныхъ вѣстниковъ. Евенгелистъ не говоритъ объ этомъ. Онъ говоритъ о томъ, что сказали они Маріи. «Жено, что ты плачешь?», говорятъ они ей. А она имъ отвѣчаетъ тѣмъ же самымъ, что сказала и апостоламъ: «унесли Господа Моего и не знаю, гдѣ положили Его». Сказавъ это, говоритъ евангелистъ, она обернулась и увидѣла Іисуса стоящимъ у гроба, но не узнала, что это Іисусъ. Она была занята одной мыслью, куда положили Господа и гдѣ искать Его Тѣло. Да и раннее время и темнота не позволили ей разсмотрѣть Того, Кого она видѣла. Явившись Маріи, Христосъ обращается къ ней съ тѣмъ же самымъ вопросомъ: «Жено, что ты плачешь? кого ищешь?». Но не узнавъ Господа раньше, она не признаетъ Его и теперь. Ей прежде всего приходитъ въ голову, что, вѣроятно, это садовникъ, и онъ, конечно, можетъ ей скаэать, куда положили Господа. Поэтому она и говоритъ Ему: «господинъ, если ты вынесъ Его, скажи мнѣ, гдѣ ты положилъ Его и я возьму Его». Такимъ образомъ и здѣсь ея мысль всецѣло занята думой: кто взялъ и куда положили Господа. При такомъ настроеніи неудивительно, что она въ утреннихъ сумеркахъ не узнала явившагося ей Господа. Тогда Господь называетъ ее по имени «Марія» и только послѣ этого, такъ знакомаго ей, обращенія, она узнала Господа и, бросившись къ Нему, воскликнула: «Учитель!». Но Господь предупреждаетъ ея порывъ словами: «не прикасайся ко Мнѣ!». Почему же она не должна прикасаться къ Нему? Въ качествѣ объясненія евангелистъ приводитъ дальнѣйшія слова Іисуса: «Я еще не восшелъ къ Отцу Моему». Прежде явленія людямъ Я долженъ взойти къ Моему Отцу. Я пострадалъ, умерь за людей для исполненія Божественной Правды, теперь Я воскресъ и иду со своею Плотію къ Богу и Отцу своему. Поэтому и не прикасайся ко Мнѣ. «Но иди ко братьямъ Моимъ и скажи Имъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему». Получивъ такое повелѣніе, Марія удаляется отъ гроба. Ев. Іоаннъ говоритъ, что Марія исполнила повелѣніе Господа, но не указываетъ, когда она это сдѣлала.

Естественнѣе всего думать, что она тотчасъ aже отправилась къ ученикамъ Господа. Но идя отъ гроба, на пути встрѣтила Марію (по ев. Матѳею – другую Марію, а по Марку – Марію Іаковлеву) и Соломію, которыя тоже раньше другихъ спѣшили ко гробу. Встрѣтя ихъ и находясь подъ впечатлѣніемъ видѣннаго, она въ великомъ волненіи разсказала имъ, что видѣла Господа живымъ и что Онъ бесѣдовалъ съ ней. Еще не встрѣтя Маріи Магдалины, эти женщины говорили между собой: кто отвалитъ намъ камень отъ дверей гроба. И вотъ когда онѣ говорили объ этомъ, ихъ встрѣтила Марія Магдалина.

Но возвѣщенное имъ Маріей было тажъ ново, непохоже на только что бывшее, да и сама Марія была въ такомъ волненіи, что у нихъ естественно зародилось много вопросовъ и между прочимъ, правду ли Марія передаетъ; но во всякомъ случаѣ онѣ пожелали лично провѣрить сказанное ею. Марія же, видя ихъ недовѣріе къ ея словамъ, вернулась съ ними ко гробу, чтобы на мѣстѣ показать, гдѣ и какъ видѣла Господа и ангеловъ.

И вотъ когда онѣ подошли ко гробу, то увидѣли ангела сидящимъ у дверей гроба. Онъ обратился къ нимъ и сказалъ: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Іисуса распятаго; Его нѣтъ здѣсь; Онъ воскресъ, какъ сказалъ; пойдите и посмотрите мѣсто, гдѣ лежалъ Господь. И пойдите по скорѣе, скажите ученикамъ Его, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ и предваряетъ васъ въ Галилеѣ; тамъ Его увидите» (Мѳ. ХХVIII, 5-7). И вошли женщины во гробъ и увидѣли другого юношу сидящаго на правой сторонѣ, облеченнаго въ бѣлую одежду и ужаснулись. Но и онъ ободрилъ ихъ и сказалъ имъ: «Онъ воскресъ; Его нѣтъ здѣсь. Вотъ мѣсто, гдѣ Онъ былъ положенъ». И этотъ ангелъ передалъ имъ то же повелѣніе для передачи ученикамъ и Петру (Маркъ XXI, 5-7). Выслушавъ ангеловъ, женщины вышли изъ гроба и со страхомъ и радостью великою побѣжали возвѣстить ученикамъ о видѣнномъ и слышанномъ (Мѳ. ХХVIII, 8).

Когда онѣ шли отъ гроба, на пути имъ явился Господь. Это было вторымъ явленіемъ Господа Маріи Магдалинѣ. На этотъ разъ Онъ привѣтствуетъ ихъ возгласомъ: «радуйтесь!». Какой смыслъ имѣло это привѣтствіе? Смыслъ этого привѣтствія выясняется изъ сопоставленія съ предыдущимъ явленіемъ Господа. Тогда Онъ Сказалъ ей: «я восхожду къ Богу и Отцу», и объ этомъ Онъ повелѣлъ сказать братьямъ Его. Теперь же Онъ явился женамъ и привѣтствуетъ ихъ: «радуйтесь!». Своимъ человѣческимъ естествомъ Онъ былъ у Бога и Отца Своего и всѣхъ людей и отъ Него приноситъ великую радость прощенія и примиренія. Искупленіе совершено; человѣческое естество въ Лицѣ Воскресшаго взошло къ Богу и Отцу; и теперь люди имѣютъ смѣлость называть своего Творца Отцомъ. Поэтому «радуйтесь!». И теперь женщины въ величайшей радости припадаютъ къ ногамъ Воскресшаго и обнимаютъ ихъ. На этотъ разъ и Самъ Господь даетъ повелѣніе; «пойдите, возвѣстите братьямъ моимъ, чтобы шли въ Галилею, и тамъ они увидятъ Меня» (Мѳ. ХХVIII, 9-10). – На этотъ разъ видѣли ангеловъ и Господа не одна Марія Магдалина, а вмѣстѣ съ нею и другія и не только видѣли, но слышали Его рѣчь и даже обнимали Его ноги. Сомнѣнія для нихъ теперь не могло быть, тѣмъ болѣе, что Господь самъ обѣщалъ явиться ученикамъ. И это обѣщаніе онѣ слышали трижды, какъ будто бы для того, чтобы кто- нибудь изъ учениковъ не пропустилъ грядущаго явленія и не лишился лично удостовѣриться въ истинности слышаннаго отъ женщинъ.

И женщины поспѣшили, чтобы исполнить повелѣніе Господа. Однако имъ и на этотъ разъ не пришлось осуществить своего намѣренія. Идя отъ гроба, онѣ встрѣтили на пути тѣхъ, съ которыми раньше уговорились итти на гробъ. Онѣ только еще шли ко гробу съ благовоніями, чтобы помазать Господа, какъ мертвеца. Имъ онѣ возвѣщаютъ, что Господь воскресъ, что Онѣ видѣли гробъ, видѣли ангеловъ, которые послали ихъ къ ученикамъ; наконецъ, онѣ только что видѣли самого Господа, Который тоже велѣли имъ итти туда же. Но эти женщины имъ не повѣрили. За два дня онѣ свыклись съ мыслью, что ихъ Учитель умеръ и погребенъ, а поэтому и къ разсказамъ трехъ своихъ подругъ онѣ отнеслись съ недовѣріемъ. И вмѣсто того, чтобы итти къ ученикамъ, продолжали путь ко гробу. Съ ними возвратились и Маріи. Вѣроятно, онѣ хотѣли убѣдить своихъ подругъ въ истинности своихъ словъ, на мѣстѣ показать имъ, гдѣ онѣ видѣли Господа, гдѣ имъ явились ангелы. Въ виду всего этого нѣтъ ничего удивительнаго, что Марія Магдалина въ третій разъ возвратилась ко гробу.

Но придя ко гробу, и новыя женщины увидѣли, что камень отваленъ и гробъ открытъ, вошли во гробъ и «не нашли Тѣла Господа Іисуса». Это повергло въ недоумѣніе вновь пришедшихъ и онѣ не знали, что подумать: воскресили Господь, какъ говорятъ Маріи и Соломія или кто-нибудь взялъ Тѣло ихъ Учителя. «Когда онѣ недоумѣвали объ этомъ, предъ ними предстали два мужа въ блестящихъ одеждахъ». То были ангелы, которые уже являлись тремъ женамъ, но на этотъ разъ они обращаются къ женамъ не съ словами ободренія, а съ укоромъ за невѣріе. «Что вы ищете Живого между мертвыми? Его нѣтъ здѣсь. Онъ воскресъ!». Почему не вѣрите тому, что Вамъ сказали? Зачѣмъ сомнѣніе гнѣздится въ сердцахъ вашихъ? «Вспомните, какъ Онъ говорилъ вамъ, когда былъ еще въ Галилеѣ, говоря, что сыну человѣческому надлежитъ быть предану въ руки человѣковъ грѣшниковъ и быть распяту и въ третій день воскреснуть». «И вспомнили онѣ Его слова»; и повѣрили имъ; а вмѣстѣ съ тѣмъ повѣрили и словамъ Маріи Магдалины и другимъ видѣвшимъ и слышавшимъ Господа и ангеловъ (Ев. Луки XXIV, 1-10).

И поспѣшили женщины отъ гроба къ одиннадцати апостоламъ и прочимъ вѣрующимъ и возвѣстили имъ все, что онѣ видѣли и слышали. Но по словамъ ев. Луки, ихъ слова показались пустыми, нестоящими вниманія и не повѣрили имъ (Ев. Луки. XXIV, 11).

***

Мы изложили свои мысли о явленіяхъ женамъ мироносицами въ день Воскресенія. По нашему мнѣнію, утромъ въ день Воскресенія было четыре явленія: два явленія Господа и два явленія ангеловъ. При нашемъ взглядѣ можетъ представляться страннымъ только то, что Марія Магдалина три раза возвращается ко гробу вмѣсто того, чтобы спѣшить и возвѣстить ученикамъ о видѣнномъ и слышанномъ. Но эта странность перестанетъ быть такой, если мы обратимъ вниманіе, въ какомъ волненіи были женщины и какъ тяжело было для нихъ, что имъ не вѣрятъ. Въ виду этого для нихъ естественно было вновь вернуться къ близлежащему гробу, чтобы еще разъ показать, гдѣ онѣ видѣли Господа. При такихъ волненіяхъ нельзя ожидать методичности въ дѣйствіяхъ.

Мы указали, что на повѣствованія евангелистовъ Матѳея и Марка о явленіи ангеловъ нужно смотрѣть, какъ на одно. При такомъ взглядѣ отпадаютъ противорѣчія о количествѣ ангеловъ, видѣнныхъ у гроба. Ев. Іоаннъ повѣствуетъ о двухъ; о двухъ же говоритъ и ев. Лука. А евангелисты Матѳей и Маркъ говорятъ объ одномъ потому, что при зтомъ явленіи женщины одного ангела видѣли у гроба, а другого онѣ увидѣли войдя во гробъ.

Но въ евангельскихъ повѣствованіяхъ о явленіяхъ мироносицамъ есть одно мѣсто, которое дѣйствительно возбуждаетъ недоумѣніе. Такимъ мѣстомъ является замѣчаніе ев. Марка о явленіи Господа Маріи Магдалинѣ (XVI, 9-10). Объ этомъ явленіи евангелистъ только упоминаетъ. А между тѣмъ естественнѣе ожидать подробнаго повѣствованія объ этомъ событіи. Если онъ довольно подробно разсказалъ о явленіи женамъ ангела, то тѣмъ важнѣе было явленіе самого Господа. Оно было бы понятнымъ, если бы другой евангелистъ раньше его разсказалъ объ этомъ; но вѣдь Іоанново евангеліе явилось позже. Одно только можно предположить: ев. Маркъ зналъ объ этомъ изъ какого-либо другого распространеннаго источника, о которомъ знали и другіе вѣрующіе. Поэтому онъ и не остановился на этомъ явленіи Господа, какъ на извѣстномъ.

 

Д. Брянцевъ.

 

«Вѣра и разумъ». 1912. № 6. Мартъ. Книжка 2. С. 741-748; № 7. Апрѣль. Книжка 1. С. 59-68.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: