Благословеніе колива въ память св. великомученика Ѳеодора Тирона.

Благословеніе и освященіе въ пятокъ на первой недѣлѣ Великаго Поста колива, т. е. вареной съ медомъ пшеницы, въ память св. великомученика Ѳеодора имѣетъ начало въ Православной Церкви въ IV вѣкѣ по Р. Хр. Въ 361 году послѣ смерти Констанція, сына св. равноапостольнаго Константина Великаго, на императорскій престолъ вступилъ племянникъ Константита Юліанъ[1], извѣстный въ исторіи подъ названіемъ богоотступника. Повидимому воспитанный, подъ руководствомъ аріанскихъ учителей, въ христіанскомъ законѣ, въ душѣ же не имѣвшій никакого расположенія къ христіанству и симпатизировавшій втайнѣ язычеству, Юліанъ первоначально скрывалъ свои религіозныя убѣжденія изъ боязни предъ императоромъ Констанціемъ, исповѣдывавшимъ христіанскую вѣру; но по вступленіи на императорскій престолъ отрекся отъ Христа и открыто заявилъ себя почитателемъ языческихъ боговъ.

Поставивъ для себя цѣлію возстановить совсѣмъ упадавшее тогда язычество и сдѣлать его господствующею религіею въ имперіи вмѣсто недавно объявленнаго таковою христіанства[2], онъ для этой цѣли издавалъ разныя распоряженія въ пользу язычества, и въ то же время изыскивалъ способы уронить въ глазахъ язычниковъ ненавистное ему христіанство и, если можно, стереть его съ лица земли. Для этого онъ запрещалъ, напримѣръ, христіанамъ имѣть училища и изучать языческихъ классиковъ, увѣряя ихъ, что для нихъ достаточно знать только символъ вѣры да евангеліе, – отнималъ у христіанъ и ихъ церквей имущества, говоря въ оправданіе себя, что онъ чрезъ это помогаетъ христіанамъ достигать царствія Божія, обѣщаннаго закономъ христіанскимъ нищимъ, и обращалъ отнятыя имущества въ пользу языческихъ капищъ, – удалялъ христіанъ отъ занимаемыхъ ими государственныхъ должностей, подъ тѣмъ предлогомъ, что евангеліе запрещаетъ мірскую гордость, – смѣялся надъ вѣрованіями и обычаями христіанскими.

Зная, что христіане особенно строго почитаютъ и соблюдаютъ Великій Постъ, богоотступникъ въ 362 году приказалъ между прочимъ Константинопольскому епарху тайно каждый день на первой недѣлѣ поста окроплять кровію отъ идольскихъ жертвъ всѣ съѣстные припасы на рынкахъ, чтобы христіане, покупая ихъ и вкушая, хотя ненамѣренно нарушили въ эту великую седьмипу постановленіе апостольскаго собора, повелѣвающее воздерживаться отъ идоложертвеннаго и крови (Дѣян. 15, 29), и пріобщились языческой религіи. Приказаніе Юліана было исполнено. Но «всевидящее Божіе око, запинающее премудрыя въ коварствѣ ихъ, какъ говорится въ сѵнаксарѣ, и о... рабѣхъ Своихъ присно промышляющее, гнусная преступника коварства разруши». Константинопольскому архіепископу Евдоксію явно, а не во снѣ, предсталъ св. великомученикъ Ѳеодоръ Тиронъ[3], пострадавшій за имя Христово въ гоненіе, воздвигнутое императоромъ Діоклитіаномъ, и повелѣлъ ему призвать къ себѣ вѣрующихъ и запретить имъ покупать на рынкѣ оскверненную пищу; «тѣ, которые не имѣютъ другихъ запасовъ, говорилъ при этомъ св. великомученикъ, пусть сварятъ у себя пшеницу съ медомъ»[4]. Христіане всю первую седьмицу поста питались этою пищею, и въ субботу почтили поливомъ память св. великомученика Ѳеодора. Юліанъ же, «свое ловительство узрѣвъ обличено», постыженный отмѣнилъ свое распоряженіе объ окропленіи идоложертвенною кровію продаваемыхъ на рынкѣ припасовъ.

Съ тѣхъ поръ Православная Церковь въ память избавленія вѣрующихъ отъ оскверненія пищею, окропленною идоложертвенною кровію, постановила ежегодно въ субботу на первой недѣлѣ Великаго Поста творить празднованіе святому великомученику Ѳеодору, а въ навечеріе субботы въ пятницу послѣ преждеосвященной литургіи по заамвовной молитвѣ совершать молебнов пѣніе св. Ѳеодору и освящать коливо[5].

 

Священникъ Ал. Трапицынъ.

 

«Вятскія Епархіальныя Вѣдомости». 1892. № 6. Отд. Дух.-Литер. С. 193-196.

 

[1] Сынъ Юлія Констанція, брата Константина Великаго.

[2] В Христіанская религія была объявлена господствующею въ предѣлахъ римской имперіи св. Константиномъ Великимъ въ 323 г. послѣ трехвѣковой борьбы съ язычествомъ.

[3] Св. великомученикъ Ѳеодоръ воиномъ изъ новобранцевъ (тиронъ) служилъ въ полку въ г. Амасіи, Понтійской области (въ сѣверо-восточной части Малой Азіи). Полковымъ начальникомъ его быль язычникъ Вринка. Узнавъ, что Ѳеодоръ исповѣдуетъ христіанскую вѣру, Вринка началъ убѣждать его отречься отъ Христа и принести жертву идоламъ. Ѳеодоръ не исполнилъ приказанія начальника и смѣло предъ всѣми воинами исповѣдалъ Христа. Изъ сожалѣнія къ Ѳеодору, начальникъ оставилъ его на время въ покоѣ, надѣясь, что онъ исполнитъ его желаніе. Но Ѳеодоръ былъ непоколебимъ и по ревности къ вѣрѣ Христовой сжегъ даже въ г. Амасіи идольское капище со статуею богини. Тогда о принадлежности Ѳеодора къ христіанскому обществу и о сожженіи имъ капища было донесено правителю области Публію. Послѣдній вызвалъ къ себѣ Ѳеодора и велѣлъ жестоко бить его, а потомъ заключить въ темницу. Въ темницѣ Ѳеодора морили голодомъ, чтобы принудить его измѣнить своей вѣрѣ. Но страдальцу явился здѣсь Господь Спаситель н укрѣпилъ его надеждою на вѣчную жизнь. Въ скоромъ времени Ѳеодоръ снова былъ позванъ на судъ къ правителю. Правитель кротко началъ убѣждать Ѳеодора поклониться идоламъ, но исповѣдникъ и на сей разъ былъ твердъ въ вѣрѣ. Раздраженный Публій приказалъ повѣсить Ѳеодора на дерево и строгать тѣло его до костей желѣзомъ, чтобы хотя пыткою вынудить у него отреченіе отъ Христа. Такъ какъ святый мужественно переносилъ и эти мученія, то, по приказанію Публія, бросили его тогда въ огонь. Огонь прекратилъ страданія Ѳеодора; съ молитвою на устахъ онъ предалъ свою душу Богу (около 306 г.). Останки его послѣ сожженія одна благочестивая женщина Евсевія выпросила у мучителя и съ честію похоронила въ г. Евхаитахъ.

[4] Бахметева. Разсказы изъ исторіи Христіанской Церкви. ч. II. стр. 8.

[5] Празднованіе это описалъ Константинопольскій патр. Нектарій (381-397), посвятивъ Святому похвальное слово, сохранившееся въ древнемъ переводѣ. См. М. П. Петровскій. Сказаніе Константинопольскаго Патріарха Нектарія о Ѳеодорѣ Тиронѣ (По сербской рукописи XV в.). // «Православный Собесѣдникъ». 1886. Т. 3. № 11. С. 235-261– ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: