Благочестивый обычай «Христосованія» во дни св. Пасхи.

Великій и радостный праздникъ Свѣтлаго Христова Воскресенія въ нашей русской православной церкви имѣетъ очень много особенностей, сравнительно съ другими праздниками, установленными во имя Господа нашего Іисуса Христа. Особенности касаются какъ Богослуженія, выдѣляющаго этотъ праздникъ изъ рада всѣхъ другихъ праздниковъ, такъ и нѣкоторыхъ, благочестивыхъ обычаевъ, свойственныхъ лишь сему празднику. Всѣми этими особенностями, придающими св. Пасхѣ характеръ высокой торжественности, наша церковь обязана своей духовной матери, церкви греческой, отъ которой, вмѣстѣ съ усвоеніемъ христіанства, она, при руководствѣ Божественнаго Провидѣнія, приняла множество благолѣпныхъ обрядовъ и обычаевъ.

Къ числу многихъ такихъ благочестивыхъ пасхальныхъ обычаевъ, заимствованныхъ нами изъ Греціи, относится и благочестивый обычай; извѣстный у насъ подъ названіемъ «Христосованія». Этотъ обычай состоитъ изъ взаимнаго христіанскаго лобызанія и врученія другъ другу красныхъ яицъ при взаимномъ привѣтствіи съ Воскресеніемъ Христовымъ и при произнесеніи радостныхъ словъ: «Христосъ воскресе!» и «воистину воскресе!». Перенесенный къ намъ изъ Греціи, онъ и до сихъ поръ свято хранится въ нѣдрахъ греческой церкви. Онъ держится и между всѣми христіанскими обществами, даже и неправославными.

Положительно трудно опредѣлить время первоначальнаго происхожденія сего обычая. Основываясь на единогласномъ преданіи христіанскихъ обществъ, можно однако съ вѣроятностію утверждать, что онъ существуетъ въ христіанской церкви почти съ самыхъ первыхъ временъ ея жизни на землѣ. Это можно сказать особенно объ обычаѣ дарить красныя яйца въ дни св. Пасхи. Сей послѣдній обычай, по преданію, своимъ происхожденіемъ обязанъ св. равноапостольной Маріи Магдалинѣ, изъ которой Іисусъ Христосъ изгналъ семь бѣсовъ (Мр. 16, 9), и которая за свою глубокую вѣру въ Него впервые удостоилась съ великою радостію увидѣть въ саду Геѳсиманскомъ воскресшаго Господа, Начальника жизни, и быть первою проповѣдницею плавнаго Его воскресенія среди Его учениковъ. Справедливость этого преданія ясно свидѣтельствуется въ одномъ древнемъ рукописномъ уставѣ, писанномъ на пергаментѣ, хранящемся въ библіотекѣ монастыря святой Анастасіи, близъ Ѳессалоники. Въ концѣ этого устава, послѣ молитвъ на день св. Пасхи, сдѣлано слѣдующее замѣчаніе: «читается также молитва на благословеніе яицъ и сыра, и игуменъ, цѣлуя братію, раздаетъ имъ яйца и говоритъ: Христосъ воскресе! Такъ мы приняли отъ св. отцовъ, которые сохранили сіе обыкновеніе отъ, самыхъ временъ апостольскихъ, ибо св. равноапостольная Марія Магдалина первая показала примѣръ сего радостнаго дароприношенія». Марія Магдалина примѣръ «радостнаго дароприношенія» во имя Воскресшаго впервые показала въ Римѣ, куда она ходила для проповѣди о воскресшемъ Господѣ и Его воскресеніи, послѣ Его славнаго вознесенія на небо. Какъ свидѣтельствуетъ церковное преданіе, съ цѣлію Евангельскаго благовѣстія, во исполненіе Божественнаго повелѣнія проповѣдывать Евангеліе всей твари (Мр. 16, 15), она (М. М.) посѣтила многія страны. Но для проповѣди о Христѣ она преимущественно съ особеннымъ усердіемъ свою дѣятельность сосредоточила въ Римѣ, начавши ее прежде всего предъ лицомъ Тиверія Кесаря. Объ этой ея дѣятельности въ Римѣ въ ея житіи говорится слѣдующимъ образомъ: «пройде (Марія М.) многія страны, благовѣствуя Евангеліе, яко же и апостолы святіи; пріиде же и въ Римъ и Тиверію Кесарю предста, и вся яже о Христѣ возвѣсти ему. Пилата же и архіереи въ гнѣвъ Кесаревъ введе и пріяща тіи по дѣломъ своимъ». Представъ здѣсь предъ, лицо Тиверія Кесаря, между прочимъ, какъ видно изъ послѣднихъ словъ приведеннаго замѣчанія, и съ цѣлію обвинить Пилата и архіереевъ въ несправедливомъ обвиненіи и осужденіи Іисуса Христа на крестную смерть, свою проповѣдь о воскресеніи Господа предъ императоромъ св. Марія Магдалина начала радостными словами: Христосъ воскресъ! Въ это-то время, по свидѣтельству преданія, она и поднесла императору яйцо красное. Это она сдѣлала во имя господствовавшаго (и понынѣ господствующаго у восточныхъ народовъ) какъ у іудеевъ, такъ и у язычниковъ, преимущественно восточныхъ жителей, обычая являться къ знатнымъ лицамъ съ дарами, въ знакъ почтенія и уваженія къ нимъ. Не должно удивляться въ этомъ случаѣ тому обстоятельству, что св. Марія Магдалина къ императору предстала съ такимъ ничтожнымъ даромъ, какъ яйцо. Въ древности и не съ богатыми дарами позволялось являться предъ лицо знатныхъ и великихъ людей. Сообразно съ состояніемъ, бѣдные въ этихъ случаяхъ могли приносить или плоды, или вообще произведенія своей страны, или же въ крайнихъ случаяхъ даже яйца домашнихъ птицъ. Подносить яйца въ видѣ подарковъ своимъ знакомымъ, друзьямъ и покровителямъ особенно было въ обычаѣ у евреевъ въ день ихъ рожденія и въ день новаго года. Этимъ еврейскимъ обычаемъ и воспользовалась Марія Магдалина, избравъ яйцо знакомъ своего вниманія и уваженія къ Тиверію. Послѣдній былъ, конечно, знакомъ съ этимъ обычаемъ, а потому и не могъ не принять дара отъ бѣдной проповѣдницы воскресшаго Господа.

Подобный примѣръ простосердечнаго приношенія св. равноапостольной Маріи въ первенствующихъ христіанахъ нашелъ себѣ благочестивыхъ подражателей. Въ воспоминаніе воскресенія Христова, послужившаго предметомъ проповѣди св. Маріи Магдалины, они стали и сами дарить другъ другу красныя яйца, каковой обычай впослѣдствіи сдѣлался всеобщимъ въ христіанствѣ и чрезъ Грецію дошелъ до нашей Русской церкви, свято его сохраняющей.

Что же касается христіанскаго взаимнаго лобзанія, то оно, вѣроятно, въ практикѣ древнихъ христіанъ служило лишь продолженіемъ и прекраснымъ завершеніемъ обычая дарить красныя яйца своимъ ближнимъ въ дни св. Пасхи. Какъ и у насъ, оно также, вѣроятно, и у первенствующихъ христіанъ соединялось прямо съ врученіемъ красныхъ яицъ другъ другу при взаимномъ привѣтствіи съ Воскресеніемъ Христовымъ. Въ этомъ смыслѣ, по справедливости, какъ обычай дарить красныя яйца, такъ и обычай взаимнаго христіанскаго лобзанія могутъ быть признаны однимъ обычаемъ, извѣстнымъ у насъ подъ названіемъ «Христосованія».

Благочестивый обычай «Христосованія» въ дни св. Пасхи имѣетъ глубокій смыслъ и значеніе. Онъ какъ нельзя болѣе подходитъ къ духу самаго праздника и даже можетъ краснорѣчиво свидѣтельствовать о значеніи для возрожденнаго человѣчества дней Свѣтлаго Христова Воскресенія.

Въ самомъ дѣлѣ, установленный въ воспоминаніе величайшаго изъ чудесъ чуда воскресенія Іисуса Христа, праздникъ Пасхи можетъ служить лучшимъ доказательствомъ тайны нашего искупленія, отъ вѣчности входившаго въ планъ Божественнаго мірозданія, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ извѣстное выраженіе Св. Писанія объ Искупителѣ, какъ объ «агнцѣ, закланномъ отъ сложенія міра» (Апок. 13, 8). Исторія этого праздника напоминаетъ намъ, что событіе воскресенія Іисуса Христа есть завершеніе освобожденія рода человѣческаго отъ грѣха, чрезъ уничтоженіе смерти, какъ слѣдствія грѣха, есть славная побѣда надъ зломъ въ самомъ его корнѣ, предположенная еще въ предвѣчномъ совѣтѣ Божіемъ объ искупленіи человѣка добровольною жертвою Сына Божія (Еф. 1, 14) и о возвращеніи ему благодатнаго состоянія, утраченнаго имъ вслѣдствіе грѣха, добровольнаго паденія, также предвидѣннаго въ вѣчныхъ планахъ Божественнаго Провидѣнія. Своимъ воскресеніемъ изъ мертвыхъ Іисусъ Христосъ привелъ снова къ Богу человѣка, чрезъ грѣхъ удалившагося отъ Него, соединилъ небо съ землею, Бога съ человѣками, явившись единымъ Ходатаемъ за весь родъ человѣческій предъ Правдою Божіею (1 Тим. 2, 5, 6), уничтожилъ вражду и ненависть, даровавъ всепрощеніе и миръ человѣческому роду. По вѣрѣ въ воскресшаго Господа, люди, Имъ искупленные, получили право называться чадами Божіими по благодати усыновленія Богу (Іоан. 1, 12. 13), а Бога называть своимъ Отцомъ (ср. «Отче тнашъ»), получили право сознавать себя братьями во Христѣ.

Въ воспоминаніе такого значенія событія воскресенія Іисуса Христа, церковная древность христіанская и установила и освятила своимъ употребленіемъ благочестивый обычай привѣтствіе съ праздникомъ Воскресенія Іисуса Христа сопровождать взаимнымъ христіанскимъ лобзаніемъ другъ друга. Это лобзаніе есть наилучшая форма выраженія нашего во Христѣ братства и любви другъ къ другу. Оно наилучшимъ образомъ свидѣтельствуетъ о примиреніи людей между собою и съ Богомъ, совершенномъ воскресшимъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, «Который, по ученію св. Апостола, есть миръ нашъ, сотворивый обоя едино, и средостѣніе ограды разоривый: вражду плотію Своею, законъ заповѣдей ученми упразднивъ; да оба созиждетъ собою во единаго новаго человѣка, творя миръ: и примиритъ обоихъ во единомъ тѣлѣ Вогови Крестомъ, убивъ вражду на немъ» (Еф. 2, 14-16), и лучшимъ образомъ можетъ выразить глубокій смыслъ праздника христіанской Пасхи.

Какъ историческое событіе, воскресеніе Іисуса Христа есть живой начатокъ общаго блаженнаго воскресенія. «Нынѣ Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть» (1 Кор. 15, 20), говоритъ св. Ап. Павелъ. Какъ Владыка жизни и смерти, имѣющій область (власть) положити душу Свою и паки пріятіи ю (Іоан. 10, 18), Іисусъ Христосъ Самъ не остался во власти смерти, потерпѣвъ крестную смерть, но, побѣдивъ ее, перешелъ къ жизни чрезъ Свое славное воскресеніе. Этимъ Онъ открылъ и намъ путь къ небу, царству небесному, общенію съ Богомъ и блаженному безсмертію, даровавъ намъ жизнь, подъ условіемъ вѣры и добрыхъ дѣлъ, какъ средствъ угожденія Богу (Евр. 11, 6; Іак. 2, 20). Съ этой стороны, воскресеніе Іисуса Христа, будучи завершеніемъ дѣла искупленія рода человѣческаго, можетъ служить лучшимъ доказательствомъ и знаменіемъ нашего будущаго возрожденія, обновленія міра и воскресенія изъ мертвыхъ. Справедливость этого св. Ап. Павелъ доказываетъ примѣромъ сравненія Іисуса Христа съ Адамомъ (ср. 1 Кор. 15, 21-23). Какъ Адамъ, естественная глава всего человѣческаго рода, родоначальникъ всѣхъ людей, виновникъ естественной жизни всего человѣчества, согрѣшилъ и своимъ грѣхопаденіемъ подвергъ смерти все человѣчество, Отъ него происшедшее, такъ и Іисусъ Христосъ, Виновникъ жизни, несомнѣнно долженъ быть признанъ начаткомъ воскресенія мертвыхъ, ибо каковъ стволъ, таковы и вѣтви, каковъ Глава, таковы и члены. Соотвѣтственно этому, въ виду ближайшаго отношенія человѣчества къ Іисусу Христу, какъ къ своей Главѣ, воскресеніе изъ мертвыхъ должно быть всеобщимъ. Въ своемъ и общемъ воскресеніи вѣрующіе, по Апостолу, должны быть убѣждены болѣе, чѣмъ въ общей смертности. Это потому, что смерть есть явленіе совершенно случайное, а жизнь неизмѣнное опредѣленіе Божіе человѣку. При томъ же причина смерти лежитъ въ человѣкѣ, отъ Бога уклонившемся, а жизнь единственно исходитъ изъ рукъ Самого Виновника жизни Іисуса Христа. Если поэтому смертность людей есть дѣйствительное и непреложное явленіе, то тѣмъ болѣе это можно сказать о воскресеніи всѣхъ мертвыхъ: ежели отъ человѣка смерть, то тѣмъ болѣе отъ Богочеловѣка жизнь вѣчная. Воскресеніе Іисуса Христа, поэтому, даетъ намъ самое лучшее основаніе нашей надежды на будущее общее воскресеніе и духовное возрожденіе человѣчества. Безъ него надежды и ожиданія церкви относительно будущей ея судьбы и міра были бы ожиданіями безъ дѣйствительной основы.

Обычай дарить красныя яйца другъ другу въ дни св. Пасхи, вызывая воспоминаніе о воскресеніи Іисуса Христа, можетъ поэтому служить прекраснѣйшимъ средствомъ для напоминанія высокой, отрадной для всего возрожденнаго человѣчества, истины общаго воскресенія мертвыхъ и возрожденія для блаженной жизни въ союзѣ съ Богомъ. Яйцо служитъ въ этомъ случаѣ лучшилъ знакомъ, символомъ возрожденія въ жизнь будущую, блаженную. Подобно тому, какъ «изъ яйца рождается животное и вступаетъ въ жизнь птицъ небесныхъ, когда освобождается изъ скорлупы, заключавшей въ себѣ его зародышъ: подобно этому, нѣкогда и мы, бросивъ все тлѣнное здѣсь, гдѣ имѣемъ уже зародышъ и начало вѣчнаго бытія, силою воскресенія Христова возродимся и воскреснемъ для другой жизни, вѣчно радостной для праведныхъ»[1]. Источникомъ нашего безсмертія служитъ за насъ пролитая кровь Господа нашего Іисуса Христа. Красный цвѣтъ пасхальныхъ яицъ въ данномъ случаѣ служитъ ея образомъ. Своимъ свѣтлымъ видомъ эти яйца лучшимъ образомъ изображаютъ всеобщую радость о побѣдѣ Іисуса Христа надъ адомъ и смертію, о Его воскресеніи изъ мертвыхъ и нашемъ возстаніи въ другомъ мірѣ. Все это говоритъ за то, какъ много приличествуетъ днямъ св. Пасхи разсматриваемый благочестивый обычай, выражающій правильно духъ великаго свѣтлаго празднества и отображающій въ себѣ неизмѣримое для нашего спасенія значеніе событія воскресенія Іисуса Христа, воспоминаемаго въ дни св. Пасхи.

Дай Богъ, чтобы онъ крѣпъ и росъ въ церковной жизни нашего общества, напоминая ему о христіанской любви и братствѣ между людьми и вызывая твердую вѣру и надежду на будущее блаженное безсмертіе и возрожденіе!

 

«Нижегородскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. № 8. Ч. Неофф. С. 2-10.

 

[1] См. Воскр. Чт. VII, II., ст.: «о началѣ обыкновенія дарить другъ другу красныя яйца во дни св. Пасхи», давшую частію матеріалъ для настоящей статьи.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: